Психическое состояне подростков и его коррекция
статья по психологии на тему

Митяева Любовь Васильевна

В статье рассматриваются приемы коррекции психического состояния подростков с помощью методов телесно-ориентированной психотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihicheskoe_zdorove_podrostkov_i_ego_korrektsiya.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Психическое здоровье подростков и его коррекция

Митяева Любовь Васильевна

педагог-психолог ГБОУ школы №297 Пушкинского района Санкт-Петербурга         

Психическое здоровье определяет состояние общего благополучия  человека наряду с физическим здоровьем. Имея хороший его уровень, человек может эффективно выполнять задачи, стоящие перед ним в различных сферах деятельности. Психическое здоровье зависит от различных компонентов, в том числе и от уровня психического напряжения. Чем оно выше, тем выше у человека показатели тревожности и эмоциональной неустойчивости. На психофизиологическом уровне это зависит от наличия у человека двигательных зажимов. Они, в свою очередь, возникают в результате подавления эмоций, которые сохраняются в теле в виде хронического напряжения мышц. Использование техник телесно-ориентированной и танцевальной терапии позволяет снять мышечные зажимы. Первый этап коррекции связан с обучением способам медитации и мышечного расслабления. Второй  – с работой над своим телом в движении. Это позволяет найти контакт с самим собой, приводит к хранящимся внутри воспоминаниям, переживаниям и выводит их в сферу сознания. Человек, не имеющий мышечных зажимов и психологических затруднений двигается свободно. Некоторые люди не могут позволить выразить свое состояние через движение, что оказывает влияние на их психическое состояние. В подростковом возрасте это приводит к повышенной тревожности, неустойчивости в психоэмоциональном состоянии, проблемах в коммуникации. В нашем исследовании на базе ГБОУ школы №297 принимали участие 6 подростков в возрасте 13-14 лет. В начале и в конце всего цикла занятий оценивали состояние учащихся с помощью восьмицветового теста (М. Люшер) и методики самооценки актуального психического состояния «СУПОС-8» (О. Микшик в модификации В.А.Кулганова). Анализировали динамику показателей психической напряженности, эмоционально стресса, тревожности в первом тесте. Во втором –  значения психического спокойствия, ощущения силы, энергии, стремления к действию, психического беспокойства, подавленности и удрученности. С подростками в течение года проводили занятия, на которых они знакомились с навыками саморегуляции и медитации. Затем учились распознавать и выражать свои естественные движения. На занятиях отмечали повторяющиеся движения. Определяли с какими личными переживаниями они связаны. В конце происходил опыт их разрешения. Для последующей работы с данными ощущениями, телесными состояниями, возникшими эмоциями использовали дополнительные техники в форме лепки, рисунка, записи возникших мыслей. Это создавало якорь безопасности для подростков. В процессе работы использовали различные техники, например «Танец отдельных частей тела», «Ведущий и ведомые», «Система усилий» (по Р. Лобан), «Отображение», «Все со всеми». На этапе рефлексии учащиеся учились понимать, что делало их тело. Они описывали движения, их развитие в пространстве, времени и качество. Также школьники определяли с каким чувством или эмоцией это было связано. Третьим шагом рефлексии было определение связи движения с образом, которое можно было зарисовать или проиграть с использованием других техник.

        Таким образом, осознание подростками причин своих двигательных зажимов дало возможность дальнейшей работы со сферой своего Я. Понимание себя позволило уменьшить показатели тревожности, эмоционального стресса, психического беспокойства. Школьники стали положительно относиться к самим себе, не бояться своих внутренних и внешних изменений. Это определило улучшение их уровня психического здоровья.

       

Список литературы

  1. Гиршон А. Истории, рассказанные телом. Практика Аутентичного Движения. – Минск, 2008. – 128 с.
  2. Кулганов В.А, Митяева Л.В. Формирование психического здоровья подростков через телесно-ориентированные методы психокоррекции // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. Т.11, часть 1. – СПб, 2016, – С. 211-213.
  3. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг / Шкурко Т.А. – СПб. : Речь, 2003. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Саморегуляция психического состояния выпускников накануне ЕГЭ

В работе даны рекомендации практического характера...

«Психические состояния подростков»

курсова работа по психологии...

Коррекция психических состояний гимнасток 10-11 лет с учетом их типологических особенностей

Вашему вниманию предоставляется Методическая разработка к разделу «Психологическая подготовка» дополнительной общеобразовательной программе по художественной гимнастике на тему: «Коррекция психических...

Двигательная активность как средство предупреждения и коррекции неблагоприятных психических состояний подростков, занимающихся в объединении «Мини-футбол» отделения дополнительного образования.

Целью нашего исследования явилось изучение связи между уровнем двигательной активности и наличием неблагоприятных психических состояний у подростков, занимающихся в секции «Мини-футбол» ОД...

Двигательная активность как средство предупреждения и коррекции неблагоприятных психических состояний старшеклассников.

О влиянии двигательной активности как средства предупреждения и коррекции неблагоприятных психических состояний на старшеклассников....

Статья "Особенности совладающего поведения подростков при разных психических состояниях"

В статье представлены результаты исследования связи стратегий совладающего поведения и психических состояний у подростков оказавшихся в стрессовых, трудных жизненных ситуациях. Выявлена и установлена ...