Саморегуляция психического состояния выпускников накануне ЕГЭ
статья по психологии (11 класс) по теме

Хусаинова Ильсаяр Валентиновна

В работе даны рекомендации практического характера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.v.husainova.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Саморегуляция психического состояния выпускников накануне ЕГЭ. Практические советы

И.В.Хусаинова, учитель

русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

ЗСОШ №5

Заинского муниципального района.

Как известно, организм человека формируется в основном в первые 3-4 месяца внутриутробного развития. В первые же 3-4 месяца беременности формируется нервная система.

Человек индивидуален, сложен и своеобразен с рождения.

Человек может иметь генетически обусловленную гиперстеническую конституцию, т.е. он среднего роста, широкоплеч, круглоголов. Как правило, при такой конституции он генетически скорее энергичный, упрямый, напористый.

Человек стенической конституции высок, узкоплеч, узкогруд, с широким лбом и узким подбородком, когда тело – только «придаток к голове», склонен к рассудочности, но нередко и мечтатель, витающий в облаках, имеющий быстро истощаемые внутренние ресурсы.

Нормастеническая конституция – средний вариант.

Генетически заложенная программа физического развития при всех трех типах конституции реализуется неуклонно, но психические тенденции, в зависимости от воспитания, могут получить развитие или не получить его.

Точно так же врожденно разделение людей на «мыслительный» и «художественный» типы, базирующееся у первых на доминировании левополушарных, а у вторых – правополушарных функций головного мозга.

Уже с раннего возраста «левополушарные» рассудочны, менее эмоциональны, более прямолинейны, в вопросах въедливы, доискиваются до сути. Они нередко чрезмерно серьёзны, любознательны, тяготеют к «взрослым» разговорам, к одиночеству, не жалуют шумные, но охотно осваивают конструктивные игры, шахматы, увлекаются электронными игрушками, любят из разбирать и собирать, склонны к физике, математике. В них уже изначально меньше детскости, сильнее выражен мужской стиль мышления, у них и логика мужская. Если это девочки, то они думают как мальчики и соответственно ведут себя скорее по-мальчишески.

Из «левополушарных» вырастают хорошие организаторы, точные и дотошные исследователи и классификаторы в науке. В жизни это деловые, практичные люди.

«Правополушарные» рано обнаруживают интерес к красоте во всех ее проявлениях, к многообразию живой природы. Они – дети природы, ближе к ней, предпочитают книге наблюдение за полетом стрекозы, птицей или рыбками в ручье. «Правополушарные»  более впечатлительны, тоньше воспринимают интонацию, подтекст, настроение, мгновенно улавливая, например, настрой учителя, состояние матери, бабушки. Такие дети радуют неожиданностью и меткостью оценок, неординарностью суждений – и все это за счет образности мышления. Они по-детски наивны, трогательно непосредственны, то веселы, шумны, то задумчивы, часто уединяются. Их мимика чрезвычайно выразительна, эмоциональность тонка и богата. «Правополушарные» преуспевают в гуманитарных науках. Рисунки «правополушарных» поражают свежестью видения, эмоциональной экспрессией, динамикой.

«Левополушарные» дети обычно тянутся к отцу, «правополушарные» к матери. Воспитывать тех и других во избежание появления нервности или трудности следует так, чтобы оба полушария головного мозга развивались, не подавляя, а дополняя друг друга, чтобы становление проходило в гармоничном единстве интеллектуального и эмоционального, чтобы «левополушарная» девочка не стала «синим чулком», чтобы в ней развивалось творческое начало, а «правополушарный» мальчик не оказался человеком не от мира сего, неприспособленным к практической жизни.

Казалось бы, преобладающее влияние того или иного отдела вегетативной нервной системы, обеспечивающей автоматизм функционирования внутренних органов, вовсе не должно иметь отношения к психологическим особенностям.

Однако, все не просто. И этот фактор следует учитывать при обучении ребенка.

Если у девочки, например, преобладание тонуса симпатической нервной системы, то это ребенок так называемого симпатикотонического типа: с яркими большими глазами, как бы удивленно взирающими на мир. Одни эти глаза делают девочку заметной, красивой. У нее бледная, нежная, сухая и прохладная кожа. Она стройна, подвижна, грациозна. Она легко увлекается, общительна, активна, деятельна, подолгу не устает. Спит она немного и просыпается рано, что не мешает ей чувствовать себя хорошо отдохнувшей. Естественно, такая девочка легко налаживает контакты со сверстниками, вызывает симпатию взрослых, преуспевает в учебе.

Другая девочка появилась на свет с преобладающим тонусом парасимпатической нервной системы. Она неяркая, неприметная, у нее небольшие блеклые глаза. И руки у нее не такие тонкие, нежные, как у симпатикотоничной аристократки, а красные, даже синюшные, влажные. Она потлива, у нее может быть плохой аппетит, но, тем не менее, она предрасположена к ожирению. Эта девочка малоподвижна, пассивна, эмоционально тускла. Она склонна к замкнутости, тревожности, мнительности. И отношение к ней как сверстников, так и взрослых, неизбежно будет иным.

Ныне социальные изменения: научно-технические, культурные, бытовые – настолько быстры и значительны, что никто уже не сомневается, что сегодняшним детям предстоит жить в мире, существенно отличном от того, в котором живут их родители и учителя.

Чтобы жить и успешно функционировать в чрезвычайно мобильном и динамичном обществе, индивид, сегодняшний старшеклассник, должен обладать, во-первых, устойчивым, твердым ядром личности, мировоззрением, социальными и нравственным убеждениями, иначе он будет реагировать на общество невротически, во-вторых, должен обладать высокой психологической лабильностью, гибкостью, способностью усваивать и перерабатывать новую информацию и создавать нечто новое.

И новое – это единый государственный экзамен, который вызывает у старшеклассников страх ожидания, страх неудачи, что называется состоянием эмоционального стресса – в виде учащения пульса, повышения артериального давления, сухости во рту, зябкости конечностей – у симпатикотоников, или замедление пульса, понижение артериального давления, покраснение кожи – у парасимпатикотоников.

Чтобы это как-то сгладить, уменьшить, рекомендуется соблюдать режим дня, режим питания, перед экзаменом хорошо отдохнуть, заняться каким-нибудь любимым делом, обязательно лечь вовремя спать, предварительно приняв душ или хвойную ванну, совершив прогулку,хорошо выспаться, возможно, приняв таблетку валерианы или глицина.

Нужно научить  детей  правильно, реально смотреть на волнующие обстоятельства, вещи, помочь им изменить негативное отношение к волнующим событиям, перестать фиксировать внимание на волнующих событиях.

Аутогенная тренировка является методом саморегуляции психических и вегетативных функций, при состояниях эмоциональной напряженности, волнениях на экзаменах. Перед экзаменом формула «Я спокойна, я всегда спокойна!» устраняет тревогу.

Кроме того, рекомендуется в волнующих ситуациях, когда человек идет, стоит, сидит вызвать изолированное расслабление мышц плечевого пояса, сделать глубокий вдох и перейти на спокойное, ровное дыхание.

Ладошкой надавливать на височную область 7-10 раз с обеих сторон, что улучшает мозговое кровообращение.

        Во время экзамена нужно чётко читать задания, писать аккуратно. Все мысли формулировать кратко на черновике. И следовать инструкциям к экзамену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на регуляцию психических состояний педагога.

Несколько упражнений которые помогут  снять напряжение, мышечные зажимы....

Формирование у учащихся саморегуляции эмоциональных состояний через использование

Формирование  у учащихся саморегуляции эмоциональных состояний через использование...

Тренинг для педагогов школы " Способы саморегуляции и улучшения психического состояния"

Тренинг разработан для проведения его с педагогами школы с целью обучения их навыкам психологической разгрузки, способам саморегуляции и улучшения психического состояния, так как у педагогов, чащ...

Способы саморегуляции и улучшения психического состояния специалистов, работающих с детьми.

Рассматриваются способы саморегуляции и улучшения психического состояния специалистов, работающих с детьми: нервно-мышечная релаксация, противострессовая дыхательная гимнастика, аутогенная тренировка....

Способы саморегуляции эмоционального состояния педагогов

В разработке рассмотрены способы саморегуляции эмоционального состояния педагога. Предложен тренинг "Снижение профессиональных деформаций у педагогов"....

Формирование навыков саморегуляции эмоциональных состояний обучающихся

   Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуа...

Саморегуляция эмоциональных состояний как компонент профессиональной культуры педагога

Успех педагогической деятельности зависит не только от профессио-нальной подготовленности, устойчивых положительных качеств личности, но  и  эмоционального состояния педагога, умения владеть...