Программа дополнительного образования "Настольный теннис"
рабочая программа по физкультуре
Программа дополнительного образования "Настольный теннис". Программа рассчитана на учащихся 10-14 лет (мальчиков и девочек). Срок реализации 1 год, количество часов - 111, количество часов в неделю - 3 (2 раза в неделю по 1,5 часа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.48 КБ |
![]() | 44.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
2022-2023 учебный год
№ п/п | Раздел программы | Содержание занятий | Теория | Практика | Всего | Дата проведения |
Раздел 1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Общая Физическая подготовка (ОФП). | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Игры в парах. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Подача и ее совершенствование. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 4 (теоретическая подготовка) | Понятие тактики игры в теннис. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Общая Физическая подготовка (ОФП). | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Передвижения в теннисе. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Топ-спин и вращение. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Подача с вращением. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Удар справа и слева. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Упражнения на развитие силовых и скоростных качеств | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Удар слева топ-спин. | 1,5 | ||||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Удар справа с вращением. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Прием подачи в парах. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Прием подачи в парах. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 4 (теоретическая подготовка) | Техника вращения мяча в теннисе. | 1,5 | 1,5 | 1,5 | ||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Товарищеские игры. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Товарищеские игры. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Передвижения в теннисе. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Обработка мяча при подаче. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Ускорения в теннисе. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Прием и передвижения. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Прием и передвижения. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Удары топ-спин и вращение. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Подача с вращением и без. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | ОФП, бег, передвижения. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Удары в парах в теннисе. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Удар с отскока (техника). | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | ОФП, бег, передвижения. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Удар справа топ-спин. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Удар слева и справа топ-спин. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Совершенствование техники подачи. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Подача с ускорением. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Удар слева топ-спин. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Игры в парах. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | ОФП, бег, передвижения. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Подача с ускорением. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Удар слева и справа топ-спин. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Удар с отскока (техника). | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Игры в парах. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Подача с ускорением. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Удар слева топ-спин. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | ОФП, бег, передвижения. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Передвижения с ускорением. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | ОФП, бег. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | ОФП, бег. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Движения в теннисе. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | ОФП, бег, передвижения. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Передвижения в теннисе. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Передвижения с ускорением. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Удары в парах. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Передвижения с ускорением. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Подача с ускорением. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Топ-спин слева и справа. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Удары в парах. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Удар с отскока. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 4 (теоретическая подготовка) | Прием и подача в теннисе. | 1,5 | 1,5 | 1,5 | ||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Игровая тренировка. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Товарищеские игры. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Товарищеские игры. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Прием и подача в теннисе. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | ОФП, бег, передвижения. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | ОФП, бег, передвижения. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Удар с отскока. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | ОФП, бег. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Топ-спин слева и справа. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Прием и подача в теннисе. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Топ-спин слева и справа. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | ОФП, бег. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | ОФП, бег, передвижения. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Прием и подача в теннисе. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 3 (технико-тактическая подготовка) | Топ-спин слева и справа. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 2 (физическая подготовка) | Удары в движении. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 5 (итоговое занятие) | Итоговое занятие. Мониторинг качества знаний воспитанников; Соревнования среди воспитанников. | 1,5 | 1,5 | |||
Итого | 6 | 105 | 111 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка Направленность - физкультурно-спортивная.
Уровень усвоения программы – общекультурный, который предполагает формирование общей культуры учащихся, удовлетворение индивидуальных потребностей в физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Актуальность программы соответствует государственной политике в области дополнительного образования и ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей. Занятия настольным теннисом способствуют развитию у детей интереса к спорту, позволяет совершенствовать и поддерживать свою физическую форму, воспитывают волевые качества, целеустремленность, дисциплинированность, решительность действий в принятии решения, способность продолжать борьбу в трудной ситуации, настойчивость, упорство в достижении цели. Также воспитывают спортивное трудолюбие (выполнение больших объемов интенсивных и соревновательных нагрузок ради решения индивидуальных и коллективных задач); интеллектуальное воспитание (овладение специальными занятиями в области теории и методики тренировки, анатомии, физиологии, психологии, гигиены и других смежных со спортом дисциплинах, формирование творческого отношения к труду и занятиям спортом); воспитывают чувства ответственности за порученное дело. В процессе занятий настольным теннисом формируются выраженные черты характера и свойства личности, чтобы достичь высоких результатов не только в теннисе, но и в жизни.
Цель программы – формирование разностороннего физического развития и укрепление здоровья учащихся посредством игры в настольный теннис, а также воспитание гармоничной, социально-активной личности.
Задачи
Обучающие:
- Дать учащимся необходимый объем знаний по теории и методики настольного тенниса;
- Обучить детей основам техники игры в настольный теннис, тактическим взаимодействиям в игре;
- Обучить учащихся посредством игры в настольный теннис правилам здорового образа жизни;
- Обучить детей командному взаимодействию. Развивающие:
- Развить координацию, физическую выносливость, пластику;
- Развить привычку к здоровому образу жизни.
- Развить интерес к занятию теннисом;
- Развить гибкость и быстроту реакции;
- Развить внимание;
- Развить уверенность в себе. Воспитательные:
- Воспитать нравственные качества личности;
- Формировать коммуникативный потенциал личности;
- Воспитать умение тренироваться в коллективе;
- Сформировать тягу к самосовершенствованию;
- Воспитать умение принимать решения.
Условия реализации программы
Данная программа «Настольный теннис» предназначена для объединений дополнительного образования, где проводятся занятия для учащихся, имеющих
склонность к занятиям различного вида спорта. Программа рассчитана на учащихся 10-14 лет (мальчиков и девочек). Программа рассчитана на 1 года обучения. Количество часов в год – 111 часов, количество часов в неделю – 3 (2 раза в неделю по 1,5 часа).
Материально-техническое обеспечение
- Теннисные ракетки и мячи на каждого учащегося;
- Скакалки для прыжков на каждого учащегося;
- Теннисные столы - 2 штуки;
- Сетки для настольного тенниса – 2 штуки;
Форма организации занятий: групповая.
Основной формой проведения занятий является традиционная форма, включающая в себя теоретические и практические аспекты (тренировки).
Итоговый контроль
Программа предусматривает промежуточный и итоговый контроль результатов обучения детей.
В начале года обучения (начало сентября) проводится тестирование учащихся с целью определения их физической подготовки. Промежуточный контроль проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Он предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие - по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений.
Итоговый контроль проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме учебного тестирования по общей и специальной физической подготовке.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.
Планируемые результаты
Учащиеся прошедшие полный курс по данной программе получат сведения об игре в настольный теннис, ее специфике и особенностях. По окончании обучения по программе учащиеся получат представления о технике настольного тенниса и игре в целом во всех ее аспектах, смогут демонстрировать свои умения, а также поймут, что игра в настольный теннис это интеллектуальная игра, в которой необходимо мыслить.
Предметные результаты:
- Знать об основных правилах игры в настольный теннис;
- Знать о способах движений и передвижений в настольном теннисе;
- Уметь выполнять удары с обеих сторон в настольном теннисе (удар слева и справа);
- Уметь самостоятельно проводить разминку перед занятием;
- Знать об особенностях физической подготовки (офп и спф);
- Уметь выполнять крученый удар (топ-спин);
- Выполнять жонглирование мячом;
- Знать о правилах поведения на поле во время матча;
- Выполнять различные виды подач в настольном теннисе (в том числе крученую);
- Знать об особенностях приема мяча с подачи соперника.
Метапредметные результаты:
- Иметь представления о различных турнирах по настольному теннису;
- Знать о нормах поведения во время игры и вне ее;
- Иметь навыки работы в команде – находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликтные ситуации;
- Уметь оценивать уровень сложности упражнений в соответствии с возможностями своего организма.
Личностные результаты:
- Самостоятельно развивать дисциплинированность, внимательность, а также трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- Позитивно оценивать свои способности и навыки в настольном теннисе;
- Быть ориентированным на творческий подход в решении различных задач;
- Иметь навык сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками.
Выполнять различные игровые комбинации с мячом.
Рабочая программа
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Настольный теннис»
Задачи программы
Обучающие:
- Дать учащимся необходимый объем знаний по теории и методики настольного тенниса;
- Обучить детей основам техники игры в настольный теннис, тактическим взаимодействиям в игре.
Развивающие:
- Развить координацию, физическую выносливость, пластику;
- Развить привычку к здоровому образу жизни;
- Развить гибкость и быстроту реакции;
- Развить внимание;
Воспитывающие:
- Воспитать нравственные качества личности;
- Воспитать умение тренироваться в коллективе;
- Воспитать тягу к самосовершенствованию;
- Воспитать умение принимать решения.
Ожидаемый результат учащихся
К концу учебного года ребенок должен ЗНАТЬ ряд знаний и навыков: правила приема и обработки мяча в теннисе, ударов по мячу, подачи с различными вращениями. Знать основы тактических взаимодействий в игре.
УМЕТЬ выполнять удары мячу с обеих рук (слева и справа), выполнять подачу с различными вращениями (крученая и плоская подача). Уметь исполнить топ-спин в игре, а также правильно занимать позицию в игре.
ВЫПОЛНЯТЬ удары по мячу правильно, двигаться пластично, иметь навык кистевой работы в настольном теннисе, использовать топ-спин и крученую подачу в игре, а также уметь играть на ближней и средней дистанции.
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по пожарной и технической безопасности Теория: Зачем нужно соблюдать правила пожарной и технической безопасности. Какие последствия могут быть, если они не соблюдаются. Страховка и самостраховка во время выполнения тренировочных упражнений. Выучить и выполнять правила техники безопасности во время всего периода занятий.
Раздел 2. Физическая подготовка
Теория: Знакомство с общеразвивающими и специальными физическими упражнениями, и спортивными играми с элементами тенниса. Развитие знаний. СФП и методы реализации.
Практика: Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами. Легкоатлетические упражнения. Подвижные игры. Специальная физическая подготовка – целенаправленное развитие быстроты, скорости, ловкости, скоростно-силовых качеств. Развитие специальной физической подготовки по различным направлениям в теннисе. Игровые и тренировочные упражнения (ускорения и игровые квадраты).
Раздел 3. Технико-тактическая подготовка
Теория: Понятие о тактике и тактической комбинации. Характеристика игровых действий в теннисе. Коллективная и индивидуальная игра и их сочетание. Индивидуальные и групповые тактические действия. Командная тактика игры. Упражнения для развития умения выполнять топ- спин, выполнение заданий по зрительному сигналу. Тренировочные игры.
Практика: Техника передвижения. Удары по мячу слева и справа. Техника обработки мяча. Техника подачи. Тренировочные игры. Развитие технических навыков и умений работать кистью, технические упражнения на развитие данных способностей. Обучение навыкам пластичного тенниса, отработка приемов на развитие данных навыков. Развитие координации и правильного движения в теннисе, отработка упражнений на развитие данных качеств. Совершенствование умений игры один на один. Улучшение скоростно-силовых качеств путем отработки игр на маленьком пространстве. Совершенствование техники удара справа и слева.
Раздел 4. Теоретическая подготовка
Теория: Классификация и терминология технических приемов игры в теннис. Отработка знаний по направлениям тактического взаимодействия в теннисе. Разбор схем игры на игровой доске. Теоретические занятия по действиям игрока во время игр и тренировок. Разбор и качественная оценка игроков по отдельности. Изучение комбинационных взаимодействий в теннисе.
Раздел 5. Итоговое занятие
Практика: Мониторинг качества знаний воспитанников;
Соревнования среди воспитанников.
Методическое обеспечение образовательной программы
№ п/п | Раздел/тема | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактический материал | Формы подведения итогов |
1 | Правила техники безопасности | УТЗ (учебно- тренировочное занятие) | При изучении данной темы используется объяснение. | Памятка | Опрос, тестирование |
2 | Физическая подготовка | Тренировка | Наглядно- практические методы – при выполнении общефизических упражнений | ---------- | Тестирование, зачет |
3 | Правила игры | УТЗ | При изучении данной темы используется объяснение. Также используется метод иллюстрации | Памятка, схема, таблица | Контрольное занятие |
4 | Техническая подготовка | Тренировка | Наглядно- практические методы – при отработке технических приемов | --------- | Открытое занятие, зачет |
5 | Итоговое занятие | Соревнования | ------------ | ------------- | Соревнования |
Отслеживание результативности учащихся
Критерии уровня усвоения программы Физическая подготовка:
- Умение выполнять общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, упражнения в висах и упорах (различные виды растяжек на развитие и подготовку опорно-двигательного аппарата для занятий теннисом);
- Легкоатлетические упражнения (челночный бег, различные виды ускорений, прыжки в длину и с места);
- Подвижные игры с элементами тенниса (командное взаимодействие);
- Выполнение нормативов специальной физической подготовки – целенаправленное развитие быстроты, скорости, ловкости, скоростно-силовых качеств (нормативы по челночному бегу, прыжков в длину с места, подтягивание и отжимание);
- Игровые и тренировочные упражнения (теннис-болл, ускорения и др.)
Техническая подготовка
- Умение выполнять удары по мячу справа и слева (топ-спин);
- Техника подачи (выполнение правильного подхода и движения при подаче);
- Техника приема мяча. Тренировочные игры (выполнение правильного подхода к приему мяча в настольном теннисе);
- Развитие координации и правильного движения в теннисе;
- Изучение подрезки и вращений в теннисе. Совершенствование умений игры один на один;
- Улучшение скоростно-силовых качеств путем отработки игр на маленьком пространстве;
- Выполнение контрольных нормативов по жонглированию мячом.
Тактическая подготовка
- Развитие в тактике и тактических взаимодействиях в игре;
- Умение взаимодействовать и понимать коллективную и индивидуальную игру и ее сочетание (индивидуальные и групповые тактические действия);
- Командная тактика игры в настольный теннис;
- Умение вращать мяч, выполнение заданий по зрительному сигналу. Тренировочные игры.
Уровень усвоения программы:
- Низкий;
- Средний;
- Высокий.
Форма проведения итогового контроля учащихся проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме учебного тестирования по общей и специальной физической подготовке, участия в соревнованиях разных уровней: школьного, муниципального, районного и прочих, а также открытого мероприятия для родителей, с последующим совместным анализом проведенного мероприятия. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.
Информационные источники
- Барчукова Г.В. Настольный теннис для всех., М., ФиС, 2008 г;
- «Теория и методика настольного тенниса» под ред. профессора Г.В. Барчуковой. М.: «Академия», 2006;
- Байгулов Ю.П. Настольный теннис: Вчера, сегодня, завтра. – М.: ФиС, 2000;
- Матыцин О.В. Многолетняя подготовка юных спортсменов в настольном теннисе.
– М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2001;
- Э.Я. Фримерман; Сост. серии В.Л. Штейнбах: Настольный теннис. - М.: Олимпия Пресс, 2005;
- «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов», М, Просвещение, 2004;
- Журавлева А. Ю. Большие возможности маленькой ракетки/ А. Ю. Журавлева// Спорт в школе. – 2012. - № 3;
- Шестеренкин О.Н.. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис. Диссертация, РГАФК, М.:160с., 2000;
- Wikipedia.org. Свободная энциклопедия на русском языке;
- www.ttlife.ru– сайт федерации настольного тенниса СПБ;
- academia-moscow.ru - сайт теории и методике настольного тенниса;
- http://www.teoriya.ru/ - теория и практика физической культуры;
- www.ttsport.ru – мир настольного тенниса;
- http://www-rohan.sdsu.edu/dept/coachsci/index.htm - наука о тренерской работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/07/picture-95546.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования «Настольный теннис»
пояснительная запискаПрограмма «Настольный теннис» является модифицированной. При разработке программы за основу была принята программа по настольному теннису для спортивных школ Г.В. Бар...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/13/picture-240971-1365864125.jpg)
Дополнительная образовательная программа объединения «Настольный теннис».
Данный материал предоставлен в ознакомительных целях, программа рассчитана на детей в возрасте от 7-16 лет, срок реализации - 3 года....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/02/picture-490163-1412270837.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования по настольному теннису.
Программа адаптированна для детей с речевыми нарушениями....
дополнительная образовательная программа по настольному теннису
внеурочная деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/30/picture-535352-1417331185.jpg)
Презентация по теме: "Методические разработки раздела дополнительной образовательной программы по настольному теннису"
Цели и задачи изученного разделаОбучающая цель: создание представление о двигательных действиях и о пространственно-временных параметрах движений с учетом изменения физических и анотомовременных морфо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/27/picture-285601-1377589714.jpg)
Программа дополнительного образования "Настольный теннис"
Программа дополнительного образования "Настольный теннис"...
Рабочая программа дополнительного образования «Настольный теннис» .
Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов....