«Особенности занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья в школе»
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Лекомцев Даниил Фёдорович

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_s_ovz.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Особенности занятий с детьми  с ограниченными возможностями здоровья в школе».

Лекомцев Д.Ф., учитель

 физической культуры МБОУ « Гимназия №175».

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:

  • начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
  • ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
  • использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;
  • индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
  • обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
  • максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Организация интегрированного обучения детей с ОВЗ.

В нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в общеобразовательное школьное пространство:

  • наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности;
  • недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов;
  • отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;
  • отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях общеобразовательного учреждения;
  • неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;
  • полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования.

Общие принципы и правила работы.

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

  • игровые ситуации;
  • дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
  • игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
  • психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Общие рекомендации.

  1. Беседа с родителями ребенка. Необходимо получить как можно более полную информацию о ребенке (особенности характера, поведения, привычки и т.п.).
  2. Консультация специалистов: врача-специалиста, у которого наблюдается ребенок (правильная организация учебного процесса, обеспечивающая охрану здоровья ребенка); учителя-дефектолога (методические рекомендации); психолога; логопеда.
  3. Планирование совместной работы специалистов (учитель, психолог, логопед): составление индивидуального плана сопровождения.
  4. Подготовка детей и родителей класса к принятию нового ученика.

Дети с нарушением слуха.

Следует постоянно помнить, что в классе находится ребенок с нарушенным слухом, который должен всегда видеть лицо педагога. Необходимо требовать от ребенка с нарушением слуха, чтобы он всегда смотрел на говорящего. Важно следить за тем, чтобы плохо слышащий ребенок быстро отыскивал говорящего и быстро переводил взгляд с одного говорящего на другого. Это должно стать осознанной необходимостью для ребенка. Полезно чаще контролировать ученика в разных формах: «Повтори, что я сказала; что рассказала Аня; продолжи» и т.п.

Ребенок с нарушенным слухом должен активно участвовать в работе класса, но не задерживать темп ведения урока. В то же время нельзя допустить, чтобы что-то осталось им непонятым. Поэтому такого ребенка необходимо контролировать на каждом уроке.

Если новый вид работы проводится впервые, ребенку можно дать возможность самостоятельно разобраться в задании, наблюдая за тем, как выполняют этот вид работы другие дети.

Дети с нарушением зрения.

Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет, рисует, проводит опыт и т.д.

Во время проведения уроков следует чаще переключать учащихся с одного вида деятельности на другой. Во время проведения урока педагоги должны учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих школьников. Поэтому к дозированию зрительной работы надо подходить строго индивидуально, неуклонно следуя рекомендациям офтальмолога.

Положительное влияние на поддержание работоспособности учащихся и предупреждение зрительного переутомления оказывает проведение физкультурных пауз. Во время физ. паузы выполняют дыхательные упражнения, хватательные, сгиба тельные и разгибательные упражнения для кистей рук. Слабовидящие не должны выполнять упражнения, связанные с наклоном головы вниз и с резким движением тела, т.к. эти упражнения им противопоказаны.

Гимнастика до занятий, физ. минутки на уроках и лечебная физкультура (ЛФК) на коррекционных занятиях являются обязательными и проводятся по специальным программам.

Для детей с нарушением зрения предусмотрены следующие программы коррекционных занятий: мимика и пантомимика; ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка (СБО), развитие зрительного восприятия, осязания и мелкая моторика рук, логопедические занятия.

Дети с задержкой психического развития.

Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.

Формирование у детей желания учиться, возрождение утраченной веры в свои возможности. Индивидуальный и дифференцированный подход. Не создавать стрессовых ситуаций (не позволять срабатывать педагогическим стереотипам). Стимулировать, а не заставлять. Не указывать на отрицательные стороны характера – это провоцирует еще большее их проявление. Оценивать по критерию относительной успешности: сравнивают успехи конкретного ребенка в динамике, а не с успехами других детей.

Дети с нарушениями речи.

При общении с учащимися, имеющими речевые нарушения, педагог должен обращать внимание на качество своей речи, поскольку от этого будет зависеть качество восприятия учебного материала ребенком. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. А главное, отношение учителя к ученику должно быть благожелательным; своими мимикой, жестами, интонацией он должен вызывать у ребенка желание сотрудничать.

При наличии в классе заикающихся детей рекомендуется не заменять устные ответы этих детей письменными; устные опросы следует проводить на месте, не вызывая к доске, а также не начиная опроса с заикающегося ребенка. В случае если у ребенка резко выражен страх речи, рекомендуется опрашивать его после урока. При этом мягкое, доброжелательное отношение учителя к ребенку будет способствовать улучшению качества его речи.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Наиболее распространенным и изученным нарушением опорно-двигательного аппарата является детский церебральный паралич (ДЦП) – 89%. Это группа патологических синдромов, возникающих вследствие органического поражения мозга и проявляющихся в форме двигательных речевых и психических нарушений.

Учитель должен определить место ребенка с ДЦП в классе так, чтобы он мог свободно стоять и заниматься.

Понаблюдав за учеником первое время, учитель должен понять, в какой позе ему удобнее выполнять задания.

Необходимо варьировать объем и формы выполнения заданий, чтобы ребенок успевал за темпом работы класса, не переутомлялся, и была возможность для формирования учебных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система школы по социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья "Из школы в жизнь"

Воспитательная система включает основные разделы:системообразующая деятельность-деятельностный подход и интеграция обучения, воспитания и дополнительного образования детей;основные субЪекты воспитател...

Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья об особенностях обучения детей с ограниченными возможностями здоровья....

Особенности восприятия учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Процесс познания мира ребенком начинается и происходит в течение всей жизни благодаря восприятию и ощущениям. Эти процессы представляют собой отражение окружающей действительности, информация о которо...

Презентация "Особенности восприятия учащихся с ограниченными возможностями здоровья".

Восприятие - целостное отражение непосредственно воздействующих    ...

Особенности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном классе

С внедрением инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы, работа с детьми требует особого внимания.  Выступление "Особенности сопров...

Особенности интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную среду

Актуальность проблемы интеграции детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную среду определяется наличием в обществе значительного количества детей, имеющ...

Статья "Особенности сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

В статье раскрываются особенности организации сопровождения обучающихся с ОВЗ...