Медицинское обеспечение и врачебный контроль учащихся на уроках физкультуры в общеобразовательной школе
статья по физкультуре

Пустынников Иван Иванович

Личный опыт работы в образовательных учреждениях по организации спортивных мероприятий и  проведению уроков физической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл med._obes.docx142.59 КБ

Предварительный просмотр:

Медицинское обеспечение и врачебный контроль учащихся на уроках физкультуры в общеобразовательной школе

Медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом осуществляется врачебно-физкультурной службой, которая включает: кабинеты врачебного контроля и врачебно-физкультурные диспансеры.

Кабинеты ВК - это низовое звено врачебно-физкультурной службы. Они создаются при лечебно-профилактических учреждениях, коллективах физкультуры, спортивных школах, учебных заведениях, спортивных сооружениях.

ВФД - специализированные лечебно-профилактические учреждения, обеспечивающие медицинское обслуживание спортсменов, диспансеризацию, раннее выявление отклонений в состояние здоровья и их профилактику, контроль за динамикой работоспособности в процессе тренировки, содействие достижению высоких спортивных результатов и т.д.

Медицинское обеспечение включает:

   - медицинское обследования учащихся;

   - распределение учащихся по группам здоровья;

   - составление списков учащихся, освобожденных от занятий физической культурой;

   - помощь врача и медицинской сестры в организации занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;

   - беседы врача и медицинской сестры с учащимися о личной гигиене и вредных привычках;

   - профилактические прививки учащихся и учителей;

   - заполнение паспортов здоровья классов;

   - заполнение паспорта физического развития учащихся;

   - диспансеризацию педагогического коллектива;

   - медицинский контроль;

   - материально-техническое обеспечение.

 Программа медицинского обследования учащихся образовательных учреждений для занятий физическим воспитанием

1. Врачебный осмотр:

1.1. Осмотр педиатра или терапевта
1.2. Осмотр врачей – специалистов; окулиста, стоматолога, отоларинголога, хирурга, гинеколога;
1.3. При наличии показаний проводятся консультации других специалистов;

2. Антропометрия;

3. Функциональные пробы и определение общей физической работоспособности;

4. Флюорография органов грудной клетки;

5. Электрокардиография;

6. Общий анализ крови;

7. Общий анализ мочи;

8. При наличии медицинских показаний проводятся дополнительные функционально-диагностические и лабораторные исследования;

9. По результатам медицинских обследований в медицинскую документацию вносится и в, копии на руки пациенту врачебное заключение, включающие в себя:

  • оценку состояния здоровья;
  • заключение о физическом развитии по существующим стандартам;
  • допуск к занятиям физическим воспитанием (отнесение к медицинской группе: основная, подготовительная, специальная);
  • рекомендации по проведению иных лечебно-профилактических мероприятий:

Первым шагом к успешному решению задачи по выбору правильной дозировки физических нагрузок на занятиях физическими упражнениями обучающихся является их распределение на три медицинские группы - основную, подготовительную и специальную. Распределение производится предварительно врачом-педиатром, подростковым врачом или терапевтом в конце учебного года. Окончательное решение врач производит после дополнительного осмотра в начале предстоящего учебного года. Основным критерием для включения обучающегося в ту или иную медицинскую группу является определение уровня его здоровья и функционального состояния организма. Для распределения в специальную медицинскую группу необходимо еще установление диагноза с обязательным учетом степени нарушений функций организма. В случае затруднения в решении вопроса необходима консультация специалиста ВФД.

На основании совместного медико-педагогического заключения обучающийся распределяется в одну из медицинских групп.

     К основной медицинской группе (I группа здоровья) относятся обучающиеся без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответственную возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием здоровьенаращивающих технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. В зависимости от особенностей телосложения, типа высшей нервной деятельности, функционального разерва и индивидуальных наклоннностей им рекомендуются занятия определнным видом спортав спортивных кружках и скциях, группах ДЮСШ и ДЮКФП с подготовкой и участием в соревнованиях и тд.

При этом следует помнить об относительных противопоказаниях к занятиям спортом. Так например, при близорукости или астигматизме нельзя заниматься боксом, прыжками в воду, прыжками на лыжах с трамплина, горнолыжным спортом, тяжелой атлетикой и мотоспортом; перфорация барабанной перепонки является противопоказанием к занятиям всеми видами водного спорта; при круглой или кругло-вогнутой спине не рекомендуются занятия велосипедом, греблей, боксом, усугубляющими эти нарушения осанки. Другие же виды спорта не запрещаются.

       К подготовительной медицинской группе (II группа здоровья) относятся практически здоровые обучающиеся, имеющие те или иные морфофункциональные отклонения или физически слабо подготовленные; входящие в группы риска по возникновению патологии или с хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3-5 лет.  Отнесенным к этой группе здоровья разрешаются занятия по учебным программа физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожной дозировки физической нагрузки и исключения противопоказанных движений (здоровьекорригирующие и оздоровительные технологии).

       Тестовые испытания и участие в спортивно-массовых мероприятиях разрешается лишь после дополнительного медицинского осмотра. К занятиям большинством видов спорта и участия в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Однако настоятельно рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.

       Специальная медицинская группа делится на две: специальная "А" и специальная "Б". Окончательное решение о направлении обучающегося в специальную медицинскую группу производит врач после дополнительного осмотра.

     К специальной группе А (III группа здоровья) относятся обучающиеся с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера либо в физическом развитии, не мешающие выполнению обычной учебной или воспитательной работы, однако, требующие ограничесния физических нагрузок. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия оздоровительной физкультурой в образовательных учреждениях лишь по специальным программам (здоровье корригирующие и оздоровительные технологии), согласованным с органами здравоохранения и утвержденным директором, под руководством учителяфизической культуры или инструктора, окончившего специальные курсы повышения квалификации.

     В занятиях оздоровительной физкультурой обязательно учитывается характер и степень выраженности отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и уровне функциональных возможностей занимающегося. при этом резко ограничивают упражнения на быстроту силовые, акробатические; подвижные игры умеренной интенсивности; прогулки (зимой на лыжах) и развлечения не открытом воздухе. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной фикультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей.

К специальной группе Б (IV группа здоровья) относятся обучающиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного 9хронические заболевания в стадии субкомпенсации) и временного характера, но без выраженных нарушений самочувствия и допущенные к посещению торетических занятий в общеобразовательных учреждениях.  Отнесенным к этой группе рекомендуется в обязательном порядке занятия ЛФК в отделениях лечебной физической культуры местной поликлиники, врачебно-физкультурного диспансера. Допустимы регулярные самостоятельные занятия в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом ЛФК. Обязательным является неукоснительное выполнение режима и других элементов ЗОЖ. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной фикультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей.

Родители должны систематически контролировать участи детей во всех лечебных, профилактических, валеологических мероприятиях. нельзя этих обучающихся оставлять без внимания учителей физ.культуры и руководства образовательного учреждения.

Существенную роль в профилактике спортивного травматизма играет хорошо организованный медицинский контроль. Медицинский персонал школы должен содействовать использованию всех средств физической культуры и спорта в интересах укрепления здоровья учащихся, повышения их физической подготовленности и улучшения физического развития; обеспечивать распределение учащихся на медицинские группы для занятий физической культурой, контролировать соответствие физической нагрузки состоянию здоровья учащихся; проводить врачебно-педагогические наблюдения на уроках, определять моторную плотность уроков, совместно с учителем физкультуры составлять оздоровительные программы для ослабленных детей, страдающих различными хроническими заболеваниями, после травм, при нарушениях опорно-двигательного аппарата, при ожирении и др.; принимать участие в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий, контролировать их проведение; следить за обеспечением надлежащих условий для физического воспитания учащихся; осуществлять их медицинское обслуживание; вести работу по профилактике спортивного травматизма.

Роль медицинской сестры в проведении всей этой работы особенно велика, так как она непосредственно (под руководством врача) осуществляет контроль за строгим соблюдением всех медицинских требований в организации при проведении мероприятий, связанных с физическим воспитанием школьников. Медицинская сестра школы должна быть хорошо осведомлена в вопросах организации и проведения всех форм физического воспитания от урока физкультуры, гимнастики до учебных занятий, физкультурных минут на уроках, подвижных игр и физических упражнений на удлиненных переменах, а также ежедневных занятий физкультурой и спортом, условно названных «спортивным часом», с учащимися групп продленного дня.

Медицинская сестра должна выявлять первые признаки утомления школьников во время урока физкультуры, информировать об этом учителя и врача; определять плотность урока, кривую физиологической нагрузки; проверять наличие необходимых материалов и средств для оказания первой помощи в случае травмы.

В определении соответствия физической нагрузки состоянию здоровья и уровню подготовленности учащихся по внешним признакам утомления медицинскому работнику и учителю поможет таблица 1.

Таблица 1 Внешние признаки утомления при физических напряжениях

http://www.xliby.ru/nauchnaja_literatura_prochee/mery_bezopasnosti_na_urokah_fizicheskoi_kultury/i_001.pnghttp://www.xliby.ru/nauchnaja_literatura_prochee/mery_bezopasnosti_na_urokah_fizicheskoi_kultury/i_002.png

В обязанности медицинского персонала школы входит обучение школьников оказанию первой помощи при различных травмах и несчастных случаях, обмороках, утомлении, а также наложению повязок, остановке кровотечения, проведению искусственного дыхания, самоконтроля. Медицинский персонал школы должен обеспечить врачебный контроль за школьниками, занимающимися физкультурой и спортом, – это одно из важнейших звеньев профилактики травматизма. С первого класса на каждого учащегося заводится личная медицинская карта, в которую при каждом медицинском осмотре вносятся все показатели состояния здоровья. Медицинская карта позволяет проследить, как развивается и взрослеет ученик, какие и когда у него появились отклонения в здоровье. Особое внимание следует уделять физическому воспитанию детей, ослабленных в результате перенесенных ими различных заболеваний или травм. На практике часто встречаются отрицательные последствия и различные осложнения при раннем назначении двигательных режимов после перенесенных заболеваний или травм. Поэтому следует строго выполнять предписания лечащих врачей по срокам начала занятий физкультурой. В практической работе школьные медицинские работники могут пользоваться таблицей 2, где указаны примерные сроки возобновления занятий физкультурой после некоторых заболеваний и травм.

Таблица 2 Примерные сроки возобновления занятий физкультурой учащимися основной медицинской группы после некоторых заболеваний и травм (от начала посещения школы) 

http://www.xliby.ru/nauchnaja_literatura_prochee/mery_bezopasnosti_na_urokah_fizicheskoi_kultury/i_003.png


http://www.xliby.ru/nauchnaja_literatura_prochee/mery_bezopasnosti_na_urokah_fizicheskoi_kultury/i_004.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг физической подготовленности учащихся казенной муниципальной Понькинской основной общеобразовательной школы

ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. Введение …………………………………………………….………………………3 1.    Физическая подготовка – как составная часть процесса физического воспитания ……………………………………………………………………….5 2....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе

Применение различных технологий, напрвленных на повышение интереса учащихся к разным видам деятельности в области искусства.....

Развитие интонационного слуха учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе.

 В данной статье рассматривается один из важнейших компонентов музыкального развития на уроках музыки в общеобразовательной школе – интонационный слух. Автор показывает взаимосвязь е...

Методические рекомендации по формированию графических знаний и умений у учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе

Растущий объем инженерной документации и сложность современного производства приводят к тому, что современное поколение должно обладать более глубокими знаниями в области графики, все больше возрастае...