Формирование здорового образа жизни и культуры здоровья ребенка как одно из требований воспитатеьного процесса в условиях обновленного ФГОС.
материал по физкультуре

Обобщение  педагогического опыта  в области формирование здорового образа жизни и культуры здоровья ребенка. Реализация  обновленного ФГОС в р

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление на РМО24.47 КБ

Предварительный просмотр:

      Добрый день коллеги! Тема моего выступления: «Формирование здорового образа жизни и культуры здоровья ребенка как одно из требований воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС»

И начать его я хотела бы словами Сократа: Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.

По уставу Всемирной организации здравоохранения, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

По мнению академика Ю.П. Лисицына, «...здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».

 И вот в соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

«Мы с вами хорошо знаем, уважаемые коллеги, что именно в юности закладывается отношение к своему здоровью, закладывается гораздо более важная вещь – образ поведения, который, в конечном счёте, определяет качество жизни и жизненного успеха каждого человека. Очевидно, что причин такой ситуации много. Это и социальные проблемы, и состояние здравоохранения, и положение дел в семьях»

Итак, сегодня: по данным НИИ педиатрии РАМН:

  • 14% детей практически здоровы;
  • 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
  • 35—40% детей страдают хроническими заболеваниями.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

 За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами — с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки — с 1,9 до 16,8%.

Одна из самых частых патологий у школьников — нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30—40%.

Возросшие за последние годы требования школьной программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии – пониженной двигательной активности.

Сегодня в среднем по России на каждого из детей приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20–27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих. Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1 % ежегодно.

По данным прогнозов, 85 % этих детей – потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50 % детей нуждаются в психокоррекции, что характеризуются серьезным психологическим неблагополучием.

Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Мы говорим: “Будущее наших детей – в наших руках”. Значит, от нас зависит, каким будет здоровье наших детей через год, через десять лет. Станет ли физическая культура и спорт постоянным, надёжным спутником жизни нового поколения?

Проблемы физического здоровья важны и актуальны в любом возрасте, поэтому любое учебное заведение первоочерёдной задачей ставит воспитание физически здорового ребёнка. Для этого у нас в школе определяется исходный уровень здоровья с первого класса. Мы сразу знакомим детей с базовыми понятиями здорового образа жизни.

Физическое здоровье определяется не только наличием детских болезней, но и умением провести их профилактику. Для этого надо научить детей одеваться по погоде, следить за чистотой рабочего места, следить за телом и добиваться душевного комфорта. С самого начала ведём беседы о гигиене, о правильной осанке, о самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Здоровый образ жизни играет решающую роль в предупреждении многих сердечно-сосудистых заболеваний. Он включает в себя такие компоненты, как достаточная двигательная активность, полноценный сон, рациональное питание, гармоничные отношения в семье и в коллективе, неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков).

Я хочу остановиться на двигательной активности, а именно на занятиях физической культурой и спортом.

Задачей физического воспитания в школе является:

  • Укрепление здоровья и закаливание организма школьников
  • Формирование и совершенствование двигательных навыков и умений
  • Развитие основных двигательных качеств
  • Формирование привычки и устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями
  • Воспитание гигиенических навыков
  • Формирование организаторских навыков по физической культуре

Внеурочная деятельность является продолжением урочных занятий и имеет важное  значение в совершенствовании и увеличении двигательной активности, укреплении навыков и умений, а также улучшении знаний по физической культуре. Кроме этого, возобновление  сдачи норм ГТО невозможно без дополнительных занятий физическими упражнениями.

Внеурочная спортивно-оздоровительная деятельность в нашей школе осуществляется следующим образом:

  • Во всех классах начальной школы  ведется курс: «Физкультура для всех».
  • Проводятся занятия в рамках кружковой работы: футбол 1-2-3-4 классы,
  •  настольный теннис  начальная и основная школа,
  •  для всех желающих ОФП с играми,
  •  ритмика и танцы в 5 классе

Все эти занятия помогают детям расширять свои физические возможности, улучшают психо-эмоциональное состояние, приобщают их к потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, а также сделать в дальнейшем выбор определенного вида деятельности.

Кроме этого, школьные клубы, организованные по принципу учета интересов каждого ученика, помогут решить проблему приобщения детей к спорту

Наш школьный спортивный клуб «Олимп», созданный 1. 09. 2015г.-приказ №176, возник не на пустом месте. До этого  школьная спортивная команда активно участвовала в спортивно-массовых мероприятиях  района и области. Являлись  победителями и призерами:

  • 2003 г. участие в соревнованиях по  волейболу в зачет областной спартакиады среди сборных команд муниципальных  образований и городских округов Белгородской области
  • 2008 год команда школы - победительница районных соревнований по легкоатлетическому кроссу в зачет 51-традиционной спартакиады школьников;
  • 2014 год - участие в соревнованиях по настольному теннису в зачет областной спартакиады среди сборных команд муниципальных образований и городских округов Белгородской области, посвященной 60-летию образования Белгородской области  и др.

Направления деятельности:  волейбол; настольный теннис; футбол; ОФП; шахматы; шашки.

Использование системы внеклассных занятий на основе  спортивного клуба значительно увеличивает двигательную активность учащихся, повышает их физическую подготовленность, улучшает состояние здоровья, обеспечивает высокую мотивацию к систематическим занятиям  физическими упражнениями.

Учащиеся, занимающиеся дополнительно спортом в клубе «Олимп» улучшили показатели в скоростных качествах на 5%, силовые показатели на 13%, скоростно-силовые на 8%. Эти показатели выше, чем у учащихся, не занимающихся спортом дополнительно.

Выявлено, что систематические занятия во внеурочное время (спортивные школьные секции) являются мощными факторами, повышающими адаптационные возможности организма, расширяющими функциональные резервы, оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние детей, прививают потребность к ведению здорового образа жизни, а также улучшают качество проведения, как урочных занятий, так и внеклассных и внешкольных спортивных мероприятий.

Итоги работы школьного спортивного клуба за 2020-2022 учебных года:

  • 2020 год - II место  в соревнованиях по бадминтону среди сельских территорий в зачет 19 Спартакиады  среди сельских территорий Старооскольского городского округа;
  • 2021 год - II место в Открытом первенстве Старооскольского городского округа по настольному теннису среди сельских общеобразовательных организаций
  • 2023 год -  II место в соревнованиях по шашкам в зачет Олимпиады школьников среди сельских малокомплектных школ и др.

 Количество  занимающихся детей также увеличилось.

 Некоторые аспекты, способствующие технологиям здоровьесбережения

  1. Образовательные: дать единые знания всем участникам учебно-воспитательного процесса по основам здорового образа жизни.
  2. Создание здоровьесберегающей среды.
  3. Диагностическое направление: изучение семьи, ее традиций, образа и стиля жизни, динамики развития ребенка.
  4. Организация учебно-воспитательного процесса: выполнение санитарных норм; профилактика утомления и переутомления; осуществление индивидуального и личностно ориентированного подхода к ребенку; использование здоровьесберегающих педагогических технологий; организация физкультурно-оздоровительной работы.
  5. Мониторинг здоровья проводится через изучение и отслеживание работоспособности, изучение заболеваемости учащихся и педагогов.
  6. Оздоровление и коррекция: образом жизни, педагогическими методами, оптимизацию двигательной активности, направление к специалистам.

Ребенок — младший школьник чрезвычайно подражателен и стремится повторять поступки взрослых, поэтому наша с вами задача быть достойным примером для своих учеников.

Когда ребенок подрастает на положительных примерах, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами. Великое дело — привычка.
Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе — вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если мы взрослые не воспитаем у детей привычки быть душевно и физически здоровыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...

Формирование здорового образа жизни. Факторы определяющие здоровый образ жизни.

     Здоровье – это главная ценность любого человека. Хорошее крепкое здоровье позволяет добиваться многих серьезных целей, в то время как слабое здоровье вынуждает его обладател...

Проект по реализации задач формирования основ здорового образа жизни «Мы за здоровый образ жизни!»

В данной статье представлена разработка проекта  по реализации задач  формирования основ здорового образа жизни  «Мы за здоровый образ жизни!»...

Классный час по формированию основ здорового образа жизни "Мы за здоровый образ жизни"

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье ребёнка, нормальный рост и развитие во многом определаются средой, в которой он живёт. Здоровьесберегающ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

МБДОУ «ЦРР - Д/с «Золушка»КонсультацияУчитель-логопед: Рогалёва Н.А.  ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ  Здоровье - ...