Формирование у учащихся, необходимых компонентов: ( информационного, операционного и мотивационного – деятельностного) через «Здоровый образ жизни» во внеурочной деятельности.
статья по физкультуре

Паршкова Елена Ивановна

В соответствие с общей целевой установкой развития отечественной системы образования, содержания учебного предмета « Физическая культура» формируется на формирование  разносторонне физичесокой развитой личности способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизация собственной трудовой деятельности, организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у учащихся, необходимых компонентов: ( информационного, операционного и мотивационного – деятельностного) через «Здоровый образ жизни»  во внеурочной деятельности.

В соответствие с общей целевой установкой развития отечественной системы образования, содержания учебного предмета « Физическая культура» формируется на формирование  разносторонне физичесокой развитой личности способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизация собственной трудовой деятельности, организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга. Из данной цели становиться очевидным, что резутальтивность современного образования в области физической культуры, преследует, в первую очередь, не достижение заданных требований, не достижение заданных требований(нормативов) физической подготовки, как  это было в прежней системе физического воспитания, а ориентируется на формирование личностно-значимых компетенций(качественные характеристики личности, проявляющиеся единством знаний, способов и умений в решении разнообразных задач двигательной(физкультурной деятельности), которые необходимы человеку для преобразования и сове6ршенствования своей индивидуальной «физической природой». Последнее осуществляется им в рамках собственных интересов и потребностей, а физическая подгототовка выступает лишь одним из средств, удовлетворения этих интересов. «Предмет физической культуры должен направленно укреплять здоровье учащихся, или направленно обучать их самих заниматься своим здоровьем».

При этом следует исходить из дух компонентов

*среда, где дети и подростки проводят большую часть времени;

*здоровьесбережения обучающихся через физическую культуру

По этому актуальным в процессе формирования у ребенка ЗОЖ необходимы знания о том, как сформировать у ребенка практические навыки правильного режима двигательной активности и отдыха, рационального питания, сна, игр, контактов и взаимодействия со средой окружения. Что касается социализации за пределами семьи, то уместно охарактеризовать этот процесс с учетом пребывания ребенка в образовательных системах. Здесь социализация личности осуществляется в процессе физического воспитания, когда закладывается и развиваются знания, умения, навыки физической культуры подростка, формируется здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни охватывает собой объективную потребность современного общества в здоровье, физическом совершенстве, физической культуры личности.  При этом социализации личности включает в себя развитие физической культуры личности, выражаемой в личных достижениях, физическом совершенстве, с одной стороны, в высоком уровне здоровья, культуре здорового образа жизни, с другой стороны. Достижение физической культуры возможно путем развития потребности физическом развитии и саморазвития знаний и направленной тренировки.

В определении данного понятия мы опираемся на трактовку Н.Б. Барышевой, согласно которой категория «физическая культура личности» - это «интегральное качество личности, характеризующее целостное единство ее способностей, знаний, умений и устойчивых навыков здорового образа жизни как важной характеристики конкурентоспособности в условиях современного общества». Такое понимание процессов социализации требует переориентации специалиста физической культуры на его главные ценности, связанные с целью обучения по использованию средств культуры для воспитания личностного мотива в физическом совершенствовании. Специалист

(учитель) физической культуры рассматривается как один из немногих субъектов  образования, кто в состоянии влиять на культуру личности, здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни предполагает наличие надлежавшей среды, обеспечивающей возможность его формирования, понимание среды как содержательно-ценностной основы педагогической деятельности специалистов в сфере физической культуры. Такая среда становиться источником и средством формирования физической культуры личности.

Следуя логике нашей работы, личность мы понимаем как субъект обладания такой культурно- исторической  ценностью – здоровьем: физическим, психическим, социальным и духовным. То есть личность, имеющая здоровьем, является педагогической целью. Соответственно, здоровый образ жизни престает как способ достижения данной цели .  Средством формирования здорового образа жизни выступает культурно-образоввательная среда, которая будет оказывать положительное влияние на личность: оберегать от влияний, вредящих здоровью; обучать навыкам сохранения здоровья: отвлекать от вредных привычек; обогащать спортивными достиженьями: облагораживать личность через понимание значимости духовного здоровья; отрицать негативный для здоровья опыт; обязывать к ведению здорового образа жизни; оценивать значимость для здоровья влияний среды.

То есть культурно- образовательная среда как воспитательный инструмент может дать обучающимся опыт «проживания-переживания и рефлексии – осмысления тех способов здорового бытия, которые облагородят, обогатят имеет возможность наблюдать за состоянием детей. Видеть их реакцию, обогащать происходящее, а значит, управлять воспитанием культуры здоровья». В этом контексте культурно – образовательная среда как некая составляющая бытия, доступная для восприятия, которая дает субъектам возможности в процессе жизнедеятельности удовлетворять потребности в образовании, расширить способы познания мира, развивать свои личностные и физические качества.

Таким образом, мы можем предполагать, что учащимся будет обладать такими качествами:

Иметь устойчивую нервную систему, сильный дух, оптимизм, уверенность в себе, жизнерадостность, хорошее настроение, высокий интеллектуальный потенциал, крепкие мышцы;

Уметь регулировать процессы жизнедеятельности, сдерживать негативные желания, превозмогать отрицательные воздействия, поддерживать состояние здоровья и настроение, бороться с вредными привычками, повышать физический потенциал организма, вести здоровый образ жизни. Со всей очевидностью напрашивается вывод, что культурно- образовательная среда – контекст процесса формирования физической культуры личности, здорового образа жизни.

Рассмотрим ЗОЖ (здоровый образ жизни) через внеурочно внеклассную деятельность. Основным направлением внеклассно внеурочной деятельности является занятие в кружках и спортивных секциях, организованных в общеобразовательных учреждениях и в системе дополнительного образования в детско-юношеских школах, домах творчества.

Внедрение системы дополнительного образования

  • Повысить интерес к занятиям физической культуры;
  • Мотивацию к ЗОЖ(здоровый образ жизни)

Динамику физического роста подготовленности учащихся.

В зависимости от климатических условий, материально-технической оснащенности, устоявших традиций школы и подготовки учителя это могут быть, например, и спортивные единоборства. Перспективы их включения в школьный физкультурно-образовательный компонент обусловлены, современными тенденциями государственного курса на спортивно-видовую ориентацию. Единоборства, прежде всего, есть система нравственного воспитания, законы которого могут быть применены ко всем областям человеческой деятельности. Отражая, таким образом, современный эстетический мотив в спортивной деятельности- провозглашенный отцом современного олимпизма Пьером де Кубертеном – стремление к совершенству в результате и способах его достижения, сохраняя верность основным эстетическим категориям, соответствующим понятиям истинного духа спорта. В этом аспекте занятия дзюдо приобретают смысл, лишь, будучи интерпретированными на всех уровнях психического и интеллектуального совершенствования человека. Таким образом, физкультурное образовательное пространство с интегрированными в него средствами и методами спортивных единоборств, может и должно обеспечить правельность решения в ситуациях выбора.

Интеграция технологий спортивных единоборств в общешкольное образование в сфере физической культуры требует ответна два вопроса:

  • Какова та система, которая должна быть построена в процессе обучения этой составляющей компоненты общефизической подготовки средней школы?
  • Как должно в этих условиях строиться сам процесс?  

Ответы на первый вопрос в конечном итоге сводятся к построению некой психофизической модели личности выпускника школы, как прообраза того, что должно быть создано.

Ответы на второй вопрос – технологические основы, определяющие то, как быть организованными учебному процессу для эффективного получения результата.

Практический опыт и анализ существующих программных и методических материалов для образовательноного  пространства и базисным планом, выделяется разделы преподавания элементов спортивных единоборств.  

Рекомендуемое примерное распределение учебных часов по месяцам по разделам спортивной специализации на примере V класса общеобразовательной школы  

п/п

Разделы подготовки

Месяцы

Кол-во

часов

I-II четверть

III-IV четверть

Сентяб- октяб

Нояб-декаб

Январ-февр-март

Апрель-май

1.

ОФП

1.5

1.5

2

-

5

2.

СФП

0.5

1.5

2

3.

А) техника борьбы в стойке

Б) техника борьбы в партере

1

2

2.5

2

2.5

3

1

7

7

4.

Психологическая подготовка

0.5

0.5

1

5.

Теоретическая подготовка

1

1

6.

Гимнастика с основами акробатики

0.5

0.5

0.5

0.5

2

Итого часов

6

7

9

3

25

Распределение учебных часов по месяцам и разделам представлено в таблице 2, из расчета на 25 академических часов на примере 5 класса ( 1 год обучения) из расчета один академический час -40 мин - один урок. Роль ОФП к концу образовательного периода и переходе учащихся из класса в класс уменьшается, а СФП увеличивается. Теоретическая подготовка запланирована на начала учебного года. Отмечается планомерное увеличение, как концу года, так и к завершению всей образовательной ступени, числа часов – борьбы лежа. Учебное время I и IV учебных четвертях отводится на гимнастику и спортивные и подвижные игры на свежем воздухе, и/или на другие базовые средства двигательной деятельности.

Влияние занятий физической культурой с элементами дзюдо на здоровье учащихся  

Для предупреждения отрицательного влияния дзюдо на организм подростков следует обратить внимание на следующие факторы:

  • К занятиям на уроках физической культуры с элементами дзюдо могут привлекаться учащиеся, основной исключительно к 1 группе здоровья;
  • Не рекомендованы занятия с элементами дзюдо подростками, имеющим врожденные или приобретенные изменения в позвоночнике, имеющим в анамнезе привычные вывихи, перенесшим в недалеком прошлом черепно-мозговые травмы;
  • Исключить из программы обучения удушающие и болевые техники, резкие броски, т.к. в  двух последних случаях возникают наиболее тяжелые травмы, а кратковременная гипоксия при проведении удушающего приема не только вредна для детского здоровья, но и способна вызвать страх перед нашей дисциплины;
  • В возрастном периоде от 11 до 14 лет следует отдавать предпочтение нагрузкам аэробного характера, как наиболее соответствующим анатомо-физиологическим особенностям организма и функциональным возможностям скелетных мышц;

Из плановых мероприятий медицинского контроля при ежегодной диспансеризации можно дополнительно рекомендовать рентгенологический контроль за состоянием позвоночника с целью выявления изменений.  Для профилактики характерных изменений позвоночника рекомендуется использовать упражнения для укрепления мышечного корсета и упражнений, развивающие подвижность и гибкость позвоночника. По этой же причине рекомендуется строить  обучение техническим действия из стойки в обе стороны.

Вывод:   Отличительная особенность внешкольной работы по физической культуры способствует и обечпечивает удовлетворенность самых разнообразных интересов детей к занятиям физическим упражнениям, расширяет возможность выбора спортивной специализации и создает условия для совершенствования в избранном виде спорта.  

 

 

Литература.

  1. В.А. Муравьев, Н.Н.Назарова « Гармония физического развития и здоровья детей и подростков» М.: Дрофа, 2009.
  2. В.Н. Верхлин, К.А. Воронцов «Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы: 1-4 классы» М.: ВАКО, 2012.
  3. Ж.К, Холодова, В.С. Кузнецова,  Г.З. Карнаухова «Теория и методика физической культуры» М.: Воениздата, 2001.
  4. В.И. Криличевского, А.Г. Семенов, С.Н. Бекасовой « Педагогика физической культуры» М.: КноРус, 2012.
  5. А.Н. Каинов « Организация спортивных секций в школе» В.: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание здорового образа жизни во внеурочной деятельности

Целью воспитательной работы является:Формирование ценностного отношения к культуре здоровья и здорового образа жизни.Обеспечение условий, необходимых, как для преобразования неадекватных предста...

«Формирование здорового образа жизни во внеурочное время».

Проект:"Формирование здорового образа жизни во внеурочное время"                                     ...

Формирование здорового образа жизни средствами урочной деятельности.

В статье рассказывается об упражнениях для формирования правильной осанки, о пользе прыжков со скакалкой, о привитии любви к физическим упражнениям на уроках физкультуры....

Обучение навыкам здорового и безопасного образа жизни посредством внеурочной деятельности обучающихся

В докладе содержится материал, раскрывающий отдельные аспекты обучения по программе здоровьесбережения....

Работа учителя физкультуры с семьями учащихся по воспитанию здорового образа жизни. Современная совместная деятельность родителей и детей.

Участие родителей в закаливании, обучении физическим упражнениям своих детей, а также совместные тренировочные занятия не только формируют у детей устойчивый интерес и влечение к занятиям физической к...

Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних через здоровый образ жизни

Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних через здоровый образ жизни Пояснительная записка Правовое воспитание является одним из важных условий формирования пра...

Формирование здорового образа жизни во внеурочной деятельности. Доклад-сообщение.

Здоровый образ жизни в нашей стране пока не стал одной из основных ценностей человека. Мы должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, личным примером демон...