"Тренерская работа в системе воспитания школьников".
статья по физкультуре

Паршкова Елена Ивановна

Хорошо здоровым быть ! Соков надо больше пить! Гамбургер забросить в урну, И купаться в речке бурной. Закаляться, обливаться Спортом разным заниматься И болезней не боясь В теплом доме не таясь, По земле гулять свободно Красотой дивясь, природой Вот тогда начнешь ты жить, Здорово здоровым быть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренерская работа в системе воспитания школьников

Хорошо здоровым быть !

Соков надо больше пить!

Гамбургер забросить в урну,

И купаться в речке бурной.

Закаляться, обливаться

Спортом разным заниматься

И болезней не боясь

В теплом доме не таясь

По земле гулять свободно

Красотой дивясь, природой

Вот тогда начнешь ты жить

Здорово здоровым быть

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, психоэмоциональные изменения.  

В связи с ухудшением уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культур  с акцентом  на решение оздоровительных,  задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Поэтому перед каждым учителем и тренером  по физической культуры возникают вопросы: как организовать деятельность школьников на уроке и тренировочном процессе, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учетом его подготовленности, группы здоровья? Как развить интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появления более сильных интересов в жизни школьников. Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности? Как сделать чтобы предмет Физическая культура оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.

При решении этих вопросов возникают противоречия:

С одной стороны –учитель и тренер  в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность , с другой – повышение требований к его валеологической  направленности.

С одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой – снижение интереса к урокам физической культуре и спорту.

Актуальность состоит в – эффективной   организации  учебного  процесса без ущерба здоровью школьников.

Достигается через следующие задачи:

  1. Создание условий, способствующих развитию мотивации школьников к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью.
  2. Обеспечение учащихся необходимой информацией и технологиями в области формирования ЗОЖ.

3. Использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества    здорового образа жизни.

Таблица: 1

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.

Успех тренера в системе воспитания школьников зависит от

  • Активного участия в процессе  самих учащихся;
  • Создание здоровье сберегающей среды;
  • Компетентность педагога;
  • Планомерная работа с родителями;
  • Тесно взаимодействие с социальной –культурной сферой;

Весь процесс включает в себя три этапа.

  1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

Цель- сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровье сбережения

  1. Этап углубленного изучения

Цель – сформировать полноценное понимание основ ЗОЖ

                               

  1. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровье сбережению и дальнейшего его совершенствования.

Основной задачей учебной деятельности является:

  • Комплексная реализация базовых компонентов программы;
  • Решение основных задач физического воспитания на каждом этапе обучения ;

В основу положен базовый уровень содержания образования, но в тоже время каждому ученику предоставляется возможность выбора содержания деятельности на уроке, исходя из уровня физической подготовленности его двигательных способностей и состояние здоровья.

Реализация здоровья в школе выглядит примерно следующим образом.

Таблица: 2

Для достижения целей здоровье сберегающих технологий  применяются следующие группы средств:

  • Гигиенические факторы;
  • Оздоровительные силы природы;
  • Средства двигательной направленности;

Таблица 3

 

Проведение уроков и тренировок  на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляя процесс утомления.

Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроке физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели, года.

Только комплексное использование этих средств поможет решить задачу оздоровления.

  • Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой используют:
  • Валеологическое просвещение учащихся и их родителей;
  • Нетрадиционные уроки;
  • Современные средства физической культуры;
  • Комбинирование методов, приемов физического воспитания;
  • Внеклассные формы физического воспитания;

В процессе своей работы  комбинирую игровой, соревновательный и круговой метод, учитывая возрастные особенности учащихся, не допуская , направляю их действия и контролирую нагрузку. С целью полного и точного описания техники упражнений показываю последовательность наглядно. В процессе учебной деятельности применяю методы убеждения и поощрения.

Учу сознательно оценивать физическое развитие собственного организма и составлять комплексы упражнений. Ученики сами следят за собственным самочувствия во время занятий и  составляют свои комплексы упражнений. Объясняю учащимся, что систематичность специальных упражнений и последовательность их выполнения закрепляют результаты, достигнутые в процессе занятий. Это вызывает интерес к занятиям, к активности и желанием работать над собой самостоятельно.  Разработаны специальные комплексы на различные группы мышц для самостоятельного выполнения дома. Благодаря им учащиеся приучаются к самостоятельности.

Школьникам необходимо овладевать основами личной физической культуры, под которой понимаются единство знаний, потребность, мотивов достичь оптимального уровня здоровья, физического развития, разностороннего развития двигательных способностей, умения осуществлять собственную двигательную, физкультурно – оздоровительную и спортивную деятельность, реальная оценка своих возможностей, содружество, помощь более слабому, сопереживание, патриотизм. И здесь большую роль играют внеклассные формы физкультурно- оздоровительной и спортивной направленности. Они позволяют увеличивать объем двигательной активности и способствуют более полной реализации их индивидуальных способностей и двигательного потенциала.

  Основными направлениями внеклассной спортивной работы является занятия в кружках и спортивных секциях, организованных в общеобразовательных учреждениях и в системе дополнительного образования в детско-юношеских школах, домах творчества.

 В нашей  школе реализация внеклассной формы физического воспитания происходит  через  спортивные праздники, дни здоровья, товарищеские   встречи между параллелями по спортивным играм (футбол, баскетбол, волейбол), спортивные часы.  Заранее планируется тот или иной вид двигательной деятельности, эффективно и целенаправленно влияющий на развитие физического качества ( баскетбол, мини футбол, волейбол, секция дзюдо).

Внедрение системы дополнительного образования

  • повысить интерес,  к занятия физической культуры;  
  •  мотивацию к ЗОЖ;
  •  динамику физического роста подготовленности учащихся,  

 

     

Литература.

  1. В.А. Муравьев, Н.Н.Назарова « Гармония физического развития и здоровья детей и подростков» М.: Дрофа, 2009.
  2. В.Н. Верхлин, К.А. Воронцов «Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы: 1-4 классы» М.: ВАКО, 2012.
  3. Ж.К, Холодова, В.С. Кузнецова,  Г.З. Карнаухова «Теория и методика физической культуры» М.: Воениздата, 2001.
  4. В.И. Криличевского, А.Г. Семенов, С.Н. Бекасовой « Педагогика физической культуры» М.: КноРус, 2012.
  5. А.Н. Каинов « Организация спортивных секций в школе» В.: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути и средства реализации принципа культуросообразности в системе воспитания школьников

В статье даётся определение принципа культуросообразности, кратко изложено содержание воспитания на каждой ступени обучения в соответствии с данным принципом и перечислены пути и формы реализации прин...

Доклад "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения".

Выступление на методическом объединение классных руководителей в школе 8 вида. ...

Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).

Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...

Доклад на педсовете на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения».

Роль классного руководителя  в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС  второго поколения...

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения

Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. А самый главный принцип классного руководства — доверие и взаимопонимание. Поэтому хочу сказать, что в работе каждого учите...