Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения
методическая разработка на тему

АлькаеваНадежда Николаевна
Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. А самый главный принцип классного руководства — доверие и взаимопонимание. Поэтому хочу сказать, что в работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении всей жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями, профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. Важным считается не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни». 

Современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию. В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека, главным направлением становится воспитание. Сегодня мы должны воспитать личность самодостаточную, творческую, раскрывающую свои врождённые таланты и способности – жизнеспособную личность!!!

Современные дети обладают уникальными особенностями и во многом отличаются от детей прошлого века. Физиологически и психологически они не похожи на своих родителей, что вызывает трудности в их воспитании.

И сейчас мне хочется рассказать вам одну притчу об учителе, который не только учит, но и воспитывает ежечасно и ежеминутно. Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал: — Завтра вы узнаете об этом. На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы. Ранним утром ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились в путь. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного места и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал: — Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом. Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон. – Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики. – Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы… —

Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики. — Нет, — сказал учитель, — главная моя задача — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно…

И вот теперь мне хочется перейти к тому, что каждый учитель должен попробовать себя в роли классного руководителя хотя бы раз, за всё время педагогической работы придерживаясь определённых принципов. Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. А самый главный принцип классного руководства — доверие и взаимопонимание. Поэтому хочу сказать, что в работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Он — непосредственный участник и организатор взаимодействия «учитель ученик» в учебно-воспитательном процессе. Более того: он для своих воспитанников своеобразный «проводник» ценностного отношения к ЖИЗНИ.

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов – это веяние времени.

 Воспитание – это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности. Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам 

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации.

Таким образом, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми

Главное предназначениеклассного руководителя – проследить за становлением личности ребенка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять свое место в жизни.

ФГОС представляет новые роли классного руководителя:

  1. информатор-эксперт,
  2. Организатор-фасилитатор(фасилитатор  — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Обеспечивая соблюдение правил встречи, её процедуры и регламента, фасилитатор позволяет её участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи),
  3. консультант, собеседник.
  4. Появление нового понятия – тьютор. Тьютор – «tutor» в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями – «защитник», «покровитель», «страж».

ТЬЮТОР – наставник, воспитатель, советчик, помощник. Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы

Цель деятельности классного руководителя:

создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе

Основными функциями, определяющими содержание работы классного руководителя, являются:

1. Организационно-координирующие:

 -обеспечение связи ОУ с семьей;

-установление контактов с родителями обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся;

-проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;

 -организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов";

-ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативные:

 -регулирование межличностных отношений между обучающимися;

 -установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

-содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

-оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

 3. Аналитико-прогностические:

 -изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

 -определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные:

 -контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

-контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися

Задачи деятельности классного руководителя:

 формирование и развитие коллектива класса;

  создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности,

 самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;  формирование здорового образа жизни;

  организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей

 деятельности коллектива класса;  защита прав и интересов обучающихся;

  организация системной работы с обучающимися в классе;

  гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися

  организация социально значимой, творческой деятельности

Классный руководитель играет главную роль в воспитательном процессе. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, не вкладывая душу, ничего не получится. Что для этого необходимо, я думаю, сегодня мы все вместе определили.

И если мы будем руководствоваться этими принципами, то многие наши проблемы будут решены.

В нашей школе основными функциями, выполняемыми классным руководителем основной ступени, являются: организация воспитательного процесса в классе, внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.

Как классный руководитель 6В класса, в основу своей работы я положила следующие принципы:

- ориентация на результат ( не только знания, но опыт личностного развития, социального, познавательного, коммуникативного развития);

- системно – деятельностный подход (акцент на организацию системной деятельности, обеспечивающую опыт взаимодействия и отношений)

Воспитательную работу планировала, руководствуясь следующими ожидаемыми результатами (опираясь на метапредметные результаты):

- освоение социальных норм, правил поведения.

- уважительное отношение к другому человеку,

- школьная мотивация,

- ответственное отношение к Родине, к ее наследию и будущему,

- осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам,

 - умение решать проблемы на основе личностного нравственного выбора,

 - опыт здорового и безопасного образа жизни.

- умение выполнять правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дороге.

В течение года были запланированы классные часы и единые классные часы по разным направлениям: Правила безопасности при террористической угрозе, "Культура поведения на переменах", «Традиции, которыми гордится страна» , «Всероссийский день правовой помощи детям», «Береги своё здоровье» и др.

 Очень хорошо помогает мне, ученикам и родителям класса школьная сеть «Дневник.ру».

Несомненные плюсы в том, что можно отследить успеваемость каждого ученика и класса в целом, рассчитать качество обучения по предметам, посмотреть домашнее задание, уточнить расписание и т.д. Как видим, содержание деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС усложняется, наполняется новыми формами работы с учащимися. Классный руководитель получает всестороннюю информацию о каждом своем подопечном, что позволяет вовремя реагировать на все, что происходит в классном коллективе. Деятельность учеников также более организованна, системна.

И, в заключение, по каким бы стандартам ни учился ребенок, наша любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе. И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения".

Выступление на методическом объединение классных руководителей в школе 8 вида. ...

Доклад на педсовете на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения».

Роль классного руководителя  в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС  второго поколения...

Презентация "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС 2 поколения."

В презентации рассказывается о целях, задачах воспитания, роли классного руководителя, описывается технология и структура составления плана деятельности классного руководиеля....

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

   Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к вос...

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

laquo;Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и...