«Метод индивидуального подхода к учащимся»
методическая разработка по физкультуре

Шуманов Иксан Зулкарович

Об индивидуальном подходе  приходится слышать довольно часто. Учителя говорят: «К нему нужен индивидуальный подход». Родители вздыхают: «Моему ребенку требуется индивидуальный подход». Да и дети сейчас тоже говорят о нем. Но все эти слова понимают по-разному. В восприятии каждого свои каноны индивидуального подхода...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_metod_individualnogo_podhoda_k_uchashchimsya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 55 «ДОЛИНА ЗНАНИЙ»

СОВЕТСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

(МОУ СШ № 55 «ДОЛИНА ЗНАНИЙ»)

«Метод индивидуального подхода к учащимся»

                                

                  учитель физической культуры 

                  Шуманов Иксан Зулкарович

                                

                                   

ВОЛГОГРАД 2023

Об индивидуальном подходе  приходится слышать довольно часто. Учителя говорят: «К нему нужен индивидуальный подход». Родители вздыхают: «Моему ребенку требуется индивидуальный подход». Да и дети сейчас тоже говорят о нем. Но все эти слова понимают по-разному. В восприятии каждого свои каноны индивидуального подхода.
Часто можно от учителя услышать: «У меня в классе тридцать человек. Если я все внимание буду уделять только Иванову Вове, то что с остальными делать. Вове нужен «индивидуальный подход». Намекая, либо забирайте ребенка, либо приходите заниматься отдельно. За деньги.
Получается, что индивидуальный подход – это когда с ребенком занимаешься индивидуально. Приглашаешь его после занятий и работаешь с ним. А что же тогда делать на уроках? Как с индивидуальным подходом быть, когда перед тобою целый класс. Выходит, что индивидуальный подход не только в том, чтобы работать с учеником один на один, а скорее совсем в другом. Индивидуальный подход к ученику – это, прежде всего, то, как учитель воспринимает своих учеников. То есть подойти к ребенку индивидуально, это, значит, понять самого ребенка: что он из себя представляет, каковы его цели, что он может, чего не может совсем, чего боится, стесняется выполнять задание или, наоборот, постоянно хочет быть первым, любит ли заниматься или не любит. Таких вопросов множество. Ребенок подчас представляет собой клубок разрешенных и неразрешенных проблем, тесно сплетенных друг с другом, в которых сам не может разобраться, и понять его особенности, определить хотя бы некоторые ниточки этого клубочка и составляет суть индивидуального подхода к ребенку.
Ребенку важно на уроке не только понять представляемый учителем материал, но и показать себя, свое я. Вот он какой я, Вова Иванов, посмотрите: у меня новая спортивная форма или новый модный в школе жест. Реагировать на такое поведение своих учеников учитель может по-разному, но не признавать право ребенка выразить тем или иным способом себя, учитель не может. В этом уже будет считаться неуважение педагога к своим детям, которое непременно вскоре станет взаимным.
На уроке учится не только ученик, но и учитель. Первый осваивает программу, второй – своих воспитанников. Каждый класс – это своя уникальная программа, наполненная живым интересным материалом со своими сложностями и нюансами. И если учитель разглядит индивидуальные особенности своих учеников, сможет вникнуть в их сложный мир и выстроить, исходя из этого, учебный процесс, то тогда с уверенностью можно сказать ему, что программа пройдена.
Наверное, я употреблю не совсем удачное слово, но учитель должен чувствовать своих учеников. Именно чувствовать. Ведешь урок и чувствуешь, что класс на волне, работает, задает хорошие вопросы, глаза детей горят – еще интенсивнее задаешь тон работе. Проходит несколько минут – чувствуешь, устали дети, выключились - делаешь паузу.
Класс – это не единая однородная масса, это разные и по учебе, и по характеру дети. Одни лучше готовы именно сегодня работать с тобою, другие – хуже. Один, на уроке, думает об упражнении, а другой – о новой компьютерной игрушке или о больной маме. И если учитель применяет индивидуальный подход к данным детям, то он должен понимать это и, самое главное, ни в коем случае не обидеть ребенка. То, что ребенок не хочет заниматься, надо тоже понять. А иногда и уважать его такое антишкольное настроение.
Можно представить себе, что класс – это музыкальный инструмент, а каждый ребенок – это своя уникальная струна. И только от учителя зависит, как этот музыкальный инструмент у него заиграет. И заиграет ли вообще.
Основополагающее значение на уроке, напрямую влияющее на его результативность, имеет степень взаимодействия ученика и учителя. Зависит она, прежде всего, от педагога, насколько хорошо в нем развито «чувство ученика». Что же это такое? Это мера понимания учителя состояния находящихся у него на уроке детей. Уровень данного понимания складывается из знания особенностей каждого ребенка, его возможностей, уровня притязания, интересов, активности, утомляемости и прочих различных плюсов и минусов, из которых и состоит каждый нормальный ребенок, да и не только он. Как хороший пианист чувствует каждую клавишу рояля и каждую ноту исполняемого музыкального произведения, так и хороший учитель чувствует учеников, их мысли, чувства, настроения и использует это знание на повышение эффективности урока.
«Чувство ученика» помогает с наименьшей степенью вероятности ошибки определить, кого стоит спросить сейчас, а кого попозже, кто из учеников обманывает, а кто говорит правду, кого стоит похвалить, а кого – отругать. Оно помогает учителю и в степени самого поощрения и наказания, в определении критерия постановки оценки, распределения вопросов и заданий по ходу урока, в домашних заданиях. Благодаря этому чувству учитель с одной стороны знает, что можно ожидать от того или иного ученика, а с другой стороны намечает для себя примерные границы роста определенного ребенка на некотором учебном отрезке и, соответственно, оценивает свою работу: удалось ли учителю, помочь ребенку достигнуть этих границ или нет.
«Чувство ученика» - то важное качество, благодаря которому учитель становиться профессионалом. Это своего рода опыт, появляющийся от общения с ребенком. И накопление данного опыта возможно только если смотреть на ученика как на личность, как на равного тебе человека.
По-моему, индивидуально подойти к ребенку на уроке – значит создать для него психологически комфортные условия. И это вовсе не означает, что ему надо ставить только положительные оценки, спрашивать только тогда, когда он хочет, позволять ему на уроке играть в мобильный телефон или разговаривать с друзьями. Психологический комфорт – это снятие страха перед уроком, наполнение смыслом работы и развитие осознания учеником его собственной личностной значимости. Иными словами, зная индивидуальные особенности детей, учитель должен не забивать их, исключительно выстраивая железную дисциплину, а, наоборот, всячески поддерживать и помогать им самоутверждаться в своих же собственных глазах. А учебный материал должен стать базой для самореализации учеников.
Результативность урока будет заключаться не только в прохождении и усвоении программы, но и в личностном росте учащихся, которым общение с учителем помогло стать чуть спокойнее, чуть увереннее, чуть добрее. И без использования метода индивидуального подхода добиться этого, пожалуй, невозможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства

П л а н 1.     Условия возникновения и актуальность опыта 2.     Теоретическая база и новизна опыта, ведущая педагогическая идея 3....

дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в трудовом обучении

Даны понятия индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Представлена характеристика трёх сторон трудовой деятельности. Обоснована необходимость отслеживания развития учащихся для осущес...

«Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся на уроках географии в условиях стандартизации географического образования ».

Это материал обобщения опыта по географии.География - интереснейший предмет, который требует качественного знания всеми обучающимися. Значит, для достижения более высокого качества по предмету требует...

«Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся на уроках географии в условиях стандартизации географического образования ».

Это обобщение опыта учителя географии. География - интереснейший предмет, который требует качественного знания всеми обучающимися. Значит, для достижения более высокого качества по предмету треб...

"Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математики "

Каждый ребенок должен получать знания с учетом его возможностей .Дифференцированный подход как один из основных путей осуществления индивидуального обучения ....

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Индивидуальный подход к учащимся во время внеурочных занятий

Индивидуальный подход к учащимся во внеурочной работеПовышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого учащегося. Важной индивидуальной ос...