Проект "Мы за здоровый образ жизни"
проект по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Мария Николаевна Давлетова

В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья людей. Данный проект направлен на повышение информационной осведомленности  о социально значимых заболеваниях, вововлечении детей и подростков в общественную, спортивную, творческую жизнь путем разработанной системы тренингов и проведения различных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_za_zozh.docx41.17 КБ

Предварительный просмотр:

Мы за здоровый образ жизни

Актуальность проекта. В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья людей. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия…».

В мирное время Россия переживает демографическую трагедию: идет вымирание русского и ряды других народов России. В этой ситуации особенно катастрофично состояние здоровья детей, подростков и молодежи. Актуальность проекта обусловлена низким уровнем побуждений подростков к ведению здорового образа жизни. Здоровье человека – актуальная тема для обсуждения у всех времен и народов. Так в притче «Счастье или Здоровье?»:

Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее.

Они обратились к мальчику.
— Мальчик, что для тебя важнее — счастье или здоровье?
— Конечно же, счастье! – не задумываясь, ответил мальчик.
— Ты счастливый?
— О! Да, я счастливый!
— Вот видишь! — захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. — Я же говорю, что счастье главнее.
— А скажи, мальчик, ты здоров? — задало следующий вопрос Здоровье.
— Да, я здоров!
— Везет тебе! — вмешалась в разговор проходившая мимо женщина. — 
Мне бы твоё здоровье, тогда и я была бы счастлива.

Для реализации проекта были определены следующие направления деятельности.

1) Исследование факторов влияния на ценностные ориентации детей и подростков, проведение социологических опросов среди подростков и их родителей (законных представителей) и формирование через изучение данных факторов ценностного отношения к своему здоровью.

2) Формирование ключевых компетенций:

- коммуникативных компетенций: навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;

- здоровьесберегающих компетенций: знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.

3) Повышение информационной осведомленности воспитанников о социально значимых заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, ВИЧ-инфекции, алкоголизм.

4) Вовлечение детей и подростков в общественную, спортивную, творческую жизнь путем разработанной системы тренингов и проведения большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни.

5) Сотрудничество с партнерскими учреждениями и организациями для совместной деятельности.

Цель проекта:

Содействие в формировании у детей и подростков сознательной потребности в ведении здорового образа жизни и пропаганда здорового образа жизни.

 1.5. Задачи проекта:

  • формировать установки на ведение и активную пропаганду здорового образа жизни;
  • стимулировать и поддерживать инициативы детей по реализации проекта;
  • обучать ответственному отношению к способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья;
  • повышать двигательную активность воспитанников;
  • профилактика вредных привычек;
  • организовать сотрудничество с партнерскими учреждениями и организациями по пропаганде здорового образа жизни.

1.6. Прогнозируемые результаты

Результаты работы по данному проекту можно оценить по следующим показателям:

  • повышение мотивации к здоровому образу жизни через творческое и интеллектуальное самовыражение подростков;
  • развитие социально-коммуникативных навыков, таких как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения, формирование установки на развитие личностных качеств, необходимых для успешной жизнедеятельности в современном обществе;
  • улучшение знаний детей о ЗОЖ;
  • повышение мотивации к двигательной активности;
  • формирование устойчивых моделей поведения, препятствующих употреблению ПАВ; 
  • проведение совместных акций и мероприятий по пропаганде здорового образа жизни с партнерскими учреждениями и организациями.

1.7. План реализации проекта:

1 этап Подготовительный

  • Исследовать факторы влияния на ценностные ориентации детей/подростков, возможные варианты решения проблемы низкой мотивации школьников к ведению здорового образа жизни.
  • Определить источники информации (научная и справочная литература, Интернет-ресурсы, беседы с медицинскими работниками, учителями, воспитателями, родителями, психологом).

2 этап Планирование работы

Составить и согласовать организационный план совместных действий по формированию ключевых компетенций воспитанников в вопросах сохранения и укрепления здоровья; повышению информационной осведомленности воспитанников о социально значимых заболеваниях, по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости.

3 этап Реализация проекта

4. Реализовать проект в соответствии с разработанным планом действий.

5. Сделать выводы о степени достижения поставленных целей и задач.

6. Включить подростков в реальную практическую деятельность

распространения идеи проекта в образовательной среде.

На первом этапе провести исследование факторов, влияющих на ценностные ориентации детей и подростков по ЗОЖ.

  1. Разработать Социальный паспорт обучающихся (Пример).

  1. Провести анкетирование среди обучающихся.

Анкета «Здоровый образ жизни» (Пример)

Класс/группа ___________  Пол  М     Ж     Дата заполнения анкеты _____________

1. Какие из ценностей, приведенных ниже, для вас наиболее важны. Оцените их, проставив баллы от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное).

Материальное благополучие 

Качественное образование  

Привлекательная внешность  

Хорошее здоровье 

Возможность общаться с интересными людьми 

Благополучная семья 

Свобода и независимость (возможность самому планировать жизнь и реализовывать желания) 

Любимая работа 

 

2.   Какие условия для сохранения здоровья вы считаете наиболее важными? Из приведенного перечня условий выберите и отметьте четыре наиболее важных для вас.

Хорошая наследственность 

Хорошие экологические условия 

Выполнение правил здорового образа жизни (режим, зарядка и т.д.) 

Возможность консультации и лечения у хорошего врача 

Знания о том, как заботиться о своем здоровье 

Отсутствие физических и умственных перегрузок 

Регулярные занятия спортом 

Достаточные материальные средства для хорошего питания, занятий спортом и т.д. 

       

     3.  Что из перечисленного присутствует в вашем распорядке дня?

Ежедневно

Несколько раз в неделю

Очень редко

Утренняя зарядка, пробежка

Завтрак

Обед

Ужин

Прогулка на свежем воздухе

Сон не менее 8 ч

Занятия спортом

Душ, ванна

          4.   Достаточно ли вы заботитесь о своем здоровье?

Вполне достаточно         Не вполне достаточно         Недостаточно 

      5. Как вы относитесь к информации о том, как заботиться о здоровье?

Очень интересна и полезна         Довольно интересна и полезна 

Не очень интересна и полезна         Не интересна и не нужна 

               6.   Откуда вы узнаете о том, как заботиться о здоровье?

Часто

От случая к случаю

Никогда

От родителей

От друзей

В школе

Из журналов, книг

Из передач ТВ

Через интернет

7.   Как вы оцениваете сведения о здоровье, которые получаете?

Интересны

Не всегда интересны

Не интересны

От родителей

От друзей

В школе

Из журналов, книг

Из передач ТВ

Через интернет

8.    Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в вашем классе?

      Какие из них вы считаете интересными и полезными?

Проводятся

Интересно

Не интересно

Специальные уроки

Лекции

Показ видеофильмов

Спортивные соревнования

Работа спортивных секций

Тематические вечера

Реализация проекта

  • Посещение информационно-просветительских занятий и профилактических мероприятий, тренингов для углубления знаний о ЗОЖ;
  • Подбор информации для выпуска бюллетеней, презентаций, конкурсов рисунков «Мы за здоровый образ жизни!»;
  • Оформление стенгазет, плакатов, стенда «Здоровый образ жизни – это..»;
  • Подбор и организация просмотра фильмов по тематике ЗОЖ, конкурса роликов социальной рекламы;
  • Активное участие в занятиях спортом и мероприятиях, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни среди воспитанников;
  • Сотрудничество с общественными и партнерскими организациями для проведения совместных мероприятий.
  • Разработка Памяток для родителей и Правил ЗОЖ.

Для воплощения данных предложений, достижения целей и задач, поставленных в проекте, в систему действий был включен комплекс акций и мероприятий:

      По обучению ответственному отношению к способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья организуется санитарно-просветительская работа, которая проводится силами врачей, медсестер и воспитателей по следующей тематике:

  • Режим дня. Польза утренней зарядки.
  • Гигиена в подростковом возрасте.
  • Вредные привычки: курение, алкоголизм, будущее без наркотиков.
  • Профилактика острых кишечных инфекций.
  • О пользе витаминов.

Систематически с профилактической целью, планируется проведение информационно-просветительских занятий по ЗОЖ 

Занятия, проводимые в форме часов здоровья, бесед, викторин, уроков развития, уроков общения с элементами тренинга и другие вызывают противодействие к курению, употреблению алкоголя и наркотиков, желание заботиться о своем здоровье.

Тренинги способствуют:

  • содействие самоопределению каждого ребёнка во временном детском коллективе;
  • формирование у детей адекватной самооценки; 
  • формирование «командного духа», атмосферы сотрудничества, взаимопомощи и взаимопонимания;
  • организация эффективной работы органов детского самоуправления;
  • формирование мотивации на выбор активной жизненной позиции через систему личностного роста.

Формы работы, используемые в данном направлении психологической службой:

Организационный период:

  • наблюдение за ситуацией адаптации детей в условиях временного детского коллектива;
  • индивидуальные консультации по экстренным проблемам;
  • тренинг «Введение в ЗОЖ».

Тренинговый метод используется по следующим причинам:

- тренинг является одним из активных методов обучения, обеспечивающим активизацию творческого потенциала, активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности участников; направлен на развитие определенных знаний, умений, навыков, лучшее понимание себя и других;

- усвоение необходимого материала гораздо проще происходит в процессе активного, увлекательного сотворчества членов группы;

- на тренинге вырабатываются практические навыки.

Тренинги («Принятие себя», «Принятие других», «Поиск выхода из трудной ситуации», «Умей сказать НЕТ», и другие) помогают раскрыть особенности психического развития детей, дать рекомендации по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости. Приводят к выводу: во всех неприятностях со здоровьем виноваты чаще всего мы сами. Это, во-первых. Во-вторых, надеяться нам особенно не на кого, нужны собственные усилия, прежде всего в познании риска, выработке программы поведения, а главное - в её постоянном выполнении. Здоровый образ жизни - это и есть та индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.

Тренинги должны помочь раскрыть особенности психического развития детей, дать рекомендации по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости.

Реализация проекта осуществляется посредством:

- организации спортивных праздников и познавательно-развлекательных мероприятий различного уровня;

- организации работы волонтерского движения, агитбригад;

- организации встреч с интересными людьми;

- работы клубов и секций по интересам;

- проведения малых форм физкультурной работы (зарядка, динамические паузы);

- подвижных игр на свежем воздухе;

- организации конкурсов;

- совместных с общественными и партнерскими организациями мероприятий по ЗОЖ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».

Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т...

Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...