«Подвижные игры» методическое пособие (для учителей физической культуры и учителей начальных классов, тьютеров).
методическая разработка по физкультуре

Ганьшин Иван Юрьевич

Предварительный просмотр:

«Подвижные игры» методическое пособие (для учителей физической культуры и учителей начальных классов, тьютеров).

Автор: Иванова Мария

ученица  4 класса ЧУ СОШ «А-Статус».

Руководитель: Ганьшин  Иван  Юрьевич

учитель физической  культуры  ЧУ СОШ «А-Статус».

Овчинников Роман Александрович

учитель физической  культуры  ЧУ СОШ «А-Статус».

Авторские подвижные игры для детей 7-12 лет с подробным описанием.

    Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод физической культуры воздействия на ребенка. Благодаря им обычное  становится необычным, а поэтому особенно привлекательным. В игре используются естественные движения, большей частью в ненавязчивой развлекательной форме.

Игра – спутник ребенка, и она отвечает законам, заложенным в них самой природой, – неуемной потребности в движении. Главный признак подвижных игр – наличие активных двигательных действий, благодаря чему они являются признанным средством и методом физического воспитания и развития.

    Использование подвижных игр позволяет развивать не только физические, но и интеллектуальные качества: наблюдательность, память, логическое мышление, сообразительность. В играх, имеющих сюжетную форму, есть простор для воображения и артистизма, элементов танца и пения. К тому же игры могут проводиться под музыкальное сопровождение. Всё это формирует эстетическое мировосприятие. Увлекаясь игрой, дети очень ярко проявляют черты характера и другие индивидуальные особенности.

 Классификация игр.

    Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

   Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и несюжетные, игры-забавы, аттракционы. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенок  творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д.

Несюжетные подвижные игры не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

Подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового)  побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В играх каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.

Место подвижных игр в режиме дня.

Подбирая игру, учитывают ее место в режиме дня ребенка.

Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. На прогулках за час до дневного сна и после него проводятся игры любой подвижности (с учетом сезона и температуры воздуха). В прохладную погоду подбирают игры средней и большой подвижности, учитывая при этом одежду ребенка (некоторую ограниченность его движений).

На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры, как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, но желательны игры малой подвижности. Для этого времени хороши игры с текстом, с пением, хороводные.

Подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно.

Зимой  рекомендуют игры с ловлей и убеганием, упражнениями в равновесии, метанием снежков в цель и на дальность Летом, во время жаркой погоды, игры с бегом и прыжками лучше всего проводить во время утренней прогулки или после полудня, когда температура воздуха снижается.

 

  1. Подвижная игра  «Орел и синица» .

Цель игры: развитие навыков бега, коммуникативных способностей, внимания.

Инвентарь: фишки, манишки.

Количество игроков: 8 и более.

      Описание игры: Все участники находятся в секторах А и Б. В игре двое водящих,                остальные убегающие. В руках у водящих манишки, и каждый находится в своем секторе (А и Б). В середине площадки двумя параллельными линиями обозначается «дом», в котором могут спрятаться убегающие. Время нахождения в «доме»  не более  3 секунд.  Убегающий  может  передвигаться  из одного  сектору в другой  в любой  последовательности.  Если водящему удалось догнать и «осалить» убегающего игрока, то они меняются ролями.

  1. Подвижная игра  «Орел и синица»  (вариация игры)

Цель игры: развитие навыков бега, коммуникативных способностей, внимания.

Инвентарь: фишки, манишки.

Количество игроков: 8 и более.

Описание игры: Все участники находятся в секторах А,Б и «доме».  В игре двое водящих, остальные убегающие. В руках у водящих манишки, и каждый находится в своем секторе (А и Б). В середине площадки двумя параллельными линиями обозначается «дом», в котором могут спрятаться убегающие. «Дом» разделен на 4 сектора, в процессе игры в каждом секторе «дома»  может находиться только один игрок. Время  нахождения в «доме»  не более  3 секунд.  Убегающий  может  передвигаться  из одного  сектора в другой  в любой  последовательности.  Если водящему удалось догнать и «осалить» убегающего игрока, то они меняются ролями.

  1. Подвижная игра  «Прятки-догонялки».

Цель игры: развитие  координации, взаимодействия игроков и коммуникативных способностей.

Инвентарь: фишки, манишки.

Количество игроков:  6 и более.

            Описание игры: Выбирается  водящий, остальные игроки убегающие. Водящий в руках у которого манишка старается догнать и «осалить» игроков, которые  убегают  передвигаясь по всей площадки. Если водящему удалось догнать и «осалить» убегающего игрока, то они меняются ролями. Игроки, которые  убегают  могут создать «дом», взявшись за руки, салить в игроков в «доме» запрещено. Побеждают игроки, которых не «осалили».

  1. Подвижная игра  «Акулы и черепахи». 

Цель игры: развитие навыков бега, развитие координации.

Инвентарь: фишки, манишки, малые обручи.

Количество игроков:  4 и более.

            Описание игры: «Акула» догоняет «черепах» и отводит пойманных в свой «дом». Когда в «доме» окажутся  две «черепахи»  они  взявшись за руки помогают «акуле» ловить  «черепах». «Черепахи» могут прятаться от «акулы» на островах (небольшие обручи), но  не более 3 секунд.

Игра продолжается по заранее определенному времени или до момента, когда все «черепахи» будут пойманы.

  1. Подвижная игра  «Пираты и сокровища». 

Цель игры: развитие навыков бега, развитие координации и ловкости.

Инвентарь: фишки, манишки.

Количество игроков:  6 и более.

            Описание игры: Целью игры является перенести «сокровища» (фишки) из хранилища в логово «пиратов». Задача « охранников» поймать и «осалить» «пиратов». Пойманный   «пират»  возвращает «сокровища» в хранилище и выполняет 5 приседаний и возвращается в игру. Игра заканчивается, когда все «сокровища» окажутся в логове «пиратов» или заранее устанавливается игровое время.

  1. Подвижная игра  « Гонки в джунглях». 

Цель игры: развитие быстроты.

Инвентарь: фишки, манишки.

Количество игроков:  2, 4, 6, 8, 10 и более.

            Описание игры: Все участники делятся 2 равные по количеству команды и располагаются на разных сторонах площадки  в одну шеренгу напротив друг друга. В каждой команде игроки получают название животного или порядковый номер. Ведущий называет животного или номер , данные игроки максимально быстро обегают  игрока-соперника, который стоит напротив и возвращается на свое место. Игрок , который быстрее игрока-соперника вернулся на свое место приносит 1 балл для своей команды. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

  1. Подвижная игра  « Совы и мыши». 

Цель игры: воспитание командных взаимодействий и развитие быстроты реакции.

Инвентарь: фишки, манишки.

Количество игроков: 5 и более.

            Описание игры: В кругу, который обозначает «дом» находится «сова». Вокруг «совы» разбросан «сыр» в виде фишек.   «Мыши»  за отведенное  время  пытаются  украсть  «сыр» из дома «совы»,  а «сова»  должна не дать  сделать  это,  осалив  «мышь» пока она находится в  «доме».  Пойманная  «мышь»  выполняет 5 приседаний и возвращается в игру. По окончанию игры производится подсчет количества украденного «сыра» и смена «совы». 

  1. Подвижная игра «Перевертыши». 

Цель игры: воспитание командных взаимодействий и развитие быстроты.

Инвентарь: фишки, манишки.

Количество игроков: 2 и более.

            Описание игры: Все участники игры делятся на 2 команды. Все фишки от 20-40 штук разбросаны по площадке. За отведенное время одна из команд переворачивает фишки, а другая возвращает фишки в исходное положение. По окончании игрового времени производится подсчет перевернутых фишек, затем команды меняются заданиями. Побеждает команда, у которой перевернутых фишек окажется больше, чем у другой.

  1. Подвижная игра «Чехарда». 

Цель игры: воспитание командных взаимодействий и развитие быстроты.

Инвентарь: фишки, манишки.

Количество игроков: 6 и более.

            Описание игры: Все участники делятся  на 3 команды - синие, зеленые, красные. Одна из команд водящие, две остальные убегающие. Задача водящих осалить всех участников игры или игроков одной команды. В этом случае водящими становятся команда, в которой все  игроки осалены раньше другой. Можно спасти игрока своей команды, коснувшись заданной заранее части тела.

  1. Подвижная игра «Быстрый мяч». 

Цель игры: развитие быстроты  реакции.

Инвентарь: фишки, манишки.

Количество игроков: 2 и более.

            Описание игры: Все участники делятся  на пары и встают на разные стороны площадки лицом друг к другу на расстоянии 1 метр. В руках у каждой пары один мяч. За спиной каждого участника находится «дом». Участники начинают передавать мячи друг другу из рук в руки, по сигналу ведущего, то кто оказывается с мячом в руках убегает в свой дом, участник без мяча старается его догнать и осалить. Если игрок забежал в дом и его не успели осалить, то он зарабатывает 1 балл. Время игры определяется заранее, игрок  в паре набравший больше баллов побеждает.

  1. Подвижная игра «Мышка-воришка»

Цель игры: развитие быстроты, ловкости.

Инвентарь: фишки, обручи, манишки.

Количество игроков: 2 и более.

Описание игры:  Из числа играющий выбирается один водящий. Водящий становится спиной к игрокам, сзади него расставляются спортивные фишки в хаотичном порядке. Игроки находятся в обруче на расстоянии 10-15 метров от водящего.

Водящий, стоя спиной к игрокам, вслух  произносит счет от 1 до 32, после слова: «тридцать три -  мышка- воришка на месте замри!» и поворачивается лицом к игрокам. В момент произнесения слов водящим, игроки должны собирать фишки и относить к себе в обруч. После слов: «На месте замри!» игроки  останавливаются  возвращаются к своим обручам для подсчёта собранных фишек. Побеждает игрок, набравший большее количество фишек.

  1. Подвижная игра «Остров сокровищ»

Цель игры: развитие быстроты, ловкости.

Инвентарь: фишки, манишки.

Количество игроков: 2 и более.

Описание игры: На каждой половине площадки в 5-6 метрах от лицевой очерчивается запретная зона («остров сокровищ») в один метр. По запретной зоне, не переходя границ, перемещается водящий. Внутри запретной зоны в хаотичном порядке раскладываются спортивные фишки («сокровища»). Если количество игроков превышает 5 человек, назначается еще один водящий. Каждый играющий старается обмануть водящего и перебежать запретную зону, что бы собрать «сокровища» (фишки). Водящий должен «осалить» перебежчика. Если водящий не сумел никого «осалить» и   игрокам удалось собрать все фишки, то подсчитывается их количество и выявляется победитель. Если водящий смог «осалить» игрока, то игрок становится на место водящего и игра начинается заново.

  1. Подвижная игра «Мяч в щит».

Цель игры: развитие быстроты, меткости, скоростной выносливости.

Инвентарь: Конусы, мячи волейбольные.

Количество игроков: 2 и более.

Описание игры: Каждая команда строится в две колонны, которые располагаются на расстоянии друг от друга на одной стороне площадки. На другой стороне площадки, в углах лежат волейбольные мячи (мячи должны различаться по цвету или иным признакам для каждой команды).  

 По сигналу учителя игроки, стоящие первые в колоннах добегают до мяча и стараются попасть им в баскетбольный щит с любого расстояния. После выполнения броска игрок возвращается в свою колонну и передает эстафету товарищу по команде. Следующий игрок так же старается попасть мячом в щит, подбирая мяч в том месте, где он оказался после отскока от броска предыдущего игрока. При этом игрок имеет право отбросить мяч соперника в сторону, что бы помешать ему, но только в том случае, если он добежал до него первым. За каждое попадание игрок или команда получает одно очко. Побеждает игрок или команда, первая набравшая 20 (число может быть любое, в зависимости от задач игры) очков.

Правила: 1) Игроку запрещается делать с мячом более 3 шагов.

                   2)Запрещается бегать с мячом соперника в руках.

             3)Разрешается отбросить мяч соперника только с того места, где он был подобран.

                   4) Запрещается отбирать мяч из рук соперника.

  1. Попадание засчитывается только в том случае, если игрок попал в лицевую часть щита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для учителей физической культуры

Особенности методики и средства развития скоростно-силовых способностей у детей старшего школьного возраста...

Методическое пособие для учителей физической культуры Игры с мячом

Это методическое пособие я взяла за основу для разработок своих уроков и мероприятий.Пособие включает: историю возникновения игры, влияние игры на  физическое развитие и работоспособность де...

Методическое пособие к уроку физической культуры. Раздел "Спортивные игры. Баскетбол".

Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их развития, и в связи с этим, тщательной организации учебно-воспитательной работы. Баскетбол отличается многообразием применяемых в учебно-тренир...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся начальных классов. Разработчик: учитель физической культуры Сучкова Галина Владимировна

В программе представлены материалы по развитию и обучению физической культуре детей начальных классов....

Методическое пособие для учителей физической культуры "Обучение подъёму переворотом в упор из виса на перекладине"

В пособии описано поэтапное начальное обучение базовому элементу гимнастики – подъем переворотом в упор из виса на перекладине, многократно опробованное в процессе практики обучения в школе. Дае...

Игры и эстафеты. Методическое пособие для учителей физической культуры

Методическое пособие для учителей физической культуры...