«Подвижные игры» методическое пособие (для учителей физической культуры и учителей начальных классов, тьютеров).
методическая разработка по физкультуре
Набор авторских подвижных игр
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Подвижные игры» методическое пособие (для учителей физической культуры и учителей начальных классов, тьютеров).
Автор: Иванова Мария
ученица 4 класса ЧУ СОШ «А-Статус».
Руководитель: Ганьшин Иван Юрьевич
учитель физической культуры ЧУ СОШ «А-Статус».
Овчинников Роман Александрович
учитель физической культуры ЧУ СОШ «А-Статус».
Авторские подвижные игры для детей 7-12 лет с подробным описанием.
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод физической культуры воздействия на ребенка. Благодаря им обычное становится необычным, а поэтому особенно привлекательным. В игре используются естественные движения, большей частью в ненавязчивой развлекательной форме.
Игра – спутник ребенка, и она отвечает законам, заложенным в них самой природой, – неуемной потребности в движении. Главный признак подвижных игр – наличие активных двигательных действий, благодаря чему они являются признанным средством и методом физического воспитания и развития.
Использование подвижных игр позволяет развивать не только физические, но и интеллектуальные качества: наблюдательность, память, логическое мышление, сообразительность. В играх, имеющих сюжетную форму, есть простор для воображения и артистизма, элементов танца и пения. К тому же игры могут проводиться под музыкальное сопровождение. Всё это формирует эстетическое мировосприятие. Увлекаясь игрой, дети очень ярко проявляют черты характера и другие индивидуальные особенности.
Классификация игр.
Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).
Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и несюжетные, игры-забавы, аттракционы. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенок творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д.
Несюжетные подвижные игры не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
Подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового) побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В играх каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.
Место подвижных игр в режиме дня.
Подбирая игру, учитывают ее место в режиме дня ребенка.
Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. На прогулках за час до дневного сна и после него проводятся игры любой подвижности (с учетом сезона и температуры воздуха). В прохладную погоду подбирают игры средней и большой подвижности, учитывая при этом одежду ребенка (некоторую ограниченность его движений).
На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры, как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, но желательны игры малой подвижности. Для этого времени хороши игры с текстом, с пением, хороводные.
Подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно.
Зимой рекомендуют игры с ловлей и убеганием, упражнениями в равновесии, метанием снежков в цель и на дальность Летом, во время жаркой погоды, игры с бегом и прыжками лучше всего проводить во время утренней прогулки или после полудня, когда температура воздуха снижается.
- Подвижная игра «Орел и синица» .
Цель игры: развитие навыков бега, коммуникативных способностей, внимания.
Инвентарь: фишки, манишки.
Количество игроков: 8 и более.
Описание игры: Все участники находятся в секторах А и Б. В игре двое водящих, остальные убегающие. В руках у водящих манишки, и каждый находится в своем секторе (А и Б). В середине площадки двумя параллельными линиями обозначается «дом», в котором могут спрятаться убегающие. Время нахождения в «доме» не более 3 секунд. Убегающий может передвигаться из одного сектору в другой в любой последовательности. Если водящему удалось догнать и «осалить» убегающего игрока, то они меняются ролями.
- Подвижная игра «Орел и синица» (вариация игры)
Цель игры: развитие навыков бега, коммуникативных способностей, внимания.
Инвентарь: фишки, манишки.
Количество игроков: 8 и более.
Описание игры: Все участники находятся в секторах А,Б и «доме». В игре двое водящих, остальные убегающие. В руках у водящих манишки, и каждый находится в своем секторе (А и Б). В середине площадки двумя параллельными линиями обозначается «дом», в котором могут спрятаться убегающие. «Дом» разделен на 4 сектора, в процессе игры в каждом секторе «дома» может находиться только один игрок. Время нахождения в «доме» не более 3 секунд. Убегающий может передвигаться из одного сектора в другой в любой последовательности. Если водящему удалось догнать и «осалить» убегающего игрока, то они меняются ролями.
- Подвижная игра «Прятки-догонялки».
Цель игры: развитие координации, взаимодействия игроков и коммуникативных способностей.
Инвентарь: фишки, манишки.
Количество игроков: 6 и более.
Описание игры: Выбирается водящий, остальные игроки убегающие. Водящий в руках у которого манишка старается догнать и «осалить» игроков, которые убегают передвигаясь по всей площадки. Если водящему удалось догнать и «осалить» убегающего игрока, то они меняются ролями. Игроки, которые убегают могут создать «дом», взявшись за руки, салить в игроков в «доме» запрещено. Побеждают игроки, которых не «осалили».
- Подвижная игра «Акулы и черепахи».
Цель игры: развитие навыков бега, развитие координации.
Инвентарь: фишки, манишки, малые обручи.
Количество игроков: 4 и более.
Описание игры: «Акула» догоняет «черепах» и отводит пойманных в свой «дом». Когда в «доме» окажутся две «черепахи» они взявшись за руки помогают «акуле» ловить «черепах». «Черепахи» могут прятаться от «акулы» на островах (небольшие обручи), но не более 3 секунд.
Игра продолжается по заранее определенному времени или до момента, когда все «черепахи» будут пойманы.
- Подвижная игра «Пираты и сокровища».
Цель игры: развитие навыков бега, развитие координации и ловкости.
Инвентарь: фишки, манишки.
Количество игроков: 6 и более.
Описание игры: Целью игры является перенести «сокровища» (фишки) из хранилища в логово «пиратов». Задача « охранников» поймать и «осалить» «пиратов». Пойманный «пират» возвращает «сокровища» в хранилище и выполняет 5 приседаний и возвращается в игру. Игра заканчивается, когда все «сокровища» окажутся в логове «пиратов» или заранее устанавливается игровое время.
- Подвижная игра « Гонки в джунглях».
Цель игры: развитие быстроты.
Инвентарь: фишки, манишки.
Количество игроков: 2, 4, 6, 8, 10 и более.
Описание игры: Все участники делятся 2 равные по количеству команды и располагаются на разных сторонах площадки в одну шеренгу напротив друг друга. В каждой команде игроки получают название животного или порядковый номер. Ведущий называет животного или номер , данные игроки максимально быстро обегают игрока-соперника, который стоит напротив и возвращается на свое место. Игрок , который быстрее игрока-соперника вернулся на свое место приносит 1 балл для своей команды. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
- Подвижная игра « Совы и мыши».
Цель игры: воспитание командных взаимодействий и развитие быстроты реакции.
Инвентарь: фишки, манишки.
Количество игроков: 5 и более.
Описание игры: В кругу, который обозначает «дом» находится «сова». Вокруг «совы» разбросан «сыр» в виде фишек. «Мыши» за отведенное время пытаются украсть «сыр» из дома «совы», а «сова» должна не дать сделать это, осалив «мышь» пока она находится в «доме». Пойманная «мышь» выполняет 5 приседаний и возвращается в игру. По окончанию игры производится подсчет количества украденного «сыра» и смена «совы».
- Подвижная игра «Перевертыши».
Цель игры: воспитание командных взаимодействий и развитие быстроты.
Инвентарь: фишки, манишки.
Количество игроков: 2 и более.
Описание игры: Все участники игры делятся на 2 команды. Все фишки от 20-40 штук разбросаны по площадке. За отведенное время одна из команд переворачивает фишки, а другая возвращает фишки в исходное положение. По окончании игрового времени производится подсчет перевернутых фишек, затем команды меняются заданиями. Побеждает команда, у которой перевернутых фишек окажется больше, чем у другой.
- Подвижная игра «Чехарда».
Цель игры: воспитание командных взаимодействий и развитие быстроты.
Инвентарь: фишки, манишки.
Количество игроков: 6 и более.
Описание игры: Все участники делятся на 3 команды - синие, зеленые, красные. Одна из команд водящие, две остальные убегающие. Задача водящих осалить всех участников игры или игроков одной команды. В этом случае водящими становятся команда, в которой все игроки осалены раньше другой. Можно спасти игрока своей команды, коснувшись заданной заранее части тела.
- Подвижная игра «Быстрый мяч».
Цель игры: развитие быстроты реакции.
Инвентарь: фишки, манишки.
Количество игроков: 2 и более.
Описание игры: Все участники делятся на пары и встают на разные стороны площадки лицом друг к другу на расстоянии 1 метр. В руках у каждой пары один мяч. За спиной каждого участника находится «дом». Участники начинают передавать мячи друг другу из рук в руки, по сигналу ведущего, то кто оказывается с мячом в руках убегает в свой дом, участник без мяча старается его догнать и осалить. Если игрок забежал в дом и его не успели осалить, то он зарабатывает 1 балл. Время игры определяется заранее, игрок в паре набравший больше баллов побеждает.
- Подвижная игра «Мышка-воришка»
Цель игры: развитие быстроты, ловкости.
Инвентарь: фишки, обручи, манишки.
Количество игроков: 2 и более.
Описание игры: Из числа играющий выбирается один водящий. Водящий становится спиной к игрокам, сзади него расставляются спортивные фишки в хаотичном порядке. Игроки находятся в обруче на расстоянии 10-15 метров от водящего.
Водящий, стоя спиной к игрокам, вслух произносит счет от 1 до 32, после слова: «тридцать три - мышка- воришка на месте замри!» и поворачивается лицом к игрокам. В момент произнесения слов водящим, игроки должны собирать фишки и относить к себе в обруч. После слов: «На месте замри!» игроки останавливаются возвращаются к своим обручам для подсчёта собранных фишек. Побеждает игрок, набравший большее количество фишек.
- Подвижная игра «Остров сокровищ»
Цель игры: развитие быстроты, ловкости.
Инвентарь: фишки, манишки.
Количество игроков: 2 и более.
Описание игры: На каждой половине площадки в 5-6 метрах от лицевой очерчивается запретная зона («остров сокровищ») в один метр. По запретной зоне, не переходя границ, перемещается водящий. Внутри запретной зоны в хаотичном порядке раскладываются спортивные фишки («сокровища»). Если количество игроков превышает 5 человек, назначается еще один водящий. Каждый играющий старается обмануть водящего и перебежать запретную зону, что бы собрать «сокровища» (фишки). Водящий должен «осалить» перебежчика. Если водящий не сумел никого «осалить» и игрокам удалось собрать все фишки, то подсчитывается их количество и выявляется победитель. Если водящий смог «осалить» игрока, то игрок становится на место водящего и игра начинается заново.
- Подвижная игра «Мяч в щит».
Цель игры: развитие быстроты, меткости, скоростной выносливости.
Инвентарь: Конусы, мячи волейбольные.
Количество игроков: 2 и более.
Описание игры: Каждая команда строится в две колонны, которые располагаются на расстоянии друг от друга на одной стороне площадки. На другой стороне площадки, в углах лежат волейбольные мячи (мячи должны различаться по цвету или иным признакам для каждой команды).
По сигналу учителя игроки, стоящие первые в колоннах добегают до мяча и стараются попасть им в баскетбольный щит с любого расстояния. После выполнения броска игрок возвращается в свою колонну и передает эстафету товарищу по команде. Следующий игрок так же старается попасть мячом в щит, подбирая мяч в том месте, где он оказался после отскока от броска предыдущего игрока. При этом игрок имеет право отбросить мяч соперника в сторону, что бы помешать ему, но только в том случае, если он добежал до него первым. За каждое попадание игрок или команда получает одно очко. Побеждает игрок или команда, первая набравшая 20 (число может быть любое, в зависимости от задач игры) очков.
Правила: 1) Игроку запрещается делать с мячом более 3 шагов.
2)Запрещается бегать с мячом соперника в руках.
3)Разрешается отбросить мяч соперника только с того места, где он был подобран.
4) Запрещается отбирать мяч из рук соперника.
- Попадание засчитывается только в том случае, если игрок попал в лицевую часть щита.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие для учителей физической культуры
Особенности методики и средства развития скоростно-силовых способностей у детей старшего школьного возраста...
Методическое пособие для учителей физической культуры Игры с мячом
Это методическое пособие я взяла за основу для разработок своих уроков и мероприятий.Пособие включает: историю возникновения игры, влияние игры на физическое развитие и работоспособность де...
Методическое пособие к уроку физической культуры. Раздел "Спортивные игры. Баскетбол".
Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их развития, и в связи с этим, тщательной организации учебно-воспитательной работы. Баскетбол отличается многообразием применяемых в учебно-тренир...
Рабочая программа по физической культуре для учащихся начальных классов. Разработчик: учитель физической культуры Сучкова Галина Владимировна
В программе представлены материалы по развитию и обучению физической культуре детей начальных классов....
Методическая разработка для учителей физической культуры.Приемы формирования навыка правильной осанки.Методические рекомендации формировании УУД на уроках физической культуры.
Приемы формирования навыка правильной осанки.Нестандартные формы проведения урока физической культуры....
Методическое пособие для учителей физической культуры "Обучение подъёму переворотом в упор из виса на перекладине"
В пособии описано поэтапное начальное обучение базовому элементу гимнастики – подъем переворотом в упор из виса на перекладине, многократно опробованное в процессе практики обучения в школе. Дае...
Игры и эстафеты. Методическое пособие для учителей физической культуры
Методическое пособие для учителей физической культуры...