Проект «Влияние шума на человека».
проект по физкультуре (5 класс)

Двухименная Наталья Николаевна

Содержание

Введение  …………………………………………………………………………..3                                                                              

I. Теоретическая часть                                                                                                

   1.1 Понятие звука и  шума .Источники шумов………………………………………………………………........................4                                                                                  

   1.2  Как работает орган слуха…………………………………………………..4

   1.3 Влияние шумов на здоровье человека……………………………..............5

   1.4 Лечение музыкой………………………………………………………….

   1.5 Санитарные нормы шума для образовательных учреждений ……………8

II. Практическая часть

   2.1. Определение уровня шума на территории школы………………..……….8

   2.2. Анкетирование учащихся……………………………………………………9

Выводы и рекомендации……………………………………………………………9

Список литературы. Приложение……………………………………………...….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zobnina_arseniya.docx275.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №23 им. Г.А. Кадзова»

п.Айхал

Исследовательская работа на тему:

«Влияние шума на человека».

         Автор: Зобнин Арсений, класс 5 «Г»

                                                                                                                     

Научный руководитель: Двухименная Наталья Николаевна

                                                                                       учитель физической культуры

        

2021-2022г.

                                                                 Содержание

Введение  …………………………………………………………………………..3                                                                              

I. Теоретическая часть                                                                                                

   1.1 Понятие звука и  шума .Источники шумов………………………………………………………………........................4                                                                                  

   1.2  Как работает орган слуха…………………………………………………..4

   1.3 Влияние шумов на здоровье человека……………………………..............5

   1.4 Лечение музыкой………………………………………………………….

   1.5 Санитарные нормы шума для образовательных учреждений ……………8

II. Практическая часть

   2.1. Определение уровня шума на территории школы………………..……….8

   2.2. Анкетирование учащихся……………………………………………………9

Выводы и рекомендации……………………………………………………………9

Список литературы. Приложение……………………………………………...….10

Введение. Очень редко можно встретить человека, который бы искренне радовался тому, что оказался в шумной компании, имеет шумных соседей, живет недалеко от трассы, где и днем, и ночью поток транспортных средств не иссякает. И в этом нет ничего удивительного, ведь шум негативно влияет на нашу нервную систему, сокращает среднюю продолжительность жизни на 10 – 15 лет, становится причиной возникновения многих опасных болезней. Люди, живущие в мегаполисах и больших городах, страдают от шума на 36% больше, чем люди, которые живут в небольших населенных пунктах. Что касается школ, то я стала замечать, как не редко устаю после учебы. Что же так раздражает и утомляет меня? Я поняла, что в школьных стенах мне было бы комфортнее , если бы не было так шумно.На шум жалуюсь не только я, но и мои одноклассники. Почему же шум так негативно влияет на нас, ведь в процессе эволюции люди должны были бы уже к нему привыкнуть? Так влияет ли шум на здоровье человека или нет? Если да, то, к каким заболеваниям может привести шумовое загрязнение? И какие меры можно предпринять, чтобы сократить воздействие шума? Эти и другие вопросы заинтересовали нас. Поэтому мы и выбрали именно эту тему для своей работы. Данная работа посвящена проблеме шумового загрязнения в школе.

Цель проекта: выявить уровень шумового загрязнения в школе, его влияние  на здоровье и работоспособность учащихся.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

 - изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;

 -провести практические исследования по определению шумового загрязнения в школе;

   - провести анкетирование учащихся «Влияние школьного шума на самочувствие учеников»;

- разработать  рекомендации для учащихся  по снижению шума и его вредного воздействия;

- ознакомить школьников и учителей с результатами исследования.

Объект исследования: учащиеся СОШ №23

Предмет исследования: влияние шума на школьников и взрослых

Гипотеза: предположим, что в школе уровень шумового загрязнения превышает допустимые нормы и оказывает влияние на работоспособность учеников

Методы, используемые для работы над проектом:

поисковый, исследовательский;

наблюдение;

сравнение;

анализ, обобщение;

количественный и качественный анализ полученных результатов.

Практическая значимость работы: наша работа может использоваться для школьников и педагогов

1.1 Что   представляет  собой  звук? В научной литературе мы нашли понятие звука как колебания частиц в воздухе, в воде или твердом теле [2].

Мы узнали, что уровень звукового давления измеряется в децибелах (дБ ). Белл в переводе с английского означает «колокольчик», а «деци» значит десять. Получается, что один децибел равен звуку десяти колокольчиков.

Но, оказывается, что был ученый по фамилии Белл.[3] .Он изобрел телефон. Благодаря этому люди научились передавать звуки на расстояния .Раздел физики, который изучает звуковые явления, называется акустикой

 Понятие шума. Шум с физиологической точки зрения – это любой нежелательный для человеческого слуха звук, который негативно действует на наше здоровье.

Если рассматривать шум с физической точки зрения, то он представляет собой беспорядочное сочетание звуков различной силы (интенсивности) и частоты. Эти звуки возникают при определенных колебаниях в газообразных, жидких, твердых сферах. Существуют разные классификации шумов. Например:

Шум невозможно ни увидеть, ни потрогать, ни определить по запаху, ни попробовать на вкус. Тем не менее, он незаметно действует на нас.

1.2.Как работает орган слуха

Как сказано выше, звуки — это невидимые вибрации, распространяющиеся в воздухе. Когда люди говорят, деревья шелестят листвой, звонит телефон, или что-либо другое издает «звуки», колебания воздуха распространяются во все стороны. Мы называем их звуковыми волнами.

Почти все звуковые волны уникальны. Вот почему каждый человек и каждый предмет издает свои собственные уникальные звуки, и в этом причина того, что одни и те же люди и предметы не всегда звучат одинаково. Звуки могут быть высокого и низкого тона, громкими или тихими.

Когда наши уши воспринимают звуковые волны, они превращают их в сигналы, которые наш мозг способен распознавать. От того, насколько хорошо воспринимаются эти волны, и насколько четко они передаются в мозг, зависит то, насколько хороший у нас слух.

Строение уха [4  ]

Ухо состоит из трех основных частей:

наружное ухо — улавливает звуковые волны и направляет их в среднее ухо; начинает  вибрировать барабанная перепонка.

среднее ухо — превращает звуковые воздушные волны в механические колебания, которые затем передаются жидкости, находящейся во внутреннем ухе;

внутреннее ухо (улитка) — превращает волны давления в звуковые сигналы, которые доступны нашему мозгу.

Т.о. если какой –нибудь шутник в школе изо всех сил крикнет товарищу в ухо,то это может вызвать болевые ощущения и повредить слух.

1.3 Влияние шумов на здоровье человека [1].

Уровень шума

Единица измерения (дБ)

Допустимый

0-60

Предельно допустимый

60-100

Недопустимый

100-170 и более

Виды шума

Единица измерения (дБ)

Капли дождя

40

Спокойный разговор

60

Шоссе в час пик

85

Шум фена

90

Рок-концерт

105

Бензопила

110

Максимальный звук iPod

115

Отбойный молоток

120

Автоматная очередь

140

Звук в 120-130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым и порой приводит к  необратимой потери слуха. Недаром в средние века существовала казнь «под колокол». Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного. Звук в 180дБ вызывает усталость металла, а в 190 – вырывает заклёпки из конструкций. Очень высок уровень и промышленных шумов.

Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий. Некоторые люди теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно уменьшенной интенсивности.. Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания.

Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности. В результате воздействия шума у человека появляются симптомы переутомления и истощения нервной системы. Со стороны психики наблюдается подавленное настроение, понижение внимания, задерживаются интеллектуальные процессы, повышается нервная возбудимость. Шум снижает работоспособность и производительность труда, препятствует нормальному отдыху и нарушает сон. Под влиянием шума значительной силы наблюдается изменение нормальной деятельности различных органов и систем (изменение секреции желудочного сока, повышение кровяного давления и т. п.).Шум оказывает вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм. Чем выше интенсивность шума, тем хуже мы видим и реагируем на происходящее. ). Шум влияет на обмен веществ, угнетает окислительные процессы, способствует развитию гипертонической болезни. Этот перечень можно продолжить. Но необходимо подчеркнуть, что шум коварен, его вредное воздействие на организм совершенно незримо, незаметно и имеет аккумулирующий характер, более того, против шума организм человека практически не защищён. При резком свете мы закрываем глаза, инстинкт самосохранения спасает нас от ожогов, заставляя отдёрнуть руку от горячего и т.д., а от воздействия шума у человека нет защитной реакции. Поэтому и существует недооценка борьбы с шумом. ).

 Особенно важно обратить внимание на влияние шума на организм детей. Многие родители уверены, что на малышей и подростков различные шумы не действуют. Это глубокое заблуждение. В доказательство приведем несколько фактов:

  • дети, которые подвергаются систематическому шумовому воздействию мощностью от 68дБ и более, рискуют получить нарушения вегетативной нервной системы, такие как ускорение реакции обмена веществ, ухудшение кровоснабжения кожного покрова и усиление напряжения мышц;
  • подростки, которые большую часть времени находятся под шумовым воздействием, намного быстрее теряют концентрацию внимания и не справляются с решением задач на развитие мышления;
  • при воздействии шума в течение дня, дети быстрее устают, становятся невнимательными, с трудом могут сосредоточиться и имеют трудности при обучении чтению. Причина этого кроется в том, что шум перекрывает «внутреннюю» речь ребенка.

Со школьным шумом должны бороться не только учителя, но и сами дети.

1.4 Лечение музыкой. [7]

Наш организм вполне можно назвать чувствительным камертоном, который реагирует на звуки определенными резонансами. Ведь звуки создают энергетические поля, а каждая клеточка нашего тела на них откликается. Вы наверняка замечали, что одни мелодии поднимают настроение, а другие – раздражают и угнетают. Именно поэтому правильно подобранная музыка помогает выздороветь.

В родильных домах Швеции звучит музыка Моцарта: врачи считают, что жизнеутверждающие мелодии снижают детскую смертность, а слабенькие малютки быстрее поправляются. Доктор Лобан из США изобрел специальные бандажи для беременных женщин, с микроколонками и плеером. Еще в материнской утробе детишки слушают музыку. А результаты у новорожденных по всем показателям в 4 раза лучше, чем у остальных детишек. В Институте звукотерапии (Аризона, США) даже существует методика наращивания волос. В Канаде на государственном уровне на городских площадях играют произведения Моцарта (чтобы снизить количество аварий).По мнение некоторых учёных  связь между болезнями и музыкой может быть представлена так:

Музыка в мировой медицине .

Проблема

Музыкальный рецепт

Депрессия, подавленность, отсутствие аппетита

«Турецкий марш» В.-А. Моцарта, «Венгерская рапсодия» Ф. Листа, марш тореадора из оперы «Кармен» Ж. Бизе

Нервное перенапряжение, невозможность успокоиться, бессонница

Органная музыка И.- С. Баха, Г.- Ф. Генделя

Гипертония, головная боль, вызванные нервными перегрузками

«Дон Жуан» Моцарта, «Венгерская рапсодия» Ф. Листа, сюита из балета «Маскарад» А. Хачатуряна

Комплекс неполноценности

Романс «Фа-мажор» Л.- В. Бетховена

Чувство тревоги, неуверенности в себе

«Мазурка», «Прелюдия» Ф. Шопена, вальсы И. Штрауса

Ученые исследовали активность мозга с помощью магнитного резонанса. Исследования показали, что любая музыка воздействует на человеческий мозг. Т.е. она возбуждает тот участок, который является слуховым центром. В некоторых случаях также возбуждались участки мозга, связанные с эмоциями. Но ТОЛЬКО прослушивание музыки Моцарта активизировало практически ВСЮ кору. Как образно выразились ученые, практически вся кора головного мозга начинала светиться. Отсюда вывод: классическая музыка улучшает состояние здоровья.

1.5 Санитарные нормы шума для образовательных учреждений.

 В нашей стране действует ряд документов, нормирующих допустимые уровни шума. Однако основным документом являются Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). Настоящие санитарные нормы устанавливают классификацию шумов; нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума на рабочих местах, допустимые уровни шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.

     Согласно санитарным нормам в классных помещениях, учебных кабинетах, учительских комнатах, аудиториях школ и других учебных заведений, конференцзалах, читальных залах, библиотеках максимальный уровень звука составляет 55 дБ.

               Согласно  СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Постановление  от 29 декабря 2010 г. № 189, в разделе  II «Требования к размещению общеобразовательных учреждений», записано: 3.12. Уровни шума на территории общеобразовательного учреждения не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки[5] ,[6].

2.1. Определение уровня шума на территории школы.

Я узнала, что шум можно измерить при помощи специального прибора – датчика измерения звука. Мною были проведены замеры уровня шумового загрязнения в разных школьных помещениях.

Коридоры 3 этажа

Библиотека

Коридоры 2 этажа

Раздевалка и фойе  

Столовая

В кабинете 319

02. 03. 2022

Перемена после 2 урока (2 смена)

70

38

88

100

70-80

55

03.03.2022

Между сменами

80

40

79

98

75

закрыт

04.03.2022

Между сменами

75

37

81

105

88

закрыт

05.03.2022

Перемена после 2 урока (2 смена)

78

40

75

107

84

50

2.2. Анкетирование. Школа – место, где дети проводят большую часть дня. В школе мы учимся, общаемся, развиваем свои творческие способности. Я заметила, что нередко  прихожу из школы очень усталой. С чем же связано плохое самочувствие? В ходе работы я попыталась выяснить, оказывает ли шум негативное влияние на детей нашей школы.(Приложение 1) После анкетирования  я проанализировала ответы учащихся. 

Результаты анкетирования показали, что ученики страдая от шума, не осознают его опасностей. Выводы. Заключение.  «Когда-нибудь человечество вынуждено будет расправляться с шумом столь же решительно, как оно расправляется  с холерой и чумой.» Р. Кох немецкий микробиолог. Наша гипотеза подтвердилась. Школа страдает от шумового загрязнения, которое вредит здоровью, способствует быстрому утомлению и снижает успеваемость. Я полагаю, что шум можно победить, соблюдая определённые правила поведения.

Рекомендации учащимся.

  • В школе: не шуметь самому и учить правильному общению одноклассников.
  • Ограничить ежедневное прослушивание громкой музыки, телевизионных передач, работу за компьютером.
  • При выполнении шумной работы, через каждый час делать 10 минутный перерыв или прослушивать успокаивающую музыку.
  • В случае, если ребенок страдает от уровня шума на уроке, пройти медицинское обследование.
  • Предпочтение отдавать отдыху на природе, а не  на дискотеке.
  • На дискотеке учащимся постараться  находиться подальше от акустических колонок, периодически отдыхать от шума, выходить из помещения.
  • Тщательно выбирать музыку для прослушивания в наушниках. Слушая музыку, отдавать предпочтение классике( в приоритете –произведения В.А.Моцарта)

Приложение 1. Анкета «Ваше мнение о влияние шума на ваше самочувствие»

вопрос

ответ

1

 Может ли шум вредить вашему здоровью?

2

Где на территории школы повышенное шумовое

загрязнение?

3

 Мешает ли шум во время уроков?

4

 Что Вы чувствуете при шумовом загрязнении? Как шум влияет на вас?

5

Какой именно шум вызывает у вас наибольший дискомфорт  (крики детей на перемене, повышенный голос учителей, звонок на урок или с урока, шум в столовой и т.д. )?

Список литературы.

  1.  https://www.cochlear.com/ru/home/understand/hearing-and-hl/how-hearing-works
  2. А.Е.Гуревич «Естествознание» , М., изд. «Дрофа», 2014г.  с.79-80 про звук
  3. Ю.И.Дик , В.А.Ильин «Большой справочник», М., изд. «Дрофа», 2005г. с.55-56 про акустику,про децибел
  4. Л.Г.Татарникова «Валеология подростка  5-7 кл.»,С.П., изд. «Петроградский и К», 1998г., с.124-125 про строение уха
  5. Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96, утверждённые Постановлением Госком-санэпиднадзора России№ 36 от 31 октября 1996 г
  6. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
  7.  7. www.vahe-zdorovye.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку экологии "Влияние шума на здоровье человека"

Материал рассказывает о том, что такое шум, какие виды шумов существуют и как они влияют на здоровье человека....

Влияние шума на человека

Звуковые волны - это физическое явление, происходящее в различных агрегатных состояниях вещества. Уже с  незапамятных времён человека окружали звуки. Ещё и музыки никакой не было, но было пение п...

презентация Исследовательская работа «Влияние шума на здоровье человека»

Автор проекта  считает актуальной проблему защиты людей от звуковых явлений. Методы, используемые в ходе работы исследования: теоретический анализ научной литературы; опытно-экспериментальная раб...

Влияние шума на здоровье человека

Руководитель: Рязанова Ирина Геннадьевна...

Проект "Влияние звука и шума на организм человека"

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"18658793","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 100px; height: 101px;"}}]]Сегодня весьма актуальна проблема влияния шума на...

влияние шума на здоровье человека

шум оказывает ли вред для нашего здоровья или нет...

Влияние шума на человека

Можно ли жить в полной тишине?...