Исследовательский проект: «Влияние музыки на человека»
проект (10 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 290.62 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Пречистенская средняя школа
Первомайского муниципального района
Ярославская область
Исследовательский проект:
«Влияние музыки на человека»
Выполнил: Золотов ДА., ученик 10 класса
Руководитель проекта:
Булыгина Н.В., учитель русского языка и литературы
рп. Пречистое, 2025г.
Содержание
Глава 1. Теоретическая часть 5
1.3. Музыкальные жанры и их влияние на человека 8
1.4. Влияние музыки на человека с точки зрения физики 10
1.5 Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека 12
Глава 2. Практическая часть 17
2.1 Анкетирование и результаты 17
2.2 Влияние музыки на организм человека на практике 17
Список использованных источников 22
Введение
Музыка… Великое, никогда не увядающее искусство. Музыка сопровождает нас от младенчества и до глубокой старости. Нашу жизнь постоянно окружает множество разнообразных звуков. Мы слышим пение птиц, лай собак, шум машин, музыку, когда смотрим телевизор, листаем соц. сети. Невозможно представить жизнь без звуков и музыки. Практически каждый человек вольно или невольно ежедневно контактирует с музыкой. Люди посвящают время ее созданию, исполнению и прослушиванию. Но почему этот вид искусства так на нас влияет, в чем причина ее многостороннего воздействия на наш мозг, тело и поведение? Может ли быть музыка вредна для здоровья? Почему одна музыка нам нравится больше, а другая меньше?
В современном мире каждый человек сам выбирает, какой стиль ему ближе по духу, однако интересно проследить воздействие музыки на организм и человека в целом. Какая музыка полезна, в каких случаях, как жанры музыки влияют на человека, как правильно её применять для улучшения здоровья и состояния психики?
Работа является попыткой изучить и объяснить особенности реакции человеческого организма на прослушивание музыки. Проект актуален тем, что в современном мире, несмотря на достижения в области медицины, очень много различных заболеваний. Порой человеку на лечение приходится затрачивать много материальных средств. Большинство людей не знают об оздоровительном эффекте некоторых музыкальных произведений.
Актуальность работы заключается в обращении внимания учащихся на возможность сохранить своё здоровье через прослушивание музыкальных композиций.
Объект исследования: реакция человека на музыку.
Предмет исследования: влияние различных музыкальных жанров на человека.
Цель работы: изучение влияния на человека разных музыкальных жанров и степени осведомленности учащихся о влиянии музыки на человека.
Задачи исследования:
- изучить научную литературу по данной проблеме;
- узнать историю музыки и возникновения разных музыкальных жанров;
- определить музыкальные жанры, которые привлекают школьников;
- провести анкетирование и проанализировать результаты;
- сделать выводы и разработать рекомендации.
Проблема: Любая музыка влияет на дыхание, пульс, кровяное давление и энергетику. Музыка может снимать стресс и повышать иммунитет, поднимать силу духа, вдохновить на творчество. Но может и вводить человека в стресс, вызывать агрессию, апатию, ухудшение самочувствия.
Методы исследования:
- работа с информационным источником;
- анкетирование, беседа;
- эксперимент;
- анализ и обобщение информации.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Кто изобрёл музыку?
«Нареда сидел однажды погружённый в раздумья, как вдруг звуки, извлекаемые лёгким дуновением ветерка, прельстили его звук; они все продолжали расти, становясь всё прекраснее и разнообразнее…»Так древнее индийское стихотворение рисует тот изначальный момент, когда вдруг из «ничего», от лёгкого дуновение ветерка возникла первая музыка. Бога Нареду древние индусы и считали главным богом музыки, который подарил человечеству это великое искусство. По другой легенде, первым, кто позвал музыку, был бог Брахма. Он поделился своим открытием с мудрецом Брахатой, а тот уже рассказал людям о красоте и силе воздействия музыки.
Музыка участвовала во всех областях жизни древнего человека.В древности музыка была частью трудового процесса. Чаще всего работали под ритмичные звуки ударных или флейты- популярнейшего в то время духового инструмента.
С помощью звуков музыки происходили, например, усмирение и дрессировка диких животных или заманивание в сеть рыбы. Так наши далёкие предки всем своим жизненным укладом как бы утверждали то, во что свято верили:музыка обладает волшебной силой.
Мы можем проследить, как менялся ритм музыки в XX веке, становясь все более и более быстрым, а вместе с ним менялся и ритм нашей жизни, который теперь нередко сравнивают с бешеной гонкой. И вместе с появлением новомодных музыкальных стилей менялось и мировоззрение общества: снизился общий уровень культуры, изменились нравственные ориентиры.
1.2 Философы и музыка
Тайны музыкального воздействия интересовали людей еще в глубокой древности. Учение о магической силе музыки пришло в Европу с Востока. В культуре Древнего Востока и Индии есть свидетельства разнообразного применения музыки в медицине. Так Авиценна (Ибн Сина) утверждал в «Каноне врачебной науки»: «Страдающих меланхолией необходимо развлекать музыкой» и считал, будто бы хорошее пение утишает боль, отвлекает от нее и даже усыпляет.
Пытаясь понять, как музыка действует на психологию человека и стараясь научиться управлять этим воздействием, арабские философы древности советовали:«Умному музыканту не следует играть зря, начинать надо с нижней струны лютни, чтоб внушить слушателям мужество, далее дать дышащую любовью мелодию и напевы, увлекающие к пляске, и, наконец, сладкие звуки, манящие к полному покою».
Сегодня наше восхищение вызывают те мыслители, которые поняли и впервые поведали миру о реальной силе музыкального искусства. Кажется поразительным, что более двух тысяч лет назад, когда музыка делала ещё первые робкие шаги, в умах древнегреческих философов могла зародиться мысль, глубиной своей предвосхищавшая лучшие достижения музыкального искусства будущего. Она звучит так: музыка – величайшая сила, способная заставить человека любить и ненавидеть, прощать и убивать.Впервые научное объяснение влияния музыки на здоровье человека прозвучало из уст древнегреческого ученого и философа Пифагора – «Всякая мелодия синхронизирует работу внутренних органов человека. Происходит это, потому что любой из наших органов это источник энергии и электромагнитных волн заданной частоты, а так как звуки музыки тоже являются волнами они входят с ними в резонанс – и настройки нашего тела меняются. Когда звучит мелодия, ее акустическое поле налагается на акустическое поле организма и получается, что мы испытываем на себе определенного рода клеточный массаж.»
Пифагор излечивал многие как душевные, так и физические заболевания, с помощью специально составленных им композиций. Каждое утро он начинал с пения, по его словам, это помогало ему возбудить активность к дневной жизни и освободить свой ум ото сна. А вечером он пел песни, дабы успокоить нервы и настроиться на отдых.
Пифагору же принадлежит афоризм: «Музыка может врачевать безумства людей».Пифагор ничуть не колебался относительно влияния музыки на организм человека, и повсеместно доказывал огромное ее воздействие на чувства и эмоции человека, на ум и тело. Он даже ввел такое понятие как — «музыкальная медицина». «Душа должна быть очищена от противных рассудку влияний торжественным и величественным песнопением, которому полагается аккомпанировать на лире»—говорил древнегреческий ученый.Одним из самых известныхподвигов Пифагора на музыкальном поприще является усмирение имнекоего разъяренного гневом греческого юноши, решившего поджечьдом своей неверной возлюбленной. Он приказал находившемуся неподалеку флейтисту сыграть мелодию в спондеистском ладу, чем и успокоил клокотавшую страсть страдальца.
Однако Пифагор был не единственный, кто в древние времена лечил людей с помощью музыки. Так еще в египетских папирусах были найдены упоминания о том, как древние жрецы оздоравливали египтян с помощью мелодий и звуков. В Греции кроме Пифагора были другие мудрецы, верившие в целительные свойства музыки и ее влияние на здоровье человека.Например, греческий врач Эскулап, больных радикулитом лечил громкой игрой на трубе. Были и другие «лекари-музыканты», одни игрой на флейте снимали боли, другие пением усмиряли психически больных.
А в Ветхом Завете говорится, что Давид игрой на арфе лечил нервное помешательство царя Саула. Так что человечество издревле знакомо с врачующим действием музыки.
1.3. Музыкальные жанры и их влияние на человека
Музыкальный жанр — род музыки, музыкальных произведений, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и др. признаками, а также отдельные разновидности этого рода. Понятие жанра в музыке стоит на границе категорий содержания и формы и позволяет судить об объективном содержании произведения, исходя из комплекса использованных выразительных средств. Характеризует, как правило, исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений.
Музыкальных жанров очень много. Рассмотрим самые основные из них и выясним какое влияние они оказывают на человека.
Классическая музыка отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать память и пространственное восприятие, подчеркивает выразительность и чувственность, часто пробуждает индивидуализм, национализм или мистицизм, дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, которая подходит для занятий или работы. Ее лучше всего использовать для того, чтобы активизировать симпатию, страстность и любовь.
Негативное влияние на психические процессы обычно имеет тяжелый рок, клубная музыка. Их ритм влияет на способность правильно анализировать окружающую действительность, ухудшает способность к логическому мышлению. Частоты, используемые в данных мелодиях, колеблются от сверхвысоких до сверхнизких, таким образом влияя на мозг как наркотическое вещество и травмируя его структуру. В результате в кровь выбрасывается большое количество эндорфинов, провоцирует состояние эйфории.Истории известны случаи, когда на рок-концертах у людей случались судороги, потеря памяти и даже потеря слуха. По исследованиям ученых, данный жанр способен вызвать: немотивированный страх, агрессию, депрессию, ярость, суицидальные наклонности, социальную изолированность, нарушение способности «ясно» мыслить, нарушение концентрации внимания, нарушение самоконтроля в эмоциональной сфере.
Таким образом, данные направления музыки являются сильными раздражителями, которые провоцируют выброс в кровь гормонов стресса, что может вызвать невроз и неконтролируемые влечения различного характера.
Рок – это разновидность многогранного музыкального стиля. Он может быть не только тяжелым, но и мелодичным, напевным. Однако многие согласятся с таким мнением, что, слушая рок, человек хочет активно действовать. Такое направление музыки дает ему энергию и делает его наиболее подвижным. Миллионы людей на всем земном шаре обожают рок, который настраивает их на быструю реакцию, резкие движения, на ярость, страх, любовь и секс. Рок неким образом воспитывает людей и делает их мировоззрение другим.
В нашем обществе ходит мнение, что поклонники хеви-металл находятся в депрессивном состоянии и склонны к суицидным мыслям, а также в некоторой мере опасны для общества в целом. Однако это практически безобидные люди, которые, в общем, полезны для социума. Как правило, это тонкие и талантливые натуры, порой с невысокой самооценкой, нетрудолюбивые и не особо коммуникабельны, однако мягкие и спокойные.
Более того, ученые с Британии заявили, что развитие человека напрямую зависит от того, какую музыку он слушает. В ряде исследований было выявлено, что те дети, которые предпочитают тяжелую музыку, имеют самые высокие показатели уровня интеллекта. К тому же, поклонники хэви-метала считаются добрыми и дружелюбными.
Рэп и хип-хоп имеют в своей основе монотонные ритмы, тем самым провоцируя чувство раздражительности, непонятной агрессии и понижение настроения в целом.
Конечно, нельзя сказать, что если человек любит данные, негативные для психики жанры, то он обязательно должен иметь все вышеперечисленные черты характера. Просто такая категория людей является более предрасположенной к появлению характерных особенностей психики.
Поп-музыка оказывает на организм почти такое же воздействие, как кофе, то есть тонизирует организм, усиливает работу сердца, активизирует психическую деятельность, улучшает настроение. В определённых ситуациях она помогает в процессе двигательных упражнений выразить себя в танце, выкинуть негативные эмоции. При слишком длительном прослушивании, эта музыка вызывает усталость, раздражительность, вредна для сердца и нервной системы. Она импонирует молодым людям, поскольку помогает им временно отключиться от проблем, отдаться во власть сильных эмоций и расслабиться.
Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействия на область разума.
1.4. Влияние музыки на человека с точки зрения физики
В настоящее время, в результате скрупулезных опытов доказано, что каждый орган человеческого организма резонирует с определенной частотой колебаний.
Герц – единица для обозначения частоты периодических процессов (в нашем случае – частота звуковых колебаний) в Международной системе единиц; международное обозначение: Hz.
Приведем резонансы некоторых органов:
- 20-30 Гц (т.е. 20-30 колебаний в секунду) – резонанс головы
- 40-100 Гц – резонанс глаз
- 0.5-13 Гц – резонанс вестибулярного аппарата
- 4-6 Гц – резонанс сердца
- 2-3 Гц – резонанс желудка
- 2-4 Гц – резонанс кишечника
- 6-8 Гц – резонанс почек
- 2-5 Гц – резонанс рук
В исследованиях часто выделяется звуковые колебания с конкретными числовыми значениями частот, которые резонируют с определенным участком мозга.
Например, низкий Бета-ритм частотой 15 Гц представляет нормальное состояние бодрствующего сознания. Альфа-ритм частотой 10,5 Гц вызывает состояние глубокой релаксации. Все аспекты имеют прямое отношение к воздействию музыки на организм человека.
Хотелось бы обратить особое внимание на периодичность повторения (ритм) низких звуков. Каждая новая низкочастотная звуковая волна приносит с собой изменение клеток в зоне попадания звуковой волны. И всё повторяется вновь. Интервал между моментом завершения действия одной низкочастотной звуковой волны и приходом следующей имеет огромное значение. После «отката» звуковой волны телом клетки производится выброс накопленного избытка концентрации этой материи, и состояние клетки возвращается к исходному.
А если новая звуковая волна приходит до того момента, как клетка ещё не успела вернуться к исходному состоянию? В таком случае звуковая энергия новой волны не позволяет клетке вернуться к исходному состоянию и вынужденно удерживает клетку на этом качественном уровне. Другими словами, периодически повторяющиеся низкочастотные звуки не только провоцируют у человека определённую эмоциональную реакцию, но и в состоянии навязать ему это эмоциональное состояние. Эмоциональные состояния навязываются человеку против его воли, часто даже без понимания с его стороны того, что ему что-то навязывают.
Периодически повторяющиеся низкочастотные звуки в состоянии не только вынужденно удерживать клетку на определённом качественном уровне, но могут вызывать и частичное разрушение её качественных структур. Естественно, это приводит к дестабилизации клетки в целом и частичному разрушению тела клетки, в первую очередь, структур клетки, которые у молодёжи находятся в стадии развития и поэтому легко могут быть разрушены подобным процессом.
Звуковые волны с частотой 6-8 Герц (6-8 биений звуковой волны в секунду), вообще являются оружием. Фронт звуковой волны с данной частотой вызывает такое перераспределение первичных материй при своём прохождении, что вызывает необратимые процессы у высокоорганизованных клеток, которыми являются нейроны мозга. В результате этого возникает перегрузка мозга и нейроны разрушаются, что в итоге приводит к их смерти…
Таким образом, вибрация звуков создает энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку человеческого организма. Тело «поглощает» энергию, образованную музыкальными звуками (волнами), которая нормализует ритм дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Негармоничная музыка может с помощью электромагнитных волн изменять кровяное давление, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания вплоть до полной его остановки на короткий промежуток времени.
1.5 Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека
Музыка - феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса - в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение… Музыка властвует над нашими эмоциями, которые, оказывается, даже побеждают физическую боль.
Узбекский учёный Мирзакарим Норбеков установил: здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Он подчёркивает: “Хаос не в мире, он внутри нас”. И именно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует эмоциональную сферу человека.
Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы.
Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка - анальгетик в мире звуков, она облегчает боль. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали - “эффект Моцарта”.
Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Но среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека это орган.
Определенные ноты влияют на определенные органы:
· звуковая частота, соответствующая ноте до, влияет преимущественно на функции желудка и поджелудочной железы;
· ре -- на желчный пузырь и печень;
· ми -- на органы зрения и слуха;
· фа -- на мочеполовую систему;
· соль -- на функции сердца;
· ля -- легкие и почки;
· си -- на функцию энергообмена, согревая тело.
Низкие звуки резонируют больше с нижней частью тела, высокие -- с верхней (головой).
Экспериментально доказано, что музыкальнее звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает наряду с фитотерапией и арттерапией музыкотерапия. Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой.
Музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета, так как было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое состояние, человек может изменять уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, пения птиц, рокота океанических волн, раскатов грома, шума дождя.
Исследования центра под руководством М.Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают благотворное влияние на весь организм, особенно на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов - мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.
Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях, таких как:
· влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;
· влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;
· воздействие на организм человека традиционной народной музыки.
Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Факт остаётся фактом: музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия так же взяла на вооружение этот опыт. При Музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских наук. Педагогам - музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Музыкальная терапия вместе с арттерапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще.
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что среди произведений современной лёгкой музыки, в том числе среди джаза и рока, можно найти немало таких, которые могут быть использованы в терапевтических целях.
Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство, может влиять на настроение, создавать его. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
В.М.Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Анкетирование и результаты
В период с сентября по декабрь 2024 г. мной было проведено анкетирование, в котором участвовал 51 обучающийся СОШ Пречистенской школы.
Текст анкеты(приложение 1).
Из проведенного анкетирования мы выяснили, что 95% опрошенных детей нравится слушать музыку, и только 2% не слушает её.
Классическую музыку предпочитают слушать 18%. Поп-музыку слушают 22%. Рок-музыку – 45%, рэп – 14%.
У 77% учащихся при прослушивании музыки меняется настроение. 49% думают, что музыка нужна в повседневной жизни. 51% опрошенных считают, что музыка может влиять на организм человека, 29% отрицают её влияние. 20% учащихся не знают о влиянии музыки на организм человека.
По мнению 27% опрошенных, больше пользы на организм человека оказывает классическая музыка, а 25% – поп-музыка.
Вредное воздействие на организм человека, по мнению 57% опрошенных оказывает рок-музыка, 23% считают – что рэп. А по мнению 11% учащихся вредное воздействие оказывает поп-музыка.
Для 59%учащихся музыка в жизни нужна для поднятия настроения.
В результате анализа анкет, я пришел к выводу, что большинству опрошенных детей нравится слушать музыку, а самым популярным жанром у учащихся является рок музыка (приложения 2-8).
2.2 Влияние музыки на организм человека на практике
Изучение влияния музыки на работу сердечно – сосудистой системы я начал с измерения артериального давления с помощью автоматического измерителя артериального давления и частоты пульса OMRON M2 Basic (приложение 9-11).
№ испытуемого | АД и пульс до | АД и пульс после прослушивания «лунной сонаты» Л. В. Бетховена | АД и пульс после прослушивания «Иду за тобой» группа Три дня дождя и «Smells like teen spirit» группа Nirvana | возраст | пол |
1. | 92/64/78 | 92/62/78 | 94/64/80 | 8 | М |
2. | 102/76/88 | 100/74/86 | 102/78/88 | 9 | М |
3. | 99/71/76 | 99/72/78 | 104/72/80 | 12 | М |
4. | 100/67/87 | 91/63/89 | 96/69/98 | 14 | Ж |
5. | 110/70/72 | 108/70/72 | 116/74/80 | 14 | Ж |
6. | 124/78/62 | 118/76/66 | 128/82/76 | 15 | М |
7. | 128/84/71 | 122/80/72 | 132/86/89 | 16 | Ж |
8. | 120/82/66 | 120/80/68 | 131/85/74 | 16 | М |
9. | 125/83/68 | 120/82/72 | 134/86/79 | 17 | М |
10. | 122/78/67 | 117/76/65 | 124/82/72 | 28 | М |
11. | 125/91/83 | 121/88/83 | 130/84/72 | 30 | Ж |
12. | 134/80/65 | 128/77/64 | 138/86/70 | 33 | Ж |
13. | 130/81/76 | 126/80/78 | 135/84/80 | 45 | Ж |
14. | 132/82/67 | 135/83/68 | 136/86/72 | 48 | М |
15. | 136/86/71 | 122/81/72 | 140/88/78 | 53 | Ж |
Таблица 1. Измерение давления.
В эксперименте участвовало 15 человек разного возраста и пола: 3 девочки и 6 мальчиков в возрасте 8 – 18 лет, 2 мужчины и 4 женщины в возрасте 28 – 61 года.
Я сделал контрольный замер артериального давления и частоты пульса. Затем прослушали «лунную сонату» Л. В. Бетховена, так как именно это классическое произведение влияет на сердечно-сосудистую систему. После прослушивания измерили артериальное давление и пульс.
Прослушивание сонаты Бетховена привело к снижению систолического давления у 7 человек женского пола и 8 человек мужского пола в возрасте 8-61 года на 2-16 мм рт. ст. У мальчика 8 лет, мальчика 12 лет и у мальчика 16 лет систолическое давление не изменилось. У одного мужчины 48 лет систолическое давление повысилось на 3 мм рт. ст.
У 6 женщин 6-60 лет снизилось диастолическое давление от 1 до 15 мм рт. ст. У 5 мужчин 8-48 лет – понизилось на 1-5 мм рт. ст. У одной девочки в возрасте 14 лет диастолическое давление не изменилось. А у мужчины 48 лет - повысилось на 1 мм рт. ст.
При прослушивании сонаты Бетховена частота сердечных сокращений (пульс) повысилась у 4 женщин 14- лет и у 5 мужчин в возрасте 8-48 лет от 1 до 4 ударов в минуту. У мальчика 8 лет, девочки 14 лет и у женщины 30 лет частота пульса не изменилась. У мальчика 9 лет, у мужчины 28 лет и женщины 53 лет пульс понизился на 1-5 ударов в минуту.
Затем прослушали «Иду за тобой» группа Три дня дождя и «Smells like teen spirit» группа Nirvana и опять измерили артериальное давление и пульс.
Прослушивание «Иду за тобой» группа Три дня дождя и «Smells like teen spirit» группа Nirvana привело к повышению систолического давления у 13 человек: у детей 8 – 18 лет на 2 - 14 мм рт. ст., у взрослых от 8 до 18 мм рт. ст. У одного девочки 14 лет систолическое давление понизилось на 4 мм рт. ст. Диастолическое давление также повысилось у 13 человек на 2- 7 мм рт. ст. И только у мальчика 8 лет оно осталось неизменным.
Частота сердечных сокращений при прослушивании «Иду за тобой» группа Три дня дождя и «Smells like teen spirit» группа Nirvana повысилась у 14 человек: у детей 8 – 17 лет от 2 до 11 ударов в минуту, у взрослых от 2 до 17 ударов в минуту. И только у мальчика 9 лет никаких изменений не произошло.
Таким образом, прослушивание разных жанров музыки и правда приводит к изменению частоты сердечных сокращений, артериального давления и пульса.
Заключение
В ходе работы были изучены история музыки, её жанры и их влияние на организм человека.
Приобретены навыки анкетирования и анализа результатов. Проведя анкетирование, я увидел, что большинство школьников знают, что классическая музыка оказывает больше пользы на организм человека, чем остальные музыкальные жанры и всё же отдают своё предпочтение рок музыке.
Освоены технологии проведения экспериментов с музыкой на практике. Проведенные эксперименты показали, что классическая музыка положительно влияет на организм человека, а рок – отрицательно.
Подводя итоги, я пришел к выводу, что гипотеза нашей работы подтвердилась - произведения разных музыкальных жанров по-разному влияют на человека, его здоровье, настроение и поведение.
Очевидна значимость работы: проведённые исследования показывают, что, зная определённые правила лечения классической музыкой, можно избавиться от многих заболеваний. Мной разработаны рекомендации ( Приложение 12). Также, был создан пост в сообществе «Пречистенская средняя школа» с рекомендациями в прослушивании музыки и разосланы правила в родительские чаты (Приложения 13-14). Создан информационный буклет на тему «Влияние музыки на организм человека»(Приложение 15)
Исцеляющая сила музыки существует и доступна практически всем, а лечение классической музыкой приятно и безболезненно.
Список использованных источников
Книги:
- Червова, Н. А. (2020). Исследование влияния музыки на мозг и поведение человека. Новая психология, 4(2), 78-87.
- Рубинштейн, А. И. (2021). Звуки здоровья: как музыка влияет на человека. Москва: Издательство МГУ.
Электронные ресурсы:
- Микушина, Т. Н. Секреты музыки. Сборник статей/Т.Н. Микушина, Е.Ю. Ильина.-М.: СириуС, 2016. – 112с..
- Петрушин, В. И. Музыкальная психология: учебник и практикум для СПО / В. И. Петрушин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 380 с.
- https://wellnesspress.ru/razum/kak-muzyka-vliyaet-na-cheloveka/
- https://vuzlit.ru/838202/istoriya_izucheniya_muzykoterapii
- https://www.liveinternet.ru/users/5114527/post339278770/
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Музыкотерапия
- https://www.sportobzor.ru/a-vy-znaete/polza-ot-zanyatiy-vokalom.html
- https://samopoznanie.ru/articles/kak_penie_vliyaet_na_zdorove/
- https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/MUZIKA.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Музыкальный_жанр
- https://www.liveinternet.ru/users/galyafroggy/post313370563/
- http://www.medroad.ru/raznoe/stili-myziki-i-ih-vlianie-na-zdorovie.html
- https://ponervam.ru/muzykoterapiya.html
- https://kolesogizni.com/razvitie/vliyanie-muzyki-na-cheloveka
- http://ecocluster.ru/helpful_information/?ID=8421&utm_referrer=https%253A%252F%252Fyandex.ru%252F%253Ffrom%253Dalice
Приложения
Приложение 1
Анкета «Значение музыки в твоей жизни»
1.Нравится ли вам слушать музыку?
Да Нет Не знаю Не слушаю
2. Какая музыка вам больше нравится?
Классическая Поп-музыка Рок-музыка Рэп Не знаю
3. Меняется ли ваше настроение, когда вы слушаете музыку?
Да Нет Не знаю
4. . Как вы думаете, нужна ли музыка в повседневной жизни?
Да Нет Не знаю
5. Как вы думаете, может ли музыка влиять на организм человека?
Да Нет Не знаю
6. Какая музыка, по- вашему мнению, оказывает больше пользы на организм человека?
Классическая Поп-музыка Рок-музыка Рэп Не знаю
7. Какая музыка, по-вашему мнению, оказывает вредное воздействие на организм человека?
Классическая Поп-музыка Рок-музыка Рэп Не знаю
- Какое значение имеет музыка в вашей жизни?
__________________________________________________________________
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Музыка только тогда приносит пользу, когда доставляет удовольствие, когда ее слушают, пропуская через свои мысли и сознание.
• При головной боли помогает «Весенняя песня» Мендельсона, «Юморески» Дворжака, «Венгерская рапсодия»Листа, «Фиделио» Бетховена, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта, вальсы Штрауса;
• Улучшает сон, действует успокоительноСюита Грига «Пер Гюнт», «Мелодия» Глюка, «Грезы» Шумана, прелюдии Шопена;
• Язва желудка рубцуется при прослушивании «Вальс цветов» Чайковского;
• Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона;
• При онкологических заболеваниях хороши произведения Моцарта, Генделя, произведения Баха, Рахманинова, а также – мелодии тех лет, когда вы были здоровы и счастливы;
• Для поднятия общего жизненного тонуса действует Чайковский – «Шестая симфония» (3ч.), Бетховен – «Увертюра Эдмонд», Шопен – «Прелюдия №1 (опус 28), Лист – «Венгерская рапсодия»№2.
Классическая музыка восстанавливает нарушенную гармонию в человеческом теле. Здоровый организм человека – это как хорошо настроенный музыкальный инструмент.
- скрипка лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;
- орган приводит в порядок ум, гармонизирует энергопоток позвоночника, его называют проводником энергии «космос - земля – космос»;
- пианино (фортепиано) очищает щитовидную железу;
- барабан восстанавливает ритм сердца, приводит в порядок кровеносную систему;
- флейта очищает и расширяет легкие;
- арфа гармонизирует работу сердца;
- виолончель благотворно действует на почки;
- цимбалы «уравновешивают» печень;
- баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости.
Приложение 13
Пост в сообществе ВК «Пречистенская средняя школа»
Приложение 14
Мастер-класс для родителей «Музыка и эмоциональное состояние Вашего ребенка»
Уважаемые родители, давайте с вами разберемся в том, что же такое музыкотерапия? Как с помощью нее можно повлиять на эмоциональное самочувствие ребенка?
Термин «музыкoтерапия» имеет греко-латинские корни и в переводе означает «лечение музыкой».
C точки зрения науки, музыкальная терапия (музыкотерапия) – это определенная система психосоматической регуляции функций организма человека, которая базируется на одновременном влиянии акустических волн, организованных в музыкальную структуру, на психоэмоциональную, духовную сферу человека, а так же на поверхность тела и его внутренние органы.
Музыкотерапия дает возможность разрешить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту детей – активизировать или наоборот успокоить, установить связь между взрослым и ребенком, может совершенствовать коммуникативные и креативные способности ребенка, заинтересовать, занять его интересным делом – пением, музыкальными играми, плясками, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.
Звучание различных музыкальных инструментов по-разному оказывают влияние на организм человека:
• Звучание ударных инструментов дает уверенности в будущем, ощущение устойчивости, может физически взбодрить и придать человеку силы.
• Духовые инструменты действуют на формирование эмоциональной сферы. При этом медные духовые очень быстро пробуждают человека ото сна, делают его активным и бодрым.
• Интеллектуальной области соответствует музыка, которая исполняется клавишными инструментами, в особенности фортепианная.
• Струнные инструменты непосредственно влияют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, формируют в человеке чувство сострадания.
Музыкoтерапия – это перспективное направление в детском саду, способствует коррекции психофизического здоровья детей. Слушание грамотно подобранной музыки убирает напряженность и раздражительность, повышает иммунитет детей, снимает головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
В дошкольном возрасте музыка прослушивается детьми дозировано, это зависит от времени суток, вида деятельности, и даже настроения детей. Утром предпочтительно включить мажорную, солнечную, классическую музыку, добрые песни с понятным текстом. Для снятия эмоционального и физического напряжения, расслабления, для спокойного погружения в дневной сон следует воспользоваться благотворным воздействием релаксирующей и мелодичной классической музыки, заполненной звуками природы (журчание ручейка, шум морских волн и крик дельфинов, шелест листьев, голоса птиц). Ребенок подсознательно расслабляются и успокаиваются. Для пробуждения нужно использовать тихую, нежную, легкую и радостную музыку. Услышав звуки привычной музыки, детям будет легче и спокойнее переключаться из состояния абсолютного покоя к активной деятельности.
Музыкотерапия включает: слушание музыкальных произведений, пение песен, музыкально-ритмические движения под музыку, музыкальные паузы на занятиях, взаимодействие музыки и изобразительной деятельности, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные упражнения и др.
Рекомендация по применению музыкотерапии с детьми:
1) использовать для слушания можно только то произведение, которое нравится абсолютно всем детям;
2) желательно слушать музыкальные пьесы, которые знакомы детям;
3) продолжительность слушания должна составлять не более 10 минут.
Дома с детьми вы можете использовать музыкотерапию, при соблюдении определенных правил, основанных на психофизиологических принципах более чем на эстетико-художественных. Самые важные из них:
1. В начале нужно изучить информацию об исполняемом произведении. Следует понимать его суть и текстуру. Заранее можно посмотреть текст исполняемого произведения.
2. Расслабление - это поможет вам "открыть двери бессознательного" и в полное мере ощутить действие музыки. И не важно, что вы хотите испытать успокаивающее действие музыки или поднимающее настроение.
3. Нужно правильно выбрать дозу. Так как лечение музыкой не должно быть утомительным, чтобы не вызвать усталости и возможных защитных реакций.
4. Громкость и сила музыки обязательно должна регулироваться. Небольшую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но также и для бодрящей. Очень большая громкость музыки утомляет и возбуждает нервную систему.
5. После слушания лечебной музыки немного отдохните. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.
Лечебное использование музыки во время сна особенно рекомендуется для детей, и вообще для людей беспокойных и возбужденных.
Рекомендуемые произведения для проведения музыкотерапии.
Музыка для пробуждения:
1. «Вальс цветов», «Зимнее утро» П. Чайковский
2. «Аквариум» К. Сен – Санс
3. «Романс» Д. Шостакович
4. «Утро». Э. Григ
5. «Менуэт» Л. Боккерини
Музыка для релаксации:
1. Колыбельные песни
2. «Мелодия» К. Глюк
3. «Лебедь» К. Сен – Санс
4. «Лунная соната» Л. Бетховен
5. «Песня Сольвейг» Э. Григ
6. «Романс» Г. Свиридов
Организующая музыка: (способствующая концентрации внимания)
1. «Марш» С. Прокофьев
2. «Ария» И.С. Бах
3. «Музыкальный момент» Ф. Шуберт
4. Альбом «Времена года»: «Весна», «Лето» Вивальди
Подводя итог можно сказать, что музыкотерапия является интересным и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях, она снимает напряжение и отрицательные эмоции, успокаивает и расслабляет, активизирует скрытые возможности подсознания и мобилизует резервы организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательский проект "Влияние классической музыки на здоровье человека"
Э то исследовательская работа учащейся 9 класса и учителя о влиянии классической музыки на здоровье человека, на состояние здоровья школьников....

Исследовательский проект "Влияние пищи из алюминиевой посуды на здоровье человека"
Исследовательский проект...

Исследовательский проект «Влияние запахов на настроение и общее состояние человека. Ароматерапия»
исследовательский проект...

Исследовательский проект "Влияние фтора на здоровье и долголетие человека"
Тема моей реферативно-исследовательской работы - влияние фтора на здоровье человека. Я выбрала эту тему потому, что медицина, в частности стоматология, очень меня привлекает и в дальнейшем я бы хотела...

Экологический исследовательский проект "Влияние газовых выбросов автомобильного транспорта на человека и окружающую среду".
Экологический проект раскрывает проблему загазованности территории лицея и микрорайона "Центральный" г.о. Коломна Московской области. Проект представлен на муниципальном этапе всероссийской олимпиады ...
Исследовательская работа "Влияние музыки на здоровье человека"
Материал можно использовать на уроках музыки или для внеклассной работы с учащимися....









