ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ФИЗКУЛЬТУРЕ
статья по физкультуре

Выскребцова Татьяна Евгеньевна

Эффективность учебного процесса по физической культуре в школе в значительной степени определяется текущим функциональным состоянием организма ребенка, и прежде всего, устойчивостью к воздействию средовых факторов, в том числе и неблагоприятных.  При планировании физического воспитания  учитывается суммарное воздействие различных видов деятельности обучающихся школ (учебной и физической нагрузки), а также неблагоприятных факторов внешней среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_polozhitelnogo_otnosheniya_k_fizkulture.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ФИЗКУЛЬТУРЕ

Автор: Выскребцова Татьяна Евгеньевна, учитель физической культуры МБОУ СОШ № 2, го Серпухов 

Привлекательность/ недостатки физкультуры

Эффективность учебного процесса по физической культуре в школе в значительной степени определяется текущим функциональным состоянием организма ребенка, и прежде всего, устойчивостью к воздействию средовых факторов, в том числе и неблагоприятных.  При планировании физического воспитания  учитывается суммарное воздействие различных видов деятельности обучающихся школ (учебной и физической нагрузки), а также неблагоприятных факторов внешней среды.  

Скоростно-силовая направленность физических упражнений, совпадающая по времени с периодами инфекционной активности, сопровождается срывом процессов адаптации и ростом простудной заболеваемости.

Мнение руководящих работников системы образования: основными причинами, препятствующими успешной реализации программы физического воспитания школьников являются: недостаточная материальная база – 63,9%; отсутствие интереса у школьников к занятиям физкультурой – 36,1%; низкая заработная плата учителя физической культуры – 16,5%; недостаточное количество часов для занятий физкультурой в школе – 14,6%; недооценка роли уроков физкультуры педагогическим коллективом общеобразовательных школ – 13,6%; недостаточный уровень профессионализма учителей физкультуры – 12,3%.

Интерес к предмету у школьников

По данным многих авторов, абсолютное большинство школьников заявляют, что их интересует физическая культура. В старших классах число таких обучающихся достигает 80–90%.  

Однако интерес этот пассивный, так как большинство этих школьников сами физкультурой не занимаются. «Знаемый» мотив, сформировавшийся под влиянием родителей и средств массовой информации, не становится убеждением, не превращается в мотив действия.  

Удовлетворенность от занятий. Полную удовлетворённость от занятий физической культурой испытывает лишь 14% старшеклассников; недостаточную удовлетворённость испытывают 65% старшеклассников и 21% обучающихся старших классов выражают неудовлетворённость занятиями. Существенно не изменило данное положение и увеличение количества уроков физической культуры, введение новой образовательной программы. Наиболее позитивно оценивают и удовлетворены уроками физкультуры в школе обучающиеся младших классов (81,2% мальчиков, 74,9% девочек. С возрастом наблюдается негативная тенденция к снижению интереса обучающихся к урокам физической культуры (77,9% - младшие школьники, 52,3% - среднего школьного возраста, 50,9% - старшие школьники), особенно у девочек, что наиболее выражено в старшем школьном возрасте.  

Состояние обучающихся после уроков физической культуры  

Радость, хорошее настроение испытывают 39,4% обучающихся средних и 39,2% старших классов. У остальных обучающихся преобладает или состояние усталости (30,5% средних, 26,9% старших классов), что в основном является следствием неправильно построенного урока или равнодушия (19,2% средних, 29,3% старших классов). Отмечается достаточно высокий процент обучающихся, испытывающих негативное состояние после уроков физкультуры (10,3% среднего, 3,3% старшего школьного возраста. Наибольшую усталость после уроков испытывают обучающиеся среднего школьного возраста, особенно девочки. При этом, если к старшим классам у мальчиков это состояние уменьшается, то у девочек практически не меняется. Достоверно увеличивается процент девочек средних классов, испытывающих раздраженность, плохое настроение после занятий.

Основными мотивами посещения уроков физкультуры в школе обучающимся являются:  

  • игровой – 51,6%,  
  • принуждение учителей и родителей – 28,2%,
  • получение оценки – 24,4%,  
  • осознанное желание быть сильным и красивым – 15,2%.

Причины снижения активности школьников:

  • неудовлетворенность результатами занятий (32,5%),  
  • неустойчивость физкультурно-спортивных интересов (25,4%),  
  • нерегулярность и эпизодичность занятий (18,6%),  
  • дефицит свободного времени (29,4%),  
  • переутомление, перетренировки, травмы, болезни (15,6%),  ✔ несоответствие уровня притязаний возможностям (14,9%),  
  • отсутствие необходимых условий для занятий (9,4%),
  • конфликтность в сфере межличностных отношений (16,8%),  
  • трудности материального и морального порядка (5,1%),
  • интимные чувства (2,4%).

Причины снижения интереса:

  • уроки проходят однообразно и неинтересно;  
  • не учитывается уровень физиологических особенностей обучающихся при сдаче контрольных нормативов;  
  • несоответствие содержания школьной программы интересам обучающихся;  
  • недостаточная реализация личностного подхода в процессе занятий физической культурой;  
  • низкий уровень преподавания.  

В качестве основных были выделены недостаток игр, эстафет; не интересно на уроках; отсутствие индивидуального подхода к ученикам; большие нагрузки; плохое отношение учителя.  

В этой связи формирование физической культуры ученика – это, прежде всего, проблема воспитания мотивационно-ценностного отношения к ней. Что мотивирует: выбор содержания учебного материала и методика преподавания: заложены основные возможности повышения интереса к занятиям. Образовательная подготовка по физическому воспитанию: должна представлять практически полезный и важный для занимающихся учебный материал, содержащий неизвестные ранее сведения. Педагогическое мастерство учителя заключается в умении приводить в движение собственную активность занимающихся, направленную на самосовершенствование, что и рассматривается как объективный показатель качества работы учителя физической культуры. С целью улучшения системы физического воспитания в школе большинство работников образования, считают необходимым, в первую очередь, отменить оценку по физической культуре, ввести более раннее разделение обучающихся на группы девочек и мальчиков с подбором физических упражнений соответственно полу, ввести в программу виды спорта по желанию детей.  

Кроме этого специалисты сферы физической культуры и спорта, медицинские работники предлагают ввести в программу по физической культуры теоретический и практический курс по здоровому образу жизни. Отход от существующих регламентов программы по физической культуре, по мнению участников опроса, будет способствовать повышению интереса обучающихся к физкультурно-спортивной деятельности. Отношение к учебным занятиям по физическому воспитанию определяется соответствием или несоответствием личностной программы ученика с основными установками учебного процесса, реализуемыми через личность учителя.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое обучение как средство обеспечения профессионального самоопределения через формирование положительного отношения к труду в специальной (коррекционной) школе

Представленный опыт работы является актуальным в области специального образования. Список ИПМ: ИПМ 1. Теоретическая интерпретация (обоснование) ИПМ 2. Основные компоненты системы работы. ИПМ-3. Органи...

"Формирование положительного отношения к классической музыке в условиях единого воспитательно - образовательного пространства - "детский сад - начальная школа"

Музыкальные занятия с младшими,  старшими дошкольниками, урок в1-ом классе по творчеству Н. А. Римского - Корсакова....

Статья: "Формирование положительного отношения и интереса школьников к урокам физической культуры и самостоятельным занятиям"

АКТУАЛЬНОСТЬ.Подвижные игры на уроках физической культуры, младшие школьники.В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания, памяти, ориентации. Подвижные игры позволяют ...

«Формирование положительного отношения к труду и творчеству у обучающихся в УДОД».

Организация  процесса формирования положительного отношения к труду и творчеству у  обучающихся в системе дополнительного образования детей. В статье представлены факторы, мотивы,формы занят...

«Формирование положительного отношения к труду через занятия творчеством»

Тема по самообразованию: «Формирование положительного отношения к труду через занятия творчеством»...

Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников.

Меры по совершенствованию УВП с целью предупреждения неуспеваемости будет полезен начинающим учителям....