Дистанционная форма обучения. Дидактические материалы для работы по разделу теоретические знания по физической культуре для медицинских колледжей. 1 курс
учебно-методическое пособие

Григорьев Максим Викторович
Дидактические материалы для занятий теоретического раздела по физической культуре.Теоретический лекционный материал при дистанционной форме обучения. Специальность 34.02.01 Сестринское дело. Специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика. Очная форма обучения. Материалы для проведения теоретических занятий по физической культуре при дистанционной форме обучения студентов медицинских колледжей.
Техника безопасности на уроках физической культуры https://disk.yandex.ru/i/PN05CSeKcxzIPA

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК № 1»)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

для занятия по теме:

Профилактика профессиональных заболеваний

Теоретический лекционный материал для дистанционного обучения.

Дисциплина ОГСЭ.04 Физическая культура

специальность 34.02.01 Сестринское дело

1 курс 2 семестр

на базе основного общего образования

Москва

2020


РАССМОТРЕНЫ

Цикловой методической

Комиссией № 2

(протокол от 09.09.2020 №1)

Разработаны на основе ФГОС СПО

по специальности

34.02.01 Сестринское дело

31.02.03 Лабораторная диагностика

 код, наименование специальности

Составители (авторы):

Григорьев Максим Викторович

преподаватель высшей категории ГБПОУ ДЗМ «МК №1»

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование образовательной организации


Занятие 1

Тема: Профилактика профессиональных заболеваний

Выполнить задание

Уважаемые студенты!

Задание для выполнения

Прочитать материал. Просмотреть видеообзор если есть.

Писать от руки. Прислать на почту.

Инструкция:

1. Внимательно прочтите задание

2. Выполните задание используя интернет-источники и лекцию, возможно прикрепленное видео

3. Выполненное задание вышлите на электронную почту для результатов

4. В строке ТЕМА заглавные буквы ФК теме письма укажите свою фамилию, дату,

5. Готовые задания необходимо прислать до конца пары

Критерии оценки:

Работа выполняется во избежании плагиата (копирования друг у друга) от руки в письменной форме Вы отвечаете на вопросы письменно, шариковой ручкой, подписываете лист: сверху Группа …. и Фамилия Имя, листы без фамилии и имени не принимаются

На первой странице Фамилия Имя группа

1. Дали развернутый ответ на задание и выполнили практическое задание(упражнения) прислав короткий фото (от 3до6) или видеоотчет - "отлично" 

2. Не полный ответ - "хорошо"

3. Если прислали задание, выполненное на компьютере, то у всех одинаковых работ удовлетворительно"

4. Письменная работа без указания имени совпавшая с другой, т.е одинаковые фото не засчитываются у всех пославших

5. Не прислали работу - нб в журнал

Пожалуйста при отправке своего письма прикрепите фото и в строке тема: Заглавными (Большими) буквами обязательно напишите ФК, далее занятие № …

  1. Заполнить таблицу, используя материалы лекции, дать ответы на вопросы.
  2. Выполнить 2 предложенных комплекса упражнений

Значение и роль физической культуры и спорта в жизни людей трудно переоценить. Социологические исследования, индивидуальные ощущения, многолетняя практика ежедневно и ежечасно подтверждают: каким бы делом не занимался человек, в какой бы сфере не трудился, он может работать гораздо больше и лучше, если регулярно, систематически занимается спортом. Это придает ему уверенность в своих силах, помогает преодолеть трудности, воспитывает силу воли.

Для оптимальной работоспособности, уменьшения утомляемости, профилактики профессиональных заболеваний является организация спортивно оздоровительной работы в организациях.

Профессиональное заболевание –заболевание, вызванное воздействием вредных условий труда.

Задачами физкультуры в целях профилактики профессиональных заболеваний являются улучшения функционального состояния и предупреждения прогрессирования болезни: повышение физической и умственной работоспособности, адаптация к внешним факторам; снятие утомления и повышение адаптационных возможностей; воспитание потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой.

Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам бывают абсолютными относительные.

Абсолютные противопоказания:

1) все заболевания, протекающие в острой форме;

2) хронические заболевания в стадии обострения;

3) острые инфекционные заболевания и месячный период после выздоровления;

4) тахикардия с частотой сердечных сокращений свыше 100 ударов в 1 мин. - клинически выраженная недостаточность кровообращения;

5) инфаркт миокарда (не менее года после острого периода);

6) гипертоническая болезнь;

7) угроза кровотечения;

8) аневризма сердца и аорты;

9) миокардиты любой этиологии;

10) злокачественные новообразования;

11) тяжелые нарушения ритма и проводимости;

12) миокардиты любого происхождения;

13) тяжелая форма сахарного диабета и среднетяжелая с осложнениями сосудистого типа.

Относительные противопоказания: суправентрикулярные нарушения ритма сердца; миопия (близорукость) более-5; системная или легочная гипертензия; умеренно выраженная степеноз аорты; неконтролируемые заболевания обмена веществ; выраженный стеноз трехстворчатого клапана сердца; токсикоз беременных; гипертония 2-3 степени, ретинопатия 3 степени; пороки сердца; резко выраженная анемия; ожирение 3 степени, протекающее с отдышкой; почечная и печеночная недостаточность; заболевание О Д А; заболевание крови.

Занятия физкультурой в специальных медицинских группах проводятся при следующих заболеваниях; болезни органов кровообращения; болезни суставов; болезни органов дыхания; болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения; болезни почек и мочевых путей; женские болезни; нервные и психические болезни; хирургические болезни; травматология и ортопедия; глазные болезни и ЛОР - органов; кожные болезни;

Система реабилитации включает уроки физкультуры, желательно на свежем воздухе, занятие ЛФК, терренкур, прогулки на лыжах, езду на велосипеде. Предпочтительнее циклические виды спорта, особенно при заболеваниях сердца, легких, ожирении.

Подготовка должна быть по возможности разносторонней, включающей общеразвивающие, дыхательные, релаксирующие, упражнения, игры на воздухе. А при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной систем- упражнения в ходьбе, катание на коньках.

При проведении занятий с работниками, имеющими изменения опорно-двигательного аппарата, важны профилактические занятия, направленные в первую очередь на придание работнику правильной осанки и на нормализацию функций ОДА, профилактика контрактур. Не следует допускать чрезмерных нагрузок. Упражнения с гантелями, мячами и на тренажерах должны выполняться только в щадящем для позвоночника режиме, лежа и с включением в конце занятий упражнений на растягивание и на релаксацию.

Существует много форм физической культуры, которые используются для нормализации функционального состояния и осанки человека, а так же для профилактики заболеваний:

1. Утренняя гигиеническая гимнастика - дно из средств физической культуры. Она развивает силу, гибкость, координацию движений. Улучшает деятельность внутренних органов, вызывает подъем эмоций, особенно если упражнение выполняется под музыку. Гимнастику лучше выполнять утром в сочетанием с закаливанием, но не очень рано, особенно больным с заболеванием сердечно - сосудистой системы.

2. Подвижные спортивные игры являются хорошим средством физического развития, нормализация психоэмоционального состояния.

3. Координация движений. При помощи таких упражнений можно значительно повысить нагрузки за счет эмоционального фактора, а если их проводить на берегу реки, моря, то эффективность возрастает еще и за счет закаливания и эмоционального факторов.

4. Ходьба и бег. Имеют огромное значение в нормализации обменных процессов. Ходьба как физическое упражнение - ценное средство для улучшения деятельности ЦНС, сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Во время ходьбы дыхание должно быть ритмичным, глубоким, не следует задерживать дыхание и разговаривать во время ходьбы. Дышать через нос, особенно зимой. Ходьба должна быть продолжительной, но не утомительной.

Бег - физическое упражнение с большой нагрузкой. Он развивает выносливость, особенно полезно для профилактики заболевания сердечно - сосудистой системы, ожирения и др. Его лучше сочетать с ходьбой и дыхательными упражнениями. Ходьбу и бег можно проводить днем и вечером.

5. Велосипедный спорт способствует усилению обмена веществ. Велопрогулки показаны при заболеваниях сердечно - сосудистой, дыхательной систем и нарушение обмена веществ, а также при последствии травм суставов ног (для разработки тугоподвижности и тренировки мышц). Зимой велопрогулки заменяются упражнениями на велотренажерах.

6. Катание на коньках рекомендуется при многих заболеваниях легких, обмена веществ, нервозах и др., для нормализации обменных процессов, улучшения функционального состояния и тренировки сердечно - сосудистой системы. Кроме того, катание на открытом воздухе обладает и еще закаливающим эффектом. Дышать следует через нос. Одежда должна соответствовать погоде, не стеснять движений.

7. Плавание - отличное тренирующее средство и закаливающее. Если плавание сочетать с прогулками, играми, то оздоравливающий эффект еще более возрастает. Плавание усиливает деятельность кардиореспираторной системы и обмен веществ, а при травмах и заболеваниях позвоночника ведет к исчезновению болей и улучшению подвижности в суставах. Осторожность следует проявлять при заболеваниях сердца, легких, ЛОР - органов, особенно в осенне-зимнее время из-за опасности переохлаждения и обострения или возникновения простуды.

Особенно важно сочетание физических нагрузок с закаливанием для работников, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Так как такие занятия повышают общую тренированность организма, способствуют нормализации обменных процессов, функционального состояния, а также ведут к усилению закаливания и предупреждают простудные заболевания.

Пагубно влияет на работников специальных медицинских группах малоподвижность. Она замедляет процесс выздоровления. Снижает адаптационные возможности, ухудшает процесс метаболизма. Только систематические занятия физкультурой могут служить фактом профилактическим, нормализовать функциональное состояние пациента, способствовать к его выздоровлению или вызывать длительную ремиссию.

Во время мышечной работы увеличивается циркуляция крови и улучшается метаболизм тканей. Исследования показывают, что в состояние покоя от 25% до 40% крови находятся так называемом депо, около 50% капилляров не функционируют, снижена вентиляция в альвеолах. При выполнении физических упражнений часть крови из депо поступает в общий поток и принимает участие в обмене веществ. Если учесть, что 40% массы тела составляет мышечная ткань, то можно оценить роль мышечной работы в нормализации кровообращения и обмена веществ.

Реакция организма на физические нагрузки различна. Имеет значение состояние здоровья, возраст, пол, время года, но во всех случаях разумного применения физическая культура оказывает положительное влияние на организм.

Оптимальные физические нагрузки (тренировки) способствуют нормализации функционального состояния, сна, обменных процессов.

Способность к восприятию физических нагрузок специальных медицинских групп различна.

Регулярные физические нагрузки способствуют нормализации моторных процессов, особенно при заболеваниях кардиоресператорной, эндокринной и других систем, помогают восстановить утраченные функции организма.

10 причин для занятия физкультурой

1. Снижение риска заболеваний. Исследования показывают что физическая активность играет существенную роль в уменьшении шансов развития многих недугов, среди которых диабет, сердечно-сосудистые заболевания, повышенный уровень холестерина, инфаркт, остеопороз, артрит, боль в пояснице, рак молочной железы и многие другие.

2. Чувство собственного достоинства. Ощущение удовлетворения, появляющееся после активной физической деятельности, является одним из наиболее приятных состояний человеческого организма. Кроме того, если вы в состоянии соблюдать план регулярных тренировок, вам подвластно и многое другое в жизни. Физические занятия - это деятельность, которая формирует и укрепляет не только тело, но и самооценку.

3. Быстрое снижение веса. Физические тренировки регулируют аппетит в течение всего дня. Это означает, что не испытывая резких вспышек голода и перестав ощущать неожиданную потребность в насыщении, вы с гораздо большим вниманием и спокойствием подходите к выбору и качеству пищи.

4. Усиление защиты организма. Регулярные занятия - великолепный способ укрепить иммунную систему. Исследователи выяснили, что занятия физическими упражнениями, защищают организм от проникновения инфекции и развития многих болезней верхних дыхательных путей, в числе которых грипп, ангина, насморк, бронхит.

5. Обретение спокойствия и психической уравновешенности. Стресс вызывает в нашем организме реакцию, выпуская определенные гормоны, в том числе кортизол, повышенное содержание которого может неблагоприятно отразиться на нашем здоровье. Физические упражнения способствуют снижению в нашем организме уровня кортизола и высвобождают такие гормоны «хорошего самочувствия», как серотонин, адреналин, допамин и эндорфины, которые, в свою очередь, продуцируют чувство радости, спокойствия и удовольствия.

6. Избавление от бессонницы. Американские исследователи определили, что упражнения улучшают качество и продолжительность сна у всех людей, имевших до этого различные нарушения сна.

7. Энергетическая подзарядка. Все очень просто: мускулы производят движение, функционируя как своеобразный «двигатель» нашего тела. Регулярные тренировки держат наш «двигатель» в «рабочей форме», способствуя его оптимальной эффективности, улучшая тем самым физические возможности, энергетический уровень и общее состояние организма, делая вас крепкими, бодрыми и здоровыми.

8. Трехмесячное японское исследование, в течении которого специалисты следили за людьми, занимавшимися бегом три раза в неделю, выявило значительное улучшение функционирования головного мозга при выполнении упражнений, стимулирующих деятельность сердечно-сосудистой системы. В конце тренировочной программы специальные тесты, определяющие показатели памяти, выявили у всех бегунов существенное улучшение навыков и способностей запоминать информацию по отношению к предыдущим результатам. А канадские исследователи утверждают, что люди, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, гораздо меньше подвержены риску развития болезни Альцгеймера. Кроме того, вероятность возрастного снижения умственных способностей у этих людей также намного меньше.

9. Превосходное самочувствие. Диски, отделяющие и защищающие костные хрящи в позвоночнике, с возрастом усыхают и уменьшаются. Кости позвоночника деформируются, оседают и начинают тереться друг о друга, что сказывается на росте и служит причиной возникновения многих проблем, связанных с болями в спине. Однако регулярные упражнения сжимают и расслабляют диски, сохраняя их гибкими и эластичными, кости позвоночника - здоровыми.

10. Стимул к общению и активной жизни. Не стоит переживать если вы не находите времени в вашем плотном графике, чтобы пообщаться с друзьями и коллегами. Просто назначьте совместно с ними определенные «даты занятий». Помимо того, что это поощрит вас тренироваться, это даст вам дополнительный стимул для общих приятных встреч в спортивном зале, которые, согласитесь, не столь уж часты в наше напряженное и загруженное работой время.

Заключение

Регулярные занятия физическими упражнениями в сочетании с твердым режимом дня служит надежным профилактическим средством против травм и многих заболеваний, в особенности сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и др., способствуют мобилизации жизненно важных свойств организма, двигательных способностей (выносливости, силы, ловкости, гибкости, быстроты), таких качеств как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе.

Комплексы физических упражнений для профилактики профессиональных заболеваний (болезней)

На сегодняшний день под гимнастикой чаще понимается комплекс индивидуально разработанных упражнений, направленных как на развитие физической силы, так и на гибкость, пластичность и т.д. Также гимнастика помогает в совершенствовании двигательных способностей и оздоровлении всего организма.

Доказано, что физические упражнения нужно выполнять до нескольких раз в день, поэтому можно проводить специальную гимнастику для сотрудников, которая сводится к следующему: в начале рабочего дня выполняются несложные упражнения для того, чтобы настроить организм на предстоящий труд (вводная гимнастика), а затем до и после обеденного перерыва на некоторых предприятиях раздается звонок, останавливается производство и начинается 5_7 минутная физкультурная разминка.

Такая разминка обычно состоит из комплекса упражнений, разработанного индивидуально для каждого представителя той или иной профессии. Эти упражнения снимают утомляемость и способствуют высокой работоспособности.

Каждый человек не раз после длительного пребывания в одной позе испытывал желание потянуться или просто размять мышцы. Так и у долго сидящих за рабочим столом людей со временем возникает потребность изменить положение тела, «размять косточки» и хотя бы минутку передохнуть. Необходимы также движения и позы для разгрузки позвоночника, упражнения, укрепляющие мышцы, которые нужно обязательно чередовать с упражнениями для их расслабления и вытягивания.

Комплексы физических упражнений для профилактики и лечения боли и усталости в позвоночнике дают:

1) улучшение кровоснабжения и лимфообращения, а также тканевого обмена в зоне поражения;

2) укрепление мышечно - связочного аппарата позвоночного столба и мышц нижних конечностей;

3) устранение мышечных контрактур (малоподвижности) и низкой подвижности суставов;

4) увеличение объема движений позвоночного столба, корректировку его искривления и дефектов осанки, разгрузка позвоночного столба и стимуляцию восстановления нервов;

5) мягкое, постепенное вправление сместившихся позвонков, укрепление всего организма в целом, стимуляцию обменных процессов, улучшение психологического, эмоционального состояния пациента, укрепление его самооценки.

Для профилактики и лечения заболеваний, связанных с болями в позвоночнике, разработаны специальные комплексы, имеющие в своем составе статические и динамические упражнения.

Позвоночник, как никакая другая часть тела, очень быстро реагирует на внимание, ему уделяемое. Каждый человек, независимо от возраста, при выполнении определенных физических упражнений способен в короткий срок вернуть позвоночнику молодость, гибкость, подвижность. Эти упражнения способны оздоровить весь организм, так как при регулярной тренировке позвоночника создаются условия для защиты от травм. При тренировке и растяжении позвоночника, происходит усиление мышечно - связочного аппарата, который удерживает позвоночник в должном состоянии. Все это сформирует правильную осанку.

Многие специалисты в области лечения и профилактики позвоночника утверждают, что самое большое напряжение межпозвоночные диски получают, когда человек сидит на слишком мягком стуле или кресле. Поэтому при «сидячем образе жизни» стоит приобрести сиденье, которое помогало бы сохранять правильную осанку.

Одно из самых эффективных упражнений потягивающей гимнастики, взятой из животного мира - это «собачье потягивание». Далее представлены несколько упражнений из потягивающей гимнастики, которые позволяют очень быстро привести организм в рабочее состояние и развить подвижность позвоночника.

Упражнения для позвоночника

1. Исходное положение - стоя на коленях, руки упираются в пол.

Максимально согнуть спину в грудном отделе позвоночника, подбородком стараться коснуться грудной клетки, смотреть вниз. Удерживать позу на полувыдохе 5-6 с. Затем максимально прогнуться, смотреть вверх, медленно выдохнуть. Позу удерживать 5-6 с.

Повторить упражнение 6-8 раз, стремясь прогибаться как можно больше.

2. Исходное положение - лежа на животе, руки согнуты в локтях и расположены на уровне плеч. Медленно прогнуть назад грудной отдел позвоночника и шею, поднимая голову и плечи и одновременно выпрямляя руки, сделать вдох. Позу удерживать несколько секунд. Вернуться в исходное положение, расслабиться, выдохнуть.

Повторить упражнение 4-5 раз.

3. Исходное положение - сесть на пятки, медленно вдохнуть. Выдыхая, наклонять туловище вперед, пока грудь не коснется бедер. Не изменяя положения, потянуться руками по полу вперед. Вернуться в исходное положение, вдохнуть, расслабиться и отдохнуть.

Повторить упражнение 3-4 раза. В этом положении наиболее эффективно вытягивается крестцово-поясничный отдел позвоночника. Упражнение рекомендуется для снятия болей.

Для профилактики и лечения заболеваний, связанных со стрессом также существует лечебная гимнастика.

Установлено, что под воздействием физических упражнений в организме выделяются особые химические вещества, ослабляющие головную боль, улучшающие настроение и прерывающие цикл беспокойства, иначе говоря, стресс. Физические упражнения отвлекают человека от проблем, которые стали причиной напряжения. Постарайтесь ежедневно совершать прогулки, подниматься по лестнице, а по вечерам делать расслабляющие упражнения.

Упражнения на расслабление.

Исходное положение: стоя, руки расслаблены:

1. Медленно поднять руки вверх, встряхнуть кистями, пассивно опустить руки через стороны вниз.

2. Медленно поднять руки через стороны вверх, потряхивая кистями, пассивно опустить руки перед собой вниз.

3. Медленно поднять руки вверх, несколько раз встряхнуть кистями, развести руки в стороны; хлопнуть перед собой в ладоши и медленно опустить руки вниз.

4. Медленно поднять руки перед собой вверх, потряхивая кистями; хлопнуть в ладоши над головой, медленно опустить руки через стороны вниз, потряхивая кистями.

5. Попеременно поднимать то правую, то левую руку вверх, встряхивать кистями и медленно опускать вниз.

6. То же, но поднимаясь на носки

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки расслаблены

7. Медленно, без напряжения наклонить туловище вперед, руки свободно уронить. Выпрямиться.

8. Поднять в стороны расслабленные руки, потряхивая кистями, пассивно наклониться вперед и опустить руки. Выпрямиться.

9. Поднять вверх расслабленные руки, встряхнуть кистями, пассивно опустить руки и пассивно наклониться вперед. Выпрямиться.

10. Медленно, без напряжения наклониться вперед, приседая на всей ступне; руки расслабленны, пассивно следуют за туловищем. Выпрямиться.

11. Поднять расслабленные руки в стороны, встряхнуть кистями; без напряжения наклониться вперед, приседая на всей ступне; руки пассивно следуют за туловищем. Выпрямиться.

12. Поднять расслабленные руки вверх, потряхивая кистями; пассивно наклониться вперед, приседая на всей ступне; руки свободно опустить между коленей. Выпрямиться.

13. Потряхивать «свободной» ногой (поочередно каждой).

14. Выполнять махи «свободной» ногой (поочередно каждой) вперед, в сторону, назад. Одной рукой можно придерживаться за стул.

Для людей, ведущих малоподвижный образ жизни можно предложить комплекс упражнений - «Бодрость за минуту»:

1. Быстро потрите друг о друга пальцы рук - 5 сек.

2. Быстро потрите разогретыми теплыми пальцами щеки вверх - вниз - 5 сек.

3. Постучите кончиками пальцев по макушке, словно выбивая барабанную дробь, - 5 сек.

4. Сожмите руку в кулак, не напрягая его. Энергично погладьте внутреннюю и внешнюю сторону обоих предплечий по 3 раза.

5. Большим пальцем нащупайте впадину у основания черепа (там, где начинается позвоночник), нажмите на нее и, сосчитав до трех, отпустите. Повторите 3 раза.

6. Массаж рефлекторных зон стоп.

Выполнить задания, используя материалы лекции, видео и интернет источники

  1. Краткий конспект таблица

№ пп

Причина

Описание

Ваше упражнение из интернета или из предложенных ниже в лекции

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Выполнить 2комплекса упражнений: Упражнения для позвоночника и упражнения на расслабление



Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК № 1»)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

для занятия по теме:

Профилактика профессиональных заболеваний. Шаблон ответа.

Теоретический лекционный материал для дистанционного обучения.

Дисциплина ОГСЭ.04 Физическая культура

специальность 34.02.01 Сестринское дело

1 курс 2 семестр

на базе основного общего образования

Москва

2020


РАССМОТРЕНЫ

Цикловой методической

Комиссией № 2

(протокол от 09.09.2020 №1)

Разработаны на основе ФГОС СПО

по специальности

34.02.01 Сестринское дело

31.02.03 Лабораторная диагностика

 код, наименование специальности

Составители (авторы):

Григорьев Максим Викторович

преподаватель высшей категории ГБПОУ ДЗМ «МК №1»

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование образовательной организации


Профилактика профессиональных заболеваний. Шаблон ответа.

№ пп

Причина

Описание

1

Снижение риска заболеваний

Исследования показывают что физическая активность играет существенную роль в уменьшении шансов развития многих недугов, среди которых диабет, сердечно-сосудистые заболевания, повышенный уровень холестерина, инфаркт, остеопороз, артрит, боль в пояснице, рак молочной железы и многие другие.

2

Чувство собственного достоинства

Ощущение удовлетворения, появляющееся после активной физической деятельности, является одним из наиболее приятных состояний человеческого организма. Кроме того, если вы в состоянии соблюдать план регулярных тренировок, вам подвластно и многое другое в жизни. Физические занятия - это деятельность, которая формирует и укрепляет не только тело, но и самооценку.

3

Быстрое снижение веса

Физические тренировки регулируют аппетит в течение всего дня. Это означает, что не испытывая резких вспышек голода и перестав ощущать неожиданную потребность в насыщении, вы с гораздо большим вниманием и спокойствием подходите к выбору и качеству пищи.

4

Усиление защиты организма

Регулярные занятия - великолепный способ укрепить иммунную систему. Исследователи выяснили, что занятия физическими упражнениями, защищают организм от проникновения инфекции и развития многих болезней верхних дыхательных путей, в числе которых грипп, ангина, насморк, бронхит.

5

Обретение спокойствия и психической уравновешенности

Стресс вызывает в нашем организме реакцию, выпуская определенные гормоны, в том числе кортизол, повышенное содержание которого может неблагоприятно отразиться на нашем здоровье. Физические упражнения способствуют снижению в нашем организме уровня кортизола и высвобождают такие гормоны «хорошего самочувствия», как серотонин, адреналин, допамин и эндорфины, которые, в свою очередь, продуцируют чувство радости, спокойствия и удовольствия.

6

Избавление от бессонницы

Американские исследователи определили, что упражнения улучшают качество и продолжительность сна у всех людей, имевших до этого различные нарушения сна.

7

Энергетическая подзарядка

Все очень просто: мускулы производят движение, функционируя как своеобразный «двигатель» нашего тела. Регулярные тренировки держат наш «двигатель» в «рабочей форме», способствуя его оптимальной эффективности, улучшая тем самым физические возможности, энергетический уровень и общее состояние организма, делая вас крепкими, бодрыми и здоровыми.

8

Укрепление мозговой активности

Трехмесячное японское исследование, в течении которого специалисты следили за людьми, занимавшимися бегом три раза в неделю, выявило значительное улучшение функционирования головного мозга при выполнении упражнений, стимулирующих деятельность сердечно-сосудистой системы. В конце тренировочной программы специальные тесты, определяющие показатели памяти, выявили у всех бегунов существенное улучшение навыков и способностей запоминать информацию по отношению к предыдущим результатам. А канадские исследователи утверждают, что люди, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, гораздо меньше подвержены риску развития болезни Альцгеймера. Кроме того, вероятность возрастного снижения умственных способностей у этих людей также намного меньше.

9

Превосходное самочувствие

Диски, отделяющие и защищающие костные хрящи в позвоночнике, с возрастом усыхают и уменьшаются. Кости позвоночника деформируются, оседают и начинают тереться друг о друга, что сказывается на росте и служит причиной возникновения многих проблем, связанных с болями в спине. Однако регулярные упражнения сжимают и расслабляют диски, сохраняя их гибкими и эластичными, кости позвоночника - здоровыми.

10

Стимул к общению и активной жизни

Не стоит переживать если вы не находите времени в вашем плотном графике, чтобы пообщаться с друзьями и коллегами. Просто назначьте совместно с ними определенные «даты занятий». Помимо того, что это поощрит вас тренироваться, это даст вам дополнительный стимул для общих приятных встреч в спортивном зале, которые, согласитесь, не столь уж часты в наше напряженное и загруженное работой время.



Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК № 1»)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

для занятия по теме:

Ведение личного дневника самоконтроля

Теоретический лекционный материал для дистанционного обучения.

Дисциплина ОГСЭ.04 Физическая культура

специальность 34.02.01 Сестринское дело

специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика

1 курс 2 семестр

на базе основного общего образования

Москва

2020


РАССМОТРЕНЫ

Цикловой методической

Комиссией № 2

(протокол от 09.09.2020 №1)

Разработаны на основе ФГОС СПО

по специальности

 34.02.01 Сестринское дело

 31.02.03 Лабораторная диагностика

 код, наименование специальности

Составители (авторы):

Григорьев Максим Викторович

преподаватель высшей категории ГБПОУ ДЗМ «МК №1»

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование образовательной организации


Занятие 2

Тема: Ведение личного дневника самоконтроля

Выполнить задание

Уважаемые студенты!

Задание для выполнения

Прочитать материал. Просмотреть видеообзор если есть.

Писать от руки. Прислать на почту.

Инструкция:

1. Внимательно прочтите задание

2. Выполните задание используя интернет-источники и лекцию, возможно прикрепленное видео

3. Выполненное задание вышлите на электронную почту для результатов

4. В строке ТЕМА заглавные буквы ФК теме письма укажите свою фамилию, дату,

5. Готовые задания необходимо прислать до конца пары

Критерии оценки:

Работа выполняется во избежании плагиата (копирования друг у друга) от руки в письменной форме Вы отвечаете на вопросы письменно, шариковой ручкой, подписываете лист: сверху Группа …. и Фамилия Имя, листы без фамилии и имени не принимаются

На первой странице Фамилия Имя группа

1. Дали развернутый ответ на задание и выполнили практическое задание(упражнения) прислав короткий фото (от 3до6) или видеоотчет - "отлично" 

2. Не полный ответ - "хорошо"

3. Если прислали задание, выполненное на компьютере, то у всех одинаковых работ удовлетворительно"

4. Письменная работа без указания имени совпавшая с другой, т.е одинаковые фото не засчитываются у всех пославших

5. Не прислали работу - нб в журнал

Пожалуйста при отправке своего письма прикрепите фото и в строке тема: Заглавными (Большими) буквами обязательно напишите ФК, далее занятие № …

  1. Заполнить таблицу, используя материалы лекции, дать ответы на вопросы.
  2. Выполнить предложенный комплекс упражнений

Занятия физическими упражнениями и спортом оказывают на организм человека необычно сильные сложные и многообразные воздействия. Только правильно организованные занятия с соблюдением принципов спортивной тренировки под наблюдением врача и преподавателя укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма человека, способствуют росту спортивного мастерства. В то же время неправильная организация занятий, пренебрежение методическими принципами, планирование объема и интенсивности тренировочной нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей занимающихся, отсутствие регулярных медицинских наблюдений не дадут желаемых результатов и могут нанести непоправимый вред здоровью.

Исключить все условия, при которых может иметь место такое отрицательное воздействие, призваны мероприятия врачебного контроля над занимающимися физическими упражнениями и спортом и самоконтроля самих занимающихся путем самонаблюдения за происходящими в организме изменениями в процессе занятий.

Врачебный контроль направлен на изучение состояния здоровья, физического развития, физической (функциональной) подготовленности занимающихся и влияния на них занятий физическими упражнениями и спортом.

Врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения не дадут желаемого результата, если они не будут дополнены самоконтролем.

Самоконтроль – самостоятельные регулярные наблюдения занимающихся с помощью простых доступных приемов за состоянием своего здоровья, физического развития, влиянием на организм занятий физическими упражнениями, спортом.

Объективные и субъективные данные являются основными показателями самоконтроля. При занятиях физической культурой по учебной программе, а также в группах здоровья, в группах ОФП, а также при самостоятельных занятиях можно ограничиться такими показателями как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения, пульс, вес, тренировочные нагрузки, нарушение режима, спортивные результаты.

Самочувствие является субъективной оценкой состояния организма, оно является важным показателем влияния физических упражнений и спортивных тренировок. Самочувствие бывает хорошее, удовлетворительное или плохое. При плохом самочувствии фиксируется характер необычных ощущений.

Сон. Отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.).

Аппетит. Оценивается как хороший, удовлетворительный, пониженный, плохой. Различные отклонения в состоянии здоровья, как правило, являются результатом переутомления или заболевания.

Пульс– важный показатель состояния организма. Обычно на учебных занятиях по физической культуре частота сердечных сокращений при средней нагрузке достигает 130-150ударов в минуту. А при спортивных тренировках, в ходе значительных физических усилий частота сердечных сокращений достигает 180-200и даже больше ударов в минуту. После большой физической нагрузки пульс приходит к исходным величинам через 20-30иногда 40-50минут.

Если в указанное время после учебно-тренировочных занятий пульс не возвращается к исходным величинам, то это свидетельствует о наступлении большого утомления в связи с недостаточной физической подготовленностью или о наличии каких-то отклонений в состоянии организма.

Для оценки деятельности сердца применяют различные варианты активных и пассивных ортостатических проб, которые производятся следующим образом: 5минут следует отдохнуть лежа на спине, затем подсчитать пульс в положении лежа за 1минуту, далее надо встать и отдохнуть стоя 1 минуту и подсчитать пульс в положении стоя за 1минуту. По разнице между частотой пульса лежа и стоя судят о реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку при изменении положения тела. Это позволяет оценивать функциональное состояние регулярных механизмов и дает некоторое представление о тренированности организма.

Разница от 0до 12ударов свидетельствует о хорошем состоянии физической тренированности. У здорового нетренированного человека разница составляет 13-16ударов. Разница 16-25ударов – показатель отсутствия физической тренированности. Разница более 25ударов свидетельствует о переутомлении или заболевании, в таких случаях следует обратиться к врачу. Ортостатическую пробу лучше проводить утром до еды в одни и те же часы суток.

Кроме того, пульс подсчитывается в течение одной минуты до тренировки и после ее окончания. Одним из показателей правильности тренировочных нагрузок является уменьшение разницы между частотой сердечных сокращений в положении стоя, а также общая тенденция к понижению частоты или к ее стабилизации до тренировки и после при одинаковой физической нагрузке.

Резкое учащение или замедление пульса сравнительно с предыдущими показателями может являться следствием переутомления или заболевания и требует консультации с преподавателем и врачом.

Занимающимся рекомендуется также следить за правильностью ритма и степенью наполнения пульса. Вес тела рекомендуется определять ежедневно утром натощак (если есть такая возможность) на одних и тех же весах, в одном и том же костюме. Если невозможно взвешиваться каждый день, можно ограничиться определением веса один раз в неделя в одно и то же время дня.

В 1периоде тренировки вес обычно снижается, затем стабилизируется и за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении веса следует обратиться к врачу.

Тренировочные нагрузки основной части тренировочного занятия и нарушение режима вместе с другими показателями дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма.

Болевые ощущения (боли в мышцах, головные боли, боли в правом или левом боку и в области сердца) могут наступать при нарушении режима дня, при общем утомлении организма, при форсировании тренировочных нагрузок и т.п. Боли в мышцах у начинающих спортсменов – явление закономерное на 1этапе тренировочных занятий. Во всех случаях при продолжительных болевых ощущениях следует обратиться к врачу. Наблюдение за спортивными результатами является важным пунктом самоконтроля и показывает правильность применения средств и методов занятий и тренировок, может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности.

Особое значение самоконтроль имеет для людей, имеющих ослабленное здоровье и занимающихся в специальном учебном отделении. Они обязаны периодически показывать своему преподавателю физического воспитания и врачу результаты своих наблюдений, советоваться по различным вопросам двигательного режима, режима питания, дня и т.д., что в значительной мере помогает их рациональному физическому воспитанию, способствует эффективному использованию средств физической культуры, естественных факторов природы для закаливания, укрепления их здоровья и повышения физической и общей работоспособности.

Результаты самоконтроля должны постоянно анализироваться самими занимающимися и периодически –совместно с преподавателем и врачом. При сравнении показателей определяется влияние занятий физическими упражнениями и спортом на занимающихся, планируются тренировочные нагрузки.

Самоконтроль помогает физкультурнику лучше познать себя, приучает его следить за собственным здоровьем, стимулирует к выработке устойчивых навыков личной и общественной гигиены и тщательного соблюдения санитарных правил и норм.

Самоконтроль позволяет занимающемуся физической культурой и спортом вовремя заметить опасность переутомления, помогает регулировать процесс тренировки и предупредить состояние перетренировки.

Самоконтроль прививает учащимся грамотное и осмысленное отношение к своему здоровью и к занятиям физической культурой и спортом, имеет большое воспитательное значение.

Таблица дневника самоконтроля.

(вести ежедневно)

Дата

Показатели

утро

до трен.

после трен.

утро

до трен.

после трен.

Самочувствие

Сон

Аппетит

ЧСС лежа

ЧСС стоя

ЧСС разность

Масса

Ощущения (усталость, боль в мышцах, потливость и т.д.)

Содержание тренировки

Результаты упражнений.

Самоанализ

Пример ведения таблицы дневника самоконтроля.

1 августа

2 августа

3 августа

4 августа

утро

до трен.

после трен.

утро

до трен.

после трен.

Самочувствие

хор.

хор.

хор.

уд.

хор.

хор.

хор.

отл.

Сон

8 час. крепкий

9 часов беспокойный

7 часов беспокойный

спокойный 8 часов

Аппетит

Хор.

Хор.

Уд.

уд.

уд.

хор.

хор.

хор.

ЧСС лежа

стоя

разность

56

64

72

8

120

60

58

76

18

72

88

16

128

142

14

56

Масса

68,3

67,0

ЖЕЛ

4800

4600

Ощущения (усталость, боль в мышцах, потливость и т.д.)

б/о

б/о

Сильно устал, боли в мышцах

Вялость, скованность, боли в мышцах

Вялость

Нет желания тренироваться

Сильная потливость, приятная усталость

Бодр, боли прошли

Содержание тренировки

Тренировался с упором на упражнения с отягощением

Не тренировался

Тренировка в лесу, бег с ускорениями, общие упражнения

Не тренировался

Самоанализ

Замечания тренера

Превысил нагрузку в упражнениях с отягощением

Снизить нагрузку, больше упражнений общеразвивающих

Тренировка в лесу приятна, появилось желание тренироваться.

Советы врача

Самомассаж утром и в процессе занятий

Выполнить задания

  1. Краткий конспект таблица

№ пп

1

Объективные данные

2

Субъективные данные

3

Значение самоконтроля

  1. Выполнить предложенный комплекс упражнений:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционная форма обучения. Дидактические материалы для работы по разделу развитие и совершенствование физических качеств для медицинских колледжей.

Дидактические материалы для занятий раздела развитие и совершенствование физических качеств: выносливость, сила, быстрота, ловкость и координационные способности. Теоретический лекционный ма...

Дистанционная форма обучения. Дидактические материалы для работы по разделу легкая атлетика для медицинских колледжей.

Дидактические материалы для занятий раздела легкая атлетика.Теоретический лекционный материал при дистанционной форме обучения. Специальность 34.02.01 Сестринское дело. Специальность 31.02.03 Лаборато...

Дистанционная форма обучения. Дидактические материалы для работы по разделу волейбол для медицинских колледжей.

Дидактические материалы для занятий раздела волейбол.Теоретический лекционный материал при дистанционной форме обучения. Специальность 34.02.01 Сестринское дело. Специальность 31.02.03 Лабораторная ди...

Дистанционная форма обучения. Дидактические материалы для работы по разделу баскетбол для медицинских колледжей.

Дидактические материалы для занятий раздела баскетбол.Теоретический лекционный материал при дистанционной форме обучения. Специальность 34.02.01 Сестринское дело. Специальность 31.02.03 Лабораторная д...

Дистанционная форма обучения. Дидактические материалы для работы по разделу лыжная подготовка для медицинских колледжей.

Дидактические материалы для занятий раздела лыжная подготовка. Теоретический лекционный материал при дистанционной форме обучения. Специальность 34.02.01 Сестринское дело. Специальность 31.02.03 Лабор...

Дистанционная форма обучения. Дидактические материалы для работы по разделу ОРУ и гимнастика для медицинских колледжей.

Дидактические материалы для занятий раздела ору и гимнастика.Теоретический лекционный материал при дистанционной форме обучения. Специальность 34.02.01 Сестринское дело. Специальность 31.02.03 Лаборат...

Дистанционная форма обучения. Дидактический лекционный материал по физической культуре, специальность 34.02.01 Сестринское дело очно-заочное отделение.

Лекционный материал по физической культуре, специальность 34.02.01 Сестринское дело очно-заочное отделение дистанционная форма обученияДидактические материалы для проведения занятий в ZOOM, и электрон...