Мотивация достижения успеха у спортсменов
методическая разработка по физкультуре (10, 11 класс)

Кориннык, Александр, Васильевич
Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность, сознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющее их направленность и цели. Существует несколько толкований термина мотивации: • физиологические – выделяют внутренние потребности. Такие состояния, как голод, жажда и половое влечение, часто называются «первичным драйвом» из-за их важного значения для организма; • бихевиористские - опирающиеся на внутренние стимулы, которые приобретаются в результате научения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_dostizheniya_uspeha_u_sportsmenov.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация дотижения успеха у спортсменов

Мотивация  - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность, сознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющее их направленность и цели.

Существует несколько толкований термина мотивации:

• физиологические – выделяют внутренние потребности. Такие состояния, как голод, жажда и половое влечение, часто называются «первичным драйвом» из-за их важного значения для организма;

• бихевиористские  - опирающиеся на внутренние стимулы, которые приобретаются в результате научения. Ассоциации денег с такими состояниями «первичного драйва», как голод и жажда, для их удовлетворения.

• психологические объяснения: концепция «первичного драйва», побуждающего нас к конкретным действиям, остается актуальной и при объяснении более сложных видов человеческого поведения. Примером сложной внутренней потребности служит мотивация к достижению, аффилиация или самоактуализация по А. Маслоу.  

В спортивной деятельности мотивация является одной из основных вариационных составляющий, от которой зависит степень овладения спортивными навыками, возможности реализации максимального спортивного результата. В спорте основа мотивации - это, прежде всего, стремление к успеху, высоким результатам в личной спортивной деятельности. В физкультурно–спортивной работе мотивационный компонент направлен на укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и личных черт характера.

Центральным звеном мотивов занятия избранным видом спорта является чувство удовлетворения, без которого не возможна продуктивная спортивная деятельность. Вместе с тем, эти мотивы имеют сложный характер, зависящий от составляющей элементов избранного вида спорта (по сложности и разнообразию деятельности) и могут быть подразделены следующим образом.

1) Непосредственные мотивы спортивной деятельности:

а) испытываемое занимающимися чувства удовлетворения от проявления мышечной активности;

б) эстетическое наслаждение быстротой, точностью, ловкостью своих движений;

в) стремление проявить и развить свои физические  (быстрота, ловкость выносливость, точность, силу)  и психологические (смелость, решительность и др.) качества;

г) чувство удовлетворения, вызываемое участием в соревновательной деятельности, являющейся составной частью спорта;

д) стремление добиться максимальных личных спортивных результатов, доказать личные возможности, добиться индивидуальной победы, в том числе, над самим собой.

2) Опосредованные мотивы спортивной деятельности:

а) стремление стать сильным, ловким, выносливым, иметь спортивные формы тела и т.д.;

б) через спорт подготовить себя к практической деятельности – прикладные виды спорта (военно-спортивная подготовка др.);

в) осознание общественной важности спортивной деятельности («хочу побить мировые рекорды, защищать спортивное честь своей отчизны»).

Таким образом, мотивационный блок спортивной мотивации образуют потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.  

Потребность - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нужной в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Так как удовлетворение потребности происходит в непосредственной деятельности,  она служит источником активности личности. Важнейшую характеристику потребностей составляет их специфическая динамика: их способность актуализироваться и изменять свою напряженность, способность угасать и воспроизводиться вновь. Эта динамичность потребностей находит свое  выражение в изменении степени реактивности организма по отношению к внешним воздействиям.

Желания индивида чего-либо, приводит к нарушению равновесия с внешней и внутренней средой, возникает внутреннее напряжение, от которого можно избавиться, лишь удовлетворив потребность. Происходит поисковая деятельность для определения способов удовлетворения потребности. Диапазон поиска сужен условиями жизни. Довольно часто, обстоятельства жизни приводят к  выбору определенного направления для удовлетворения возникших желаний. В этом случае, вид спортивной деятельности происходит без явного осознания,  как способа удовлетворения потребностей. К таким потребностям Г.Д. Горбунов: потребность в деятельности, активности, потребность в движении, потребность в реализации рефлексов цели и свободы, потребность в соперничестве, соревновании, самоутверждении, потребность быть в группе, общаться, потребность в новых впечатлениях и др..

Е.П. Ильин связывает занятия спортивной деятельностью на начальных этапах спортивной подготовки (не зависимо от избранного вида спорта) со следующими потребностями:

- стремление к самосовершенствованию;

- стремление к самовыражению и самоутверждению;

- социальные установки;

- удовлетворение духовных и материальных потребностей.

Пилоян Р.А. рассматривает два вида преобладающих спортивных мотивов:

- коллективисты – главное побуждение общественные, моральные мотивы, им свойственны командные виды спорта, присутствует осознанность общественной значимости спортивной деятельности,  ставят перед собой задачи, ориентированные на будущее;

- индивидуалисты – преобладающую роль играют мотивы самовыражения и самоутверждения, часто, присутствует чрезмерная ориентация на личные спортивные достижения, показаны индивидуальные виды спорта.

В спортивной деятельности, по сравнению с другого рода занятиями, высокое психическое напряжение не может быть устранимо, без него невозможен рост личных и командных спортивных достижений. Несоответствие спортивных требований индивидуальным возможностям спортсмена постоянно направляют активные действия на устранение этого несоответствия.

 Так как основная идея спортивной деятельности – нет пределу совершенству, спортсмены высочайшего спортивного класса стремятся к иллюзорному идеалу своей деятельности. На этой стадии у занимающихся формируются как мотивы достижения успеха, так и мотивы избегания неудачи. Всякая конъектура, вызывающая появление мотива достижения, параллельно создает и опасения неудачи. Вид преобладающей мотивации, возникший в данных обстоятельствах у спортсмена, будет обусловлен личностными оценками вероятности достижения цели, которые возникают на основе жизненного и соревновательного опыта. Развивается преобладающий тип мотивации деятельности.

Занимающиеся спортом с ведущим мотивом достижения успеха, отличаются пониженной тревожностью,  убежденностью в правильности своих действий, настойчивостью в достижении поставленной цели, самостоятельностью, постановкой перед собой трудных, но выполнимых задач и способностью прилагать большие волевые усилия для их решения.

Занимающиеся с преобладанием мотив избегания неудач, отличаются ограниченностью в проявлении активности в достижении цели, тревожны и неуверенны в себе, предпочитают защищаться, а не атаковать.

У спортсменов высокой спортивной квалификации, в большинстве случает, мотив достижения доминирует над мотивом избегания неудач. Данная особенность мотивации положительным образом сказывается на результативности тренировочного процесса. Потребность в достижении успеха способствует реализации задач тренировочного деятельности, благодаря высокой активности, упорству и настойчивости спортсмена достигаются высокие личные результаты спортсмена.

Все же мотив избегания неудач, небольшой выраженности, должен присутствовать в мотивационном комплексе учебно-тренировочной деятельности.  Эта мотивационная составляющая стимулирует занимающихся спортивной деятельностью активизировать свои устремления на предупреждение предполагаемых неудач. Благодаря этому, спортсмены детально оттачивают технику упражнений, детально отрабатываются тактические составляющие личных и командных действий, изучаются особенности предполагаемых соперников.

Таким образом, мотивация в физкультурно-спортивной деятельности является сложной, по составу и содержанию, физиологически-психологической составляющей учебно-тренировочной работы с занимающимися.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1.      Вуден Д. Современный баскетбол — М.: ФиС, 1987. - 256с.

2.        Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. — М.: Юрайт, 2019. - 269с.

3.        Ильин Е.П. Психология спорта – СПб.: Питер, 2018.-352с.

4. Калита М.В. Факторы, влияющие на эффективность игровой деятельности баскетболистов различных амплуа. // Мир науки, культуры, образования.- 2009.  Т. №4. С.32-35.

5.        Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 1971

6.        Марищук, В. Л., Серова Л.К. Информационные аспекты управления спортсменом. — М.: ФиС, 1983.-111с.

7.        Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности, М.: ФиС, 1984. - 104с.

8.  Серова Л.К. Спортивная психология: профессиональный отбор в спорте М.: Юрайт, 2015. – 161с.

9. Сохликова В.А., Романова Е.В. Соотношение самооценки и уровня притязаний как важная переменная успешного выступления на соревнованиях. // Спортивный психолог.- 2018. Т. №3. С. 4-7.

10.  Фирсов М.Н. Развитие мотивации достижений в спортивной деятельности на примере баскетболистов: автореф. дис. кан.псих..наук. – Астрахань, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет Пути формирования мотивации достижения успеха у школьников в образовательном процессе.

Педсовет Пути формирования мотивации достижения успеха у школьников в образовательном процессе....

Соревновательная мотивация, как способ достижения успеха юных дзюдоистов

Практические рекомендации в вопросах достижения успеха юных дзюдоистов...

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики"

Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования»....

методическое сообщение на тему "Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе"

Методическое сообщение на тему "Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе"...

Влияние мотивации достижения успеха на профессиональное самоопределение старшеклассников.

Результаты эмпирического исследования влияния мотивации достижения старшеклассников на выбор профессиональной деятельности творческого характера....