Формы и методы учебного процесса по предмету физическая культура
методическая разработка по физкультуре

Формы организации образовательного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы учебного процесса по предмету физическая культура

Формы организации образовательного процесса

Основные формы организации образовательного процесса в школе — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия.

Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается педагогами по физической культуре.

Самостоятельные занятия физической культурой, спортом способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых учащихся.

Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха учеников, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение подростков к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности учащихся.

В школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью.

Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют рефераты по физической культуре выполненные другими учащимися, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.

Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.

Обучение в нашей школе осуществляется в определённых формах, под которыми подразумеваются урок, экскурсия, игровое обучение, домашняя работа др. Удачно сложились и развиваются групповое обучение и индивидуальное.

Под индивидуальным понимается такое обучение, когда учитель обучает каждого ученика отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп усвоения учебного материала и его способности.

Групповое обучение предполагает работу учителя с группой учащихся. Преимущество, прежде всего во времени, т.е. в производительности обучения, один учитель за одно и в то же время обучает не одного, а группу учащихся.

Однако организация занятий не может быть неизменной, установленной раз и навсегда. В зависимости от возраста, пола, физического состояния и подготовленности занимающихся, характера их способностей и наклонностей, а также от многих других факторов, неизбежно изменяются и частные задачи, и

следовательно, средства и методы учебно-воспитательной работы. Организация занятий приобретает самые разнообразные формы, основной формой является урок. Уроки спортивной тренировки, уроки прикладной физической подготовки, лечебные уроки, методические уроки, уроки с образовательной, воспитательной и гигиенической направленностью.

Методы образовательного процесса  

На уроках физкультуры в нашей школе применяются традиционные дидактические методы:

- словесные

- наглядные

- практического упражнения

1. В словесных методах часто используются  

- объяснения, когда идет сообщение нового материала или дополнения к технике элементов.

- пояснения и комментарии при выполнении учащимися отдельных элементов техники, для исправления ошибок и неточностей.

Главное требование: конкретность и точность пояснений.

При правильном выполнении упражнений комментарий играет роль поощрения интереса к занятию, повышения мотивации на учебу.

- Рассказ, беседа проводится при изучении инструкции по технике безопасности. Диалог помогает активизации учащихся на освоение данного материала.

- Для повышения активности деятельности учащихся на занятиях применяются следующие словесные методы:

1) команды: для перестроений и построений, движений по залу.

2) указания (методические и организационные)

3) подсчет: для проведения упражнений разминки на месте и в ходьбе.

2.   Наглядные методы даются с использование непосредственного и опосредованного показа.

Показ на уроках физкультуры играет особую роль, так как учащиеся запоминают не то, что слышат, а то, что видят. Поэтому необходимо соблюдать требования к непосредственному показу. Он должен быть правильным, точным и даваться с нужными пространственно-временными характеристиками. Показ педагога часто сопровождается словесными комментариями.

3.   Очень большая и важная группа методов – это практическое выполнение упражнений. Сколько бы ученик не знал и не видел упражнений, если он не будет его выполнять сам, то никогда его не освоит. Все движения нужно прочувствовать через своё тело и только при неоднократном повторении упражнения происходит их заучивание.

Методы практического выполнения упражнений проводятся:

- целостным методом: строго регламентированного упражнения, частично регламентированного упражнения.

- расчлененным методом;

- игровым методом;

-соревновательным методом.

Все эти методы применяются нами на уроках физической культуры.

Отличительной чертой является индивидуальный подход к учащимся. Это объясняется, прежде всего, различными уровнями здоровья обучающихся, их физическими и психическими способностями. Разным уровнем развития физических качеств и техники движений.

Современный урок физической культуры требует от педагога применения различных форм и методов обучения, направленных на формирование у учащихся необходимых навыков и умений. Урок должен быть высокоэффективным и в развитии физических качеств.

Вопросы оптимизации преподавания физической культуры в современных условиях представляются весьма актуальными и ставят перед преподавателем, тренеров, учителем довольно сложные задачи. Я думаю, что эффективность моего урока, в первую очередь зависит от того, насколько я буду претворять намеченный мною план, применять наиболее рациональные формы организации учебного процесса и методические приемы, использовать имеющееся оборудование, инвентарь, учитывая специфику мест проведения занятий: спортивный зал или пришкольная площадка, стадион или парк, ровная или пересеченная местность.  

Для того чтобы ученики полюбили физическую культуру, добиваюсь, чтобы мои уроки были увлекательными, эмоциональными, динамичными. Ведь нынешнее время - это время новаторов. И я уверена, что каждый истинный учитель - это, по сути дела, своя, особая школа. В настоящее время школы недостаточно финансируются, а значит идет снижение укомплектованности школ, как стандартным оборудованием, так и спортивным инвентарем. Все это настораживает и заставляет меня глубже задуматься над результатами своей работы, искать резкие повышения эффективности занятий, как в урочное, так и в неурочное время. А ведь в государственном стандарте школьная физическая культура - это единственный предмет, который формирует грамотное отношение к себе, своему делу, содействует воспитанию волевых качеств, укрепляет здоровье и ведет к самосовершенствованию.

  Поэтому я ищу и стараюсь находить пути повышения эффективности урока. И одним из них, несомненно, является использование нестандартного оборудования и приспособлений, которые просты в изготовлении и не требуют больших материальных затрат. Ведь его использование значительно повышает учебную плотность занятия, вызывает повышенный интерес учащихся, создает широкие возможности для применения различных, наиболее эффективных организационно - методических форм урока. Поэтому я поставила себе цель добиться высокой результативности урока, используя именно такое оборудования на своих уроках.

По своим наблюдениям я сделала для себя вывод: Чем больше приятных ощущений учащиеся получают во время уроков, тем лучше они выполняют предлагаемые им учебные занятия, тем выше привлекательность, активность и результативность проводимых уроков. Разумеется, хорошо бы всегда заниматься на фоне положительных желаний, через « НЕ ХОЧУ!», стиснув зубы и мобилизовать всю свою силу воли.  

Уроки ФК в наших учебных заведениях давно уже не вызывают у учащихся того энтузиазма, на который, казалось бы, можно рассчитывать. Более 80% старшеклассников выражают отрицательное отношение к урокам физкультурой. Общий уровень ФП детей и молодежи в стране становится недопустимо низким. Растет число нервных заболеваний.

12 слайд По статистике последних лет 3% школьников страдают хроническими заболеваниями; 63% имеют нарушение осанки; 22% - обладают признаками гипертонической болезни; 60 - 65% каждый год болеют респираторными заболеваниями. Поэтому я стараюсь вовлекать больше детей в процесс обучения физической культурой, используя нестандартное оборудования, которое изготавливается из дерева, металла, кожи, ткани, резины и др.

И сегодня, я уверена, не нужно убеждать многих учителей в

целесообразном применении нестандартного оборудования, ведь это одно

из важнейших условий повышения эффективности урока.

С помощью нестандартного оборудования я стараюсь решить очень

важные задачи ФВ.

  Несомненный эффект приносит нестандартное оборудования и в занятиях с детьми со слабым физическим развитием и имеющим избыточный вес.

К таким ребятам я стараюсь найти личный подход и в каждом ребенке

видеть личность. Кстати, с нестандартным оборудованием такие дети

занимаются с большим интересом.

Не забываю я и такой важный момент в воспитании как привитие

учащимся трудолюбия, умения делать полезные вещи своими руками под

моим руководством и учителем по труду.

При работе с учениками на уроках ФК я использую следующее

нестандартное оборудование:

1.        Для овладения техники метания мяча были сшиты тряпочные мячи;

2.          Используются пустые яички из-под «киндер - сюрпризов», которые также применяются для метания в цель.

3.        Для овладения техникой передачи эстафетной палочки мы также используем нестандартные палочки.

4.        Для развития координации учащихся изготовлены картонные «кирпичики». Они легкие и не требуют большей затраты времени для выполнения упражнений.

5.        Для проведения ОРУ, мальчики на уроках труда изготовили гимнастические палки.

6.        На занятиях легкой атлетикой при обучении бега с низкого старта мы пользуемся нестандартными колодками и стартовой хлопушкой;  

7.        Для развития мышц верхних конечностей применяется деревянная «пуговица» с веревочкой;

Используя нестандартное оборудование на уроках ФК, я придерживаюсь следующих положений:

8.        провожу занятия с учетом необходимости всестороннего развития молодого организма.

9.        В процессе занятия присматриваюсь к индивидуальным

особенностям занимающихся;

10.        Придерживаюсь педагогических принципов систематичности и

доступности

11.        Продумываю подбор нестандартного оборудованья, его дозировку.

Я думаю, что использование нестандартного оборудования должно

внедряться в наши школы.

Учитывая растущий интерес спортсменов, тренеров, спортивных организаторов, учителей физической культуры, учащихся к нестандартному оборудованию, тренировочным устройствам и приспособлениям, я в своем докладе предприняла попытку вызвать интерес педагогов, учителей физической культуры, тренеров к вопросам разработки и внедрения нестандартного оборудования на занятиях физической культурой в общеобразовательных школах нашего района.

Физическое воспитание в нашей школе проводится на протяжении всего периода обучения школьников и осуществляется в многообразных формах и методах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация образовательного процесса по предмету « Физическая культура» в условиях реализации ФГОС нового поколения»

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

25.05.2016г. Современное учебное занятие по предмету "Физическая культура" (урочная деятельность)

Трансляция опыта практических результатов профессональной деятельности.Презентация урока Ф.К. по ФГОС....

Современные образовательные технологии в образовательном процессе обучения предмета физическая культура

Задача современной школы - физическая культура "без освобождения", что предполагает поиск и введение таких технологий, в которых могли бы участвовать все дети без ограничений.В данной статье...

Описание используемой образовательной технологии в образовательном процессе обучении предмета физическая культура

Моя педагогическая система складывается из нескольких составляющих. Наряду с традиционными методами применяю метод дифференцированного обучения, информационно-коммуникативную, здоровьесберегающую, игр...

Статья по теме «Роль дистанционного обучения в процессе изучения предмета «физическая культура»

Развитие современного общества под влиянием глобализации процессов, предъявляет новые требования к субъекту любой сферы деятельности. Пандемия поспособствовала активному применению обучающих дистанцио...

Роль дистанционного обучения в процессе изучения предмета «физическая культура»

Развитие современного общества под влиянием глобализации процессов, предъявляет новые требования к субъекту любой сферы деятельности. Появился новый формат обучения, требующий не только компетентного ...