«Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры».
статья по физкультуре

Саида Ондар

«Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры».

Самой важнейшей ценностью для любого человека всегда было и будет его здоровье. Все чаще в мире поднимаются вопросы сохранения здоровья, поддержания здорового образа жизни, в связи с этим особое внимание должно уделяться здоровьесбережению в общеобразовательных учреждениях.

В связи с постоянно развивающимися технологиями, популяризацией телевидения и интернета, школьники все меньше двигаются, больше сидят за компьютерами, увеличивая нагрузку на глаза, усугубляя нарушения осанки, недостаточное количество времени проводят на свежем воздухе.

Влияние всех перечисленных факторов ставит нас перед дилеммой: как достаточно эффективно организовать учебную деятельность без ущерба здоровью школьников? Как научить их ценить и беречь собственное здоровье?

Для решения данной проблемы, мною были выделены следующие задачи:

· Создание условий, способствующих развитию мотивации школьников к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью.

· Обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни.

· Предупреждение непонимания основных понятий здорового образа жизни.

На протяжении уже многих лет образование подвергается модернизации. В первую очередь это касается школьного образования. В 2022 году вступили в силу новые Федеральные государственные стандарты; в образовательные программы внедряются направления работы, связанные с формированием у обучающихся функциональной грамотности; вносятся существенные корректировки в общешкольные программы воспитательной работы.

Все эти изменения не могли обойти и физическую культуру. Работа учителя физической культуры направлена на оказание помощи в организации воспитательно - образовательного процесса и требует внедрения новых педагогических технологий.

Так в чем же заключается работа учителя физической культуры в условиях обновления образования?

В первую очередь она связана с повсеместной информатизацией общества, которая позволяет избежать отрыва образования от требований жизни. Работа учителя физической культуры направлена на формирование всесторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Приоритетным направлением работы современной школы является повышение качества образования через использование современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности. Актуальность современных технологий на уроках физической культуры определяется особой ролью здорового образа жизни на современном этапе развития человечества в целом и каждого отдельного ученика школы в частности.

В школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. Я же хочу остановиться на тех, которые использую сама как учитель физкультуры. Важное место в профессиональной деятельности учителя отводится здоровьесберегающим технологиям.

Здоровьесберегающая технология, по мнению Валентина Дмитриевича Сонькина, - это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

В связи с наблюдающимися малоподвижным образом жизни, неправильными привычками, незнанием средств, форм, перегрузка учебными занятиями, накапливанием отрицательных эмоций у детей все чаще наблюдаются заболевания, связанные с:

· опорно-двигательным аппаратом;

· нарушения осанки, плоскостопие;

· снижение зрения;

· нервно-психические расстройства.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей школьного возраста.

В.И. Ковалько в своей работе пишет, что успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих:

-активного участия в этом процессе самих учащихся;

-создание здоровьесберегающей среды;

-высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;

-планомерной работы с родителями;

-тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.

Основной своей задачей, как преподавателя физической культуры, считаю - создание условий для физического развития, сохранения и укрепления здоровья школьников.

При составлении планов и содержания уроков руководствуюсь инструктивно методическим письмом по физической культуре. Для реализации базисных компонентов всегда слежу за соответствием учебного материала требованиям программы, целям и задачам урока. На уроках беру за основу базовый уровень содержания образования, предоставляя ученикам возможность выбора содержания в зависимости от уровня физической подготовленности и состояния здоровья.

На уроках физической культуры закладываются основные знания по здоровьесбережению ребенка. Благодаря педагогическому воздействию, у учащихся повышается уровень знаний и навыков, стимулируется мотивация к самостоятельным занятиям.

При использовании здоровьесберегающих технологий особое внимание необходимо уделять следующим средствам:

· гигиенические факторы;

· оздоровительные силы природы;

· средства двигательной направленности.

Примеры здоровьесберегающих технологий:

1. Чередование деятельности. У многих людей нет желания заниматься физической культурой. Причиной этой проблемы может быть монотонность и однообразность труда. У человека просто пропадает интерес от выполнения одних и тех же действий из раза в раз. Андрей Владимирович Солоненко, автор найденного мной ресурса, предлагает чередование деятельности (например, практической и теоретической), заявляя, что это повышает эффективность занятия

2. Благоприятная атмосфера в группе и дружеские отношения. Под этим пунктом понимается большое значение интересного урока, дружественных и уважительных отношений между педагогом и учащимися, а также индивидуальных подход. Кулинсковская В. Ю. пишет: «Положительно влияет на мотивацию ученика собственная увлеченность педагога, умение сделать урок интересным, особенным»

3. Индивидуальный подход. Все понимают, что каждому в группе внимание уделить очень сложно, все люди разные, но, тем не менее, преподаватель должен суметь провести занятие так, чтобы заинтересовать каждого. Солоненко А. В. предлагает создать «ситуацию успеха», то есть ту ситуацию, где ученик сможет себя проявить.

4. Верная дозировка занятий. Учащихся не стоит перегружать упражнениями, это может привести к угнетению организма.

5. Среди здоровьесберегающих технологий выделяют: Физкультурно-оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.

В обязанности любого учителя входит следить за соблюдением гигиенического режима, правил и норм. Необходимо постоянно следить за соблюдением теплового режима, условиями освещенности, выполнением гигиенических требований по уборке помещений, а так же за соблюдением личной гигиены учащихся, особенно за наличием на уроках спортивной формы, подходящей для занятий.

Важное место в профессиональной деятельности учителя отводится здоровьесберегающим технологиям, цель которых, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни

Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках. Когда ситуация успеха способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса. Большое значение имеет и эмоциональный климат на уроке: «хороший смех дарит здоровье». При выборе форм, содержания и методов работы учитывается возраст, пол учащихся, состояние здоровья, уровень их развития и подготовленности. На уроках обеспечиваем необходимые условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами (освещение, характеристика воздуха, температурный режим).

Огромное значение имеет возможность проводить занятия на свежем воздухе, которая плодотворно влияет на общее физическое состояние учащихся. Повышается работоспособность, снижается утомляемость, повышается заинтересованность. При хороших погодных условиях, я стараюсь больше уделять внимания занятиям на свежем воздухе.

Но, пожалуй, самым важным средством становится обеспечение оптимальной физической нагрузки на уроке. Всегда необходимо помнить, что оптимальная нагрузка для каждого человека сугубо индивидуальна. Для полноценного развития организма важен комплексный подход, который включает в себя все три вышеназванных средства.

Прекрасно понимаю, что невозможно заставить школьников заниматься физической культурой против собственной воли, поэтому стараюсь стимулировать их мотивацию благодаря совместной работе с родителями и школьным психологом, проведению нетрадиционных уроков, использованию современных средств и методов физического воспитания, внеклассной работы.

В своей работе использую различные формы проведения урока. В занятие включаю физические упражнения, направленные не только на физическое развитие, но и на лечебно-восстановительный эффект, корректировку. Исключаю длительные статичные нагрузки, предпочитая динамику, способствующую снятию умственного напряжения. Комбинирование игрового, соревновательного и кругового методов способствует контролю нагрузки.

Учу детей сознательно оценивать свои возможности, самостоятельно составлять комплексы упражнений. Объясняя материал, обращаю внимание на часто совершаемые ошибки, учу анализировать свои действия. Объясняю, что только систематические занятия способны привести к хорошему результату. Достигнутые результаты ведут к повышению уровня заинтересованности учащихся, желанию заниматься спортом самостоятельно.

Не малое внимание уделяю домашнему заданию, способствующему приучению к самостоятельности и являющемуся первым шагом в долгом процессе самосовершенствования.

Для достижения оптимального уровня физической подготовленности, развития двигательных способностей, поддержания уровня здоровья необходимо особое внимание уделять внеклассным формам физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Они способствуют закреплению умений и навыков.

Основными формами физического воспитания являются физкультурно-оздоровительные мероприятия, внеклассная работа, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

В школе постоянно организуются и проводятся спортивные праздники, Дни здоровья, организуется подготовка команд к школьным, городским соревнованиям. Участие в соревнованиях различных уровней способствует привлечению школьников к занятиям в секциях. К спортивно-массовым мероприятиям и соревнованиям стараюсь привлечь как можно больше детей.

Активное участие спортивных праздниках, соревнованиях способствуют развитию физических знаний и навыков учащихся, повышению интереса к спорту, особенно при наличии соревновательного компонента.

Вопрос о сохранении здоровья становится одним из важных при планировании летнего оздоровительного отдыха. Ежегодно в июне месяце в школе организуются летние оздоровительные лагеря. Работаю с детьми в оздоровительном лагере. Проведение утренних зарядок, чередование спортивных игр и различных мероприятий позволяют весело и интересно доносить до детей основные принципы здорового образа жизни, способствовать развитию их интереса.

ВЫВОД: На уроках физической культуры здоровьесберегающие технологии – это основа основ, они являются самыми значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье учащихся.

Учитель физкультуры в современной школе обучает учеников навыкам физической активности, дает знания в области физической культуры, прививает интерес к спорту и здоровому образу жизни, способствует формированию успешной, гармонически-развитой личности, способной применить в повседневной жизни все полученные знания.

Анализируя результаты своего опыта, я заметила, что использование здоровьесерегающих технологий в образовательном процессе, повысило успеваемость по предмету, заметно возрос уровень интереса учащихся, повысилась мотивация к соблюдению здорового образа жизни, повысилась динамика состояния здоровья учащихся. Таким образом, здоровьесберегающие технологии должны обязательно использоваться в процессе оздоровления школьников не только на уроках физической культуры, но и на других предметах!

Список используемой литературы:

1. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2001. – 160с.

2. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в

современной школе», Москва, 2002 г.

3. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. АСТ Арстель Москва 2003.

5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО», 2004.

6. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва «ВАКО», 2004.

9. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов Москва «Просвещение» 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования осознанного отношения обучающихся начальной школы к своему физическому и психическому здоровью.

Основная задача школы и педагогов заключается. в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколен...

доклад на педсовете на тему "Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Здоровьесберегающие технологии  на уроках физической культуры.  Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к обр...

Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры

Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культурыИспользование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии н...

«Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры»

Выступление на курсах повышения квалификации г. Казань 2018 год.Тема: «Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры»....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры Учитель физической культуры М.С.Палкина

ИспоИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчитель физической культурыМ.С.Палкинальзование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчит...