Инновационные технологии в физическом воспитании школьников.
статья по физкультуре

Токанина Ольга Николаевна

Инновационные технологии в физическом воспитании школьников. 2024г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsii_v_obuchenii.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в физическом воспитании школьников.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества, а формирование здорового образа жизни должно начинаться как можно раньше. К сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от занятий физической культурой. Постоянное использование только традиционной структуры уроков и занятий зачастую ведет к снижению интереса детей к физкультуре и, как следствие, к снижению их результативности.  Поэтому для преподавателей физической культуры становиться все более актуальным вводить новые технологии и методики занятий, что бы заинтересовать учащихся. К новым методикам можно отнести использования нетрадиционных видов спорта и фитнес технологий в учебной практике.

Нетрадиционность, предполагает отличие от классической структуры урока или занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив неизменным главное.

При проведении своих уроков физической культуры я практикую слияние классических методов и приемов с новыми фитнес - технологиями.

Место инновационных технологий в классическом уроке физической культуры.

Подготовительная часть урока создает предпосылки для основной

учебно-воспитательной работы.

 Цель этой части урока физической культуры — обеспечить психологическую и морфофункциональную готовность учащихся к решению задач основной части урока и достижению его целевой установки.

В этой части урока можно использовать средства ритмической гимнастики и аэробики. Музыкальное сопровождение даст положительный эмоциональный настрой на урок, а танцевальные упражнения помогут подготовить организм к основной нагрузке. В зависимости от задач урока можно использовать возможности фитбол-аэробики, степ-аэробики.  

 

Основная часть урока призвана достигнуть результатов, предусмотренных учебной программой.

Цель — обеспечить активную учебную работу учащихся класса для

получения конкретных знаний, двигательных и инструктивных навыков и

умений, выраженных сдвигами психических и морфофункциональных

показателей развития двигательных, духовно-нравственных и волевых качеств

занимающихся.

В этой части урока я использую в основном традиционные методы изучения нового материала. Но для отработки уже изученного отлично подходят такие средства  фитнес-технологий как: табата-система; интервальная тренировка; круговая тренировка, Пилатес, каланетика, стретчинг.

Для проработки физических качеств я использую инновационное фитнес оборудование: TRX-петли; BOSU – платформы; фитболы; медболы; степ-платформы.

Для учащихся начальной школы применяю подвижные игры под музыкальное сопровождение. В спортивных и подвижных играх иногда заменяю мяч на фитбол.

Заключительная часть урока.

Цель — приведение организма в оптимальное для последующей деятельности состояние.

Для постепенного снижения нагрузки и  напряжения функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем я использую элементы йоги, стретчинга, самомассаж, дыхательные техники, релаксационные упражнения.

Инновационный процесс заключается в том, что для детей освобожденных от физических нагрузок разработаны индивидуальные комплексы упражнений по заболеваниям, которые дети выполняют не только на уроке физкультуры, но и дома. При проведении уроков на улице, освобожденные ребята выполняют комплексы дыхательной гимнастики и скандинавскую ходьбу.

Для обогащения теоретических знаний по предмету разработаны бращуры с заданиями и используется метод смыслового чтения.

Итак, какие же варианты инновационных фитнес-технологий можно использовать на  уроках физкультуры:

Скандинавская ходьба совмещает в себе спортивную ходьбу и элементы лыжного спорта (один из самых безопасных видов фитнеса). Для более эффективной тренировки надо научиться правильно ходить. Делая шаг правой ногой, одновременно выводим вперед левую палку и отталкиваемся ей от земли, затем шаг левой ногой, а толчок выполняем правой палкой. Это напоминает движение человека в эллиптическом тренажере или ходьбу на лыжах по глубокому снегу. При движении необходимо следить за осанкой, плавно перекатывать стопу, слегка согнуть ноги в коленях, наступая на поверхность всей стопой. Необходимо помнить, что правая рука идет одновременно с левой ногой и наоборот. При Скандинавской ходьбе палки необходимы для координирования движений рук и ног, для опоры на землю и отталкивания при следующем шаге. Держать их необходимо достаточно близко к телу. На занятиях нужно придерживаться определенных требований:

- Шаг должен быть немного длиннее , чем при обычной ходьбе;

- Необходимо немного наклониться вперед;

- Ступня должна быть постоянно в движении, шаг завершать нужно опорой на подушечки стопы;

- Палки в руках держать крепко, но не жестко;

- Выносить палку всегда рукояткой вперед;

- При отталкивании палки должны втыкаться в землю недалеко от линии бедер;

- Опуская палки в грунт, необходимо ощущать сопротивление , усиливающееся с силой нажатия на рукоятку;

- При движении туловище держите слегка наклонившись.

На занятиях особое внимание нужно уделять рельефу местности. Начинающим лучше всего заниматься на ровной местности . В дальнейшем необходимо помнить для избежания травм об особенностях ходьбы на подъеме и при спусках.

Табата.

Появление фитнес-занятий по этой системе напрямую связано с именем японского физиолога Изуми Табата. Комплекс заданий представляет собой один из видов интервальных или круговых  физических нагрузок. Он составлен по принципу 20/10 или 20/10/8, т. е. 20 секунд − работа в динамичном темпе, 10 секунд на отдых. Таких блоков нужно сделать 8 раз и в сумме получается 4-минутный тренинг.  Это 1 раунд в системе Табата, таких раундов может быть несколько. Все упражнения необходимо строго выполнять за четко обозначенное время. Для системы Табата разработана специальная музыка с звуковыми сигналами для отдыха и нагрузки.

Танцевальные упражнения и ритмика).

        В ходе занятий под музыкальное сопровождение можно менять темп упражнений и повышать их интенсивность. Танцевально-ритмическая гимнастика, различные виды аэробики, элементы ритмики  находят отражение в той или иной направленности уроков физической культуры: легкоатлетической, гимнастической, игровой и т.д., они способствуют разнообразию используемых средств в подготовительной, основной и заключительной частей урока.

Стретчинг основан на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокой оздоровительное действие на весь организм.

Фитбол –гимнастика.

Фитбол- мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса применяются в спорте, педагогике, медицине. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

 

Степ – аэробика – танцевальная аэробика с применением специальных невысоких платформ – степов. Особое внимание хочу обратить на развитие мышц толчковой ноги у тех детей, которые регулярно занимаются степ - аэробикой. Учащимся легко даются прыжковые упражнения, и выполняются ими более качественно. Степ –платформы используют не только для танцевальных движений, но и для выполнения подготовительных прыжковых упражнений разной интенсивности.  

Дыхательные упражнения включены в каждое занятие. Важно научить ребѐнка дышать носом, а не ртом. Обучая детей правильному дыханию, необходимо, прежде всего, добиться, чтобы они делали глубокий выдох. Это важно для максимальной вентиляции альвеол лѐгких. Через эти упражнения укрепляются мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей. Каждое упражнение имеет название, связано с каким-либо образом и, чаще всего, с произнесением звуков на выдохе.

Релаксационные техники

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Рекомендовано использовать дополнительно музыкальное сопровождение. Хотелось бы отметить необходимость учета влияния музыки на психическое состояние человека. Так, ритмичная, быстрая, громкая музыка оказывает стимулирующее и тонизирующее действие. Напротив, медленная, плавная, негромкая музыка оказывает успокаивающее и расслабляющее действие. Релаксация может проводиться как в начале или середине занятия, так и в конце - с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.

Самомассаж

Виды:

- Самомассаж кистей и пальцев рук является связующим звеном между развитием тонких движений пальцев рук и развитием речи. Так же самомассаж рук регулирует и работу всех внутренних органов (рефлекторных зон), согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи, развивает чувство ритма и координацию движений, поднимает настроение ребенка.

- Самомассаж лица и шеи, разработанный Ф. Р. Ауглиным (Швейцария), направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта и что очень важно, развитие речи. Важным моментом в его использовании, как и любого другого вида самомассажа, является регулярное применение и правильное выполнение.

- Аурикуломассаж (массаж ушных раковин) происходит путем соприкосновения пальцев рук с ушными раковинами, т. е. устанавливается рефлекторная связь с органами и частями тела ребенка, идут импульсы к коре головного мозга. При его регулярном выполнении повышается и работа всей иммунной системы организма. Самомассаж ушных раковин является эффективным методом регуляции и мыслительной деятельности, так как способствует установлению сосредоточенности детей и внимательности, способствует заметному подъему работоспособности, что крайне важно для ребенка с ОВЗ.

- Су- джок массаж обладает высокой эффективностью, полной безопасностью, универсальностью и простотой. Его основой является традиционная акупунктура, которая является лучшей системой самооздоровления . Шарик «Су- джок » - с виду симпатичный шарик с острыми шипами, но, удивительно, сколько пользы он может принести. Легкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Его остроконечные выступы воздействуют на биологические активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость, повышая тонус организма. Упражнения с пружинным массажером очень полезны для детей с ОВЗ..

- Массаж эластичным кольцом так же помогает стимулировать работу внутренних органов, передавать импульсы к коре головного мозга. Пружинные кольца ребенок надевает на пальчики, массируя каждый палец до появления тепла, при этом проговаривая определенные слова (дети сопровождают действия с колечком стихотворными текстами).

- Хлопковый самомассаж – все части тела с головы до ног массируются ритмичными хлопками в такт стихотворному тексту. Точечный (по А. Уманской) – массируются биологические активные точки лёгкими надавливаниями.

Смысловое чтение.

Согласно требованиям ФГОС НОО для формирования УУД на всех без исключения уроках под руководством учителя школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:

1. Ознакомительное чтение; 

2. Поисковое или просмотровое чтение; 

3. Изучающее чтение; 

4. Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений:

-предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

-понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;

-анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения.

        Для формирования таких действий можно предложить следующие задания:

         1. «Не достающий фрагмент»

Ученику выдается схема поэтапного выполнения кувырка вперед, но в схеме не хватает одного фрагмента. Его задача дорисовать, выполнить и объяснить

 2.«Пропущенное слово», использование приема «Письмо с дырками» работа с деформированным текстом.

        Предлагается текст с акробатической комбинацией и пропущенными словами. Надо прочитать и дописать недостающие слова

3.Отработка акробатических комбинаций. Ученикам  выдаются разноуровневые задания, текст описание последовательности выполнения упражнения. Ученик  самостоятельно изучает информацию, перерабатывает ее,  осознает и самостоятельно разучивает  выбранное им акробатическое соединение. Затем демонстрирует это упражнение.

Как показывает практика внедрение фитнес - технологий в урок по физической культуры вызывает положительную мотивацию к уроку, большой интерес и желание заниматься у большинства детей. Таким образом, можно сделать вывод, что фитнес - технологии содействуют изменению негативного отношения к урокам физической культуры; способствуют сохранению и укреплению здоровья учащихся, являются действенным средством повышения уровня физической активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Наиболее характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности как определяющего условия успешности формиров...

Личностно-ориентированный подход в процессе использования инновационных технологий физического воспитания школьников

žМетодологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредствам опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания...

Современные и инновационные подходы в физическом воспитании школьников.

Наиболее характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности как определяющего условия успешности формиров...

целепологание и РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Цель деятельности, будучи начальным моментом в управлении дидактическими процессами, выполняет в технологии реализации дидактических процессов по школьной физической культуре чрезвычайно важную функци...

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

Приоритетная задача современной российской образовательной политики - создание условий для высокого качества образовательного процесса на основе сохранения его фундаментальности и соответствия перспек...