Профилактика детского травматизма на уроках физической культуры.
статья по физкультуре (7 класс)

Трунова Светлана Федоровна

На занятиях физической культуры школьники входят в группу риска, которая подвержена травматизму, т.к. урок физической культуры отличается от других высокой двигательной активностью занимающихся, с использованием различного спортивного оборудования, инвентаря.

Хотя спортивные повреждения и занимают не первое место в общей структуре травматизма, однако по тяжести и по удельному весу переломов костей они стоят на втором месте после дорожно-транспортных травм. Поэтому детский травматизм  требует самого пристального внимания, изучения и внедрения профилактических мероприятий на всех этапах физического воспитания.

Профилактика детского травматизма - одна из важнейших задач педагогов в условиях ФГОС, которая должна быть достигнута, в первую очередь, соблюдением техники безопасности на занятиях физкультуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Доклад

«Профилактика травматизма на уроках физической культуры».

Секция: Физическая культура и спорт.

                                                                                                                                                                      Трунова Светлана Федоровна,                                                                                                                                                     учитель физической культуры

г. Мичуринск, 2022/2023 учебный год.

На занятиях физической культуры школьники входят в группу риска, которая подвержена травматизму, т.к. урок физической культуры отличается от других высокой двигательной активностью занимающихся, с использованием различного спортивного оборудования, инвентаря.

Хотя спортивные повреждения и занимают не первое место в общей структуре травматизма, однако по тяжести и по удельному весу переломов костей они стоят на втором месте после дорожно-транспортных травм. Поэтому детский травматизм  требует самого пристального внимания, изучения и внедрения профилактических мероприятий на всех этапах физического воспитания.

Профилактика детского травматизма - одна из важнейших задач педагогов в условиях ФГОС, которая должна быть достигнута, в первую очередь, соблюдением техники безопасности на занятиях физкультуры.

 Профилактика травматизма как основное направление техники безопасности на уроках физической культуры.

Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев на занятиях физической культурой является одной из важнейших задач преподавателей. Однако множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводит учащихся к травмам и ухудшению здоровья.
Основные причины школьного травматизма:

 
1. Организационные недостатки при проведении занятий. Это непродуманная организация урока, проведение занятий в отсутствие учителя, слабая дисциплина и подготовленность инвентаря, используемого на уроке. Это нарушение инструкций и положений о проведении уроков физической культуры, неквалифицированное составление программы соревнований, нарушение их правил, перегрузка программы и календаря соревнований.  


2. Ошибки в методике проведения урока, связанные с нарушением дидактических принципов обучения (регулярность занятий, постепенное увеличение нагрузки, последовательность), отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья .
Часто причиной травм является пренебрежительное отношение к подготовительной части урока, разминке, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки, самостраховки, неправильное ее применение, форсирование нагрузок, перенос средств и методов тренировки спортсменов на учащихся школы. Причиной травм могут быть недостатки учебного планирования, которое не может обеспечить полноценную физическую подготовку и преемственность в формировании двигательных навыков учащихся.


3. Недостаточное материально-техническое обеспечение, оснащение занятий: плохая подготовка мест занятий и инвентаря, плохое крепление снарядов, отсутствие табельного инвентаря и оборудования, малые залы, отсутствие зон безопасности, жесткое покрытие и неровности дорожек.


4. Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов, площадок: плохая вентиляция, недостаточная освещенность мест занятий, запыленность, низкая температура воздуха и воды бассейна. Неблагоприятные метеорологические условия: дождь, снег, сильный ветер и др.


5. Низкий уровень воспитательной работы, нарушения дисциплины, поспешность, невнимательность учителя и учащихся.


6.Отсутствие должного  специального медицинского контроля.  
 На занятиях по физическому воспитанию учителя используют разнообразное спортивное оборудование. Безопасность таких занятий зависит, прежде всего, от твердых знаний учащимися правил установки в рабочее и исходное положение снарядов, обучения учителем приемам страховки.  
Во избежание возможных травм необходимо выполнять следующие правила:
а)все действия учащихся по установке оборудования должны организовываться и осуществляться только в присутствии учителя и по его распоряжению;
б)по окончании установки оборудования в рабочее положение необходимо обязательное опробование физических снарядов.
 При выполнении учащимися  упражнений на снарядах возле спортивного оборудования не должно быть каких-либо посторонних предметов.
В целях предупреждения травмы учащихся необходимо осуществлять технический уход за спортивным оборудованием. Он заключается в систематическом контроле со стороны учителя физического воспитания за целостностью элементов снарядов, узлов их креплений, а также в периодической смазке всех трущихся деталей (шарниры, подшипники и др.)  
Все занятия на спортивном оборудовании должны проходить организованно и под непосредственным контролем учителя физического воспитания.
Для предупреждения травматизма необходима, прежде всего, систематическая проверка прочности установки снарядов
В целях безопасной работы на спортивных снарядах важное значение имеет физическая помощь, страховка и самостраховка учащихся на занятиях.
Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или учащимся в целях правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся: помощь проводкой; поддержка фиксаций; помощь подталкиванием.
Страховка - это готовность учителя или учащегося оказать помощь занимающемуся, неудачно исполняющему упражнение. Страховка и помощь связаны между собой. Физическая помощь сводится к минимуму или прекращается на уроках совершенствования физических упражнений, когда учащиеся выполняют их самостоятельно.   
Самостраховка - способность занимающихся самостоятельно выходить из опасных ситуаций, прекращая при этом выполнение упражнения или изменяя его для предотвращения возможной травмы.
Одна из важнейших функций учителей физической культуры - это профилактика  травматизма. Причинами травматизма заключаются, как правило, в нарушениях учебно-тренировочного процесса и правил соревнований, а также в нарушениях санитарно-гигиенического характера.
Зачастую учащиеся получают травмы из-за неудовлетворительного состояния покрытий в местах занятий: неровный, твердый грунт площадок, неисправный или скользкий пол гимнастических залов, неровный лед, плохое состояние мест отталкивания и приземления для прыжков и т. д.
 
 Таким образом, для профилактики спортивного травматизма учителя физической культуры должны строго соблюдать правила рациональной методики обучения, учитывать индивидуальные особенности занимающихся, обеспечивать необходимую страховку при выполнении упражнений, обучать учащихся правилам страховки, само - и взаимо страховки.

При всем многообразии этих причин все же можно выделить такие, которые чаще всего приводят к травматизму.

Это - недостаточный врачебный контроль за состоянием здоровья,

  • физической подготовленностью учащихся,
  •  нарушение дисциплины и установленных правил во время тренировок и соревнований,
  • неудовлетворительное состояние мест занятий,
  •  пользование неисправным или не соответствующим антропометрическим данным занимающихся оборудованием, -
  •   отсутствие строгого контроля за рациональной одеждой, обувью учащихся,

неблагоприятные для проведения занятий или соревнований санитарно-гигиенические и метеорологические условия,

-не соответствующие физической подготовленности детей, нарушение методики проведения занятий, тренировок, соревнований.

 Истоки травматизма полиморфны и, как правило, содержат в себе сочетанные причины, поэтому лишь комплексный, квалифицированный разбор каждого случая позволит вскрыть и ликвидировать их источники.

 Требования к технике безопасности.

Общие требования к технике безопасности, относящиеся непосредственно к учителю физической культуры, включают в себя следующие обязательные компоненты:

  1. Учителя физической культуры в своей практической деятельности по физическому воспитанию должны руководствоваться:
  • инструкцией по технике безопасности;
  • государственными актами и документами по охране труда, разработанными Министерством образования РФ;
  • осуществлять контроль за соблюдением учащимися правил и инструкций по охране труда.

2. Учитель физической культуры или другое лицо, проводящее занятие по физической культуре, несет ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся воспитанников.

3. Учитель физической культуры должен:

  • проходить курсы (не реже 1 раза в 5лет) по охране труда;
  • принимать участие в испытании спортивного оборудования и инвентаря;
  • вносить предложения по улучшению условий проведения образовательного процесса;
  • организовывать изучение обучающимися воспитанниками правил по охране труда и технике безопасности при проведении занятий физической культуры;

4. Учитель физической культуры должен знать:

  • подготовленность и функциональные возможности каждого учащегося;
  • медицинскую группу, к которой учащиеся отнесены по результатам медицинского осмотра;
  • принципы комплектования медицинских групп;
  • учащихся, освобожденных врачом от физических упражнений после болезни, и отмечать учащимися, отсутствующих на уроке.

Для учащихся предусматриваются следующие общие требования по технике безопасности на занятиях по физической культуре, которые требуют от учителя следующих действий:

  • входить в зал после разрешения учителя;
  • хорошо ознакомить с правилами технике безопасности;
  • предоставить учащимся помещение для переодевания (отдельно мальчикам и отдельно девочкам);

убедится в том, что все учащиеся переоделись, закрыть раздевалки на ключ;

  • следить за соблюдением правил поведения, учащихся в раздевалках;
  • обеспечивать безопасное проведение образовательного процесса;
  • провести тщательный осмотр места проведения занятия;
  • предусмотреть меры безопасности при выполнении физических упражнений;
  • проверить исправность спортивного инвентаря, надежность установки и крепления оборудования;
  • проветрить помещение при помощи естественной или принудительной вентиляции;
  • при недостаточном естественном освещении включить осветительные приборы;
  • проверить состояние запасного выхода при проведении занятий в спортзале.

Существуют определенный обязательный перечень документов по технике безопасности в образовательном учреждении:

  • инструкции по технике безопасности на занятиях:
  • журнал регистрации инструктажа по технике безопасности на уроках физической культуры.
  • акты разрешение на проведение занятий:
  • акт приемки спортивного сооружения и инвентаря на готовность к началу нового учебного года.
  • укомплектованная медицинская аптечка, инструкция по оказанию первой доврачебной помощи при различных травмах и повреждениях.
  • журнал регистрации несчастных случаев с учащимися и воспитанниками (хранится у специалиста по охране труда).
  • журнал о результатах испытаний спортивного инвентаря и оборудования.
  • сертификат соответствия для спортивного инвентаря и оборудования.

Таким образом, учителя физкультуры в своей практической деятельности должны руководствоваться инструкциями по технике безопасности и осуществлять контроль за соблюдением учащимися правил и инструкций по охране труда. Учителя физкультуры несут ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся воспитанников.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Необходимые условия безопасности на занятиях физической культуры:

  1. К  занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по соблюдению правил техники  безопасности на занятиях;
  2. при проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха;
  3. аптечка укомплектованная всем необходимым находится в спортивном зале.
  4. перед началом занятий необходимо проверить готовность зала:
  1. убрать все посторонние и выступающие предметы;
  2. проверить чистоту пола;
  3. наличие освещения и вентиляции в зале;
  4. убедиться в исправности инвентаря;
  5. проветрить помещение;
  6. проверить температурный режим в зале;
  1. учащиеся должны быть в соответствующей занятию спортивной форме;
  2. проверить отсутствие часов, браслетов, украшений и других предметов для избегания травм;
  3. перед занятием напомнить о правилах безопасности на данном занятии и требовать их исполнения;
  4. научить учащихся вести дневник самоконтроля;
  5. проверить численность группы и заполнить журнал учебно-тренировочных занятий;
  6. начинать занятие с разминки, затем переходить к основной части;
  7. занятие должно быть организовано согласно плана - конспекта занятия;
  8. необходимо соблюдать порядок и дисциплину на занятии;
  9. в конце занятия провести упражнение на восстановление дыхания;
  10. учить учащихся правильному и безопасному выполнению упражнений;
  11. осуществлять  страховку  занимающихся  в необходимых случаях;
  12. по медицинским показаниям знать физическую подготовленность и функциональные возможности учащихся;
  13. не оставлять детей без присмотра во время занятия;
  14. чередовать нагрузку и отдых во время занятия;
  15. вести контроль за физическими нагрузками и обучать детей самоконтролю;
  16. уметь визуально определять самочувствие по внешним признакам;
  17. при плохом самочувствии освободить учащегося от занятия;
  18. не допускать входа и выхода в зал без разрешения учителя  до, во время, и после занятий;
  19. требовать от учащихся прекращения выполнения упражнений по первому сигналу учителя;
  20. в процессе занятий и игр учащиеся обязаны соблюдать правила занятий и игр;

 избегать столкновений, толчков, ударов во время занятий;

  1.  при падении уметь сгруппироваться, выполнять приемы само страховки;
  2.  при обнаружении обстоятельств, которые могут нести угрозу жизни здоровью людей немедленно прекратить занятия и сообщить об этом администрации школы, а учащихся вывести в безопасное место;
  3.  при получении учащимся травмы немедленно остановить занятие, оказать ему первую помощь, пригласить медработника, сообщить о случившемся администрации школы и родителям;
  4.  после занятия убрать инвентарь в места хранения, выключить освещение;

 проводить детей в раздевалку, напомнить им порядок пользования душевыми помещениями;

проверить верхнюю одежду учащихся;

  1.  закрыть раздевалки;
  2.  о всех обнаруженных недостатках сообщить администрации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, следует отметить, что не всегда причиной травматизма   является не    компетентность преподавателя,     многое зависит и от      предоставленных     условий, в    которых    приходится  работать учителям физической культуры в школах.  
Во-первых, недостаточность учебных площадей. Во многих учебных заведениях педагоги вынуждены проводить в одном спортивном зале занятия с несколькими группами одновременно. Отсюда скученность, невозможность отследить сразу всех учащихся, подстраховать их при выполнении особенно рискованных упражнений, вовремя обратить внимание на их самочувствие.
Многозначительной причиной физкультурного травматизма является - физический износ спортзалов, учебных помещений, оборудования, инвентаря. Ветхие полы, протечки, старый инвентарь, не прошедшие испытания снаряды не обеспечивают должной степени надежности и безопасности.  
В связи с переходом на обновленные ФГОС учителям физической культуры

Необходимо вести работу по предупреждению травматизма в 3 направлениях:

  1. Создание травмо безопасной среды, в которой пребывают дети
  2. Выработать у обучающихся безопасное поведение в различных жизненных ситуациях
  3. Закаливание и физическое развитие детей, направленное на укрепление костно-мышечной системы и выработку координации движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по профилактике травматизма на уроках физической культуры

«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми, сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».Януш КорчакФизическое воспитание учащихс...

Памятка родителям учащихся по профилактике травматизма на уроках физической культуры

«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми, сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься»....

Профилактика Травматизма на уроках физической культуры

Данная статья описывает разделы рабочей программы и позволяет более надежно организавать учебный процесс на уроках физкультуры....

«Профилактика травматизма на уроках физической культуры»

На сегодняшний день безопасности в образовательных учреждениях уделяют серьезное внимание организации работы по охране труда, предупреждению травматизма детей и работников.Но все же безопасность трудо...

Предупреждение детского травматизма на уроках физической культуры

В статье рассматриваются причины возникновения детского травматизма на уроках физической культуры и меры по их предупреждению....

Профилактика травматизма на уроках физической культуры. "Безопасный спорт"

Данная презентация раскрывает основные положения о профилактике травматизма на уроках физической культуры....

профилактика травматизма на уроках физической культуры

Данная статья подготовлена для молодых, начинающих учителей, которые могут столкнуться с о спецификой работы на уроке физкультуры, при работе в зале с 2 классами одновременно....