Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках АФК при обучении спортивным играм.
статья по физкультуре

Худяева Наталья Владимировна

Работа предназначена для учителей физической культуры, специалистов физического воспитания и специалистов, работающих в специальных (коррекционных) школах. Основополагающей прредмета физической культуры является укрепление и сохранение здоровья у подрастающегопоколения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudyaeva_n.v._doklad.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках АФК при обучении спортивным играм.

Худяева Наталья

Владимировна

учитель физической культуры

ГОКУ СКШ № 25 г. Братска

Физическое воспитание – это процесс обучения движениям и развитие двигательных способностей обучающихся.

Систематические занятия физической культурой являются необходимой и важнейшей составляющей процесса нормализации психофизического развития школьников с интеллектуальными нарушениями..

Одна из главных форм коррекционной направленности на уроках физической культуры является игра. Согласно Л.С. Выготскому, игра – источник развития личности и создает зону ближайшего развития: «по существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, то есть определяющей развитие ребенка».

Вместе с тем, в последние годы становится популярным применение не только подвижных, но и спортивных игр на уроках адаптивной физической культуры. Начиная с начальной школы, в рамках программного материала по подвижным играм присутствуют элементы таких спортивных игр, как баскетбол (ловля и передача мяча), мини-волейбол (ловля мяча), волейбол (приемы мяча).

Исходя из вышесказанного, тема является актуальной и практически значимой.

Цель:  обучение способам овладения различным элементам спортивных игр для улучшения результата у обучающихся с нарушениями интеллекта.  

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  - применить элементы спортивных игр на уроках адаптивной физической культуры;

  - формировать интерес к посещениям уроков адаптивной физической культуры;

  - мотивировать школьников к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;

  - развивать физические, волевые и нравственные качества личности ребенка.

    В программу по адаптивной физической культуре в специальной (коррекционной) школе включены разделы спортивных игр, а именно баскетбол, волейбол, которые и являются одним из ведущих разделов. В процессе занятий школьников игрой необходимо развивать  у них способности, позволяющие им владеть техникой и элементарными навыками в игровой обстановке.

В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства  основных движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. Выполняются движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у обучающихся умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры. В этом заключается основная задача  учителя физической культуры при проведении занятий спортивными играми и подготовке к соревнованиям (первенства школы, спартакиада среди коррекционных школ). Игра способствует физическому и умственному развитию, что необходимо для детей с интеллектуальными нарушениями.

За время обучения по разделу «Баскетбол», «Волейбол» необходимо овладеть следующими навыками и умениями: стойка игрока, передвижения, остановка прыжком, ловля и передача мяча двумя руками, броски мяча в цель правой и левой рукой с места.

Изучение техники и элементарной тактики игр осуществляется на уроках адаптивной физической культуры в 5 – 9 классах.

При проведении уроков по спортивным играм должны сохраняться черты, присущие игровому методу: сюжетная организация действий, повышенная заинтересованность, создание условий для самостоятельных решений и проявления инициативы.

Обучение детей спортивным играм должно представлять собой организованную систему. Основное требование к такой системе – постепенность усложнения.

В подготовительную часть урока включаются упражнения для разогрева пальцев и кистей рук, коленных и голеностопных суставов, разнообразные прыжки, бег. Задания разминки должны соответствовать основным задачам урока.

На уроках также учащимся сообщают теоретические сведения об игре, о правилах соревнований, об основах техники и тактики игры.

В основной части урока решаются задачи обучения и закрепления игровых приемов баскетбола, волейбола, развитие физических качеств с помощью имитационных, подводящих, основных упражнений с мячом с учетом возрастных особенностей развития детского организма.

При обучении игровым приемам необходимо до 70% общего времени урока отводить упражнениям с мячом. Как закрепление усвоения материала необходимо проводить соревнования, соревновательные моменты внутри класса, между классами, игры по упрощенным правилам. В режиме учебного дня упражнения из элементов баскетбола, волейбола применяются и во внеурочной деятельности.

Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения, благоприятно влияют на работоспособность ребенка.

Упражнения с мячами различного веса и диаметра развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.  

В ходе реализации обучающиеся смогут получить знания:

- значение спортивных игр в развитии физических способностей и в совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

- названия разучиваемых технических приемов игр и основы правильной техники;

- упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости)4

- основное содержание правил соревнований по спортивным играм.

Подготовительные упражнения для игры в баскетбол:

  1. Учащиеся построены в одну шеренгу. Они принимают стойку при ловле мяча с правильным положением рук при ловле. Учитель проверяет правильность выполнения всеми исходного положения.
  2. Ведение мяча правой и левой рукой, стоя на месте. В современном баскетболе ведение мяча является одним из важных технических приемов игры, без которого невозможно представить  себе правильную, полноценную игру. Игрок обязан при ведении одинаково хорошо владеть правой и левой рукой.
  3. Ведение мяча в движении правой, левой рукой по сигналу учителя.
  4. Бросок мяча в корзину является завершающей стадией атаки, поэтому все действия, как индивидуальные, так и командные, сводятся к созданию благоприятных условий для броска в кольцо.
  5. Учащиеся, стоя лицом друг к другу, поочередные броски друг другу с соответствующей траекторией полета.

Подготовительные упражнения для игры в волейбол:

  1. Передача сверху двумя руками. При отработке приема игрок вначале подбрасывает, а потом ловит мяч в положении верхней передачи.
  2. Прием двумя руками снизу. Игрок многократно выполняет нижнюю передачу над собой.
  3. В парах. Игроки стоят в 5 – 6 метрах друг от друга, выполняют передачу мяча верхнего приема, стараясь точно передать его друг другу.
  4.  То же, игроки выполняют передачу мяча нижнего приема.
  5. Игроков разделяет сетка. Через нее игроки выполняют передачи мяча друг другу, каждый стремится выполнить точную передачу

С помощью подготовительных и подводящих упражнений, развиваются специальные физические качества и координационные способности, необходимые для овладения техникой и тактикой в спортивных играх.

Спортивные игры положительно влияют на дыхательную систему, укрепляют сердечно – сосудистую систему и улучшают кровообращение. Занятия играми развивают у детей такие качества как: трудолюбие, смелость, упорство, настойчивость, дисциплинированность и умение реагировать на изменение ситуации. Достижение общей цели во время игры приучает к коллективизму, сотрудничеству и взаимопомощи.

 

Список литературы:

  1. Веневцев С.И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта: Методическое пособие. Издательство Советский спорт, 2004.
  2. Григорьев Г.Н. Баскетбол. Физическая культура в школе. М., 2004.-112 с.
  3. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учеб. пособие для вузов / Ю.И. Евсеев.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.-444 с.
  4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие.- М.: Академия, 2007.-480 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ.

Реализуя здоровьесберегающие технологии, учитель должен приложить все усилия, чтобы здоровый образ жизни стал потребностью, нормой жизни для каждого ребенка. Воспитывать сознательное отношение к своем...

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Здоровье ребёнка. Что представляет собой здоровьесберегающие технологии. Технологии личностно-ориентированного образования, их классификация, которая влияет на физическое воспитание и оздоровление шко...

Статья «Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы»

Педагогические технологии в области здоровьесбережения, как правило, ориентированы на  внеурочные модули.  Однако перегруженность сегодняшнего школьника, активно вовлечённого в дополни...

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье - важнейшая задача каждого учителя. В этом нелегком деле  можно использовать различные методы и приемы. Это и личный...

Урок с использованием здоровьесберегающих технологий, английский язык 2 класс. Тема: "Спортивные игры".

На данном уроке используются здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, игровые элементы, частые смены видов речевой деятельности, оценочные суждения после каждого этапа работы....

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки

К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых идёт на пользу здоровью учащихся и, которые не наносят прямого или косвенного вреда.При рац...