Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки
методическая разработка по музыке по теме

Михеева Елена Анатольевна

К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых идёт на пользу здоровью учащихся и, которые не наносят прямого или косвенного вреда.

При рациональной организации уроки музыка способствуюет снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально — энергетического тонуса учащихся. Поэтому учителю нужно творчески подходить к планированию урока и его проведению.

Данный материал поможет вам сделать урок музыки более ярким и запоминающимся для детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Реализация здоровьесберегающих технологий

на уроках музыки

Подготовил учитель музыки МОУ «Большеелховская СОШ»

Михеева Елена Анатольевна (стаж работы 4 года)

  1. Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

D:\Михеева\Мастер-класс Михеева Елена Анатольевна\img069.jpg

  1. Песенка-зарядка «Добрый день» (Яков Дубравин)

  1. Основная часть.

К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых идёт на пользу здоровью учащихся и, которые не наносят прямого или косвенного вреда.

При рациональной организации уроки музыка способствуюет снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально — энергетического тонуса учащихся. Поэтому учителю нужно творчески подходить к планированию урока и его проведению.

На уроках музыки, я считаю можно применять следующие здоровьесберегающие технологии:

Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Слушаем и выполняем действия: «У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде» (детская песенка)

Чтобы добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление на уроках музыки можно применять   музыкально – ритмические упражнения.

Ритмотерапия. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

«Танец маленьких утят» (Видеофрагмент)

Фольклорная арт-терапия. Русский песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок- обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-пу тешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.

Музыкально-рациональная психотерапия. Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных учащемуся переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия – лечение красотой и арт-терапия – лечение идеалами

Начинать урок всегда стараюсь с музыкального приветствия, что является своеобразной распевкой и эмоциональным настроем. При подготовке к исполнению песен использую фонопедические упражнения Емельянова и элементы дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. А также оздоровительные интегрированные занятия. Маприны Юрьевны Картушиной:

«Воздушный шар» (упражнение)

Дети «надувают шарик» (делают активный вдох  через нос и энергичный выдох через рот, вытягивая губы трубочкой).

 

Мы надули шар воздушный,             Оставляя пальцы прижатыми друг к другу,

Вот  такой большой – большой,         отводят ладони, образуя шарик.

Отпустили его в небо,                       Поднимают руки вверх.

Помахали вслед рукой.                     Прощально машут рукой.

Полетел воздушный шарик               Качают поднятыми руками вправо – влево.

Прямо в небо к облакам,

Но за сук он зацепился,                    Прижимают ладони друг к другу.

Лопнул, хлопнул – БАМ!                  Опускают руки и хлопают 1раз в ладоши.

Ш – ш – ш…..                                 Произносят на продолжительном выдохе

                                                       звук « ш-ш-ш…»

На уроке необходимо применять и чередовать различные виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, исполнение, рассматривание пособий, просмотр видео сюжетов, слайдов. Такой подход к ведению урока будет способствовать концентрации внимания, развитию интереса у учащихся к предмету.

После прослушивания музыкальных произведений стараюсь выслушать каждого, желающего высказать своё впечатление. В 5–7 классах предлагаю детям, слушая музыку, сразу излагать свои мысли. Например, «Слушая «Лунную сонату»…», «Мне понравилась эта музыка, потому, что…». На уроках, где преобладает устная работа, для повышения умственной работоспособности детей, снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки (динамические паузы).

Исполняем и выполняем движения: «Песенка - зарядка» (исп. Алины Кукушкиной) (видеофрагмент)

Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой. Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, укрепляется иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы. Известно, что к мyзыке, как к спасительнице, обpащались ветхозаветный мyзыкант Имхотеп, египетский жpец Шебyт-м-Мyт. В III в. до н. э. в Паpфянском цаpстве был выстpоен специальный мyзыкально-медицинский центp. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных пеpеживаний. Этот вопрос актуален и сейчас. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню. Музыкотерапия становится признанной наукой. Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Музыкальная терапия вместе с арт-терапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все чаще поражают учащихся. Уроки музыки могут дать уникальную возможность реализовать в школе здоровьесберегающие технологии. Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:

  • музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
  • повышает и понижает мышечный тонус;
  • стимулирует появление эмоций;
  • улучшает вербальные и арифметические способности;
  • стимулирует процессы восприятия и памяти
  • активизирует творческое мышление;

Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке вам поможет «Лунная соната” Л. Бетховена, «Времена года” П. И. Чайковского. Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать «Полонез” Огинского, а улучшит работу сердца «Элегия” С. Рахманинова и «Бал” симфония Л. Бетховена. Достигнуть полного расслабления можно, включив вальс из кинофильма «Овод” Д. Шостаковича.

В наш стремительный век, наверное, никого и ничем уже не удивишь…

Мы все торопимся, спешим, накапливаем негативную энергию, чтобы потом  обрушить ее сплошным потоком на кого-нибудь…

Как жаль, что иногда мы просто не можем остановиться и оглянуться вокруг – а, ведь сколько прекрасного можно увидеть, если, конечно, вы хотите это увидеть…

Вы спросите, какое отношение все это имеет к музыке или к здоровьесберегающим технологиям? – Самое прямое! Ведь огромную роль в формировании духовного здоровья человека играет искусство, в частности – музыка. С помощью музыки  можно уменьшить разрушительное действие стресса.

  1. Музыкотерапия Шопен «Ноктюрь» (Видео)

Приложение

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э- улучшает работу головного мозга;

И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;

О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

Ы- лечит уши, улучшает дыхание.

ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать)

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

Ш – лечит печень;

Ч – улучшает дыхание;

К, Щ – лечат уши;

М – лечит сердечные заболевания.

Список использованных источников

  1. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия. — М.: Росток, 1985.
  2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. М.,2004.
  3. Рылькова В. А. Проблема духовности в современной педагогике и музыкальное искусство //Проблемы подготовки, аттестации и повышения квалификации педагогических кадров: Сб. научных трудов / Под ред. проф. В. П. Симонова. -М., 2001. — Вып. 2 — С.64–67.
  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, «ВАКО», – 2004 г.
  5. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, – 2000 г
  6. Оздоровительные интегрированные занятия. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. Программа развития.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Логоритмическая гимнастика

Слайд 6

Р итмотерапия

Слайд 7

оздоровительные интегрированные упражнения Мы надули шар воздушный, Оставляя пальцы прижатыми друг к другу, Вот такой большой – большой , отводят ладони, образуя шарик. Отпустили его в небо, Поднимают руки вверх. Помахали вслед рукой. Прощально машут рукой. Полетел воздушный шарик Качают поднятыми руками вправо – влево. Прямо в небо к облакам, Но за сук он зацепился, Прижимают ладони друг к другу. Лопнул, хлопнул – БАМ! Опускают руки и хлопают 1раз в ладоши. Ш – ш – ш ….. Произносят на продолжительном выдохе звук « ш-ш-ш …»

Слайд 8

Динамические паузы

Слайд 10

М узыкотерапия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ.

Реализуя здоровьесберегающие технологии, учитель должен приложить все усилия, чтобы здоровый образ жизни стал потребностью, нормой жизни для каждого ребенка. Воспитывать сознательное отношение к своем...

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Здоровье ребёнка. Что представляет собой здоровьесберегающие технологии. Технологии личностно-ориентированного образования, их классификация, которая влияет на физическое воспитание и оздоровление шко...

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в общеобразовательном учреждении.

В настоящее время все школы России переходят на новый стандарт образования. Одно из направлений реализации стандарта образования второго поколения - использование в практике работы здоровьесберегающих...

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки

Реализация здоровьесберегающих технологий в практике преподавания уроков музыки на каждом этапе урока, более подробно  этап слушания музыки: музыкотерапии....

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки.

Работа содержит практический материал использоваемый на урок музыки: упражнения на развитие гортати, дыхательные упражнения. распевания0...