Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки.
статья по музыке (8 класс)

Работа содержит практический материал использоваемый на урок музыки: упражнения на развитие гортати, дыхательные упражнения. распевания0

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Урок музыки смело можно назвать уроком здоровья, а каждый этап урока считать здоровьесберегающим.

Исполнение музыки (пение) развивает правильное певческое дыхание (существуют специальные дыхательные упражнения), тренирует и укрепляет мышцы и тонус голосовых связок, брюшного пресса, улучшается дренаж бронхов, увеличивается объём легких. Свойства голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляются в искусстве пения. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Известно, что пение, как средство лечения,  назначается детям с заболеваниями дыхательных путей. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения медленных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент. Дыхательный компонент очень важен для здоровья. Дыхание влияет на осанку. При хорошем дыхании – голова прямая, плечи отведены, спина прямая, живот подтянут. При правильном дыхании происходит избавление от физических болезней, улучшается пищеварение. Главное,  научиться управлять своим дыханием. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а от этого напрямую зависит работоспособность ребёнка.

Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.

Поэтому, вокальные упражнения нужны и маленьким, начинающим певцам и большим мастерам. Они позволяют научиться правильно дышать, улучшить артикуляцию и произношение, задействовать все возможности голосового аппарата. Ежедневные упражнения на долгое время сохранят ваш голос красивым и здоровым, а также избавят от многих простудных заболеваний и укрепят здоровье организма в целом.

В процессе формирования голосового аппарата участвуют следующие органы человека

  • полости рта и носа, а также глотка;
  • гортань и голосовые связки;
  • трахея и крупные бронхи;
  • грудная клетка и ее дыхательные мышцы;
  • брюшная полость и мышцы передней стенки живота (пресс).

Дыхательная гимнастика — это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания. Дыхательная гимнастика позволяет подготавливать голосовой аппарат и весь организм детей к работе над песней, что предотвращает перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения. Детям становится проще, разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки и музыкальных слух. К тому же в процессе выполнения данных упражнений укрепляется здоровье детей.

Разработка дыхательной гимнастики изначально предназначалась в лечебных целях, но явилась ценной находкой для вокалистов, педагогов по вокалу.

Для того чтобы ученики выполняли упражнения верно, учитель на музыкальных занятиях демонстрируют и выполняют упражнения вместе с детьми.

Выполнение дыхательной гимнастики в процессе музыкального занятия будет проходить быстрее, легче и интенсивнее.

Цели дыхательной гимнастики:

  1. Целенаправленно воздействовать на дыхательную систему, увеличивая ее функциональные резервы.
  2. И посредством воздействия на дыхательную систему произвести изменения в функциональных системах и различных органах.

Люди использовали дыхательные упражнения с древних лет. В разные века отношение к данным упражнениям изменялось, но интерес никогда не угасал к ним.

Специалисты разных стран относят дыхательную гимнастику к тому числу действенных факторов способствующих оздоровлению и повышению устойчивости организма человека к различным заболеваниям.

Основные типы певческого дыхания

Дыхание является энергетическим фактором, от которого зависит сила и длительность звука, его тембровые краски. Певческое дыхание слагается из фазы вдоха и выдоха и во многом отличается от обычного дыхания. Выдох, во время которого происходит пение, значительно удлиняется, вдох же укорачивается. Работа дыхательных мышц становится более активной. Она становится более интенсивной. Мы имеем возможность наблюдать работу органов, участвующих в дыхании. В зависимости от того, какие из этих органов принимают наиболее активное участие в дыхании, говорят о типах дыхания. Основной задачей управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного певческого выдоха.

Различают следующие типы дыхания:

1.  Ключичный (верхнегрудной) – энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса, шеи. Такое дыхание встречается у детей, оно не приемлемо для пения, т. к. в этом случае дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, ограничены движения гортани и потому затруднено голосообразование.

2.  Грудной - при нём наиболее активно работают мышцы грудной клетки. Внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям стенок грудной клетки, особенно верхнего отдела. Диафрагма малоподвижна, живот при вдохе втянут.

3.  Брюшной (диафрагматический) – активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости, в частности видимые нами мышцы брюшной стенки, при относительном покое грудной клетки.

4.  Смешанный (грудобрюшной) – такой тип дыхания осуществляется при активной работе мышц, как грудной, так и брюшной полости, а также нижнего отдела спины.

Деление дыхания на отдельные типы является условным, в значительной степени теоретическим, на практике же чистых типов дыхания и резких границ между ними нет. Грудной тип дыхания характерен для детей младшего школьного возраста. В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается смешанное и диафрагматичное дыхание.

Огромным значением для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, а также формирование у обучающихся основных певческих навыков. Одной из важнейших задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование основных певческих навыков:

1.  Певческой установки

2.  Певческого дыхания и опору звука

3.  Высокой вокальной позиции

4.  Точного интонирования

5.  Ровности звучания на протяжении всего диапазона

6.  Использование различных видов звуковедения

7.  Правильной артикуляции

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, и работа над ними проводится параллельно.

Певческое дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, интонированием, дикцией, динамикой, регистрами и др. От его правильной постановки во многом зависит формировании всех певческих навыков.

На первом этапе работы обязательно присутствуют упражнения дыхательной гимнастики, без пения. Затем небольшие интонационно-дыхательные распевки, с активной опорой и работой всех мышц живота.

Для скорейшего формирования прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно: на первом этапе работы – на одном уроке несколько раз. Также, укреплению дыхательных мышц, появлению опоры и тренировке артикуляции способствуют скороговорки и проговаривание текста песен на активном шёпоте.

Дальше, используя интонационные распевки, следует ставит задачи выполнения всех дыхательных правил и приобретённых навыков. Напоминать и следить за воспитанником, каким образом он применяет навык дыхательной гимнастики при пении.

Например, используя упражнение, построенное на нисходящем гаммообразном звукоряде, ровным по силе голоса, нужно тренировать плавность и постепенность выдоха – непременное условие формирования навыка хорошего певческого дыхания.

В наше время существует огромное количество видов дыхательной гимнастики:

  • гимнастики (А.Н. Стрельниковой, Бодифлекс, Тай-цзи),
  • методов (К. П. Бутейко, Ю. Г. Вилунас, Н. А. Агаджаняна, Ю. Буланова, В. Ф. Фролова),
  1. Методика Константина Павловича Бутейко.

Метод использует ряд терапевтических приемов, как из традиционной, так и альтернативной медицины, и включает следующие составляющие:

  • изучение своего дыхания;
  • тренировки по уменьшению дыхания за счет расслабления;
  • обучение предотвращению приступов за счет уменьшения дыхания;
  • работа по избавлению от лекарственной, в том числе гормональной зависимости;
  • обучение управлению факторами, влияющими на дыхание, работа по управлению этими факторами.

Упражнения:

1."Воздушный шар" (дышим животом, нижнее дыхании)

- Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий, - живот медленно наполняется воздухом, как круглый шар.

- Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторять 4-10 раз.

2. "Воздушный шар" в грудной клетке (среднее, реберное дыхание)

Исходное положение – сидя или стоя.

- Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный и ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки;

- медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим;

- на выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.

Повторить 6-10 раз.

Упражнения:


Поставить руки замком на область диафрагмы, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть:
— медленно — «большой насос»;
— резко коротко — «маленький насос», ощутить сжатие диафрагмы (повторить 4 раза).
«Нюхаем цветок».
Вдох носом, задержать дыхание и медленно выдыхать (повторить 4 раза).
«Греем руки».
Подставить ладони к лицу, выполнить глубокий вдох носом, широко открыть рот и выдыхать медленно на ладони теплым воздухом.
«Ремешок».
Поставить руки на пояс, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть, ощутить сжатие диафрагмы.
«Мячики».
Выполнить вдох носом, рассмотреть растягивание диафрагмы, выдыхать ритмично, регулируя взглядом работу мышцы до 8 раз за выдох.
«Свечи».
Вдох носом, широко открыть рот, сделать 4 резких выдоха на звуке «Х», как будто тушим свечи (повторить 4 раза).
«Путешествие Кислородика».
Зажать правую ноздрю указательным пальцем, сделать вдох левой ноздрей, выдохнуть через рот (повторить 4 раза).
1. Зажать левую ноздрю, сделать вдох правой ноздрей, выдохнуть через рот (повторить 4 раза).
2. Вдох носом — выдох ртом.
3. Вдох через рот — выдох через нос.

Методика И.П. Пряничкова.

Упражнения:

1. Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить, как опали ребра.

2. Сначала проведите языком около верхних передних зубов. От зубов назад идет твердое небо. Ощутите эту зону: корни передних резцов, твердое небо. А теперь на вдохе (контролируем руками ребра) ощущаем объем входящего воздуха, а на выдохе считаем четким, громким голосом (1,2,3,4…), стараясь при этом почувствовать ту зону у корней резцов, которую трогали языком.

3. Активно (через рот) берете дыхание, а на выдохе говорите слог да-да-да… Говорите, «ощущая» корни передних зубов, «щелочку» между двумя передними зубами, через которую «идет ниточка звука». Язык дробно ударяет по твердому небу около корней верхних резцов. Нижняя челюсть свободная, но «не падает». Подключите воображение: ваше твердое небо, по которому ударяет язык, очень высокое, как купол храма, поэтому звук «А» (в слоге «да») получается объемный красивый звук.

4. Удобно лечь на спину, положить одну руку бедра, другую на живот. Взять глубокое дыхание. Руки ощутят как раздвинутся ребра (наполнились воздухом легкие), выпятился живот (легкие толкнули диафрагму, а она надавила на живот).

5. Взять ртом глубокое дыхание, а выдох – через нос очень активно и со стоном, чтобы резко и быстро «опал» объем воздуха в груди. Этот «стон» при выдохе можно сравнить по звуку с вздохом крупного животного в хлеву (корова, лошадь). Не мычание, а «вздох стон».

6.Вдох глубокий ртом. На выдохе, на удобной тесситуре протянуть, промычать звук «М». Губы слегка сомкнуты, не сжаты. Руки следят за дыханием. Звук должен отозваться в груди, в голове, «заполнить вас» своим объемом. Горло широкое, соединяет два резонатора: голову и грудь. Звук протяжный. Затем замените звук «М» на «Н», «В», «З». Требования и условия такие же, как на звуке «М».

 «Мычите». Издаем, согласный «м» в течение 1-2 минут.

Добавляем к «мычанию» звук «и».Звук не отличается от разговорного, обычного. Пропеть пару тоже 1-2 минуты.

Добовляем гласных: а, э, о, у. Все они за слогом «ми», «ма»,»мэ», «мо»,»му»должны исполняться на одном дыхании, без пауз.
А теперь – порычите! Но это должен быть не просто звук «р», а слог – «ро». Не забывайте, что при этом напрягать губы и язык не нужно, постарайтесь их расслабить.

Или представьте машину с работающим мотором-«бррррр»-раслабленные губы и язык

Наконец, пропойте небольшие слоги, открытые и закрытые, например, «м», «у», «да», «сам».

После такой разминки, когда вы почувствуете, что полностью владеете голосом, и любая песня зазвучит!

Переходим к упражнениям по системе В.Емельянова

Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программа (педагогическая технология) установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности.

Система взглядов, методов работы по постановке голоса была изложена автором в книге «Развитие голоса. Координация и тренаж», которая адресована самому широкому кругу читателей. В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ученику с учетом его природных особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или неречевое положение или действие голосообразующей системы, которое может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса.

Фонопедический метод развития голоса также направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Он способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитию и гармонизацию личности. Как правило, вокальная разминка состоит из нескольких довольно несложных упражнений, для начала необходимо «разогреть» связки.

.

  1. Покусайте кончик языка. Повторите это упражнение 4–8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желёз, полость рта увлажнилась.
  2. «Шинковать» язык – т.е., покусывая язык, постепенно высовывать его так, чтобы добраться до середины языка. Это упражнение тоже повторить 4–8 раз.
  3. «Пожуйте язык» попеременно на одной стороне рта, на другой стороне рта, на коренных зубах, сдавливая язык. Это также ещё более увлажнит рот.
  4. Пощёлкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта.
  5. «Иголочка» – протыкайте языком поочерёдно левую и правую щеку, верхнюю и нижнюю губу. Повторить несколько раз.
  6. «Щёточка» – круговыми движениями языка то влево, то вправо проведите между дёснами и губами – как бы чистим языком зубы.
  7. Покусываем поочерёдно верхнюю и нижнюю губу слева направо и справа налево.
  8. «Обида» - оттопыриваем и выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение;
  9. «Радость» - поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти движения: обиженное лицо – радостное лицо.
  10. «Массаж лицевой мускулатуры» – постукивание кончиками пальцев по лицу, начиная со лба от корней волос по щекам и вниз. Постукивание должно быть достаточно интенсивным, чтобы было слышно и чтобы было больно. Только такой массаж эффективен. Лицо должно как бы «загореться», вы должны почувствовать своё лицо. Дети должны понять: мускулы лица – по аналогии с затёкшими, онемевшими руками или ногами, – мы не ощущаем эти мышцы и поэтому плохо управляем ими.

Первоначально на разучивание комплекса отводится 15-20 минут ,через месяц тренинг проходит за 6-8 минут.

Автором следующей технологией является Александра Николаевна Стрельникова — профессиональная певица и педагог по вокалу. Впоследствии именно эта гимнастика помогла А.Н.Стрельниковой восстановить потерянный голос и справиться с тяжелой болезнью.

Главное условие выполнять каждое упражнение по 4-8 раз.

  1. «Ладошки». Стоя прямо, согните руки в локтях – как будто вы показываете ладони невидимому зрителю. На вдохе сожмите с силой ладони в кулаки, выполняя хватательные движения. Сделайте восемь резких вдохов, после этого передохните 3-5 секунд. Выполните четыре подхода. Следите за тем, чтобы в дыхании не участвовали плечи. Лучше сначала потренироваться перед зеркалом.
  2. «Погончики». Расположите руки на уровне пояса и сожмите их в кулаки. На вдохе с силой толкните руки вниз и разожмите кулаки. Плечи в процессе дыхания следует напрягать, но не поднимать. Количество дыхательных движений и подходов такое же, как и в первом упражнении.
  3. «Насос». Для выполнения следующего упражнения поставьте ноги чуть уже ширины плеч. Корпус наклоните слегка вперед – таким образом, чтобы кисти рук располагались чуть выше колен. На вдохе наклоняйтесь вниз. При этом спина должна быть круглой. Выпрямитесь с выдохом. Представьте, что вы надуваете мяч с помощью насоса. Не наклоняйтесь слишком низко и резко. Наклоны должны быть слегка заметными.
  4. «Кошка». Упражнения «Кошка» очень хорошо задействует боковые мышцы пресса.. Встаньте прямо, ноги поставьте уже ширины плеч. На вдохе, слегка приседая, повернитесь в сторону. При этом руки должны совершать хватательные движения. На выдохе возвратитесь в исходное положение. Затем на вдохе присядьте и повернитесь в другую сторону. Приседания должны быть легкими, пружинистыми. Голову поворачивайте вместе с телом вправо и влево, ноги от пола не отрывайте.
  5. «Обними плечи». Чтобы выполнить следующее дыхательное упражнение, поднимите руки до уровня подбородка. Согните локти и разведите их в стороны. Во время короткого резкого вдоха обнимите себя за плечи. Не следует скрещивать руки – они должны находиться одна над другой. Менять положение рук также нельзя. При этом не принципиально, какая рука будет сверху, а какая снизу. На выдохе разводите руки, но не слишком широко. Движения должны быть легкими и естественными.
  6. «Большой маятник». Это дыхательное упражнение объединяет в комплекс «Обними плечи» и «Насос». Стойте прямо, ноги на ширине плеч. При первом вдохе слегка наклонитесь вперед, сжимая руки в кулаки — как в упражнении «Насос». При последующем вдохе выпрямитесь и обнимите себя за плечи. Чередуйте упражнения при каждом вдохе. И снова выполните 4 подхода по 8 вдохов в каждом. Отдыхать между подходами можно максимум пять секунд. Не забывайте, что не стоит слишком глубоко наклоняться вниз или наоборот прогибаться в спине.

Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой – это уникальный метод естественного (немедикаментозного) избавления организма от многих заболеваний различных органов и систем, отличающийся от всех дыхательных методик тем, что короткий шумный вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Это тренирует внутреннюю, скрытую от наших глаз, мускулатуру органов дыхания, что обеспечивает активизацию общих обменных процессов, увеличивает жизненную емкость легких (ЖЕЛ) – после первого же лечебного сеанса – на 20-30 %, повышению жизненного тонуса, снижению температуры, улучшению настроения, ликвидации бессонницы, повышению умственной и физической работоспособности.

Универсальность гимнастики А.Н.Стрельниковой в том, что ее можно делать стоя, сидя, во время ходьбы, а в тяжелом состоянии – даже лежа.

Основные преимущества дыхательной гимнастики:

  • немедикаментозный метод лечения;
  • высокий лечебный эффект;
  • возможность занятий в любое удобное время;
  • быстрая профилактика простудных заболеваний;
  • легкость освоения.

Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой – это скорая помощь в экстремальных состояниях. С ее помощью можно останавливать приступы удушья, снимать боли в сердце, нормализовать артериальное давление, уменьшать головные боли.

На протяжении большого количества лет автор статьи, использует в педагогической и внеурочной деятельности данные технологии и может вместе с учениками рекомендовать их для сохранения вашего здоровья.

После дыхательных упражнений переходим к скороговоркам.

Работа над скороговорками и потешками

На дворе трава, на траве - дрова. Не руби дрова посреди двора.

Повторить вместе со всеми детьми скороговорку 3 раза, после чего попросить их проговорить скороговорку самостоятельно, без помощи учителя. Потом ускорить темп скороговорки.

Педагог: Теперь давайте разучим на выбор одну из скороговорок ("Чёрный кот" или "Грека и рак") - сейчас я вам их прочитаю, и мы проголосуем

 

Черный кот

Грека и рак

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход

В дымоходе чернота

Отыщи-ка там кота

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап!

 

Чёрный кот

t1619636625aa.png

t1619636625ab.png

 

Грека и рак

t1619636625ac.png

 

t1619636625ad.png

 

 

t1619636625ae.png

 

t1619636625af.png

t1619636625ag.png

 

  1. «Ёлочки сосёночки весёлые колючие, в Воронеже девчоночки

весёлые, певучие».

  1. Песня-дразнилка «Андрей воробей, не гоняй голубей, гоняй галочек из-под палочек».
  2. «Молодая молода, недогадливая».
  3. Трава моя трава, трава зеленая.

Ритмотерапия – танец, мимика и жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувст и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют рилаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка.

Виды музыкально-ритмических движений и методики их использования на уроке музыки в школе

 

 

Наряду с развитием ладового чувства и звуковысотных представлений развитие метроритмического слуха  у детей требует не меньшего внимания. В урок музыки рекомендуется включать ритмические упражнения на определение метрической пульсации, сильной доли метра, усвоение простейших ритмических сочетаний. Работу можно построить на использовании различных методических примеров, например,  хлопком в ладоши зафиксировать акцентируемую долю. Так, в программе Кабалевского на первом е уроке детям предлагается вслушаться в звучание «Итальянской польки» Рахманинова и отметить хлопком в ладоши акценты. При этом учитель не подсказывает детям, где должны звучать эти хлопки

Другим методическим приемом является фиксация пульса музыки. Учитель при этом проводит аналогию с пульсом человека. «Когда врач приходит к больному, то первым делом берет его за руку и прощупывает пульс. Если человек нездоров или он волнуется, торопится – пульс его бьется чаще, если же человек спокоен, то и пульс его спокоен, нетороплив. Так же и в музыке ощущается пульс – то быстрый, легкий, подвижный, то медленный, спокойный, четкий, в зависимости от ее характера, от того, о чем она рассказывает». Далее детям предлагается передать мягкими, неторопливыми движениями руки «пульс» попевки про спокойных ребят и поочередными быстрыми ударами ладоней по коленям – пульс попевки про ребят – непосед.

Для более осмысленного исполнения попевки «Разные ребята» предлагается графически изобразить пульсацию двух контрастных  мелодий на доске. К числу позитивных методических приемов следует отнести  прохлопывания ритмического рисунка какой-либо интонации, например, вступление к «Маршу» («Свадебный день в Трольхаугене») Э.Грига.

Одним из методических приемов развития чувства ритма является также сравнение записанных на доске ритмических рисунков. Так, в 3 классе детям предлагаются выписанные на доске ритмические рисунки русской народной песни «Со вьюном я хожу» и мелодии из главной партии 1-й части третьего концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова.

Как видно из перечисленных выше методических приемов, развивать чувство ритма у младших школьников следует, придерживаясь принципа системности. Так, сначала надо развивать у учащихся ощущение равномерной пульсации, сильных и слабых долей такта, осознанное восприятие простых размеров, основных соотношений длительностей, пауз. Более сложным этапом является знакомство с пунктирным ритмом – ритмическим рисунком «четверть с точкой – восьмая», «восьмая с точкой – шестнадцатая», затактом, синкопами. При этом, следуя совету Кабалевского, нужно избегать правил и упражнений, отвлеченных от живой музыки.(12.213)

Урок музыки значительно активизируется, если использовать различные примы работы, основанные на игровых,  соревновательных, проблемных принципах. Методическая «копилка» учительского опыта может обогащаться и за счет накопления приемов подобного типа. Вот несколько примеров.

Пение и хлопки

Неожиданный музыкально-ритмический эффект может дать следующий прием исполнения песни: часть класса поет ее мелодию, а другая, отстав на один- два такта, каноном отхлопывает ритм песни в ладоши. При этом создается своеобразный ритмический аккомпанемент. Этот прием, как показывает опыт, способствует развитию распределенного внимания и увлекает учащихся.

Узнать песню по ритму

Учитель (сам, или поручив сделать это ученику) отхлопывает ритм одной из песен, разученных в классе. По ритму учащиеся пытаются определить, какая это песня.

Ритмический аккомпанемент

Класс делится на две группы. Одна исполняет песню, а другая не громко отхлопывает определенную ритмическую фигуру. Такой «аккомпанемент» улучшат выполнение ритмического рисунка песни, а общее ее исполнение обогащается новой «краской». Особенно хорошо исполнять, таким образом, песни маршевого и плясового характера.

Ритмическое эхо

Учитель отхлопывает различные ритмические фигуры. Учащиеся, прослушав их, повторяют эти фигуры всем классом. В музыкального продвинутых классах задание можно усложнить: не делая пауз, учитель отхлопывает ритмические фигуры, а учащиеся повторяют их, отставая на один такт, каноном. Трудность, как мы видим, заключается в том, чтобы, отхлопывая услышанную фигуру, одновременно воспринимать звучащую дальше, для того чтобы в нужное время прохлопать и ее. Неожиданный эффект этого задания заключается в том, что оно значительно облегчает последующую работу над канонами и хоровым многоголосием.

Свободное дирижирование

С первых уроков музыки ребята учатся откликаться на дирижерские жесты учителя при разучивании песен. Предлагая детям представить себя в роли дирижера. Рекомендуйте им дирижировать сначала собственным пением, выделяя логические ударения в тексте, кульминации в музыке, передовая жестами характер песни – штрихи, динамику, особенности метра и т. п. По мере накопления опыта «свободного дирижирования» дирижерам-солистам вполне по силам управлять исполнением небольших пьес или песен, составляя при этом свой «исполнительский план».

В дальнейшем можно переходить к коллективному дирижированию небольшими  инструментальными  пьесами типа «Сладкая греза» П. Чайковского, «Мелодия» А. Рубинштейна, Прелюдии №7, 20 Ф. Шопена и др. При этом не следует добиваться точного подражания дирижерской схеме, дирижирование должно быть действительно свободным и передавать в жестах фразировку, динамику, моменты кульминации и т. п.

Имитация игры на музыкальных инструментах

Выразительными движениями дети могут сопровождать звучание пьес с ярко выраженным тембровым звучанием каких-либо музыкальных инструментов. Так, прослушивание вариаций на тему русских народных плясовых песен «Светит месяц», «Калинка» в исполнении оркестра народных инструментов может быть «проинтонировно» движениями рук, имитирующими игру на балалайке, баяне, гуслях. Причем смена движений должна быть связана с определением детьми на слух вариационного принципа развития этой музыки.

Имитирования движений руки со смычком скрипки, виолончели передает выразительность звучания «Мелодии» А. Рубинштейна, «Ноктюрна» из Квартета №2 А. Бородина, пьесы «Лебедь» из «Карнавала животных» К. Сен-Санса и др.

Пластические этюды

Интонационно-образный строй музыки, имеющий яркий изобразительный характер, также может служить поводом для исполнения детьми пластических этюдов.

Волнообразными движениями рук учащиеся могут изображать картину моря, цветы, постепенно раскрывая ладони рук. Создать пластический образ любого персонажа из любого музыкального произведения.

Инсценирование песен

Музыкальный фольклор, как никакой из других видов музыкального искусства, связан с движением, танцем. «Разыгрывание» песен, имеющих изобразительную основу, также может иметь место на уроках музыки. Это, например. Такие игровые русские народные песни, как «Бояре, а мы  вам пришли», «А мы просто сеяли», «Выходили красны девицы» и др. Обычно их исполнение сопровождается выразительными движениями и отдельных персонажей, и групп учащихся.

Танцевальные движения

Исполнение музыки танцевального характера способствует основанию танцевальных движений – кружения в вальсе, шага польки, грациозных поклонов и реверансов в менуэте, подскоков, дробного шага в народных плясках, переменного – хороводах, освоение шага полонеза, характерных движений  рук, головы, корпуса и т. п.

Например, исполнение двухчастной композиции в русской народной песне-пляске «Калинка» основано на контрасте ее частей. Звучание припева рекомендуется сопровождать звучанием народных инструментов – ложек, бубнов.

Учащимся предлагается входить в класс  или выходить из него под звуки полонеза- движение парами; двигаться переменным шагом под музыку хоровода, легким шагом с подскоками под польку.

Музыка и движение становится неотъемлемой частью урока лишь в том случае, когда, «давая выход двигательной активности детей  в «свободном дирижировании», «пластическом интонировании» музыки, учитель направляет эту активность в сторону углубления восприятия, развития слушательской культуры учащихся, их воображения, стремления к самовыражению, способности перевоплощаться и даже создавать пластические образы. 

  

    Как мы видим – уроки музыки неразрывно связаны со здоровьесберегающими технологиями.

Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:

- музыка оказывает заметное воздействие на минутный объём крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;  

- повышает и понижает мышечный тонус;

- стимулирует появление эмоций;

- улучшает вербальные и арифметические способности;

- стимулирует процессы восприятия и памяти;

 - активизирует творческое мышление.

Эту особенность оздоравливающего воздействия музыкальных произведений на организм человека можно использовать не только на уроках музыки, а и на всех других уроках во время физминуток или в заключительной части урока.

Литература.

  1. 1«Развитие голоса» В, В, Емельянов
  2. 2Стулова -физиологические основы вокальной работы с детским хором. - М.: Классикс стиль, 2005.
  3. О физиологических основах формирования певческого голоса. Вопросы певческого воспитания школьников. - Л., 1959. .
  4. Методика обучения сольному пению.- М. «Просвещение» 1987. Д
  5. Огороднов «Музыкально - певческое воспитание детей в общеобразовательной школе». К.-«Музычна Украйина», 1989.
  6. М. Лазарев «Здравствуй» Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста часть 3, «Чудо-нос».- В. 2010
  7. «Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста».- Н. Статья, 2011. Н. Н Лавров.
  8. «Дыхание по Стрельниковой». Р-Д. «Феникс»,2004 Материалы сайта http://*****/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie

Доклад: «Реализация

здоровьесберегающих технологий

 на уроках музыки»

г. Балаково

2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ.

Реализуя здоровьесберегающие технологии, учитель должен приложить все усилия, чтобы здоровый образ жизни стал потребностью, нормой жизни для каждого ребенка. Воспитывать сознательное отношение к своем...

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Здоровье ребёнка. Что представляет собой здоровьесберегающие технологии. Технологии личностно-ориентированного образования, их классификация, которая влияет на физическое воспитание и оздоровление шко...

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки

К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых идёт на пользу здоровью учащихся и, которые не наносят прямого или косвенного вреда.При рац...

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в общеобразовательном учреждении.

В настоящее время все школы России переходят на новый стандарт образования. Одно из направлений реализации стандарта образования второго поколения - использование в практике работы здоровьесберегающих...

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки

Реализация здоровьесберегающих технологий в практике преподавания уроков музыки на каждом этапе урока, более подробно  этап слушания музыки: музыкотерапии....

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...