Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»
учебно-методический материал по музыке

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zdorovesberezhenie.docx29.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка мастер-класса

Тема: «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

(слайд 1) Создать условия для сохранения и укрепления здоровья школьников  в ходе учебно–воспитательного процесса с помощью внедрения здоровьесберегающих технологий является важными условиями жизни в школе.

(слайд 2) Урок музыки это процесс, который несет в себе оздоравливающие технологии, развивая музыкальные способности у детей, учитель благоприятно воздействует на здоровье детей .

(Слайд 3) Учеба перегружает, ухудшает здоровье ребенка, нередко вызывая стрессовые состояния, а музыка является наравне  с физкультурой разгрузочным уроком. Где ребенок может эмоционально, душевно восстановиться.

(слайд 4) Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки к здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья школьников.

(слайд 5) Определена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.

Урок с использованием здоровьесберегающих технологий построен с учётом: 
1.Работоспособности детей. 
2.Использование средств наглядности. 
3.Обязательное выполнение гигиенических требований. 
4.Благоприятный эмоциональный настрой. 
5.Организация для учащихся динамической паузы направлены на обучение учащихся элементарным приёмам здорового образа жизни. 
6.Правильная посадка на уроке, правильная позиция при пении. 
7.Проведение на уроке физкультминуток, физкультпауз.

На своих уроках я применяю следующие здоровьесберегающие технологии: 

(слайд 6)
• МУЗЫКОТЕРАПИЯ 
• ВОКАЛОТЕРАПИЯ 
• РИТМОТЕРАПИЯ 
• ФОЛЬКЛОРНАЯ АРТТЕРАПИЯ 
• ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ 
• УЛЫБКОТЕРАПИЯ 

 (СЛАЙД 7)

МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.                                                     (слайд 8 ) Врачевание музыкой –уже становиться признанной наукой. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом. Докажем это на примере.

Звучит отрывок Огинского «Полонез»

Какие эмоции вы испытываете?

-спокойствие, умиротворенность, радость. Доказано, что это произведение лечит головную боль.)

Звучит 2 отрывок «Лунная соната» Л.Бетховена это произведение помогает снимать раздражительность и нервное напряжение на уроке.

3 отрывок Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка.

Улучшит работу сердца «Элегия” С. Рахманинова и «Бал” симфония Л. Бетховена. Достигнуть полного расслабления можно, включив вальс из кинофильма «Овод” Д. Шостаковича.

Любое искусство, особенно музыка, это « заражение чувствами». Выявлено, что люди, которые слушают музыку, живут дольше. 

ВОКАЛОТЕРАПИЯ (слайд 9)

1.Благотворно влияет на работу почек, желез внутренней секреции; 
2.Массирует гортань, щитовидную железу; 
3.Влияет на работу сердца; 
4.Высоко-вокальные звуки благотворно воздействуют на повышение иммунитета человека; 
5.Пение помогает человеку развивать грамотное письмо, воздействуя на подкорку головного мозга.

6. Пение является одним из лучших дыхательных упражнений (тренируется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких).
7.Свойствами  голоса выражаются чувства и эмоции – это эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. (слайд 10)

(Слайд 11 про буквы)

(слайд 12) Я использую метод вокалотерапии при  подготовки к исполнению песен,  через лечебное воздействие гимнастики Александра Николаевича Стрельниковой (Эта гимнастика восстанавливает дыхание голос певцам и чрезвычайно благотворно воздействует на организм: 
1.Восстанавливает нарушенное носовое дыхание. 
2.Улучшает дренажную функцию бронхов. 
3.Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани. 
4.Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус. 
5.Улучшает нервно- психическое состояние.)

 Слайд 13 И   фонопедические упражнения Емельянова Виктора Вадимовича «Фонопедический метод развития голоса», в свою очередь, направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы, на максимальное использование заложенных природой возможностей голоса. Необходимы  тренинги, которые предполагает: устранение бормотания у доски, координацию дыхания с речью, улучшение aртикуляции и дикции, устранение монотонности, повизгивания и гнусавости. В общем улучшает и делает речь правильной.

-упражнение для дыхания

шарик (делаем глубокий вздох –надуваем шарик и медленно делаем выдох на звук «с»,а теперь проверим правильно ли мы делаем поставив руки на ребра и почувствуем как воздух надувает легкие, а не живот)

насос (на вдох поднимаем руки – на выдох произносим  звук «ш» и опускаем руки)

Повороты головы маятник ушки

-артикуляция (слайд 14)

Чтобы    каждый звук песни  дошел  до слушателя, нужно уметь правильно его подавать. Давайте выполним упражнение на правильную артикуляцию отдельных звуков:

Упражнение для артикуляции.

Прикасаясь подушечками пальцев   с большим пальцем    отсчитываем по 4 раза  звуки    широко открытым ртом:

Ш =С= П= Ф=К=Г=Ж = З

-дикция (Слайд 15)

-Чтобы  исполнение песни было не только выразительным, но и понятным, нужно обязательно все слова произносить четко. А для этого мы с вами поработаем над дикцией-четким произношением.  

(Слайд 16) Тувинская Скороговорка

Если ты относишься к человеку как к человеку ,то и человек к тебе относиться как к человеку ,а если ты не относишься к человеку как к человеку, то и человек к тебе не относиться как к человеку .

(слайд16) Русская Скороговорка

 (Слайд 17)

 Ехал грека через реку

Видит грека в реке рак

Сунул грека руку в реку,

Рак за руку грека цап!

(Слайд 18) Интонация – выражает наши чувства при помощи голоса .

Теперь соединим мимику и интонацию  с помощью выученной скороговорки попробуем пообщаться .Тренинг «вопрос –ответ».

Вопрос «Грусть» ответ  «Радость»; поменялись

Вопрос «Злость» Ответ «Страх» поменялись

Вопрос «Нежно» Ответ «безразлично»

«Задумчиво» -«Смеясь»

(слайд  15 ) Мимика–выражение наших чувств, эмоций .В тренинге вы уже показали их,но можно поработать над мимикой отдельно. Изобразите с помощью мимики такие чувства ,как удивление ,грусть,радость ,злость.

Игра в смайлики (Слайд17 )  на экран выводится смайл, ученик отвернут от экрана и стоит лицом к одноклассникам, они показывают мимикой эмоцию, а ученик словами описывает этот смайл, угадывает его. (слайды 21-30)

Голосоведение (Слайд 31)

а) Но нам предстоит петь, а не говорить, и мы должны знать границы нашего голоса. Сейчас мы поищем самые низкие собственные голосовые   пределы и самые верхние голосовые пределы. Для этого  мы выучим «песенку  про смех».

б) А теперь под звук «У» найдем самую высокую ноту  и спустимся вниз, поднимаемся вверх.

(Слайд 32)

в) Еще одно упражнение    поможет нам раскрыть  силу звука, и  его динамику.  

Упражнение от «тихого  к  громкому»  (у-о-а-ы-э)

Игра «Угадай кто спел» послушали спели угадывай кто спел или «Догадайся кто поет?»

Ритмотерапия (слайд 33)

Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Упражнение на хлопки, добавляются шаги, добавляется музыка

Слайд 34 Улыбкотерапия. Медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга. Важна улыбка и самого ребенка. Если учащийся поёт и улыбается, звук становится светлым и чистым и свободным. Улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей. 

Слайд 35

Используя здоровьесберегающие технологии на уроках музыки – мы развиваем музыкальные способности; через активную творческую деятельность - способствовать закреплению интереса детей к музыкальным занятиям.

Поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках используют логоритмику, ритмотерапию, фольклорную арт-терапию и др.

Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха .После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Ритмотерапия. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Фольклорная арт-терапия. Русский песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок- обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.

Музыкально-рациональная психотерапия. Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных учащемуся переживаний и фор мирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия –лечение красотой и арт-терапия – лечение идеалами.

Музыка обладает необычайно бодрящей и очищающей силой.                                 Слово и действие становятся высоко значительными, когда музыка берет их на свои крылья!

        А.В.Луначарский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения

Музыкально-дидакти­ческие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают в...

«Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки как развитие творческих способностей школьников»

Выступление на методическом объединениии«Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки как развитие творческих способностей школьников»...

Пояснительная записка к методическому семинару «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки - как форма развития творческих способностей учащихся»

Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье: «Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, в...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки - как форма развития творческих способностей учащихся"

Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье: «Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, в...

Конспект мастер-класса «Внедрение нового ФГОС на уроках с использованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ»

Цель: показать использование элементов нового ФГОС на уроках сиспользованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ...

Психолого – педагогический проект «РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ младших дошкольников через использование ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Актуальность проектаобусловлена построением новой модели ДОУ:• Разработка и внедрение новых подходов к развитию умственных способностей детей;• Желание родителей поднять уровень...