Пояснительная записка к методическому семинару «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки - как форма развития творческих способностей учащихся»
методическая разработка по музыке на тему

Горбунова Татьяна Николаевна

Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье: «Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно». Поэтому сегодня перед нами стоит важная проблема – создание условий для сохранения здоровья учащихся, разработка мер по здоровьесбережению, внедрению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательный процесс.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это способ организации и последовательных действий в ходе учебно–воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.

Как пишет Смирнов Н.К. в методическом пособии «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе», цель данных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Одной из основных задач уроков музыки - снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус обучающихся.

Мы знаем, что учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными перегрузками. Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. Это временное функциональное состояние, биологическая роль которого состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной работе.   Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_metodicheskomu_seminaru.docx30.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методический семинар по теме

«Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки -

как форма развития творческих способностей учащихся»,

участника муниципального конкурса профессионального мастерства

«Педагог года – 2018»,  номинация «Учитель года».

Горбунова Татьяна Николаевна, учитель музыки Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная

школа № 16 имени В.П. Неймышева» г. Тобольска Тюменской области.

Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье: «Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно». Поэтому сегодня перед нами стоит важная проблема – создание условий для сохранения здоровья учащихся, разработка мер по здоровьесбережению, внедрению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательный процесс.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это способ организации и последовательных действий в ходе учебно–воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.

Как пишет Смирнов Н.К. в методическом пособии «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе», цель данных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Одной из основных задач уроков музыки - снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус обучающихся.

Мы знаем, что учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными перегрузками. Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. Это временное функциональное состояние, биологическая роль которого состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной работе.   Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

Для того чтобы работа на уроке шла педагогически правильно и  то же время полезно для здоровья необходимо соблюдать обязательное условие: помещение перед началом урока должно быть хорошо проветрено. Во время пения учащиеся глубоко дышат полной грудью, поэтому воздух должен быть чистый, и тогда в это время действительно будут развиваться лёгкие, и не будет отравления запыленным воздухом.

Я рекомендую творчески подходить к планированию урока и его проведению, применять и чередовать различные виды учебной деятельности: игры, кроссворды, пение, нотная грамота, физкультминутки, слушание музыки, пластическое интонирование, дыхательная гимнастика, просмотр видео сюжетов и другие. Такой подход к ведению урока способствует концентрации внимания, развитию познавательного интереса у учащихся к предмету.

Предлагаю начать урок с музыкального приветствия класса. Можно исполнить приветствие в мажорной гамме «Здравствуйте ребята», которая поднимает настроение перед началом урока или начать урок с дыхательной и двигательной гимнастики, которую легко смогут выполнить как ученики младшего звена, так и старшего, к тому же, здесь не нужны навыки игры на музыкальном инструменте. Такое упражнение можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе урока.

Вдох - с улыбкой день встречаем (руки поднимаем вверх),

Выдох - всё мы замечаем (руки опускаем вниз).

Вдох - мы руки развели и плывём как корабли (руки в стороны).
Выдох - вместе с капитаном странствуем по разным странам (держим руками штурвал).

Вдох - спешим за облаками, машем крыльями-руками (руки в стороны).
Выдох - вот уже летим, руки в крылья обратим (представляем что летим).

Успокоились немножко - Вдох - закончилась дорожка (руки поднимаем вверх),

Выдох (руки опускаем вниз) начинаем наш урок.

При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Нужно следить, чтобы он не напрягал плечи, шею. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, так как при данных упражнениях может появиться головокружение. Мы свами дышим того не замечая, это происходит рефлекторно, а вот для чтобы исполнить даже простую попевку нужно правильно распределить своё дыхание.

Польза вокального дыхания:

  • насыщает кровь кислородом, а значит и очищает ее;
  • развивает узкую грудную клетку;
  • сокращения диафрагмы вместе с ритмичным движением легких «делает» легкий массаж внутренним органам.

Следует применять на уроках музыки артикуляционную гимнастику (речевые упражнения). Она занимает 2-3 минуты, совсем немного, это простые упражнения для губ, языка и мышц лица, но большой плюс – это правильное, четкое и красивое звукоизвлечение, улучшение памяти, повышение певческих навыков детей.

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев», — говорил В.  А. Сухомлинский. Пальчиковая гимнастика это массаж для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за партой.  Главная цель пальчиковой гимнастики – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

Пример самого простого упражнения  «Флажок». Это упражнение способствует развитию воображения и фантазии.

Я в руке флажок держу и ребятам им машу.

(Указательный средний, безымянный пальцы и мизинец прижаты друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони от себя. Помахать «флажком»).

Пальчиковая гимнастика  на уроках ценна тем, что она:

  • стимулирует развитие обоих полушарий мозга и высшей нервной деятельности вообще;
  • активизирует и развивает речь
  • повышает грамотность, 
  • развивает воображение, артистизм и память.

Большое внимание на уроках музыки я рекомендую уделять распеваниям. Ведь именно распевки позволяют целенаправленно и последовательно повысить уровень владения вокальной техникой. Распевка – это своего рода разминка, разогрев и базовые упражнения для голосовых связок.  

Обязательным элементом урока музыки являются музыкально-ритмические движения (ритмоплатика). Данные упражнения дают возможность развиваться физически, формируют чувство ритма, музыкального слуха и вкуса, укрепляют костно-мышечный аппарат, учат владеть своим телом ритмично под музыку, передавать ее характер. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Они выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомления.

Можно из любой песни или музыкальной композиции сделать физкультминутку, главное это фантазия и желание учителя! Наиболее часто применяемые мной музыкальные физкультминутки «Танец маленьких утят», «Шалунишки», «Мы маленькие звезды», «Робот Бронислав», «Мы ногами топ-топ», «Помогатор»  и многие другие. Ребята с удовольствием выполняют упражнения вместе со мной, а многие, кто уже знает движения, выходят и показывают сами классу. Эта самостоятельность очень нравится школьникам, я ее поощряю. Застенчивый ребенок может, участвую в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни; творческий ребенок – проявит свою фантазию на деле. Также в таком коллективном действии дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение.

Термин «вокалотерапия» введен основоположником научной музыкотерапии С.В.Шушарджаном в 1991 году -  это лечение пением. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, от этого на прямую зависит работоспособность ребенка. Пение обычных песен используется не только как один из наиболее любимых видов деятельности детей, но и как средство оздоровления. Занятия вокалом укрепляют и оздоровляют организм детей. По мнению врачей, вокализация является лучшей формой оздоровления органов дыхания, развития артикуляционного аппарата, формирования правильной осанки.

О  лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания:

А – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

И – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, “прочищает” нос;

О – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем;

У – улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря;

Ы – лечит уши, улучшает дыхание;

Э – улучшает работу головного мозга.

        Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков:

В, Н, М – улучшают работу головного мозга;

К, Щ – лечат уши;

Х – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание;

Ч – улучшает дыхание;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

М – лечит сердечные заболевания;

Ш – лечит печень.

Существует огромное количество различных здоровьесберегающих методик: музыкотерапия, логоритмическая гимнастика, терапия творчеством, релаксация, гимнастика для глаз, улыбкотерапия и другие, главное, это правильное и бережное применение данных методик.

Результатами  музыкально - оздоровительной работы являются: повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей,  стабильность эмоционального благополучия каждого ученика, повышение уровня речевого развития, снижение уровня заболеваемости, стабильность физической и умственной работоспособности учеников, снижение утомляемости детей к концу урока (концу дня).

На основании вышеизложенного хочется отметить, что цель школьного музыкального образования заключается в пробуждении у учащихся интереса к  музыке, в том, чтобы ребята могли чувствовать, понимать и оценивать музыкальное искусство, эмоционально воспринимать музыку, испытывая потребность в систематическом общении с ней. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием, музыка воздействует на  многие сферы жизнедеятельности. Поэтому в современной образовательной среде будет актуален вопрос применения здоровьесберегающих технологий на уроках.

 

Приложение 1.

Список использованной литературы:

  1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. Методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.
  2. О.А.Степанова. Игровые оздоровительные технологии.
  3. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. Учебное пособие. – М.: Академия, 2010. – 192 с.
  4. Гайнанова А., Юдичев С. Дыхание в пении (в контексте дифференцированного подхода). Москва 2012.
  5. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5-изд. – Спб., 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое обеспечение кабинета изобразительного искусства как одно из условий развития творческих способностей учащихся

Глубокие перемены, происходящие в социально-экономической сфере, влекут изменения в отечественной системе образования. Перед средней школой стоит задача воспитания социально адаптированной, твор...

Презентация к выступлению по теме "Учебно-методическое обеспечение кабинета изобразительного искусства как одно из условий развития творческих способностей учащихся "

Данная презентация создана как сопровождение к выступлению на III ИНФОРМАЦИОННОЙ ЯРМАРКИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВА...

Проектная деятельность как форма развития творческих способностей учащихся.

Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их...

Метод проектов как одна из форм развития творческих способностей учащихся.

Статья о методах развития творческих способностей учащихся на уроках....

Презентация "Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки - как форма развития творческих способностей учащихся"

Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье: «Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, в...

Пояснительная записка к методическому семинару "Педагогические технологии"

Все педагогические технологии, которые я применяю на своих уроках....