Учебно-методическое обеспечение кабинета изобразительного искусства как одно из условий развития творческих способностей учащихся
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Сапелина Юлия Ивановна

 

Глубокие перемены, происходящие в социально-экономической сфере, влекут изменения в отечественной системе образования. Перед средней школой стоит задача воспитания социально адаптированной, творческой личности, способной эстетически оценивать и образно воспринимать окружающую действительность, что не возможно без развития творческих способностей детей, которые эффективно формируются на занятиях по изобразительному искусству.

Учебный кабинет – сложная функциональная система, назначение которой – рациональная организация учебно-воспитательного процесса по учебному предмету, оптимизация его во всех звеньях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_obespecheniya_obrazovatelnoy_sredy.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

III ИНФОРМАЦИОННАЯ ЯРМАРКА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ГОРОДА ОМСКА

        

Учебно-методическое обеспечение кабинета изобразительного искусства как одно из условий развития творческих способностей учащихся

                                         Сапелина Юлия Ивановна,

                                                          учитель изобразительного искусства

         

                                                                           Муниципальное образовательное учреждение

                                                                    «Средняя общеобразовательная школа № 36»

Город Омск

2010 год

Глубокие перемены, происходящие в социально-экономической сфере, влекут изменения в отечественной системе образования. Перед средней школой стоит задача воспитания социально адаптированной, творческой личности, способной эстетически оценивать и образно воспринимать окружающую действительность, что не возможно без развития творческих способностей детей, которые эффективно формируются на занятиях по изобразительному искусству. 

Учебный кабинет – сложная функциональная система, назначение которой – рациональная организация учебно-воспитательного процесса по учебному предмету, оптимизация его во всех звеньях.

На кабинет ИЗО возлагается решение следующих целевых задач:

Создание необходимых условий для реализации Федерального компонента государственного стандарта общего образования по изобразительному искусству.

Повышение качества художественного образования, развитию интереса к изобразительному искусству и художественной деятельности, более глубокому восприятию детьми явлений искусства, формированию многообразных представлений о различных гранях пластических искусств, расширению художественного кругозора школьников, созданию ярких эмоциональных впечатлений.

Кабинет ИЗО должен отвечать следующим требованиям:

Кабинет изобразительного искусства должен быть полифункциональным и обеспечивать атмосферу художественной мастерской, выставочного зала, лектория: наличие мольбертов, диапроекторов, магнитной доски, мультимедийного оборудования (см. Приложение)

Исходное состояние кабинета.

Образовательная среда кабинета изобразительного искусства МОУ «СОШ № 36» не способствовала достижению приоритетной цели художественного образования в школе, т. е. духовно-нравственному развитию ребёнка, формированию у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности и восприятии мира. Опыт работы по данной теме был представлен на Девятых городских этических чтениях «Нравственность и духовность в развитии общества» (см. Приложение).

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие произведений искусства. Учащиеся класса попеременно пробуют себя в деятельности художника, графика, скульптора, архитектора, дизайнера, зрителя, критика – ценителя художественного произведения. Все это требует особого подхода к созданию необходимых условий для реализации Федерального компонента государственного стандарта общего образования по изобразительному искусству.  

Учебное оборудование кабинета устарело, не соответствует выше заявленным требованиям (Приложение, фото 1, 2). Технические средства обучения имеющиеся в кабинете: диапроектор для просмотра диафильмов и слайдов. В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями выполнен косметический ремонт в кабинете, начато систематизирование дидактического материала (см. Приложение, фото 3,4).

Чтобы сделать процесс обучения  результативным использую  следующие технологии:

метод проектов, обучение в сотрудничестве, игровая технология, индивидуальное и дифференцированное обучение (см. Приложение), модульное обучение и другие.

Применение этих инноваций немыслимо без использования новых  информационных компьютерных технологий. Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации учащемуся, средством осуществления которых является компьютер.

Так как каждый урок программы Б. М. Неменского построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет его.

      В результате я определила формы и методы применения технологий на уроках ИЗО:

·    использование медиа-ресурсов как источника информации, это необходимо для участия в сетевой проектной деятельности учащихся  (Приложение);

· компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока (сопровождение урока презентацией по теме);

· использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности;

·  по внешним признакам деятельности учителя и учащихся: беседа,  рассказ, демонстрация;

·   по источнику получения знаний: словесные, наглядные (демонстрация рисунков, картин и др.),

·   практические: игры;

·   по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, проблемный.

Широкое привлечение современных технических средств обучения будет способствовать повышению качества художественного образования, развитию интереса к изобразительному искусству и художественной деятельности, более глубокому восприятию детьми явлений искусства, формированию многообразных представлений о различных гранях пластических искусств, расширению художественного кругозора школьников, созданию ярких эмоциональных впечатлений.

Дидактический материал, имеющийся  в кабинете, также не  систематизирован в соответствии с изучаемыми темами, уровнем развития компетентностей обучающихся. В плане  по развитию кабинета данный момент указан. Видеотека и медиатека,  печатные пособия, не соответствуют  требованиям к оснащению учебного процесса – это необходимый минимум, предусмотренный нормативными документами Министерства образования РФ.

Библиотека кабинета, его оформление, стенды и т.д., пополняемые и проектируемые учениками способствуют как поддержанию интереса обучающихся  к изучению изобразительного искусства (что подтверждается результативностью в учебной деятельности см. Приложение), так и делают образовательную среду кабинета привлекательной, комфортной для обучающихся, что способствует снижению школьной тревожности. Непосредственное участие школьников в оформлении среды кабинета способствует положительному эмоциональному восприятию уроков изобразительного искусства, осознанию учеником своей значимости, воспитанию эстетического вкуса, осознанию необходимости соблюдения санитарных норм и требований техники безопасности, что способствует развитию социальной компетентности в том числе (см. Приложение, фото 5).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

Презентация к выступлению по теме "Учебно-методическое обеспечение кабинета изобразительного искусства как одно из условий развития творческих способностей учащихся "

Данная презентация создана как сопровождение к выступлению на III ИНФОРМАЦИОННОЙ ЯРМАРКИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВА...

Условия развития творческих способностей учащихся

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХСПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ С. Н. МироненкоМБОУ СОШ – 14 имени А. Ф. Лебедева...

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»

В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. Сторонники этого метода далеки от простого перено...

Доклад. "Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся."

Рассмотрены основные принципы организации проектной деятельности обучающихся на уроках технологии....

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»...

Метод проектов как одна из форм развития творческих способностей учащихся.

Статья о методах развития творческих способностей учащихся на уроках....