Условия развития творческих способностей учащихся
статья по теме
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
С. Н. Мироненко
МБОУ СОШ – 14 имени А. Ф. Лебедева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Ленинского и Октябрьского округов
Департамента образования Администрации г. Томска
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
С. Н. Мироненко
МБОУ СОШ – 14 имени А. Ф. Лебедева
В толковом словаре значение слова «творить» объясняется так: создавать, созидать в процессе творчества какие-либо материальные и духовные ценности; делать, совершать добро.
Человек в своей жизни не может не творить, потому что когда человек творит, он счастлив. Существуют различные концепции счастья; по утверждению А. Нейлла, «условия для счастья ребенка» очень просты. Они сводятся к организации педагогической деятельности на основе следующих принципов: предоставление ребенку максимальной свободы в овладении знаниями и создание эмоционально-комфортного климата всего детского учреждения. При этом нельзя забывать, что только творчески работающий счастливый педагог может воспитать счастливого ребенка; школа должна быть доброй и нацеленной на ученика. К сожалению, наша действительность не всегда способствует творческому развитию учащихся. Подавляющее большинство выпускников педвузов обходит школу стороной. Крайне мало в педагогических коллективах учителей-мужчин. Атмосфера же творчества, в первую очередь, складывается в смешанных коллективах.
Итак, чтобы «творить», человек должен быть счастливым. А счастье- это право всех детей. И не нужно стремиться создавать для них тяжелую жизнь в детстве только потому, что надо подготовиться к далеко не счастливой жизни. Поэтому мы считаем, что о школе надо судить, в первую очередь, не по академическим успехам, как это делают органы управления образованием всех уровней.
Чтобы помочь школьнику поверить в свои творческие силы, надо развивать в ребенке чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах. А это возможно, если предоставлять ребенку свободу. Под ней мы понимаем внутреннее состояние человека. И стремление к свободе – это бесконечный, незавершаемый процесс. В жизни ученика должно быть пространство, где он может прислушиваться к самому себе и учиться самостоятельно мыслить, творить, решать.
Обычная школа учит авторитетам, но творчество там, где их нет. Там, где «ты должен», «ты обязан»- там безынициативность, бездуховность.
Для развития творческих способностей необходимо осуществлять межличностно-ориентированный подход, а это предполагает технологию совместной деятельности, то есть ученик должен увидеть в учителе соучастника, сотрудника. В этом случае обучение становится процессом сотворчества и, наверное, является основной гуманистического направления в педагогике.
Помочь школьнику поверить в творческие силы- это поиск и освоение педагогики взаимных усилий, то есть долгий, увлекательный, непростой путь, предполагающий постоянную работу над собой, - а это уже интересно.
Есть мнение, что творчество - это тяжелый труд. Полагаю, что это не совсем так. Творчество – это и радость.
В более широком смысле развитие творческих способностей – это переход на проблемный метод, предполагающий диалог и допускающий самостоятельность ребенка в отыскании истины.
Итак. 1. Творчество – необходимость существования человека.
2. Ребенок должен быть счастлив сегодня – мы за это ответственны. Поэтому авторитарной педагогике не место в школе.
3. Мы должны развивать чувство собственного достоинства – нужно развивать «свободоспособность» в ребенке. Поэтому высшей политической элите необходимо пересмотреть свое отношение к образованию, добиться выполнения всех статей Закона «Об образовании». Полагаю, что для привлечения к работе в школе учителей-мужчин можно пойти на их отсрочку от призыва в армию после окончания вузов.
4. Необходимо развивать самоуправление, его элементы работают на выработку внутренней свободы, достоинства человека.
5. Дети, выполняющие творческие задания, участвующие в конференциях, конкурсах, смотрах – это уверенные в себе дети, знающие, что им надо в жизни и кого они будут представлять в ней.
СБОРНИК: МОДЕРНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-133678-1353177274.jpg)
Учебно-методическое обеспечение кабинета изобразительного искусства как одно из условий развития творческих способностей учащихся
Глубокие перемены, происходящие в социально-экономической сфере, влекут изменения в отечественной системе образования. Перед средней школой стоит задача воспитания социально адаптированной, твор...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-133678-1353177274.jpg)
Презентация к выступлению по теме "Учебно-методическое обеспечение кабинета изобразительного искусства как одно из условий развития творческих способностей учащихся "
Данная презентация создана как сопровождение к выступлению на III ИНФОРМАЦИОННОЙ ЯРМАРКИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВА...
Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»
В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. Сторонники этого метода далеки от простого перено...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/31/picture-232062-1364729548.jpg)
Доклад. "Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся."
Рассмотрены основные принципы организации проектной деятельности обучающихся на уроках технологии....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/24/picture-571838-1422091950.jpg)
Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»
Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»...
Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся
Выступление на городском методическом объединении учителей образовательной области "Естесвознание"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-800509-1497959359.jpg)
Создание образовательной среды как условия развития творческих способностей учащихся
В данной статье автор рассматривает вопрос о влиянии образовательной среды школы на успешное обучение и развитие творческих способностей личности учащихся. Образовательная среда является своеобразной ...