Главные вкладки

    Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.
    методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

    Маникина Ирина Александровна

    Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igra_kak_odno_iz_sredstv_razvitiya_sposobnostey.docx25.75 КБ
    Файл urok_svoya_igra.docx22.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока по изобразительному искусству

    для 7 класса

    Маникина Ирина Александровна,

    учитель изобразительного искусства

    Игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся

    Урок изобразительного искусства особый урок и требования к нему особые. Урок искусства немыслим без создания особой эмоциональной атмосферы и заинтересованности учащихся.

    Мало кто знает, что художественное творчество приносит ребенку душевное равновесие, радость, раскрывает способность к учению, к умению думать, искать и находить оптимальные решения во всех случаях жизни.

    На уроках рисования ребенку не должно быть скучно. Дети любят игру. Игра больше чем  

     что-нибудь  другое способно активировать творческие начала ребенка. Не случайно в психологии и эстетике существует давняя тенденция сближать и даже отождествлять искусство с игровой деятельностью. Поэтому я и выбрала тему « Игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся».

    Способности - это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений. Правильно положение о том, что люди не равны по своим способностям, а это особенно важно в оценке способностей учащихся. Нельзя быть способным «вообще», способным ко всему. Способности большей частью «специализированы» т.е. имеют определенную направленность.

    Каждая специальная способность включает в себя целый ряд так называемых « компонентов» способностей. Сама структура способностей достаточно подвижна: состав компонентов может изменяться, что ведет к перестройке способностей. Например, такое свойство личности как

    « наблюдательность», является общей способностью. Общими способностями являются и качества ума (ширина и глубина ума, его самостоятельность и гибкость, последовательность и быстрота мысли), а также хорошо развитые внимание и память, воображение. В структуру способностей входят различные по значению свойства, одни из которых являются ведущими, другие опорными, а третьи составляют определенный фон, необходимый для плодотворной деятельности.

    Касаясь изобразительной деятельности, следует установить, что в ее структуре опорную функцию выполняет острая зрительная чувствительность, обеспечивающая легкость и полноту восприятия пространства и колористических отношений. Подведя эту чувствительность анализу, следует выделить такие и притом совершенно необходимые качества для рисунка:

     1. чувство линии

    2. чувство пропорции

    3. чувство симметрии

    4. чувство светотени

    В качестве второго опорного компонента способности выступает умелость руки. Ведущим свойством способности на уровне  отражательной – творческой изобразительной деятельности, особенно ярко выступает художественное воображение, без которого невозможна разработка и воплощение в картине замысла. Отсюда следует вывод о необходимости изменений в методике обучения рисованию, в поиске таких средств обучения, которые обеспечили бы формирование целостности универсальной сенсомоторной системы, зрительно – двигательной координации, как необходимого условия для изобразительной деятельности.

     С игрой связано возникновение и становление изобразительной деятельности детей, приобщение их  к рисованию, лепке, художественному  конструированию, а так же восприятию произведений графики, живописи, декоративно – прикладного искусства. Каждый согласится: научиться  

    чему–нибудь  «между прочим», в процессе интересной  деятельности, стремясь к привлекательной цели, куда приятнее и легче, чем специально запоминать что-то, овладевать каким то графическим навыком.  

    Учитывая закономерную связь детского рисования с игрой, я использую  на уроках различные игровые  приемы и  упражнения, методические игры - сказки, дидактические игры и упражнения, для более интенсивного обучения и удержания интереса к изобразительной деятельности.   Игра помогает мне быстро вовлечь всех участников в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с учениками, располагает к активной работе. Например, на занятии по лепке в 1классе по теме «Наблюдаем и лепим зверей и птиц» я предложила ребятам догадаться, кто у кого спрятан в куске пластилина. Затем мы помогли ему выбраться на свет. Это задание побуждает учащихся «вытягивать» целостное изображение из единого куска, а не слеплять его из колбасок и шариков. У каждого возник самостоятельный образ, ведь ни у кого не было одинаковых кусков пластилина.  Каждый внимательно рассматривал свой кусок, гладил, мял, крутил и наконец, догадывался.

    Часто на уроках применяю прием перевоплощения. Например, на уроке в 1 классе «Изображать можно линией» даю задание представить себя на минуту линией, почувствовать её характер и нарисовать: спокойную, колючую, больную и т.д. На уроке "Эти забавные животные" даю задание: "Вообрази себя кошкой, вспомни, как она двигается, мурлычет, ласкается. Проделай то же самое…". "Представь себя космонавтом, который встретился с инопланетянами". "Представь себя богатырем, который попал в царство Добра или Зла. Какие сказочные герои живут там? Какие животные, птицы, насекомые обитают? Какими красками можно изобразить царство Добра и царство Зла?" Перевоплощаясь в разные образы, дети становятся "артистами" и перестают чувствовать себя скованно. Их рисунки получаются более "живыми".

    Тема II четверти во 2 классе «Ты  изображаешь, украшаешь, строишь». Помогают младшим школьникам войти в мир искусства три  брата - мастера: Изображения, Украшения, Постройки. Каждый из мастеров рассказывает, как он учился у природы, у жизни и как перерабатывает жизненные впечатления с помощью своей фантазии и воображения. Мастер – Изображения раскрывает секрет создания древних мифологических образов: Русалки, Птицы - Сирин, дракона и т.д. Он  принес на урок фланелеграф, с помощью которого ребята пробуют создать образ несуществующего животного. Опыт этого урока поможет им  на следующем занятии, когда они будут создавать транспорт будущего.

    На другом уроке Мастер - Украшения выстукивает бубном музыкальный ритм, а ребята с помощью кругов и палочек пробуют его зарисовать. Эта игра поможет в создании работы, где четкое соблюдение ритма просто необходимо - при работе над орнаментом.  Своё умение создавать орнамент ребята также  отрабатывают на фланелеграфе. Играя с фланелеграфом,  учащиеся осваивают законы перспективы, что дает возможность в будущем правильно  выстраивать   рисунок. Фланелеграф помогает ребятам на многих уроках: и составить натюрморт, и изучить пропорции лица человека, и  правильно изобразить фигуру человека в движении. При изучении пропорций фигуры человека учащиеся получают конверты с элементами туловища, выкладывают на столе разные движения, а понравившиеся зарисовывают.

    Пытаясь изобразить то,  что видят и помнят, учащиеся конечно будут обращаться к цвету. Но далеко не все дети овладевают смешением красок самостоятельно. Я учу их смешивать краски непосредственно сразу в процессе рисования. В младших классах, когда только начинается  знакомство с цветом,  предлагаю игру-сказку  «У художника злой волшебник украл все краски, а оставил только три: красную, желтую и синюю….» Ребята вместе с художником проводят эксперимент и получают новые цвета. Затем знания учащихся о цвете расширяются при  знакомстве с двумя красочками - сестричками: черной и белой.  И снова сказка  помогает   познакомиться с новыми оттенками цвета, а самое главное - сказка помогает сделать важное открытие: цвет выражает чувство и вызывает чувство. Знакомство с теплым и холодным цветом начинается со знакомства с двумя принцессами  Льдинкой и Искоркой.  Учащиеся пытаются дать эмоциональную характеристику теплому и холодному цвету, почувствовать «борьбу» и напряжение цвета при столкновении теплого и холодного. «Буквицы-домики для сказочного города» 1 класс. Используя сказку про гномов-букваешек и про ведьму Бука – Ягу, предлагаю ребятам построить домики для гномов т.к. Бука - Яга уничтожила весь город.

    Очень интересен прием « вхождения» в картину. В любом месте картины прикрепляю  фигурку, а учащимся предлагаю пофантазировать.  Что увидели? Что чувствуете? Какие запахи ощущаете? и т.д.

    Дидактические игры и упражнения я использую на уроке, как для повторения пройденного материала, так и для изучения нового. Они могут предварять изложение нового, организовывать поиск знаний. Следовательно, и место их на уроке может быть различным - в начале, середине и в конце, исходя из содержания дидактической задачи. Структура дидактической игры такова: дидактическая задача, игровое действие, правило и результат. Все структурные элементы игры взаимосвязаны между собой. Существуют определенные требования к организации  дидактических игр.

    Требования к подбору игр следующие:

    1.Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся.

    2.Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

    Выделяют следующие виды дидактических игр:

    Игры-упражнения. Они способствуют познавательным способностям учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях.

    Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, учащиеся играют определенные роли. Такие игры носят и профориентационный характер. Учащиеся могут перевоплощаться в архитекторов, художников-конструкторов, модельеров, дизайнеров, клоунов, дрессировщиков и т.д.

    Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуется, разделившись на команды. Недавно организовала игру «Своя игра » (для 7-х классов). Было очень интересно, весело, познавательно.

    Для развития зрительной памяти и наблюдательности учащихся я применяю такие игры – упражнения: «Что бывает осенью?» или «Что бывает зимой?»  Показываю ребятам карты с изображением признаков времен года. Учащиеся хлопают в ладоши, видя признак осени или зимы и т.д. Кто хлопнул неверно, выбывает из игры.  Или другая игра, я показываю карточки, а по ним необходимо ответить  на вопрос «Какая весна?». Сама  в это время  эти красивые слова ловлю в красивую коробочку, а в конце урока «выпускаю». Пусть каждое красивое слово найдет нужный рисунок.

    3 класс « Платок для мамы». Для чего необходима человеку одежда, ее назначение? Причем каждой части человеческого организма придумана своя защита. Продолжите смысловой ряд:

    голова - шляпа,…..

    туловище -….,…

    стопы ног - ...,…,…

    кисти рук - …,…,…

    При изучении темы «Натюрморт» учащиеся сталкиваются с необходимостью изображать симметричные фигуры. Многие испытывают при этом трудности. Здесь я предлагаю игру в археологов. Найдена половина вазы, необходимо дорисовать вторую половину, чтобы узнать, как выглядела раньше ваза.

    При знакомстве  с анималистическим жанром использую игру-упражнение «Дорисуй животное». Для того, чтобы хорошо отработать технику изображения животных и птиц, необходимо научить  выделять основу их строения. Используя схемы из различных геометрических фигур: овалов, кругов, полукругов и т.д. учащимся удается быстрее достичь положительных результатов в рисунке.

    Чтобы облегчить процесс работы над сюжетной композицией в старших классах, я предлагаю учащимся построить её по схемам.  Учащиеся пробуют превратить эту схему в художественные образы.

    Разгадывая кроссворды или ребусы на уроках изобразительного искусства, ребята закрепляют знания о живописи, графике, скульптуре, накапливают запас художественных терминов и зрительных образов, учатся любить и понимать искусство.

    Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание. В игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Для застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя.

    Однако,  не следует приучать учащихся к тому, что на каждом занятии их ждут новые игры.

     Игра - не самоцель, она не должна проводиться только ради развлечения.

    В заключении можно сказать, что каким бы ни было по своей форме занятие, главное, чтобы оно было интересным для учащихся, способствовало развитию способностей, ставило перед ними конкретные задачи и помогало находить их решение, давало простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.



    Предварительный просмотр:

    7 класс.    III четверть.

    Обобщение темы четверти: «Своя игра»

    Тип урока: повторение знаний

    Цели:  

    Совершенствование, обобщение и закрепление знаний учащихся по изобразительному искусству;

    Развитие познавательного интереса,  мышления, памяти, внимания.

     Воспитание культуры общения.

    Задачи игры:

    Повторить  и обобщить  знания по предмету.

    Формировать  системно-информационный  подход  к анализу окружающего мира.

    Формировать  умения  и навыки ,  которые носят в современных условиях научный, интеллектуальный характер

    Форма занятия: имитационная игра-соревнование

    Технология: игровая.

    Организация подготовки  игры: непосредственно перед уроком класс делится на 3 команды (по рядам), выбрать капитанов.  Подсчет баллов осуществляет учитель.

    Оборудование: оформление доски ( девиз, таблица), песочные часы, колокольчик.

    Структура урока:

    1.Организационный момент: приветствие, объявление темы урока, правил игры, разминка.

    2."Своя игра".

    3.Подведение итогов.

    Ход игры.

     Сегодня я приветствую вас  на “Своей  игре”.  Приглашаю всех  к участию в нашем соревновании, под девизом “Знание есть сила, а сила есть знание”. Сегодня вы попробуете  доказать,   что для вас, главное богатство – это знания. В  игре принимают участие 3  команды (объявить названия и командиров). Во время игры необходимо соблюдать правила:

    1. Каждая команда самостоятельно  выбирает вопрос и его стоимость.
    2. Тишина во время обсуждения.
    3. Никаких подсказок, за это снимаются баллы.
    4. На обдумывание каждого вопроса дается ровно 20 секунд.
    5. Команда, правильно ответившая на вопрос, получает количество баллов  равное стоимости вопроса, за неправильный ответ – баллы не начисляются.

    Перед началом игры небольшая разминка.  Команда, правильно ответившая на вопрос,  получает- 2 балла.  Отвечает на вопрос первой та команда, которая первой подняла руку.

    Разминка

    Не только часть руки, но и инструмент художника.  ( кисть)

    Не только слой почвы, но и первый слой краски на холсте.  ( грунт)

    Не только единица уровня громкости звука, но и задний план картины. ( фон)

    Не только король Таиланда, для которого строился Золотой дворец, но и оправа для картины.(рама)

    Не только возвращение к власти королевской династии, но и восстановление картин.

    ( реставрация)

    Не только чудаковатый человек, но и подлинник художественного произведения. ( оригинал)

    Игра

    Интеллектуальная разминка

             1

            2

            3

            4

            5

            6

    Художественные

    омонимы

             1

            2

            3

            4

            5

            6

    Шутим вместе

            1

            2

            3

            4

            5

            6

    Расширяем кругозор

            1

            2

            3

            4

            5

            6

    Русская живопись и графика

            1

            2

            3

            4

            5

            6

    Интеллектуальная разминка

    1. грунтовая, автомобильная, засохшая, масляная, акварельная, эмалевая, яркая…( краска)

    2. простой, химический, твердый, мягкий, заточенный…….( карандаш)

    3. лунный, скальный, рыхлый, песчаный, глинистый, клеевой, масляный….( грунт)

    4.психологический, словесный, литературный, поясной, парадный, скульптурный….( портрет)

    5.радиационный, общий, светлый, темный, передний, задний……( фон)

    6. компьютерная, векторная, станковая, книжная, газетно – журнальная, прикладная….(графика)

    Художественные омонимы

    1. не только несколько объединенных одним названием музыкальных произведений одного исполнителя, записанных на один диск, но и переплетенные листы для рисования. ( альбом )

    2. не только швейная принадлежность, но и острый шпиль здания. (игла)

    3. не только старинный головной убор замужней россиянки, но и полукруглая или килевидная закомара церковного здания. (кокошник)

    4.не только часть парашюта, но и часть здания церкви. (купол)

    5. не только верхняя часть стопы, но и дугообразное перекрытие, соединяющее стены, или покрытие сооружений выпуклой формы. (свод)

    6. не только перекладина на которую вешают шторы, но и горизонтальный выступ, завершающий стену здания. (карниз)

    Шутим вместе

    1.какой материал для рисования заливает лицо от стыда? (краска)

    2. что художник  «вгоняет в краску»? (кисть)

    3.как называется полуфабрикат картины? (эскиз)

    4 врач произведений искусств. (реставратор)

    5. художник с чувством юмора. (карикатурист)

    6.какая школьная отметка «проживает» в Третьяковской галерее? ( двойка. Имеется в виду картина Федора Павловича Решетникова « Опять двойка».)

    Расширяем кругозор

    1.шесть цветов радуги подразделяют на две группы: «теплые» и «холодные». Какой цвет входит в обе группы?(зеленый)

    2. без какого орудия труда не обойтись ни археологам, ни художникам? (без кисти)

    3.как в живописи называется предварительный набросок картины. (эскиз)

    4. как называют прием, позволяющий показать в картине глубину изображения? ( Перспектива.  В картинах художников эпохи Возрождения впервые стали создавать ясную геометрическую перспективу.)

    5.голландцы, немцы, англичане называют этот жанр  «тихая жизнь», французы и итальянцы говорят «мертвая природа». Что это за жанр?  (натюрморт. Фр. Natyre morte? Что буквально означает «мертвая натура» )

    6.скажите по по-немецки «халтура», «безвкусица», «дешевка»,  если это явление массовой культуры, основанное на имитации хорошо известных образцов классического искусства.  (китч)

    Русская живопись и графика

    1. «Последний день Помпеи»,  кисти какого художника принадлежит это произведение? (Карл Павлович Брюллов)

    2. какой московский собор изображен на картине  Василия Ивановича Сурикова «Утро стрелецкой казни»? (собор Василия Блаженного)

    3. где на картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи» найти самого художника? (В глубине картины на лестнице теснится толпа людей, среди них художник с ящиком на голове – это Брюллов изобразил себя)

    4. назовите главного натурщика  Ивана Константиновича Айвазовского (море)

    5.какой российский художник признан лучшим мастером  русской исторической картины? (Василий Иванович Суриков)

    6.о какой картине Сурикова Крамской писал «….низкий потолок, тесная и темная изба только подчеркивают былую мощь некогда «полудержавного властелина»? ( «Меньшиков в Березове»)

    Подведение итогов

    Поблагодарить учащихся за игру.

    Подсчитываются баллы каждой  команды.  Определяется команда-победитель.

     Награждение  победителей грамотой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Декламационный метод обучения как средство развития музыкальных способностей у младших школьников в классе фортепиано

    Эта методическая разработка предназначена для развития музыкальных творческих способностей школьников на основе использования декламационного метода обучения. Полезна для преподавателей по классу форт...

    Декламационный метод обучения как средство развития музыкальных способностей у младших школьников в классе фортепиано

    Эта методическая разработка предназначена для развития музыкальных творческих способностей школьников на основе использования декламационного метода обучения. Полезна для преподавателей по классу форт...

    Декламационный метод обучения как средство развития музыкальных способностей у младших школьников в классе фортепиано

    Эта методическая разработка предназначена для развития музыкальных творческих способностей школьников на основе использования декламационного метода обучения. Полезна для преподавателей по классу форт...

    Методический семинар "Краеведение как одно из средств развития личностных качеств учащихся на уроках географии и во внеурочное время"

    Данная презентация содержит описание педагогического опыта работы участника муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России", описание инновационной методики и технологии, ...