Проектная деятельность как форма развития творческих способностей учащихся.
статья на тему

Батуева Наталья Михайловна

 

Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.

Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как форма развития творческих  способностей учащихся.

Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.

Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции:

• общенаучную;

• информационную;

• познавательную;

• коммуникативную;

• ценностно-смысловую;

• социальную;

• стремления личностного самосовершенствования.

Что же такое ученический проект? Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

На протяжении нескольких лет мои ученики создают полезные модели. Ученик или группа учащихся работают над одним проектом в течение всего учебного года.

Во время работы над проектом ученики самостоятельно ставят задачи, учатся находить пути их решения, привлекая знания из различных областей наук, самостоятельно находят недостающие сведения из всевозможных источников, выдвигают гипотезы, учатся устанавливать причинно-следственные связи. Развиваются менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс (изделие); умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

По окончании работы проводится презентация модели сначала в своем классе, а затем проходит защита проекта на научно-практической конференции школы и на интеллектуальном форуме молодежи «Шаг в будущее». Защиты проектов волнительны для ребят, но после «репетиции» в школе ученики более уверенно чувствуют себя на молодежном форуме.

Защита проекта помогает учащимся развивать монологическую речь, умение уверенно держаться во время выступления, артистические умения, умение отвечать на неожиданные (порой каверзные) вопросы, умение готовить и применять средства наглядности.

 Так же хочется отметить, что послушав своих товарищей, многие ученики проявляют желание заняться проектной деятельностью.

 Созданные модели «Координатная плоскость», «Тренажер тестового опроса»,  дидактическая игра «Тихая охота», видео задачник с элементами изучения правил дорожного движения и др. регулярно используются на уроках. Такая форма работы очень интересна учащимся

Преимущества проектной деятельности в школе налицо:

1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»:

- ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

- ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;

- ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;

- ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;

- ученик субъект обучения – учитель партнер;

- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.

3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.

4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и нести ответственность за совместную работу, учатся вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, находить компромисс.

5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.

6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.

7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.

Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности могут возникнуть определенные проблемы:

1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.

2. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.

3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у учащихся среднего звена.

4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.

5. Возрастает нагрузка на учителя.

Как же их разрешить?

1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.

2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.

3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.

4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.

5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.

В подготовке этой статьи использовались следующие источники:

1. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.

2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.

3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, 2004, № 1.

4. Коханова В.А. Метод проектов как технология личностно ориентированного образования на уроках литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная проектная деятельность как форма развития одаренных детей

При изучении проблемы индивидуализации познавательной деятельности школьников были разработаны рекомендации обоснованного выбора форм работы с учащимися для создания учебного баланса на уроке.Использо...

Проектно – исследовательская деятельность, как форма развития творческого потенциала учащихся на уроках технологии.

Современное общество предлагает учащимся совершенно разные виды деятельности, которые увлекают их все больше и больше. Цифровое пространство и интернет-сообщество предлагают учащимся целый спектр разв...

"Проектная деятельность как форма организации работы с учащимися"

ЭПИГРАФ: «Скажи мне – и я забуду,                       Покажи мне – и я запомню,              ...

"Проектная деятельность как форма организации работы с учащимися"

ЭПИГРАФ: «Скажи мне – и я забуду,                       Покажи мне – и я запомню,              ...

Проектно-исследовательская деятельность как форма развития творческой личности

Практическая ценность моей работы заключается в возможности использования метода проектов в организации исследовательской деятельности учащихся с учителями -предметниками, не только математического ци...

Проектная деятельность как форма организации работы с учащимися

Проектная деятельность как форма организации работы с учащимися...

Проектная деятельность-эффективный метод развития личности учащегося

Чтобы у учащегося  развивалось творческое мышление, необходимо,чтобы он сам прошел путь познания.Одним из эффективных способов формирования познавательной деятельности является проектный метод об...


 

Комментарии

Лариса Сергеевна Шипаева

Здравствуйте, Наталья Михайловна! Тоже применяю проектную технологию и полность Вас поддерживаю - мощный инструментарий, при помощи которых достигаются множественные цели. К сожалению, не все могут его эффективно использовать - однократное применение не дает ожидаемого эффекта, а постоянное - требует так много времени! Удачи Вам!