Проектная деятельность-эффективный метод развития личности учащегося
статья по математике на тему

Сибгатуллина Рушания Ильдусовна

Чтобы у учащегося  развивалось творческое мышление, необходимо,чтобы он сам прошел путь познания.Одним из эффективных способов формирования познавательной деятельности является проектный метод обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность-эффективный метод развития личности учащегося

Отличительной особенностью новых образовательных стандартов является их деятельностный характер, главная цель которых заключается в развитии личности учащегося.  Упор  сделан не на знания, а на ведущую деятельность. Отсюда возникает вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие способности школьников реализовывать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться различным жизненным обстоятельствам. Необходимо вооружить ребенка такими универсальными учебными действиями, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе, обеспечивая компетенцию «научить учиться».

Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, видеть проблемы и искать пути рационального решения, используя современные технологии.

       Сегодня к школе приковано особое внимание, так как государству нужны инициативные, думающие, подготовленные к жизни, труду люди. Именно таких учеников должна выпускать школа.

В последнее время стало наблюдаться снижение познавательной активности учащихся, на уроках преобладает механическое запоминание, работа по образцу, интерес учащихся к изучаемому предмету падает.

Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:

  • 10% от того, что они читают; 
  • 26% от того, что они слышат; 
  • 30% от того, что они видят; 
  • 50% от того, что они видят и слышат; 
  • 70% от того, что они обсуждают с другими; 
  • 80% от того, что основано на личном опыте; 
  • 90% от того, что они проговаривают в то время, когда решают; 
  • 95% от того, чему обучаются сами. 

Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству образования учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учёбе, в том числе и на уроках математики, с другой стороны, предопределило для меня использования проектной деятельности на уроках математики. Проанализировав ситуацию в классах, где я веду математику, пришла к такому выводу: математика начинается вовсе не со счёта, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у ученика развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он сам прошёл путь познания той или иной темы, почувствовал радость открытия нового для себя. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества

Актуальность и перспективность темы   заключается в том, что использование метода проектов позволяет осуществить разностороннее развитие, обучение и воспитание учащихся; развивать их творческие способности и активность; формировать познавательные мотивы учения. Учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который повышает их самооценку и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качеств

           В настоящее время изучение математики имеет целый ряд особенностей и трудностей: уменьшение количества уроков в неделю, оторванность математического образования от жизни, сухой мир цифр и чисел мало воздействует на чувства и эмоции.

Одним из эффективных способов формирования свободной познавательной деятельности является проектный метод обучения, который охватывает большинство учащихся школы, позволяя формировать ключевые компетенции, т.к. в процессе работы над проектом учащиеся овладевают креативными навыками: добыванием знаний из окружающей действительности, владением приемами решения учебно-познавательных проблем, действиями в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания, т.е. формируются универсальные учебные действия.

    Метод проектов – это обучение, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

     Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

       Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
  •  целеполаганию и планированию деятельности;
  •  самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
  • презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
  •  умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
  •  поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
  •  практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  •  выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
  •  проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Проект – это «пять П »:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. 
   В процессе проектной деятельности на уроках математики создаются условия для формирования следующих компетенций

     Проектная деятельность может осуществляется в двух направлениях: применение метода учебного проекта на уроках и в процессе социально-значимой внеурочной деятельности.

    Виды проектной деятельности: групповые и индивидуальные, монопредметные и межпредметные,. Межпредметные   разрабатываются на стыке нескольких учебных дисциплин и требуют от обучающихся большой эрудиции и интеграции полученных знаний, умений и навыков.

развивающий, личностный  характер.

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая  следующая работа:

  • -письменная работа (реферат, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад)
  • -художественная творческая работа ( в области литературы, музыки, ИЗО, технологии)
  • -материальный объект, макет
  • -отчетные  материалы, которые могут включать в себя как тексты, так и мультимедийные продукты.

В организации работы по формированию проектных умений можно выделить три этапа:

1.Подготовительный (5 – 6 класс) 

2.Развивающий (7 – 9 класс) 

3.Учебно – исследовательский (10 – 11 класс) 

Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной  деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность-эффективное средство повышения мотивации учащихся на урока немецкого языка"

Данная работа содержит тнебольшой теоретический материал по применению проектной технологии на уроках немецкого языка на разных ступенях обучения. В этой работе я рассказываю о том,как я работаю над п...

Статья "Исследовательская и проектная деятельность как метод социализации личности"

Применение компетентностного подхода в образовании. Проектная и исследовательская деятельность в основной и старшей школе на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности...

Проектная деятельность как средство развития личности студентов Коломенского политехнического колледжа

Проектная деятельность как средство развития личности студентов Коломенского политехнического колледжа...

Использование проектного обучения в творческом развитии личности.

        В наше время наиболее востребованы и успешны люди с активной жизненной позицией, мыслящие, анализирующие, способные самосовершенствоваться, осваивать новые тех...

Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся на уроках химии».

Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся на уроках химии»....

«Проектно-исследовательская деятельность, как средство развития личности учащихся»

Каждый из нас неоднократно задумывался над вопросом: что необходимо сделать мне, как педагогу, чтобы улучшить процесс обучения и воспитания?Какие эффективные формы, методы и технологии приведут к повы...

Проектная деятельность как метод развития творческих способностей учащихся в детском объединении « Творчество природа».

Проектная деятельность как метод развития творческих способностей учащихся в детском объединении « Творчество природа»....