Мастер-класс на тему: "Развитие творческих способностей на уроках музыки"
методическая разработка по музыке (8 класс) по теме

Стецуренко Наталья Ивановна

Содержит презентацию и сценарий выступления

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon master_klass_stecurenko_n.i.ppt2.86 МБ
Microsoft Office document icon master_klass_stecurenko_n.i.doc49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

(слайд 1) Мастер-класс учителя музыки МБОУ СОШ №29 Стецуренко Натальи Ивановны на тему:

 «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки». (март 2013г.)

               Хоть выйди ты не в белый свет,

               А в поле за околицей,-

               Пока идёшь за кем- то в след,

                Дорога не запомнится.

               Зато, куда б ты ни попал

               И по какой распутице,

               Дорога та, что сам искал,

               Вовек не позабудется!

                                

С древности и до наших дней, каждый решает проблему построения урока по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности 21 века, недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме. Что же можно сделать в этой ситуации?  Процесс образования – это как приготовление хлеба. Существует множество рецептов, каждый учитель выбирает свой, тот самый вкусный на его счёт и пытается именно его разрекламировать и дать попробовать другим, но при этом, неизменно что-то добавляет самобытное, пикантное.

-Ну а я хочу задать вам вопрос: чему учит на уроках учитель музыки? 

(Урок музыки: восприятие музыки, исполнительская деятельность, музыкальная грамотность).

 (Слайд 2)Все основные разделы урока музыки : слушание, пение, музыкальная грамотность, творческая деятельность. И я сегодня хочу остановиться подробнее на развитии творческих способностей детей.

В школьных занятиях музыкой умение или не умение слышать музыку, музыкальность детей, особенно ярко дает о себе знать в пении. Д.Б.Кабалевский подчеркивал необходимость творческого развития детей, прежде всего на собственном исполнительском опыте. «Каждый класс – хор! – вот идеал, к которому должен стремиться каждый учитель музыки». Путь к хору в классе ведет через кропотливую индивидуальную и групповую работу – сольное и ансамблевое пение. Оно необходимо, особенно на начальном этапе, чтобы выявить, на каком уровне находится каждый ребенок, а также спланировать вокально-хоровую работу класса.

Я хочу провести маленький эксперимент. Мне понадобится сейчас помощь одного из вас, прошу Вас выйти ко мне. Я попрошу вас исполнить любую, знакомую вам песню, к примеру 1 куплет песни «Во поле берёза стояла» (поёт)…

Попрошу рассказать о своих ощущениях. Вы сейчас волновались? По-моему Вы эмоционально немного скованны , это так?

От чего появилась зажатость, волнение у вас? (Неожиданное выступление на публике). Спасибо, можете вернуться на своё место.

Негативную роль в сольном исполнительстве играет состояние страха, застенчивости, стеснительности которое провоцирует зажатость. Наиболее встречающаяся причина зажима – психологическая.

Перед нами был взрослый человек. А каково ребенку? Да, есть активные, смелые, но сколько талантливых, одаренных , но робких детей? Школьники при выступлении перед одноклассниками и учителем часто теряются. Для них это сравнимо с концертным исполнением. (слайд 3) Поэтесса  Л. Фадеева очень точно передала это эмоциональное состояние ребенка в стихотворении «Первое выступление».

Стою на сцене.

Зал затих.

И я молчу,

Не вспомнить стих!

Стою и думаю о том,

Сейчас реветь или потом.

Проанализировав проблемы, которые ведет за собой психологическая зажатость, можно сделать вывод, что если от нее не избавляться, то ребенок вряд ли научится петь. Чрезмерное волнение, зажатость не позволяют также мне правильно диагностировать состояние голоса ребенка, уровень его певческих способностей. Моей задачей является то, чтобы этот процесс адаптации прошел максимально быстро и безболезненно для ребенка. Чувство неуверенности в себе, волнение и страх перед выступлением могут преследовать ребенка достаточно долго и доставлять ему много неприятностей в течение всей жизни. Эта проблема, наверно, знакома многим учителям разных предметов. И каждый ищет свои пути ее решения.

Сегодня на свой мастер-класс я принесла черный ящик. В нем находится то, что позволяет мне максимально быстро снять психологическую зажатость в пении. Широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского  художественного творчества. Предмет, предназначенный для игры. Что это может быть? (игрушка)… театральная кукла… пальчиковая…(достаю куклу) (слайд 4)

В помощь учителю множество разновидностей театральных кукол, разновидностей кукольного театра – от самого простого настольного до сложного театра марионеток и кукол в полный рост.

Опять приглашаю этого  же участника на импровизированную сцену. Возьмите эту куклу в руки, как вы её назовёте?… какое у  тебя (имя куклы) красивое платьице, причёска…

А теперь ту же песню нам исполнит кукла (имя куклы)…  (поёт)…

Вопрос конкурсанту: Что изменилось по сравнению с первой ситуацией в ваших ощущениях? Почему? (появилась уверенность, так как внимание публики было сконцентрировано на кукле)

Приём переноса внимания публики на куклу ребенку  позволяет «спрятаться» за нее. Наблюдения за детьми показали, что при таком подходе даже самым робким детям легче справиться со сценическим волнением при выходе на сцену.

Вопрос в зал: Уважаемые коллеги, отличалось ли это исполнение от первого? Каким оно стало? (Более выразительным)

Необходимость исполнять выразительно при использовании театральной куклы становится более естественным и проявляется даже неосознанно.

- а теперь прошу выйти ещё два человека… Вы возьмите детский шумовой инструмент треугольник и стучите на сильную долю песни, а Вы маракасы и играйте вот так (показываю).  У нас получится ансамбль! Исполните песню вместе, втроём.(исполняют). Спасибо! Аплодисменты!!!  

Я применяю кукольный театр и игру на шумовых инструментах при работе над отдельными песнями, а также вместе с детьми мы ставим небольшие музыкальные  спектакли, исполняем  песни с танцевальными движениями.

Также гимнастика очень хорошо позволяет снять напряжение мышц, участвующих в пении.   ((Я думаю, будет не плохо, если некоторые упражнения сделаем и мы.

проведение элементов вместе с участниками мастер-класса (танец ёжики?)

После работы над дыханием, дикцией, обычно идет работа над выразительным исполнением.  Поэтому данный этап проходит быстрее, удачнее. Это еще один плюс использования кукольного театра в исполнительской деятельности на уроке музыки.

-Скажите, представляется ли вам возможным использование кукольного театра или основ театральной педагогики на своих уроках? (Ответы участников мастер-класса)

 

(слайд 5) Кроме исполнения песен на уроках мы обязательно слушаем музыку, музыку разных эпох, стилей. Особенно  детям запоминаются занятия, на которых они сами рисуют красками во время слушания музыкальных произведений. (слайд 6)  Нужно изобразить на бумаге движение  звучащей музыки, её настроение, характер. Таким образом, у детей ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче образного восприятия, им свойственна творческая активность.

Я не прошу детей нарисовать что-то конкретное, главное подумать, для изображения мелодии линия должна быть тонкая или толстая, ровная, изогнутая или волнообразная… а, может, нужна не линия, а только цветовой фон? Цвета подходят теплых тонов или холодных? Посмотрите на экран, это некоторые рисунки учащихся начальных классов… (слайды 7, 8, 9,10,11  )

(слайд 12) Так же на уроках есть система творческих заданий, вопросов, которые помогают раскрыть образную сущность искусства. К примеру:

 -Можно ли по музыке определить время, судьбу композитора, его характер.

- «Если бы я был режиссером, какой бы я снял фильм, клип по этой музыке?» (зачитать фрагменты творческих работ…)

- Оживите картину средствами музыки... т.е. представьте и расскажите какая музыка звучит в данной картине?

 (слайд 13) Таким образом, ученики становятся на мгновение художниками, режиссерами, поэтами, главными героями сказок, философами и историками.

 Творческие задания на моих уроках не только развивают образно, но и заставляют размышлять, анализировать, включая разные виды творческого познания. Все это воспитывает гармонично развитую личность, развивает умение  взаимодействовать с разными видами искусств и наук. Одним словом музыка расширяет широкий спектр познания. Своеобразным ярким  итогом нашей работы стал Новогодний спектакль, подготовленный моим 8«А»классом для учащихся начальной школы.(слайд 14).

(Задача: убедиться в том, что каждый ученик личность и умеет воспринимать материал, не стесняется высказывать своё мнение, свои мысли и чувства.

Основной результат: развитие личности ребенка на основе  универсальных учебных действий-

Чему учить? Ради чего учить? Как учить?

Цель - обучить самостоятельному решению проблем
Средство - открытие знаний вместе с детьми.

-Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

  1. Веди ученика от собственного опыта к общественному;
  2. Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
  3. Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
  4. Учи анализировать каждый этап работы;
  5. Критикуя, стимулируй ученика. )

  Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

 Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя.

              (слайд 15)

                                                                                                                                                         «Через музыку проникнуть в душу!  

                                                                    Через музыку понять себя!

                                                     Сердцем красоту ты должен слушать –

                                                    Истину откроешь для себя!

  1. Уважаемые коллеги, я желаю вам идти по жизни с песней. Большое спасибо за внимание и помощь.

Проблемно-диалогическая технология (с1999г.) Проблемно-диалогическая технология (с1999г.)
Цель - обучить самостоятельному решению проблем
Средство - открытие знаний вместе с детьми


Цель - обучить самостоятельному решению проблем
Средство - открытие знаний вместе с детьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках музыки и во внеклассной работе

Мною разработаны и успешно применяются на уроках и во внеклассных мероприятиях различные творческие задания  для учащихся 1-8 класса....

Развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС

Важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чём бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе....

Развитие вокальных навыков и творческих способностей на уроках музыки

"Ах, голос! Как он чист, силён и ровен. Душа открыта настежь в нём. Как он прекрасен, благороден, что в сердце трепетно моём..." ...

Развитие творческих способностей на уроках музыки.

Базовая модель обобщения опыта учителя музыки Галкиной Надежды Николаевны....

Мастер-класс на тему "Методы развития творческих способностей обучающихся на уроках естественнонаучного цикла в условиях реализации ФГОС"

В материале представлены цели и задачи мастер-класса; качественные характеристики творческого мышления; условия, стимулирующие развитие творческого мышления обучающихся; мыслительные операции, способс...

Методическая тема "Развитие художественно-творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках ИЗО"

В связи с внедрением ФГОС и нового закона РФ «Об образовании» возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства. Известно, что в младших классах авт...