«Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки как развитие творческих способностей школьников»
статья на тему

Баранов Иван Иванович

Выступление на методическом объединениии«Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки как развитие творческих способностей школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc54.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ Локотская СОШ № 2 им Н.Ф.Струченкова                                                         Брасовского района Брянской области

«Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки как развитие творческих способностей школьников»

Баранов И.И,учитель музыки

         Можно утверждать, что урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников.

        Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления,  способствует сохранению здоровья, укреплению и развитию.

        Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Создание здоровьесберегающего пространства на уроках музыки включает:

1.Соблюдение санитарно – гигиенических норм:

-температура воздуха в кабинете 18-24 градуса

-свежесть воздуха обеспечивается за счет постоянного,

-проветривания помещения во время перемен,

-освещение класса и доски соответствует санитарно-гигиеническим нормам

-неприятных звуковых раздражителей нет

-кабинет уютный и оснащен всем необходимым для комфортного пребывания учащихся.

2.Подача учебного материала на все каналы восприятия, с опорой на ведущую модальность ребёнка (аудиалы, визуалы, кинестетики).

3.Организация обучения в режиме «динамических пауз».

Так как в школе введены дополнительные звонки во время урока для проведения физкультминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, физкультминутки  проводятся систематически на каждом уроке. Физкультминутки являются обязательной составной частью урока (по 1-2 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), введена система разминок для глаз. Для этого используются схемы зрительных траекторий, расположенные на экране. Упражнения сочетают в себе движение глазами, головой и туловищем. Такие упражнения хороши, когда ученикам так необходима физическая разминка, разрядка,  смена деятельности. Во время выполнения упражнений очень важен эмоциональный климат и наличие у школьников желания их выполнять, стремление больше узнать.

        На уроках музыки большое внимание уделяется пению, где дети овладевают основными приемами вокально-хоровой техники. У детей расширяется диапазон, вырабатываются ансамблевые, интонационные навыки, техника хорового пения Вокально-хоровая работа способствует развитию и совершенствованию голоса каждого учащегося, и в результате повышаются чисто голосовые, звуковые качества.

        Наряду с основными формами музыкальной работы с детьми в начальных классах и в среднем звене используются: логоритмика, ритмотерапия, фольклорная арттерапия и другие формы.

Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов.

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

1. Разминка (полька)

Помните о вдохе! Нюхайте воздух!

Учитель: Представьте себе, что вы остановились на ночлег в дремучем лесу, и вдруг откуда-то потянуло гарью, и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность.

Дети выполняют разминку, прослушав стихотворение:

Мы сегодня так играем –

Нюхать воздух начинаем.

Чем же пахнет? Не понять –

Нужно носиком вдыхать.

Вдох-вдох-вдох-вдох.

Гарью пахнет – ох-ох!

2. «Шаги» (марш)

Учитель: Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки по швам, плечи прямые, мышцы спины расслаблены. Начинайте дышать, - взволнованно, заинтересованно, активно! Вдохи шумные – такие, чтобы было слышно на весь дом! – короткие, как молниеносный укол рапириста. Делайте носом втягивающие дыхательные движения. Не стесняйтесь шмыганья! Крылья носа не расширяются, а наоборот – сужаются. Убедитесь в том, что ноздри не неподвижны, а понемногу начинают «слушаться» вас.

Начинаем ходьбу на месте! Делайте вдох на каждый шаг.

Аты-баты, аты-баты.

А сегодня мы солдаты.

Левой-правой мы шагаем.

Быстро воздух мы вдыхаем.

3. «Ладошки» (полька)

Учитель: Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.

   Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха), сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.

Игра «Кошка ловит мышку».

Подражать мы будем кошке

В кулачки сожмем ладошки.

Запах мышки мы узнаем –

Делать вдох не забываем.

Коготки мы выпускаем –

Мышку быстро мы поймаем!

4. «Повороты» (марш)

Учитель: Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Справа потянуло гарью! Поворачиваем голову вправо и делаем короткий шумный вдох носом. Слева потянуло гарью! Поворачиваем голову влево и также делаем короткий и максимально шумный вдох.

Мышцы шеи расслаблены, влево и вправо поворачивается только голова, но не плечи. Не останавливайте голову посредине движения.

 Игра «Любопытная Варвара»:

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет – не понять,

Нужно носиком вдыхать.

5. «Ушки» (марш)

Учитель: Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены, глаза смотрят вперед. Поочередно наклоняйте голову вначале к левому, потом – к правому плечам, как если бы вы хотели с укоризной сказать кому-то: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!». Не останавливайте голову посредине движения.

Игра  «Старший брат».

Головою покачаем –

Влево-вправо наклоняем.

Будто говорим братишке –

«Ай-ай-ай, как не стыдно!

Ты зачем порвал все книжки? »

Плечи мы не поднимаем –

Воздух носиком вдыхаем.

6. «Малый маятник» (марш)

Учитель: Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Снизу потянуло гарью! Наклоняем голову вниз и делаем короткий шумный вдох носом. Сверху потянуло гарью! Поднимаем голову вверх и также делаем короткий и максимально шумный вдох. Вверх-вниз поднимается и опускается одна только голова, но не плечи. Не останавливайте голову посредине движения.

Игра «Сад-огород»:

Собирайся народ,

Поиграем в «Сад-огород»!

Вверх мы голову поднимем –

Фрукты спелые увидим.

Пахнет грушей очень вкусно.

А внизу растет капуста.

Апельсин на ветке близко –

А внизу растет редиска.

Африканский фрукт – банан,

Овощ синий – баклажан,

От лимона – аромат,

Нюхать лук не каждый рад.

После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Ритмотерапия.

На уроках музыки ритмотерапия применяется тогда, когда в разучиваемом произведении не получается ритмический рисунок. В этом случае сначала необходимо трудные места разучить, применяя специальные ритмические  упражнения, а уже потом разучивать произведение. Кроме того, музыкально – ритмическая минутка способствует улучшению здоровья детей, содействует выпрямлению и разгрузке позвоночника.

Простым жестом – взмахом руки – можно гораздо больше объяснить и показать, чем словами. Да это и не противоречит природе музыки, в которой всегда подспудно чувствуется движение, жест…” (Г.Г.Нейгауз).

Музыка испытывает на себе воздействие “немой интонации” пластики и движения человека, включая язык руки” (Б.В.Асафьев).

        Движение под музыку является одним из приемов освоения и закрепления ключевых и частных знаний музыкального искусства, а также одним из приемов контроля этого освоения. Музыкально-ритмические движения активизируют деятельность обучающихся на уроках музыки, влияют на личность ребенка, давая выход к самовыражению, помогают добиться эмоциональной разрядки.

        Это важно для младших школьников, которые при помощи движений смогут выделить главные признаки трех жанров, разрешить проблемные ситуации на уроке, определить национальный колорит музыки народов мира, а также решить другие задачи, поставленные перед ними на уроках музыки.

        На уроках музыки используются простейшие движения, которые можно исполнить в стенах кабинета, за партами. Эти движения понятны и доступны всем обучающимся:

- марширование;

- движение рук (фразировка);

- элементарные танцевальные движения;

- игра на воображаемых музыкальных инструментах;

- условное (графическое)изображение музыки;

- “свободное дирижирование”.

В основе этих движений лежат следующие музыкально-двигательные задания:

- показ пульса (одной из сторон метра);

- размера (пульса, организованного метром);

- ритмического рисунка (чередование различных длительностей);

- фразировки.

С помощью этих заданий можно определить темп, динамику, различные штрихи. Вроде бы небольшой круг движений, но благодаря им на уроке музыки решается целый ряд важных задач воспитания, образования и развития:

- усвоение основных тем программы;

- осмысление закономерностей музыкального искусства;

- постижение музыкального языка, средств его выразительности и их значение;

- развитие музыкальности;

- активизация процессов познания и деятельности учащихся на уроках;

- формирование двигательной сферы и т.п.

Рассмотрим некоторые виды музыкально-ритмических движений и их значение на уроках музыки в младших классах.

Марширование

Задачи:

- научить культуре марширования;

- четкому вступлению и завершению движения;

- помочь осознать особенности жанра “марш” и его видов;

- научить определять национальный колорит маршей разных народов и их общих черт.

На уроках используются марши С.Прокофьева, Э.Грига, Ф.Шуберта, А.Хачатуряна, Г.Эйслера. Обучающиеся не только маршируют, но и показывают динамику, разный пульс движений, разные виды марша (марш из оперы, балета, игрушечный). Ребята выделяют главную интонацию движением, определяют изобразительность и выразительность жанра. Этот вид движения – самый доступный для исполнения, поэтому на уроках музыки он используется более активно, являясь организующим началом и завершающим аккордом урока в начальной школе.

В качестве примера рассмотрим работу над “Маршем” С.Прокофьева (2 класс, 1 четверть). Тема “Три кита в музыке: песня, танец, марш”.

1 урок - жест подъема, вступление и марширование.

2 урок - точное выполнение входа и остановка. Марширование, как “деревянные солдатики”.

3 урок - остановка по команде и возобновление движения. Остановка на “точку” и продолжение движения на “обрыв” в музыке.

4 урок - самостоятельное движение с остановкой и возобновлением марша по движению – кивку головы учителя.

5 урок – выход под марш на f на полной ступне, на p – на цыпочках.

Такие приемы работы над маршем помогают осознать особенности жанра (четкость, равномерность); ощущать вступления и завершения; через движения показывают изменения динамики.

Движение рук (фразировка)

Этот вид движения требует внимания, помогает выработке навыков вокально-хоровой работы, средств выразительности (темп, динамика), изобразительности в музыке.

Во поле береза стояла” - показ фраз руками помогает работе над высокой певческой позицией – кантиленой, дыханием, мягкой атакой, одновременным вступлением и окончанием фраз.

Уж как шла лиса” - передает шаг лисы, мягкость ее жестов, что помогает формированию мягкой атаки, кантилене, верному звукообразованию, чистому интонированию большой секунды.

Карусель” - круговое движение руки подчеркивает изобразительность в музыке, передает движение мелодии и способствует формированию вокально-хоровых навыков.

В песне Т.Попатенко “Скворушка прощается” движение рук подчеркивает близость разговорной и музыкальной речи.

Данный вид движения продолжается и в старших классах, т.к. там продолжается совершенствование вокально-хоровой работы, где работа над фразой помогает учителю разрешить многие проблемы при разучивании песен и слушании музыкальных произведений.

Танцевальные движения

Этот вид движения на уроках музыки наиболее интересен и разнообразен. Он требует творческого подхода учителя и четкой продуманности назначения изучаемого танца, методики его преподавания.

Уже с первых уроков обучающиеся показывают движением разнообразие видов жанра.

Танец “Вальс” - покачивание головы, корпуса.

Полька” - выделение акцента хлопками, отбиванием воображаемого мяча.

Хоровод “Со вьюном я хожу” - помогает освоению особенностей народных песен-танцев.

Рассмотрим методику работы над танцем “Итальянская полька” С.Рахманинова, 1 часть (2 класс, 1 четверть, 4 урок).

Основные задачи:

- определение жанра;

- выделение главного признака жанра (акцента);

- определение инструмента, подчеркивающего характер танца (бубен или барабан).

Методика работы.

Слушаем произведение. Определяем жанр. Делаем музыкально-педагогический анализ. Определяем фразы. Выделяем акцент хлопком. Показываем акцент ударом в бубен (предварительно выбрав его среди предложенных инструментов).

Исполнение танца – показ акцента ударом в бубен и передача бубна товарищу, чтобы он успел показать следующий акцент. Затем бубен передается на следующую парту (на каждый ряд – по бубну).

Уж как по мосту-мосточку”. Хор из оперы “Евгений Онегин” П.И.Чайковского (2 класс, 3 четверть, 6 урок).

Терапия творчеством. Выполнение творческих заданий на уроке музыки является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников. В процессе музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром.

Сказкотерапия. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты - предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей.

Улыбкотерапия. Медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ученика. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.

Фольклорная арттерапия..Русский песенный фольклор – это естественная система арттерапии, включающая в себя извлечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.

Музыкатерапия – это лекарство, которое слушают. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение, повышают работоспособность. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. По признанию многих ученых музыка способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, вдохновить и воодушевить. В конце прошлого века И.Р.Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.

Известно, что музыка содействует налаживанию контакта с человеком. Ученые установили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, усиливают внимание и т.д.

Как показали современные исследования физиологов (А. Калашников, В. Сауткин и др.) использование перед контрольными и диктантами музыки, отличающейся ровным темпом, мягкими мелодичными интонациями, способствовало снижению нервного утомления и сокращало период нормализации функционального состояния организма детей. С помощью музыки можно уменьшить нервно- эмоциональное напряжение детей как во время занятий, так и во время психоразгрузочных пауз

Непосредственно лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушения координаций, расторможенности, моторных стереотипов), при коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания.

Музыкотерапия включает прослушивание музыкальных произведений, пение песен, выполнение ритмических движений под музыку, сочетание музыки и изодеятельности. Таким образом, музыка способствует улучшению эмоционального состояния детей, повышает качество движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений), содействует коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений, стимулирует речь, нормализуете просодическую сторону (темп, тембр, ритм, интонацию, силу голоса и т.д.).

Музыка И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена оказывают антистрессовое воздействие, нормализует настроение.

Болеро” М.Равеля обладает колоссальным возбуждающим действием в работе с вялыми, паретичными детьми.

Каприз № 24” Н.Паганини повышает тонус организма, настроение.

Пьесы из цикла “ Времена года” П.И. Чайковского (Баркарола, Осенняя песнь) уравновешивают нервную систему.

Лунная соната” Л.Бетховена (Соната № 14) снимает раздражение и успокаивает.

Для снятия чувства тревожности рекомендуется прослушивание “Вальсов” И. Штрауса.

От головной боли в Институте традиционной медицины и музыкальной терапии

(руководитель – академик С.Шушарджан) рекомендуют прослушивание произведений А.Хачатуряна из Сюиты “Маскарад” (Галоп, Вальс)

В качестве тонизирующего средства рекомендуется прослушивание “Венгерской рапсодии” Ф.Листа, “Маленькой ночной серенады” В.Моцарта. Энергетической направленностью отличается “Революционный этюд № 12” Ф.Шопена.

Своеобразным успокоительным средством могут быть произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” (вокальный и инструментальный варианты) и “Мелодия” Х.Глюка.

На основе наблюдений за детьми в процессе звучания музыки следует отметить:

- используйте для прослушивания произведения, которые особенно понравились детям;

- продолжительность звучания музыки должна составлять от 5-10 до 15-20 минут в зависимости от возраста детей и ситуации для ее прослушивания.

Результаты применения элементов музыкотерапии свидетельствуют о том, что обучающиеся становятся более спокойными и доброжелательными, лучше усваивают учебный материал.

В.Бехтерев считал, что среди вспомогательных средств общения самым действенным является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей учащихся с помощью здоровьесберегающих технологий на уроках музыки и во внеурочное время».

Данная работа знакомит с простейшими элементами вокально- хорового обучения: даются понятия о звукообразовании и звуковедении. певческом дыхании и артикуляции, постановке корпуса. необходимом для пени...

презенетация Использование новых технологий на уроке музыка и развитие творческих способностей детей

в презентации раскрывается актуальность использования современных образовательных технологий на уроках музыки. собственный опыт и мктодика преподавания....

Пояснительная записка к методическому семинару «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки - как форма развития творческих способностей учащихся»

Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье: «Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, в...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки - как форма развития творческих способностей учащихся"

Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье: «Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, в...

Использование игровых методов на уроках математики для развития творческих способностей школьников к изучению предмета

Математика в школе является основным учебным предметом. Школьники усваивают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи, без чего невозможно ...

Развитие творческих способностей школьников на уроках музыки и внеурочной деятельности.

На современном этапе образования одной из важнейших  задач является  развитие творческих способностей обучающихся для их успешной самореализации. Овладение способностью к реализации творческ...

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...