Развитие творческих способностей школьников на уроках музыки и внеурочной деятельности.
статья по музыке

На современном этапе образования одной из важнейших  задач является  развитие творческих способностей обучающихся для их успешной самореализации. Овладение способностью к реализации творческих замыслов и готовность к творчеству -  важнейшая задача развития творческого начала ребенка, в чем бы оно не проявлялось.  Для этого надо создать необходимые условия. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей школьников на уроках

музыки и внеурочной деятельности.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» так сказал В. А. Сухомлинский.

На современном этапе образования одной из важнейших  задач является  развитие творческих способностей обучающихся для их успешной самореализации.

Стандарты ориентируют учителя на достижения детьми трех видов результатов обучения: личностные, предметные, метапредметные. Это касается не только уроков,  но и внеурочной деятельности.

Какие  метапреддметные  умения мы формируем на своих уроках и занятиях внеурочной деятельности ?  

Умение наблюдать за явлениями жизни и искусства, понимание их многообразия, участие в жизни социума,  готовность к логическим действиям,  планирование,  контроль. Применение знаково-символических и речевых средств,  для решения коммуникативных и познавательных задач,   Овладение способностью к реализации творческих замыслов и готовность к творчеству. По этому важнейшая наша задача –развитие творческого начала ребенка в чем бы оно не проявлялось. А для этого надо создать необходимые условия.  

Что  мы понимаем под творчеством?  Это деятельность рождающая что-то новое, оригинальное, уникальное. Кроме этого подразумевается и «познавательно-поисковая  художественная практика» ребенка, поскольку на каждом занятии они сами  открывают что-то новое, важное, ранее им не известное в мире искусства.

Дети от природы очень любознательны, полны желания узнавать новое, у каждого ребенка есть свои дарования и таланты, и все что нужно для успешного их развития – это умелое руководство со стороны педагога.

Как помочь ребенку развить в себе способность мыслить творчески? Какова роль педагога в этом сложнейшем процессе?  Конечно это создание благоприятных условий, условий при которых ребенок в процессе занятия  успешно будет развивать свое творческое начало

 Какие же творческие приемы использую на занятиях для развития музыкально-творческих способностей.

Создание  игровой  ситуации. 

Неожиданное начало: « Сегодня у нас в гостях…весёлый музыкант. Послушайте, на каких инструментах может играть наш гость».  Ответы детей – на скрипочке, балалайке и барабане. А дальше начинается творчество – изображаем игру на этих инструментах,  соответственно получается исполнение в характере, передача музыкальных образов, и в некотором роде  импровизация.

Импровизация – это один из путей развития творческих способностей ученика.  Занятия импровизацией можно  преследовать  две взаимосвязанные цели:  выработку интонационного и ладового слуха,  развитие творческой фантазии.

В этом виде деятельности использую такие творческие задания как:

- продолжить мелодию и завершить её, чтобы чувствовалось окончание произведения.

- прохлопать ритмический рисунок, предложенный учителем, а затем придумать свой.

- придумать движения к песне, произведению.

 Пластическая импровизация.  Так в симфонической сказке “Петя и волк” С. Прокофьева учащиеся не только анализируют тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников.

 Происходит гармоничное развитие творческих способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения.

    Вокальная импровизация. Мелодия собственного сочинёния на текст грустный или весёлый, поможет полнее воспринять аналогичное по настроению  музыкальное  проведение, проявить индивидуальные способности.  В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях.

 Примеры стихотворений.

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…

 

Осень красавица в гости пришла,

Кисти и краски с собой принесла,

Стала она вокруг рисовать,

Красным и желтым все заливать

Дети очень любят рисовать.

 Иллюстрации к музыкальным произведениям. Когда дети познакомятся с  произведением, после нескольких раз прослушивания, я предлагаю  нарисовать картину, которая возникла в его воображении при восприятии музыки. Ребята воплощают музыкальные образы в художественные. Часто это домашние задания. Важно сформировать у них серьезное отношение к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного мышления.

Часто я практикую рисунки – отклики на музыкальные произведения.

В музыке семь нот, в живописи семь цветов.  Такие задания «учат детей раскрывать настроение музыкального произведения с помощью цвета, заставляет ребёнка думать и тем самым активизирует мысль, образное видение мира, развивает пространственное мышление. Дети в рисунке выражают свои чувства.  Всё это – по-настоящему.  

 Рисуем песню, куплет -  рисунок.   Можно использовать такой прием, стобы лучше запомнить последовательность куплетов например в песне “Дружат дети всей земли” ребята на отдельных листочках нарисовали сюжет каждой фразы куплета, например: 1 лист – пчёлка и цветок, 2 лист – лист и мотылёк, 3 лист – реки  и леса, 4 лист – в хоре голоса.  И так содержание в рисунках всех трёх куплетов, каждый ребёнок сам выбирал, что он будет рисовать. Таким образом, текст песни запоминается легче и учащиеся класса видят творчество в рисунках своих одноклассников.

Сочиняем песню

Использую такое задание.  На прослушанное  произведению подобрать или сочинить стихотворение, и положить на него мелодию.  

Надо брать музыку песенного характера, чтобы мелодия легко пелась. Это может быть «Грустная песенка», «Октябрь»  Чайковского или другие подходящие произведения. Тоже получаются интересные результаты.

Я – композитор.

Детям предлагаю посмотреть на репродукцию картины художника, или послушать стихотворение или просто посмотреть за окно,  представить себя композитором и рассказать, а какую музыку  они бы сочинили, а как бы звучала ваша музыка.

Это задание способствует аналитическому мышлению, сравнению, владение терминами средств музыкальной выразительности и конечно правильно выразить свои мысли передать их, чтобы окружающие поняли тебя и представили твою музыку.

Музицируем.

 Играем на детских музыкальных инструментах. Выбираем произведение, составляем исполнительский план, подбираем инструменты. И исполняем. Конечно, оркестром руководит дирижёр. И вот взмах руки  дирижёра  “Калинка” в исполнении только что созданного оркестра звучит радостно, искромётно и задорно.  Конечно это плодотворный и интересный творческий процесс, который очень увлекает детей.

Творческие задания.

Активным средством развития творческой деятельности учащихся являются творческие задания. Дети сочиняют музыкальную сказку, колыбельную, рассказ,  красиво оформляют её в виде книжки-малышки, Пусть не все с литературной точки зрения совершено, но каждое из этих творений – это частица жизни маленького человека, его мечта. Это творчество детей, их понимание музыки и любовь к ней.

Музыкальная драматизация

Музыкальная драматизация (инсценирование песни) – наверно одно из любимых видов музыкально-творческой деятельности, которая кроме исполнительского мастерства способствует развитию  артистизма, умение подать себя, умению работать в группе. Можно обыгрывать как народны , так и композиторский песни.  Дать ребятам возможность придумать театрализацию, движения, сюжет. Очень хорошо, когда дети к своей роли готовят элементы костюма. Чаще я предлагаю сделать шапочку для своей роли. (рожки козлят, маски животных, рисунки овощей и т.д.)

Фольклор

     Обязательно нужно прививать любовь к народному творчеству. Использовать фольклор.

Как вид творческой деятельности он уникален.  В пении – прост,  в слушании – красочен, в театрализации – доступен, в танце – лёгок для импровизации. Хочется, чтобы ребята ощущали фольклор не как что-то стародавнее, а как естественную часть их жизни.

Интересными бывают  задания придумать подголоски к песне «Со вьюном я хожу»,  и затем исполнить ее с подголосками,  или придумать хоровод  на песню «Во поле берёза стояла» и вести его. Или обыграть песню «Царевич –королевич».

Еще на занятиях использую флешь-моб. Это и импровизация и двигательная активность и развитие чувства ритма и работа в группах. Группа выбирает себе песню ( «Вместе весело шагать», «Если с другом вышел в путь», «Танец утят», «Чунга –чанга» «Улыбка и т.д.) и готовит импровизированный танец. Затем все вместе его исполняют.

Фестивали

Проводим песенные фестивали. Это прекрасная форма работы, которая способствует развитию и артистизма, и умения держаться на сцене, и развивает творческий  подход в исполнении, и кроме этого коммуникативные способности,   учит слушательской культуре.  На фестиваль каждая творческая группа (класс) готовит свою песню, подбираем, работаем, обыгрываем. Украшаем зал.  Моя задача составить сценарий.

Проводим в конце учебного года день искусства. 

Это большое общешкольное мероприятие праздник искусства. Который проходил как игра – путешествие по станциям. Каждая станция это, какое- то интересное творческое задание.  Все обдумываем, в начале  организационный сбор, какое-то интересное начало, маршрутные листы по которым  творческие группы будут двигаться, исполнение песни, которая всех настроила на творческий лад. В конце – это оформление стены теми творческими работами которые в итоге процесса появились. Все это ярко, красочно, празднично.

Последний раз  на своей станции делала «Угадай мелодию»  Ребята слушали, узнавали, исполняли фрагмент,  (это было несколько песен) затем выбирали картинки, наклеивали на формат А-3, и получалась яркая палитра музыкальных впечатлений.

Вся моя работа основана на педагогике сотрудничества, и творческого общения. Наша задача  - посредством музыкального искусства развивать у школьников  эстетические чувства, классическое представление о прекрасном, воспитывать высоко художественный вкус. Наши занятия  способствуют достижению этих целей, это импульс к творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов во внеурочной деятельности на основе обучения бумагопластике

Развитие учащихся возможно лишь в системе развивающего обучения, поэтому современное обучение выдвигает перед педагогами центральную задачу – формирование умений учиться в процессе активной познавател...

Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях курса внеурочной деятельности «Интеллект»

Итоговая работа на курсах повышения квалификации на тему: Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях курса внеурочной деятельности «Интеллект»...

"Развитие творческих способностей детей VIII вида во внеурочной деятельности»

"Развитие творческих способностей детей  VIII вида во внеурочной деятельности»...

Статья "Развитие творческих способностей учащихся на уроках и внеурочной деятельности"

Проблема развития творческих способностей была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества.Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жи...

Статья "Развитие творческих способностей на уроках технологии и внеурочной деятельности"

Статья "Развитие творческих способностей на уроках технологии и внеурочной деятельности"...

Развитие творческих способностей школьников на занятиях курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика"

Данная стать носит ознакомительный характер с курсом по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для 7 класса....