внеурочная деятельность по легкой атлетике
календарно-тематическое планирование по физкультуре (5 класс)
КТП по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 89.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2»
________________________________________________________________
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам.директора по ВР Директор школы
__________ /Михайлова Ю.М../ _____________/М.В.Тиунова /
Ф.И.О. Ф.И.О.
Протокол №____ Приказ №____
от «__» ____________ 2023 г от «__»____________ 2023г.
.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности « Лёгкая атлетика» 5-9 классы
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины модуля)
Туксин Кирилл Сергеевич
(Ф.И.О. учителя-разработчика)
2023 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности учащихся «Легкая атлетика» носит модифицированный (адаптированный) характер, составлена в соответствии с ФГОС второго поколения, с основной образовательной программой, а также на основе
- методических рекомендаций внеурочной деятельности «Легкая атлетика» под редакцией Г.А. Колодницкого, В.С. Кузнецова, М.В.Маслова (Просвещение, 2011год);
- комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич (М.: Просвещение, 2012. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации).
Программа внеурочной деятельности учащихся «Легкая атлетика» физкультурно-спортивной направленности реализует спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Никогда за всю историю общества движение не было столь необходимым человеку, как в наши дни. Исключительный интерес к этой проблеме определяется в первую очередь, тем, что возможности человеческого организмы огромны, а реализовать их не всегда удается. И наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья, как считают ученые, является именно занятия легкой атлетикой.
Легкая атлетика, один из основных и наиболее массовых видов спорта, не зря называют "королевой спорта". По количеству разыгрываемых комплектов медалей, представительству стран-участниц всех континентов и числу зрителей, наблюдающих за соревнованиями на стотысячных стадионах, она не имеет себе равных.
Легкая атлетика имеет большое прикладное значение, ведь с ее помощью развиваются основные физические качества - выносливость, сила, скорость, гибкость, что широко применяются в повседневной жизни, в частности - в трудовой деятельности. Во время занятий легкой атлетикой приобретаются навыки координации движений, быстрого и экономического передвижения и рационального выполнения сложных физических упражнений. Все кто занимаются легкой атлетикой, приобретают специальные знания относительно техники исполнения физических упражнений, основных функций человеческого организма, организации тренировочных занятий, режима личной гигиены, питания, работы и отдыха. Кроме этого, легкая атлетика имеет воспитательное значение, способствуя популяризации здорового образа жизни. Правильная организация и методика проведения занятий и соревнований положительно влияют на формирование личности человека, развитие ее моральных качеств (воли, целенаправленности, выдержки) и умственных способностей (самооценки собственных возможностей и тому подобное).
Легкоатлетические упражнения требуют от детей развития физических качеств, специфических антропометрических особенностей, высокой психической устойчивости, умения качественно реализовывать эти потенциальные способности в конкретных и разнохарактерных видах спортивных упражнений.
Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта, морально - волевых и нравственных качеств, коллективных действий. Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной предметной деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний и умений, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в младшем школьном возрасте, что повышает самооценку ребёнка, и его оценку в глазах окружающих. Программа предусматривает постепенное развитие физических качеств с учетом сенситивных периодов развития детей и индивидуализации педагогического процесса.
Актуальность занятий легкой атлетикой со школьниками обусловлена общественной потребностью развития здорового поколения. Ухудшение здоровья подрастающего поколения достигло масштабов национальной проблемы. Постоянно растет число детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Характерной особенностью является рост числа социально обусловленных заболеваний.
Отличительной особенностью представленной программы является то, что она, основываясь на курсе обучения, раскрывает обязательный минимум для такого рода программ. В программе отражены основные задачи на этапах годичного цикла тренировки, построение учебно-тренировочного процесса на этапах: начальной подготовки, специальной подготовке; этапе спортивного совершенствования, распределение объемов основных средств и интенсивности тренировочных нагрузок в недельных циклах; участие в соревнованиях по их значимости. Также особенностью представленной программы является сведение основных параметров учебно-тренировочного процесса (нагрузок, средств, методов контроля) в одну принципиальную схему годичного цикла тренировки, рассчитанную на 34 недели. В рамках этой программы осуществляется проведение системного отбора учащихся, имеющих задатки и способности к дальнейшей спортивной ориентации и профессиональной деятельности в области легкой атлетики. Данная программа создает условия для развития и подъема массовости в городе занимающимися легкой атлетикой.
Педагогической целесообразностью создания программы можно считать, что программа по легкой атлетике является одним из «механизмов» реализации целей и задач по профилактике заболеваний, вредных привычек и правонарушений, а также укреплению здоровья, через всестороннее развитие двигательной активности школьника при занятиях легкой атлетикой.
Цель программы – создание оптимальных условий и содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка и укрепление здоровья занимающихся, через обучение легкой атлетике.
Целостная система подготовки решает следующие основные задачи:
Обучающие:
-формирование стойкого интереса к занятиям легкой атлетикой;
-формирование специальных знаний, умений и навыков.
Развивающие:
-развитие физических способностей;
-раскрытия потенциала каждого ребенка;
-развития морально
-волевых качеств;
-развития внимания, мышления.
Воспитательные:
-воспитание нравственных, эстетических личностных качеств обучающихся:
доброжелательность, трудолюбие, честность, порядочность, ответственность,
культуру поведения, уважение к людям,
-взаимопонимание и бесконфликтность в общении.
Предметные, метапредметные и личностные результаты
Предметные результаты:
- формирование знаний о легкой атлетике и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
Личностные результаты:
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:
- потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;
- умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;
- спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
- стремление вовлечь в занятия легкой атлетикой свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
Формы и режим занятия: групповые занятия, длительность занятия – 40 минут
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часа в неделю — 68 часов в год.
Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Для более качественного освоения предметного содержания занятия подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:
- образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;
- образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов легкой атлетики, подвижных игр, спортивных игр;
- образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих занятиях, формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки.
Основными формами подведения итогов программы являются:
- тестирование;
- умение осуществлять бег на заданной дистанции, осуществлять различные виды прыжков и метаний, выполнять индивидуальные и коллективные действия.
- знание основ техники легкоатлетических, специальных беговых упражнений и способность применения их на практике:
- способность самостоятельно осуществлять и организовать занятие по легкой атлетике.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Тестирование проводится с целью определения эффективности занятий 2 раза в год по выбору педагога. Тесты выбираются педагогом исходя из цели занятий.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
- итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Основными показателями выполнения программных требований являются:
- выполнение контрольных нормативов;
- овладение теоретическими знаниями;
- знание и выполнение правил легкоатлетических, специальных беговых упражнений;
- способность применять основные приёмы самоконтроля;
- знание правил поведения в спортивном зале и на спортивной площадке;
- знание основ истории развития лёгкой атлетики
В результате изучения программы «Лёгкая атлетика» учащиеся должны
Характеризовать
- значение лёгкой атлетики в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
- прикладное значение легкоатлетических упражнений;
- правила безопасного поведения во время занятий лёгкой атлетикой;
- названия разучиваемых легкоатлетических упражнений;
- технику выполнения легкоатлетических упражнений, предусмотренных учебной программой;
- типичные ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений;
- упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
- основное содержание правил соревнований в беге на короткие и средние дистанции, прыжках в длину и в высоту с разбега, метании малого мяча (гранаты) на дальность;
- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами лёгкой атлетики.
Уметь
- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях лёгкой атлетикой;
- технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты);
- контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях лёгкой атлетикой;
- выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.
Демонстрировать:
5-6 класс
Оценка | Прыжок в длину с места (см) | Бег 30м (сек) | Подтягивание (мальчики) | Поднимание туловища из положения, лежа на спине за 30сек. (девочки) | Бег 1000м (мин. сек.) | |||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | |||
Высокий | 190 | 170 | 9 | 20 | ||||
Средний | 170 | 150 | 6 | 17 | ||||
Низкий | 150 | 130 | 2 | 11 |
7-8 класс
Оценка | Прыжок в длину с места (см) | Бег 30м (сек) | Подтягивание (мальчики) | Поднимание туловища из положения, лежа на спине за 30сек. (девочки) | Бег 1000м (мин. сек.) | |||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | |||||
Высокий | 208 | 185 | 10 | 22 | ||||
Средний | 190 | 170 | 8 | 19 | ||||
Низкий | 170 | 143 | 3 | 12 |
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Из них | ||||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | ||||
1 | Бег на короткие дистанции | 60 | 16 | 16 | 14 | 14 | |
2 | Метание малого мяча | 60 | 16 | 16 | 14 | 14 | |
3 | Прыжки в длину с разбега «согнув ноги» | 56 | 12 | 12 | 16 | 16 | |
4 | Прыжки в высоту «перешагиванием» | 52 | 10 | 10 | 16 | 16 | |
5. | Подвижные игры с элементами легкой атлетики | 44 | 14 | 14 | 8 | 8 | |
Итого часов: | 272 | 68 | 68 | 68 | 68 |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Из них | |
теория | практика | |||
1. | Бег на короткие дистанции | 16 | В процессе обучения | 16 |
Техника выполнения высокого старта | 4 | - | 4 | |
Техника выполнения низкого старта | 6 | - | 6 | |
Стартовый разгон и бег по дистанции | 6 | - | 6 | |
2 | Прыжки в длину с разбега "согнув ноги" | 12 | В процессе обучения | 12 |
Техника отталкивания в прыжках в длину с разбега «согнув ноги» | 6 | - | 6 | |
Техника приземления | 6 | - | 6 | |
3. | Прыжки в высоту с разбега способом "перешагивание | 10 | В процессе обучения | 10 |
Техника отталкивания с места и небольшого разбега, а также правильному выполнению маховых движений ногой и руками при отталкивании | 4 | - | 4 | |
Постановка толчковой ноги на место отталкивания | 6 | - | 6 | |
4. | Метание малого мяча | 16 | В процессе обучения | 16 |
Техника выполнения хлесткому движению метающей руки в финальном усилии | 2 | - | 2 | |
Техника выхода в положение "натянутого лука" в финальном усилии | 2 | - | 2 | |
Метание малого мяча с одного шага, стоя боком в направлении метания. | 8 | - | 8 | |
Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 6-8м. | 4 | - | 4 | |
5. | Подвижные игры с элементами легкой атлетикой | 14 | В процессе обучения | 14 |
Развитие физических способностей в подвижных играх с элементами легкой атлетики | 14 | - | 14 |
Содержание
1 раздел: Беговые упражнения
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой атлетике
Физическая культура человека
- режим дня, его основное содержание и правила планирования.
Практическая часть: высокий старт, низкий старт, стартовый разгон, бег с ускорением, высокий старт. Бег с высокого старта. Бег с опорой на одну руку.
2 раздел: Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в длину с разбега.
- история развития легкой атлетики
Практическая часть: Прыжки в длину с места. Отталкивание в прыжках в длину с разбега. Приземления. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники прыжков.
3 раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в высоту.
Физическая культура (основные понятия).
- физическое развитие человека
Практическая часть: Отталкивание с места и небольшого разбега, а также правильному выполнению маховых движений ногой и руками при отталкивании. Постановка толчковой ноги на место отталкивания. Прыжки в высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и прыжков.
4 раздел: Метание малого мяча
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.
Физическая культура человека
- значение правильного питания при занятиях спортом
Практическая часть: Метание теннисного мяча с одного шага, стоя боком в направлении метания. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 6-8м
5 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.
Способы двигательной деятельности
- подготовка к занятиям легкой атлетикой
Практическая часть:
Игры с бегом: «Волк во рву», «Жмурки», «Ловушки», «Картошка», «Выше ноги от земли», «Лапта», эстафеты.
Игры с прыжками: «Попрыгунчики-воробушки», «Прыжки по полоскам», «Перемена мест», Игра «Удочка», «Бой петухов»
Игры с метанием: «Кто дальше бросит», «Невод», «Гонка мячей по кругу».
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Из них | |
теория | практика | |||
1. | Бег на короткие дистанции | 16 | В процессе обучения | 16 |
Техника выполнения низкого старта | 4 | - | 4 | |
Стартовый разгон и бег по дистанции | 6 | - | 6 | |
Техника движения рук в беге | 6 | - | 6 | |
2 | Прыжки в длину с разбега "согнув ноги" | 12 | В процессе обучения | 12 |
Техника отталкивания в прыжках в длину с разбега «согнув ноги» | 6 | - | 6 | |
Техника приземления | 6 | - | 6 | |
3. | Прыжки в высоту с разбега способом "перешагивание | 10 | В процессе обучения | 10 |
Техника отталкивания с места и небольшого разбега, а также правильному приземлению в прыжках в высоту | 4 | - | 4 | |
Техника разбега в сочетании отталкиванием | 6 | - | 6 | |
4. | Метание малого мяча | 16 | В процессе обучения | 16 |
Техника выполнения хлесткому движению метающей руки в финальном усилии | 2 | - | 2 | |
Техника выхода в положение "натянутого лука" в финальном усилии | 2 | - | 2 | |
Техника выполнения скрестного шага | 2 | - | 2 | |
Метание малого мяча с двух – трех шагов разбега | 6 | - | 6 | |
Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 8 - 10м. | 4 | - | 4 | |
5. | Подвижные игры с элементами легкой атлетикой | 14 | В процессе обучения | 14 |
Развитие физических способностей в подвижных играх с элементами легкой атлетики | 14 | - | 14 |
Содержание
1 раздел: Беговые упражнения
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой атлетике
Физическая культура человека
- закаливание организма.
Практическая часть: низкий старт, стартовый разгон и бег по дистанции 40-60 м, движение рук в беге, бег с ускорением.
2 раздел: Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в длину с разбега
История развития легкой атлетики.
- легкая атлетика - как вид спорта
Практическая часть: прыжки в длину с места; отталкивание в прыжках в длину с разбега. Приземления. Разбег в сочетании с отталкиванием. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники прыжков.
3 раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в высоту.
Физическая культура (основные понятия).
- физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитие физических качеств
Практическая часть: отталкивание с места и небольшого разбега, а также правильному приземлению. Разбег в сочетании с отталкиванием. Прыжки в высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и прыжков.
4 раздел: Метание малого мяча
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.
Физическая культура человека:
- основные приёмы самоконтроля.
Практическая часть: метание теннисного мяча, стоя боком в направлении метания, выход в положение "натянутого лука" в финальном усилии; выполнение хлесткому движению метающей руки в финальном усилии; метание малого мяча с двух – трех шагов разбега; метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 8-10м.
5 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.
Способы двигательной деятельности
- проведение самостоятельных занятий прикладной физической культурой.
Практическая часть:
Игры с бегом: «Знамя», «Жмурки», «Ловушки», «Выручай!», «Выше ноги от земли», «Лапта», эстафеты.
Игры с прыжками: «Кузнечики», Прыжки по полоскам», «Перемена мест», «Удочка», «Бой петухов»
Игры с метанием: «Кто дальше бросит», «Невод», «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему».
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Из них | |
теория | практика | |||
1. | Бег на короткие дистанции | 14 | В процессе обучения | 14 |
Техника выполнения низкого старта и стартового разгона | 6 | - | 6 | |
Стартовый разгон и бег по прямой дистанции с максимальной скоростью | 8 | - | 8 | |
2 | Прыжки в длину с разбега "согнув ноги" | 16 | В процессе обучения | 16 |
Техники движения в полете в прыжках в длину с разбега | 8 | - | 8 | |
Ритм последних шагов | 8 | - | 8 | |
3. | Прыжки в высоту с разбега способом "перешагивание | 16 | В процессе обучения | 16 |
Техника разбега в сочетание с отталкиванием | 8 | - | 8 | |
Техника перехода через планку | 8 | - | 8 | |
4. | Метание малого мяча | 14 | В процессе обучения | 14 |
Техника выполнения скрестного шага | 2 | - | 2 | |
Техника метания малого мяча на дальность с трех бросковых шагов | 2 | - | 2 | |
Отведение руки с малым мячом на два шага и метанию с четырех бросковых шагов. | 6 | - | 6 | |
Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния10-12м. | 4 | - | 4 | |
5. | Подвижные игры с элементами легкой атлетикой | 8 | В процессе обучения | 8 |
Развитие физических способностей в подвижных играх с элементами легкой атлетики | 8 | - | 8 |
Содержание
1 раздел: Беговые упражнения
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой атлетике
Физическая культура человека
- влияние занятий легкой атлетикой на формирование положительных качеств личности.
Практическая часть: стартовый разгон и бег по дистанции 60 м; стартовый разгон и бег по прямой дистанции с максимальной скоростью.
2 раздел: Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в длину с разбега
История развития легкой атлетики.
- место и значение легкой атлетики в системе физического воспитания.
Практическая часть: прыжки в длину с места; движение в полете в прыжках в длину с разбега; ритм последних шагов в отталкивании в прыжках в длину с разбега. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники прыжков.
3 раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в высоту.
Физическая культура (основные понятия).
-организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Практическая часть: разбег в сочетание с отталкиванием; переход через планку. Прыжки в высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и прыжков.
4 раздел: Метание малого мяча
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.
Физическая культура человека:
- умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях.
Практическая часть: выполнение «скрестного» шага при разбеге; метания малого мяча на дальность с трех бросковых шагов; отведение руки с малым мячом на два шага при разбеге и метанию с четырех бросковых шагов; метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 10-12м.
5 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.
Способы двигательной деятельности
- Организация досуга средствами физической культуры.
Практическая часть:
Игры с бегом: «Футбол», «Баскетбол», «Русская лапта», легкоатлетические эстафеты.
Игры с прыжками: «Кузнечики», «Прыжок за прыжком», «выше ноги от земли», «Удочка», «Бой петухов», прыжки со скакалкой.
Игры с метанием: «Кто дальше бросит», «Метко в цель», «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему», «Лапта»
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 год
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Из них | |
теория | практика | |||
1. | Бег на короткие дистанции | 14 | В процессе обучения | 14 |
Техника бега с максимальной скорости по прямой дистанции | 8 | - | 8 | |
Техника перехода от стартового разгона к бегу по дистанции. | 6 | - | 6 | |
2 | Прыжки в длину с разбега "согнув ноги" | 16 | В процессе обучения | 16 |
Отработка отдельных элементов прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» | 4 | - | 4 | |
Подбор индивидуального разбега для каждого ученика | 6 | - | 6 | |
Прыжок в длину с полного разбега. | 6 | - | 6 | |
3. | Прыжки в высоту с разбега способом "перешагивание | 16 | В процессе обучения | 16 |
Отработка отдельных элементов прыжка в высоту способом «перешагивания» | 4 | - | 4 | |
Подбор индивидуального разбега для каждого ученика | 6 | - | 6 | |
Прыжок в высоту с полного разбега. | 6 | 6 | ||
4. | Метание малого мяча | 14 | В процессе обучения | 14 |
Техника отведения руки с малым мячом на два шага в ходьбе и медленном беге. | 4 | - | 4 | |
Технике разбега и метанию малого мяча с полного разбега | 6 | - | 6 | |
Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 12-16 м. | 4 | - | 4 | |
5. | Подвижные игры с элементами легкой атлетикой | 8 | В процессе обучения | 8 |
Развитие физических способностей в подвижных играх с элементами легкой атлетики | 8 | - | 8 |
Содержание
1 раздел: Беговые упражнения
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой атлетике
Физическая культура человека
- проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Практическая часть: стартовый разгон и бег по дистанции 60 м; стартовый разгон и бег по прямой дистанции с максимальной скоростью.
2 раздел: Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в длину с разбега
История развития легкой атлетики.
- выдающиеся достижения отечественных спортсменов по легкой атлетике.
Практическая часть: прыжки в длину с места; движение в полете в прыжках в длину с разбега; подбор индивидуального разбега для каждого ученика; ритм последних шагов в отталкивании в прыжках в длину с разбега. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники прыжков.
3 раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в высоту.
Физическая культура (основные понятия).
- здоровье и здоровый образ жизни.
Практическая часть: разбег в сочетание с отталкиванием; переход через планку. Подбор индивидуального разбега для каждого ученика Прыжки в высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и прыжков.
4 раздел: Метание малого мяча
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.
Физическая культура человека:
- умение оказывать помощь своим сверстникам.
Практическая часть: выполнение «скрестного» шага при разбеге; метания малого мяча на дальность с трех бросковых шагов; Отведение руки с малым мячом на два шага в ходьбе и медленном беге; метание малого мяча с полного разбега; метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 12-16м.
5 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.
Способы двигательной деятельности
- Организация досуга средствами физической культуры.
Практическая часть:
Игры с бегом: «Футбол», «Баскетбол», «Русская лапта», легкоатлетические эстафеты.
Игры с прыжками: «Кузнечики», «Прыжок за прыжком», «выше ноги от земли», «Удочка», «Бой петухов», прыжки со скакалкой.
Игры с метанием: «Кто дальше бросит», ««Метко в цель», «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему», «Лапта»
№ занятия | Содержание занятия | Дата проведения | Примечание |
Бег на короткие дистанции | |||
1 | Инструктаж по ТБ. ОФП. Изучение техники бега на короткие дистанции: - ознакомление с техникой | ||
2 | Обучение технике спринтерского бега: - изучение техники высокого старта - выполнение стартовых положений | ||
3 | Обучение технике спринтерского бега: - совершенствование техники высокого старта - поворотные выходы со старта без сигнала и по сигналу. | ||
4 | Обучение технике спринтерского бега: - изучение техники низкого старта (варианты низкого старта). - установление стартовых колодок - выполнение стартовых команд | ||
5 | Обучение технике спринтерского бега: - совершенствование техники низкого старта (варианты низкого старта); - установление стартовых колодок | ||
6 | Обучение технике спринтерского бега: - выполнение стартовых команд - повторные старты без сигнала и по сигналу - изучение техники стартового разгона - изучение техники перехода от стартового разгона к бегу по дистанции | ||
7 | Обучение технике спринтерского бега: - изучение техники бега по повороту - изучение техники низкого старта на повороте - изучение техники финиширования - совершенствование в технике бега | ||
8 | ОРУ. Контрольное занятие: бег 60 м. Подвижные игры | ||
9 | Подвижная игра «Пятнашки маршем». Эстафета по кругу. | ||
10 | Подвижная игра «Бег за флажками». Эстафета с предметами. | ||
Прыжки в длину | |||
11 | Инструктаж по ТБ. ОРУ. Обучение технике прыжка в длину с разбега. | ||
12 | ОФП. Изучение техники прыжка в длину способом «согнув ноги»: - ознакомление с техникой | ||
13 | ОФП. Изучение техники прыжка в длину способом «согнув ноги»: - изучение техники полетной фазы | ||
14 | ОФП. Изучение техники прыжка в длину способом «согнув ноги» - изучение прыжка в целом | ||
15 | ОФП. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега | ||
16 | ОФП. Контрольное занятие по прыжкам в длину. Бег в медленном темпе. | ||
17 | Подвижная игра «Сильные и ловкие». Эстафета с прыжками. | ||
18 | Подвижная игра «Охотники и утки». Эстафета с преодолением препятствий. | ||
Метание малого мяча | |||
19 | Обучить хлесткому движению метающей руки в финальном усилии | ||
20 | Обучить выходу в положение «натянутого лука» в финальном усилии | ||
21-24 | Обучить метанию малого мяча с одного шага, стоя боком в направлении метания | 21,23,28, | |
25-26 | Обучить метанию малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1 м) с расстоянием 6-8 м. | 05, | |
27 | Подвижная игра «Снайперы». Эстафета с бегом, прыжками, метанием. | ||
28 | Подвижная игра «Ловкие и меткие». Эстафета с преодолением препятствий. | ||
Прыжки в высоту | |||
29 | Инструктаж по ТБ. ОРУ. Обучение технике прыжка в высоту способом «перешагивание». Спринтерский бег. | ||
30 | Изучение техники прыжка в высоту способом - изучение техники отталкивания | ||
31 | Совершенствование техники прыжка в высоту способом «перешагивание» - техника отталкивания | ||
32 | Изучение техники прыжка в высоту способом - изучение техники перехода через планку | ||
33 | Изучение техники прыжка в высоту способом - изучение техники приземления | ||
34 | Изучение техники прыжка в высоту способом - изучение техники прыжка в целом | ||
35 | ОРУ со скакалками. Совершенствование техники прыжка в высоту. Встречная эстафета. | ||
36 | ОРУ со скакалками. Совершенствование техники прыжка в высоту. Подвижная игра. | ||
37 | ОРУ с набивном мячом. Совершенствование техники прыжка в высоту. Подвижная игра. | ||
38 | Контрольное занятие: прыжки в высоту способом «перешагивание». Подвижная игра. | ||
39 | Подвижная игра «Веревочка под ногами». Эстафета с прыжками. | ||
40 | Подвижная игра «Прыжок за прыжком». Эстафета с преодолением препятствий. | ||
Метание малого мяча | |||
41-42 | ОФП. Совершенствование техники метания мяча. | ,02 | |
43-44 | ОФП. Совершенствование техники метания мяча. Метание набивных мячей 1 кг. | 13, | |
45-46 | ОФП. Совершенствование техники метания мяча. Метание мяча в цель (1*1 м). Бег в медленном темпе. | 20, | |
47 | ОРУ со скакалкой. Совершенствование техники метания мяча. | ||
48 | Соревнования по метанию мяча на дальность. | ||
49 | Подвижная игра «Шагай вперед». Эстафета с предметами. | ||
50 | Подвижная игра «Снайперы». Эстафета. | ||
Прыжки в длину с разбега «согнув ноги» | |||
51 | ОРУ. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега. | ||
52 | ОФП. Совершенствование техники прыжка в длину способом «согнув ноги» - отталкивание, | ||
53 | ОФП. Совершенствование техники прыжка в длину способом «согнув ноги» - техника полетной фазы, | ||
54-55 | ОФП. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега. | ||
56 | Соревнования по прыжкам в длину. Бег в медленном темпе. | ||
57 | Подвижная игра «Ловкие и сильные». Эстафета с предметами. | ||
58 | Подвижная игра «Веревочка под ногами». Эстафета с прыжками. | ||
Бег на короткие дистанции | |||
59 | Совершенствование техники бега на короткие дистанции. Бег по прямой. | ||
60 | Совершенствование техники спринтерского бега: высокий старт, стартовый разгон. | ||
61 | Совершенствование техники спринтерского бега. Бег с высокого старта. Выполнение стартовых положений. Поворотные выходы со старта без сигнала и по сигналу. | ||
62 | Совершенствование техники спринтерского бега: Бег с низкого старта. (варианты низкого старта). Установление стартовых колодок. Выполнение стартовых команд | ||
63 | Совершенствование техники спринтерского бега: - выполнение стартовых команд - повторные старты без сигнала и по сигналу - изучение техники стартового разгона - изучение техники перехода от стартового разгона к бегу по дистанции | ||
64 | Совершенствование техники спринтерского бега: - бег по повороту - низкий старт на повороте - техника финиширования - совершенствование в технике бега | ||
65 | ОФП. Высокий старт с последующим ускорением 10-15 м. Бег 60 м. | ||
66 | ОРУ. Контрольное занятие: бег 60 м. | ||
67 | Подвижная игра «Бег за флажками». Эстафета с предметами | ||
68 | Подвижная игра «Охрана перебежек». Линейная эстафета. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В учебных группах первого и второго года обучения.
В обучении детей основное внимание уделяется освоению знаний, средств, методов общей физической подготовки. Учебное занятие строится традиционно: разминка в виде медленного бега, гимнастических упражнений на растягивание мышечного аппарата, 3-5 ускорений (от 10 до 30 м), около половины времени занятий отводится спортивным и подвижным играм.
В учебных группах третьего и четвертого года обучения.
Обучение на занятиях направлено на изучение разнообразных спортивных упражнений легкой атлетики, на освоение умений правильно оценивать свои возможности в соревновательной, игровой ситуации, распределять свои усилия, действовать рационально и целесообразно планируемому результату, освоению знаний средств и методов специальной физической подготовки.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Для педагога:
- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2012 Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.)
- Пособия Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. кузнецов, М.В. Маслов. - М.: Просвещение, 2011г.
Для обучающегося:
- Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М. 2008г.
- Вамк Б.В. «Тренерам юных легкоатлетов». М. 2009г
- Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. Москва, 2007.
- В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. Планирование и организация занятий.
- М.: Дрофа, 2008. С. – 3312003.
- Лыхов В.И. «Судейство соревнований по легкой атлетике». М. 2008г. Попов В. Б. «Прыжки в длину». М.2011г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/16/picture-595025-1424108908.jpg)
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по легкой атлетике
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности по теме «Техника бега на короткие дистанции»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/20/picture-770686-1458494319.jpg)
Программа внеурочной деятельности по легкой атлетике
Пояснительная записка.Содержание курса.Тематический план.Убебный план.Тестирование.Список литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/28/picture-553978-1669605198.jpg)
Программа внеурочной деятельности по лёгкой атлетике
Программа разработана для учащихся 5-7 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-951175-1512665929.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по легкой атлетике
Программа разработана с учетом основных требований ФГОС к внеурочной деятельности и предназначена для учащихся 5-9 классов. В программе заложены планируемые метапредметные и ли...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/30/picture-1156877-1575124630.jpg)
Сертификат. «Освоение обучающимися способов спортивно-оздоровительной деятельности средствами легкой атлетики»
Участник международного вебинара. февраль 2019 годпрослушал(а) темы:– История развития легкой атлетики.– Содержание рабочих программ по учебному предмету «Физическая культура»п...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/13/picture-781253-1460535484.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности Кружок «Легкая атлетика» 5-7класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Кружок «Легкая атлетика» 5-7класс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/01/picture-655807-1441121708.jpg)
Программа внеурочной деятельности учащихся «Легкая атлетика»
Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности учащихся «Легкая атлетика» носит модифицированный (адаптированный) характер, составлена в соответствии с ФГОС второго поколения...