Оздоровительная гимнастика при ПОДА
методическая разработка по физкультуре

Сарочка Анжелика Станиславовна

Учебный проект разработан с целью изучения сути проблемы при нарушениях опорно-двигательного аппарата, выявлением и разработкой комплексов упражнений оздоровительной гимнастики различной направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Учебный проект

 Комплексы упражнений по оздоровительной гимнастике для лиц с ПОДА

                                                   Учитель физической культуры: Сарочка А.С.

                                                                                        2023-2024 учебный год

План

Введение                                                                                                                 3

   

1. Основные причины  нарушений опорно-двигательного аппарата               4

2. Значение физических упражнений при нарушениях                                     6

 опорно-двигательного аппарата

3. Оздоровительная гимнастика для лиц с ПОДА                                

3.1  Корригирующая гимнастика                                                                        7

3.2  Фитбол гимнастика                                                                                       10

3.3 Суставная гимнастика                                                                                   12

Заключение                                                                                                           14

Список литературы                                                                                              15

ВВЕДЕНИЕ

Человек молод настолько, насколько здоров его позвоночник.

Народная мудрость

   Рост и развитие, состояние здоровья, в настоящее время является одним из главных направлений социальной политики в нашей стране. В современных условиях, характеризующихся кризисом в области социальной сферы и экономики, в России особая роль отводится вопросам совершенствования здоровья населения и, в первую очередь сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях являются актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и наряду с другими демографическими показателями является чутким барометром социально-экономического показателем эффективности деятельности здравоохранения и социальной сферы в целом.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) каждый житель планеты имеет нарушение органов опорно-двигательного аппарата или предъявляет жалобы на боли в них.

Опорно-двигательный аппарат на протяжении жизни человека подвергается постоянной нагрузке и со временем изнашивается. Происходят негативные изменения в суставах и костях, атрофируются и ослабевают мышцы тела, хрящи и связки. Основными причинами изменений являются старение, чрезмерная масса тела, механические повреждения, длительное нахождение в позах, неудобных для человеческого организма. Чтобы поддерживать здоровье опорно-двигательного аппарата, нужно контролировать свое питание, употреблять достаточное количество минералов и витаминов, а также регулярно выполнять упражнения оздоровительной физкультуры.

1. Основные причины  нарушений опорно-двигательного аппарата

 Опорно-двигательный аппарат составляют кости скелета с суставами, связки и мышцы с сухожилиями, которые наряду с движениями обеспечивают опорную функцию организма. Кости и суставы участвуют в движении пассивно, подчиняясь действию мышц, но играют ведущую роль в осуществлении опорной функции. Определённая форма и строение костей придают им большую прочность, запас которой на сжатие, растяжение, сгибание значительно превышают нагрузки, возможные при повседневной работе опорно-двигательного аппарата.

Скелетные мышцы осуществляют как статическую деятельность, фиксируя тело в определённом положении, так и динамическую, обеспечивая перемещение тела в пространстве и отдельных его частей относительно друг друга. Оба вида мышечной деятельности тесно взаимодействуют, дополняя друг друга: статическая деятельность обеспечивает естественный фон для динамической. Как правило, положение сустава изменяется с помощью нескольких мышц разнонаправленного, в том числе противоположного, действия. Сложные движения сустава выполняются согласованным, одновременным или последовательным сокращением мышц ненаправленного действия.

Скелетные мышцы представляют собой не только исполнительный двигательный аппарат, но и своеобразный орган чувств. В мышечном волокне и сухожилиях имеются специальные нервные окончания – рецепторы, которые посылают импульсы к клеткам различных уровней центральной нервной системы.

Основной из причин заболевания опорно-двигательного аппарата является недостаток двигательной активности – гиподинамия. Она возникает в связи с активной заменой ручного труда механизированным, развитием бытовой техники, транспортных средств и т. д. Неблагоприятно сказывается на состоянии всех органов и систем организма, способствует появлению избыточного веса тела, развитию ожирения, атеросклероза, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца.

Отсутствие двигательной активности мышц, окружающих кости, приводит к нарушению обмена веществ в костной ткани и потере их прочности, отсюда плохая осанка, узкие плечи, впалая грудь и другое, что вредно отражается на здоровье внутренних органов. Гиподинамия также приводит к разрыхлению суставного хряща и изменению поверхностей, сочленяющихся костей, к появлению болевых ощущений, создаются условия для образования в них воспалительных процессов.

Нарушения опорно-двигательного аппарата можно условно разделить на следующие основные виды:

1.Заболевания нервной системы (детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит                                    

2. Врожденные патологии опорно-двигательного аппарата (врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития и дефекты верхних и нижних конечностей, а так же позвоночника).

3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата (травматические повреждения конечностей, полиартрит, заболевания скелета).

Нарушенная осанка, сколиоз и плоскостопие являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата и относятся к числу сложных и актуальных проблем медицины и, в частности, лечебной физической культуры.

2. Значение физических упражнений при нарушениях опорно-двигательного аппарата

Занятия физическими упражнениями способствуют улучшению здоровья. Скелетная мускулатура – главный аппарат, при помощи которого совершаются физические упражнения. Хорошо развитая мускулатура является надежной опорой для скелета. Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает слабость мышц спины и плечевого пояса) затрудняется работа легких и сердца, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д. Тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный столб, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают "выпадение" межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков.

Оздоровительные  упражнения при нарушениях опорно-двигательного аппарата нацелены на формирование правильной осанки и свода стопы, укрепление скелетных мышц, совершенствование работы различных органов и систем. Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах. Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за счет увеличения их длины, а за счет утолщения мышечных волокон. Сила мышц зависит не только от их объема, но и от силы нервных импульсов, поступающих в мышцы из центральной нервной системы. У тренированного, постоянно занимающегося физическими упражнениями, человека эти импульсы заставляют сокращаться мышцы с большей силой, чем у нетренированного.

Оздоровительная гимнастика при нарушениях опорно-двигательного аппарата имеют целью профилактическое, корригирующее и тонизирующее действие.

3. Оздоровительная гимнастика для лиц с ПОДА

3.1  Корригирующая гимнастика

Корригирующая гимнастика - вид лечебной гимнастики, направленной на исправление или предупреждение отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата.

Средствами корригирующей гимнастики являются общие развивающие упражнения, упражнения корригирующего характера с предметами и без них, дыхательные упражнения, подвижные игры, плавание, упражнения на специальных тренажерах. Особое внимание на занятиях уделяется профилактике заболеваний позвоночника. В корригирующих комплексах используются упражнения, направленные на укрепление и тонизирование мышц, оказывается направленное воздействие для улучшения осанки.

Комплекс упражнений  для улучшения осанки

 И.П. – основная стойка, палка внизу. 1 – руки вверх, подтянуться; 1-2 – руки за голову, палка на лопатки; 3 – руки вверх; 4 2 И.П.

И.П. – руки вперёд (эспандеры, гантели). 1-2-3 – руки в стороны; 4 – И.П.

И.П. – опора на локти «Дуга». 1-2-3 – прогнуться в грудном отделе позвоночника; 4 – И.П.

И.П. – руки за голову, ноги согнуть в «Полумост». 1-2-3 – поднять таз, напрячь ягодичные мышцы; 4 – И.П.

И.П. – руки за голову. 1 – согнуть ногу под прямым углом; 2 – другую ногу согнуть под углом 90°; 3 – выпрямить одну ногу; 4 – другую ногу; 5 – согнуть одну ногу; 6 – другую ногу; 7 – опустить одну ногу; 8 – опустить другую ногу.

И.П. – руку за голову. 1 – мах согнутой ногой; 2 – И.П.; 3 – мах прямой ногой; 4 – И.П.; То же – другой ногой.

И.П. – руки за голову. «Кроль» ногами (локти от пола не отрывать) – движение ногами в вертикальной плоскости. Повторить два раза с отдыхом.

Диафрагмальное дыхание. 1 – вдох (надуть живот); 2 – выдох (опустить живот).

И.П. – руки за голову. 1-2 – ноги поднять; 3-4 – развести в стороны; 5-6-7-8 – вернуться в И.П.

Круговые движения прямыми руками (с гантелями). 1-2-3-4 – руки вперёд; 5-6-7-8 – руки назад.

Комплекс упражнений с гимнастической палкой

Папку поднять вверх, ногу отвести назад на носок, потянуться вверх. То же другой ногой (5-6 раз).

Упражнение «Колодец»: палку держать за концы, делать круги палкой от себя и к себе (5-8 раз).

Палку держать за концы, имитировать «греблю» вперед и назад.

Палку притянуть на грудь – вдох; опустить, расслабились – выдох (3-4 раза).

Палку держать за концы, руки вытянуть вперед. Делать повороты туловища, держа палку горизонтально (4-6 раз в каждую сторону).

Делать наклоны вперёд, держа палку за концы. Делать махи палкой в сторону и вверх (8-10 раз).

Выпрямиться, палку положить на грудь – вдох, наклон вперёд – выдох.

Палку держать за концы, делать мах палкой вверх на 3 счёта (5-8 раз).

Палку держать за концы поднять вверх. Мах палкой к присогнутой ноге (5-8 раз).

Палку держать за концы. Потянуться вверх – вдох, положить на пол – выдох. Руки развести в стороны – вдох, палку поднять с пола – выдох (2-3 раза).

На три счёта сделать выпад ногой вперёд, палку поднять вверх (3-5 раз).

Кисть поднять к плечу, локоть тянуть вверх – вдох, расслабить локоть – выдох (2-3 раза каждой рукой).

Палку держать за концы, одним движением потянуть за голову, вернуться в И.П. (5- 8 раз).

Палку положить сзади на плечи. На два счёта делать поворот в сторону (4-6 раз в каждую сторону).

Палку положить сзади на плечи. На два счёта делать наклон в сторону (4-6 раз в каждую сторону).

Комплекс упражнений при плоскостопии

Ходьба на носках.

Ходьба на пятках.

Ходьба на внешней стороне стопы.

Ходьба на внутренней стороне стопы.

Ходьба по наклонной плоскости.

Ходьба по палке пальцами, пятками, серединой стопы.

Приседания на палке.

Катание мяча поочерёдно каждой ногой, двумя ногами, подбрасывание мяча двумя ногами.

Приседание на мяче.

Круговые движения стопами на мяче.

Сгибание и разгибание пальцев ног.

Носки врозь, пятки вместе и наоборот.

Скользящие движения стопами назад-вперёд.

Одна нога – на носок, другая – на пятку.

Захватывание пальцами ног мелких предметов.

Круговые движения стопами то в одну, то в другую сторону.

Перекатывание с пятки на носок вместе и попеременно.

Встать из позы сидя «по-турецки».

Скольжение стопой одной ноги по голени другой ноги.

Полуприседание и приседание на носках.

3.2.  Фитбол гимнастика

Новой формой занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки  является фитбол-гимнастика. Фитбол в переводе с английского означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях.

Упражнения на фитболе выполняются из разнообразных и.п. Упражнения в и.п. сидя способствуют тренировке мышц тазового дна, функциональная несостоятельность которых часто выявляется при патологии мочевыводящей системы (энурезы, опущение почек и внутренних органов и др.). Выполнение упражнений на фитболе из и.п. лежа на животе или на спине гораздо тяжелей, чем аналогичных упражнений на устойчивой опоре. Поддержание равновесия привлекает к координированной работе многочисленные мышечные группы, превосходно решая лечебную задачу формирования мышечного корсета за счет укрепления мышц спины и брюшного пресса.

Фитболы позволяют максимально индивидуализировать лечебно-оздоровительное воздействие за счет широких возможностей коррекции осанки как во фронтальной, так и в сагиттальной плоскости.

Упражнения при нарушениях осанки во фронтальной плоскости

Построение в шеренгу. Ходьба по залу. Гимнастические перестроения в ходьбе (ходьба змейкой, иротивоходом, проверка осанки у гимнастической стенки). Разучивание шагов польки. — 5 мин.

И.п:. основная стойка, с мешочком с песком на голове. На счет 1-2 — руки в «крылышки»; на 3-4 — вернуться в и.п. — 6-8 раз.

И.п: то же. На счет 1 — руки вверх, правую ногу отставить назад на носок; на 2 — вернуться в и.п:, на 3-4 — руки вверх, то же — левой ногой. — 6-8 раз.

Ходьба на носках с мешочком с песком на голове вокруг фитбола. Следить за осанкой, одной рукой придерживая фитбол. — 1 мин.

И.п: лежа на спине на фитболе. На счет 1-2 — руки к плечам; на 3-4 — поднять правую ногу; на 5-6 — согнуть ногу в колене; на 7-8 — выпрямить ногу и вернуться в и.п:, на 9-16 — то же левой ногой. — 6-8 раз.

И.п: то же. Перейти в положение сидя, руки в «крылышки», затем медленно вернуться в и.п.

И.п: на четвереньках, фитбол перед грудью. Выполнить упражнение на расслабление.

И.п: лежа на животе на фитболе. На счет 1-2 — поднять ноги, руки в упоре на полу; на 3-4 — движения ногами «ножницы» в вертикальной и горизонтальной плоскости. Голова и позвоночник — в одной плоскости. — 6-8 раз.

Упражнения при нарушениях осанки в сагиттальной плоскости

При сутулой и круглой спине

И.п:. основная стойка, в руках гимнастическая палка. На счет 1-2 — палку завести за лопатки, подтянуть живот; на 3-4 — вернуться в и.п.

И.п: основная стойка. На счет 1-4 — «крылышки» руками.

И.п: лежа на животе на фитболе. На счет 1-2 — руки в «крылышки»; на 3-4 — держать.

И.п: лежа на животе на фитболе. На счет 1-2 — ноги поднять, руки в упоре на полу; на 3-4 — вернуться в и.п.

И.п: лежа на животе на фитболе, руки в упоре на полу. На счет 1-4 — горизонтальные «ножницы» ногами; на 5-8 — вертикальные «ножницы» ногами.

И.п: лежа на спине на фитболе. На счет 1-2 — приподнять голову и плечи, прогнуться, руки в «крылышки»; на 3-4 — держать.

И.п: лежа на спине на фитболе, руки в «крылышки». На счет 1-4 — поднять правую ногу до горизонтального уровня; на 5-8 — вернуться в и.п:, на 9-16 — то же левой ногой.

И.п: лежа на спине на фитболе, руки к плечам. На счет 1-4 — перекатываясь на фитболе, сгибать и разгибать ноги в коленных суставах.

3.3  Суставная гимнастика

Гимнастика для суставов показана не только для профилактики развития заболеваний опорно-двигательного аппарата, но и для их лечения. ЛФК в совокупности с медикаментозной терапией значительно облегчает боль и замедляет течение болезни, так как с помощью комплекса специальных упражнений можно снизить частоту обострений.

Польза суставной гимнастики:

  • устраняет болевые симптомы и снимает мышечный спазм;
  • активирует выработку синовиальной жидкости, необходимой для подвижности суставов;
  • увеличивает метаболизм в мышцах и клетках, благодаря чему разгоняются лимфа, кровообращение, отвечающие за отеки и другие застойные явления;
  • обеспечивает питание хрящевых тканей, что способствует их сохранению от разрушения;
  • формирует мышечный корсет;
  • улучшает осанку

Тазобедренный сустав

Упражнение 1. Круговые движения коленом

1.Исходное положение: сидя или стоя. Ноги согнуты в бедре и колене под прямым углом.

2.Приподнимите одно колено вверх.

3.Удерживая ногу, совершить круговые движения коленом, плавно наращивая амплитуду движения. Сделать 5-7 вращений в одну сторону, затем поменять направление. Выполнить заданное количество повторений каждой ногой.

Упражнение 2. "Циркуль"

1.Встать правым или левым боком к спинке стула. Правая рука на поясе, другой придерживаться за спинку стула.

2.Большим пальцем правой или левой ноги нарисовать полуокружность на полу, не сгибая ногу в колене. Выполнить 5-7 раз, поменять ногу.

Для усиления нагрузки можно приподнять рабочую и рисовать круг на весу.

Коленный сустав

Упражнение 1. Разгибание ноги согнутой в колене

1.Сесть на стул или скамью. Слегка приподнять одно колено.

2.Удерживая данное положение, разогнуть ногу в колене, затем плавно вернуть обратно. Выполнить 5-7 движений на каждую ногу.

Упражнение 2. Сгибание колена назад

1.Исходное положение: стоя, с упором о стену, или лежа.

2.Интенсивными движениями выполнить сгибание колена. Пятка при этом обращена в противоположную упору сторону. Сделать по 5-7 движений на каждую ногу.

Плечевой сустав

Упражнение 1. Круговые движения руками

1.Принять положение стоя. Руки немного отвести в стороны.

2.Совершить круговые движения руками, описывая запястьями круг. Постепенно увеличивать амплитуду до комфортной, затем плавно понижать. Выполнить 2-3 круговых комплекса в одну сторону, затем поменять направление.

Упражнение 2. Движение плечами вперед-назад

1.Принять положение стоя.

2.Очень медленно и плавно отвести плечи максимально назад-потом вперёд.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Опорно-двигательный аппарат - мышечный корсет всего организма, основа всех систем жизнедеятельности. И поэтому очень важно сохранить его здоровье.

Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активности, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Как уже известно, упражнения по физической культуре направлены на профилактическое, корригирующее и тонизирующее действия.

При этом необходимо учитывать свои возможности, состояние здоровья, уровень тренированности и рекомендации лечащего врача. Оздоровительный эффект занятий физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности. Выполнение физическихупражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза. Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека.

Таким образом, только разумные занятия спортом и физической культурой приносят профилактический и оздоровительный эффект. А неправильно организованные занятия физическими упражнениями или проводимые без учета анатомо-физиологических особенностей и состояния организма приводят к патологическим отклонениям в опорно- двигательном аппарате.

Список литературы

1. Оздоровительная работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата : методическое пособие / Л. Г. Подлеснова,А. Г. Могилевская. – Армавир : РИО АГПУ, 2021 – 56 с.

2. Лечебная физическая культура при деформациях и заболеванияхопорно-двигательного аппарата у детей: учебно-методическое по-собие / Сост. Н. И. Шлык., И. И. Шумихина, А. П. Жужгов; отв. ред.Н. И. Шлык. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2014 -168 с.

3. Лечебная физическая культура при деформациях и заболеванияхопорно-двигательного аппарата у детей: учебно-методическое по-собие / Сост. Н. И. Шлык., И. И. Шумихина, А. П. Жужгов; отв. ред.Н. И. Шлык. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2014 -168 с.

4. Коняхина Г.П. Лечебная физкультура для детей с ограниченными возможностями здоровья:учебно-методическое пособие/Коняхина Г.П., Захарова Н.А. – Челябинск : Издательский центр«Уральская академия», 2019 – 81 с.

https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2014/07/13/fizkultura-dlya-lits-s-narusheniem-oporno-dvigatelnogo

https://infourok.ru/lechebnaya-fizicheskaya-kultura-dlya-detej-s-narusheniyami-oporno-dvigatelnogo-apparata-5195547.html

https://gkb11.ru/materials/view/lechebnaya-fizicheskaya-kultura-3350#plosk

https://rsport.ria.ru/20231211/sustavy-1801779186.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оздоровительная Гимнастика

Оздоровительная Гимнастика...

Оздоровительная Гимнастика

Оздоровительная Гимнастика...

Программа дополнительного образования для детей 9-14 лет "Оздоровительная гимнастика с элементами хореографии

Цель обучения по данному курсу: Создать условия направленные на сохранение и укрепление здоровья, подержание высокой работоспособности и улучшение физических возможностей учащихся с учетом конституцио...

Программа курса "Оздоровительная гимнастика"

Дети, имеющие ограниченные физические возможности, выпадают из процесса поступательного развития физических данных, в связи с чем, происходит усугубление отставания в физическом развитии, прогрессиров...

План и анализ воспитательной работы по направлению "Оздоровительная гимнастика" 2012-2013 уч.гг

План воспитательной работы с дошкольниками и их родителями...

План-конспект открытого урока по оздоровительной гимнастике

План-конспект открытого урока по оздоровительной гимнастике...

Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики

Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики...