Современные технологии в преподавании физической культуры
статья по физкультуре

Физкультура и спорт выполняют важнейшие социальные функции, включая оптимизацию физического состояния человека, организацию здорового и активного образа жизни. Благодаря занятиями физкультурой можно подготовиться к жизненной практике и некоторым видам трудовой деятельности. Приоритетным направлением в педагогической деятельности является повышение качества образования через использование современных, инновационных технологий как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Учителя физкультуры, используя современные технологии, могут совершенствовать не только физические качества обучающихся, но и развить их творческий потенциал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные технологии в преподавании физической культуры

Педагогические технологии в сфере физкультуры и спорта – это совокупность приемов, методов и методик по организации и проведению занятий по физкультуре. Преподаватели используют не только классические методики, но и инновационные методы для того, чтобы занятия были интересными, полезными и безопасными.

Физкультура и спорт выполняют важнейшие социальные функции, включая оптимизацию физического состояния человека, организацию здорового и активного образа жизни. Благодаря занятиями физкультурой можно подготовиться к жизненной практике и некоторым видам трудовой деятельности. Приоритетным направлением в педагогической деятельности является повышение качества образования через использование современных, инновационных технологий как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Учителя физкультуры, используя современные технологии, могут совершенствовать не только физические качества обучающихся, но и развить их творческий потенциал.

Современные образовательные технологии, применяемые на уроках физкультуры, можно разделить на несколько обширных групп:

  1. Здоровьесберегающие технологии;
  2. Игровые технологии;
  3. Соревновательные технологии;
  4. Технологии личностно-ориентированного обучения.

Здоровьесберегающие технологии

Каждая из перечисленных групп технологий обладает своими характеристиками и свойствами, а также направлена на развитие отдельных личностных показателей учащегося. Так, в профессиональной деятельности преподавателя особое место отведено здоровьесберегающим технологиям. Их цель состоит в том, чтобы обеспечить школьнику возможность сохранить здоровье во время обучения в школе, сформировать необходимый багах знаний о здоровом образе жизни и гигиене. Также здоровьесберегающие технологии используют для того, чтобы использовать полученные во время уроков знания в повседневной жизни. Эта технология является самой значимой, так как она оказывает наибольшее влияние на здоровье индивида. Здоровьесберегающие технологии учитывают пол и возраст учащегося, его текущее состояние и физическую подготовку, возможные ограничения здоровья. Технологии сочетают в себе двигательные и статические нагрузки, обучение может производиться в больших и малых группах.

Здоровьесберегающие технологии отвечают за создание безопасного и комфортного, здорового психологического климата на уроках. Как правило, учащийся может испытывать стресс из-за очень активной учебной программы, из-за чего у него появляются проблемы в процессе обучения. Однако технологии помогают сформировать адекватное восприятие образовательной программы, у учащегося появляется положительная мотивация к процессу обучения в целом. На уроках обеспечиваются необходимые условия в соответствии с санитарными и гигиеническими нормами:

  • освещение;
  • характеристики воздуха;
  • температурный режим в помещении.

Занятия могут проводиться на свежем воздухе, однако необходимо учитывать время года, температуру воздуха и наличие всей необходимой инфраструктуры для комфортных и безопасных занятий.

Средства здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

  1. Средства двигательной направленности.
  2. Оздоровительные силы природы.
  3. Гигиенические факторы.

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменение атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.

Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапии, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год – в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников). Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов – фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся:

  • выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;
  • личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.);
  • проветривание и влажная уборка помещений;
  • соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна;
  • привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д. обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах);
  • организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций;
  • ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровье сберегающих образовательных технологий обучения. Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.

Этапы процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

  1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями. Цель – сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Основные задачи:

  1. Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
  2. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
  3. Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).
  4. Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.

  1. Этап углубленного изучения. Цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Основные задачи:

  1. Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
  2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
  3. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе с ним широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровье сбережения, беседа, дискуссия.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы).

Эффективность использования различных средств достигается при четком соблюдении следующих моментов:

  • цели и задачи использования конкретного средства на конкретном занятии;
  • структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия;
  • контроль и самоконтроль выполнения правил здоровье сбережения.
  1. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования. Цель – умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Основные задачи:

  1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
  2. Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
  3. Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как они взаимосвязаны.

На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.

В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровье сбережению используют различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.

Педагог выбирает средства в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги, так и элементы фитотерапии, ароматерапии, витаминотерапия, фитобары в стенах школы, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся, различные реабилитационные мероприятия; массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья и др.

Особенности организации учебной деятельности на уроке физкультуры в условиях здоровьесберегающей педагогики.

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум 4 требования:

  1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
  2. Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.
  3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала.
  4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Для реализации качественной физкультурно-оздоровительной работы, создания здоровьеохранных условий развития ребенка необходимо строить образовательный процесс на диагностической основе. Поэтому свою деятельность в начале учебного года педагог должен начинать с диагностических обследований уровней физического развития детей.

На основе этого составляется план физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, который включает в себя, закаливающие мероприятия, режим двигательной активности с учетом особенностей состояния здоровья детей данной группы (класса), требований Сан ПиНа, и конкретной диагностики каждого ребенка. Такой глубокий анализ и учет здоровья детей в проводимых мероприятиях позволяют решить задачу – сохранения жизненной энергии ребенка и проследить за развитием и изменением состояния каждого ребенка.

А так же должны быть: строгие дозированные физические нагрузки; использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся; учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств; построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой; создание комфортности.

На уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов.

Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы.

Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении результатов освоения знаний и умений с некоторыми надуманными «средними» значениями. В таком случае сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему.

Если ученик не понимает значимости учебного материала, то и избирательно работающее подсознание сразу после получения оценки помогает ему довольно быстро забывать ненужный материал. В таком случае нарушается системность в освоении основ знаний, и каждый новый материал оказывается как бы оторванным от предыдущего, самостоятельным и даже надуманным.

Создание комфортных условий для занятий физкультурой состоит из следующих мероприятий:

  • соблюдения санитарно-гигиенических норм;
  • рациональное освещение зала;
  • исключение монотонных звуковых раздражителей;
  • влажная уборка зала через каждые 2 часа занятий;
  • наличие туалетов и умывальников в раздевалках девочек и мальчиков;
  • наличие аптечки;
  • спортивный инвентарь по возрасту;
  • наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).

Учёт динамики работоспособности на уроке:

  • 1 фаза врабатывание – 8-10 минут;
  • 2 фаза оптимальной работоспособности – 15-20 минут.
  • 3 фаза преодолеваемого утомления.

Индивидуально-дифференцированный подход.

  1. Учет диагноза здоровья в физкультурно-оздоровительной работе
  2. Индивидуальный подход в закаливании дошкольников
  3. Учет типа конституции ребенка в процессе физического воспитания
  4. Проявление типологических особенностей нервной системы в мышечной деятельности
  5. Взаимосвязь типа нервной системы и уровня двигательной активности ребенка
  6. Гендерный подход в физическом воспитании
  7. Взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей развития двигательных качеств
  8. Учет индивидуальных показателей физической подготовленности.

Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста.

Среди всех возможностей оздоровительной работы в школе именно физические упражнения наиболее эффективны.

Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. Постоянные занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную емкость легких, подвижность грудной клетки, улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность.

Физическая культура – это естественнобиологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению.

Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.

Современная школа с ее учебной нагрузкой во многом ущербно влияет на состояние не только соматического, но и психического здоровья учащихся.

В своей работе я основываюсь на современные психолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учетом личностных особенностей каждого ребенка. Принципы деятельностного и личностного подходов заключаются в том, что ученик овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования.

Предлагаемые учащимся комплексы составляются с учетом возраста, включают доступные упражнения. Упражнения подбираются таким образом, чтобы они влияли на комплексное развитие физических качеств путем последовательного воздействия на различные группы мышц.

Методика организации домашних заданий

Основные знания и умения по физической культуре дети получают в школе. Однако, чтобы иметь хорошее здоровье и физическое развитие, одних занятий в школе мало. Поэтому так важно ежедневно самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Первым шагом, первой ступенькой к самостоятельным занятиям физической культурой являются домашние задания. Для самостоятельных домашних занятий, рекомендуются детям посильные и безопасные упражнения в домашних условиях. Например: подтягивание из виса лежа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, различные строевые упражнения, осенне-весенний период на улице выполнять различные прыжки (прыжки в длину с места, прыжки со скакалкой), упражнения для формирования осанки.

Самое главное: все упражнения, которые даю для домашних заданий, проверяются на уроках, некоторые несколько раз за учебный год. И сразу становится ясно, как учащиеся выполняют дома заданные упражнения. Обязательное поощрение хорошей оценкой даже слабого в физическом плане ученика, если у него виден прогресс в выполнении домашнего задания

Игровые технологии

Вторая группа педагогических технологий – это игровые технологии. Существует мнение, что игровые технологии подходят в основном детям дошкольного и младшего школьного возраста, так как через игру они начинают постигать окружающий мер. Однако это лишь стереотип, так как применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей не теряет своей актуальности. Каждому возрасту соответствует определенный набор игр.

Игровая технология – это уникальная форма обучения. Благодаря ей самый обычный урок может стать интереснее и увлекательнее. Игровая деятельность на занятиях физкультурой и в спорте в целом занимает важное место. Ценность этой технологии заключается в том, что в игре и в подборе игровых методик учитывается психологическая и педагогическая природа ребенка. Все игры, которые педагог вводит в образовательный процесс, отвечают интересам и потребностям ребенка. Они не навязываются, но рекомендуются, поскольку игра – это не только возможность активно подвигаться в команде, но также и технология, в процессе которой учащийся может реализовывать образовательные стратегии. В процессе игры ребенок общается со своими товарищами по команде, действует в рамках правил игры, принимает ответственные решения в сложных и нестандартных ситуациях.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в педагогике, в школьных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок» и др.).

Принципы игровой технологии:

  • принцип постепенности — от простого к сложному. Учитель показал, как учить технику приёма и передачи мяча в игре волейбол уже с начальных классов. Начиная с игры с простыми правилами, облегчёнными мячами и постепенно усложняя правила игры;
  • принцип наглядности — суть этого принципа состоит в том, что учитель, использует показ и различные наглядные пособия, создает ясное представление об изучаемом материале, помогает более отчетливо понять его;
  • принцип доступности — это подбор упражнений по сложности в соответствии с индивидуальными возрастными, половыми особенностями, также степенью подготовленности. Упражнения должны быть доступны и в то же время представлять определённую трудность для занимающихся. принцип прочности состоит в том, что изученный материал путём повторений доводится до прочного навыка.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на:

  • физические (двигательные);
  • интеллектуальные (умственные);
  • трудовые;
  • социальные;
  • психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Вот лишь важнейшие из применяемых типов:

  • предметные;
  • сюжетные;
  • ролевые;
  • деловые;
  • имитационные;
  • игры-драматизации.

По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда. Различают игры:

  • с предметами и без предметов;
  • настольные;
  • комнатные, уличные;
  • на местности.

К спектру целевых ориентации:

  1. Дидактические:
  • расширение кругозора, познавательная деятельность;
  • применение ЗУН в практической деятельности;
  • формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
  • развитие обще-учебных умений и навыков;
  • развитие трудовых навыков.
  1. Воспитывающие:
  • воспитание самостоятельности, воли;
  • формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;
  • воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
  1. Развивающие:
  • развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, эмпатии, рефлексии;
  • умения находить оптимальные решения;
  • развитие мотивации учебной деятельности.
  1. Социализирующие:
  • приобщение к нормам и ценностям общества;
  • адаптация к условиям среды;
  • стрессовый контроль, саморегуляция;
  • обучение общению;
  • психотерапия.
  1. Концептуальные основы игровых технологий:
  • Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
  • Игра – форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе).
  • Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).
  • Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев).
  • Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
  • Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

При использовании игр на уроках физической культуры необходимо придерживаться следующего алгоритма деятельности:

  1. Выбор игры. Осуществляется исходя, прежде всего, из целей предстоящего урока, возрастных и учебных возможностей учащихся, их физической подготовленности.
  2. Оборудование и оснащение игровой площадки. При планировании учебного занятия обязательно выбираю в соответствии с содержанием место для игры и оборудование, которые должны соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным и удобным для учащихся.
  3. Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. В предложение игры входит объяснение её правил и техники действий. Игру объяснять точно и кратко, непосредственно перед её началом. В объяснение входит название игры, рассказ и её содержание и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе роли играющих, объяснение игровых аксессуаров.
  4. Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. На уроках физической культуры при проведении игр разбивка класса на команды, таким образом, чтобы группы были равными по физической подготовленности детей.

Для игр, в которых требуются капитаны, водящие, учитываю какая роль особенно полезна ученику, так, чтобы роль позволяла неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным - стать организованным. Необходимо следить за тем, чтобы не проявлялось зазнайство, превышение власти командных ролей над второстепенными.

  1. Развитие игровой ситуации. При организации игр придерживаюсь следующих принципов:
  • отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру – принцип развития игровой динамики;
  • принцип поддержания игровой атмосферы – принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;
  • принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.
  1. Подведение итогов игры. В соответствии с указанными заранее правилами вмести с учащимися, подводим итог игры, определяем победителей, в качестве жюри привлекают детей, которые по состоянию здоровья не могут в данной игре принимать участие.

Задачи при проведении игр:

  • опираться на достижения предыдущего возраста;
  • стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;
  • подготовить почву для последующего уровня физической подготовленности учащихся;
  • ориентироваться на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности;
  • главное – уважение к личности ребёнка, не убить интерес к работе, стремиться развивать его.

Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей). Играя в планомерно подобранные учителем подвижные игры, занимающиеся естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, ловко и результативно действовать в командных состязаниях.

Существует несколько классификаций подвижных и спортивных игр. Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры – баскетбол, волейбол, футбол и другие, а также подвижные игры – игры с правилами.

В зависимости от того, какова содержательная направленность практического использования игрового метода на уроках физической культуры, появляется необходимость подбора определенных игр. В таблице 1 представлена подборка различных элементов спортивных игр и их возможности применения на уроках физической культуры.

Таблица 1 – Содержательная направленность практического использования игрового метода на уроках физической культуры

Содержательная направленность

Игры

Содержательные компоненты

Развитие силы

Вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями. Баскетбол

Притягивания, сталкивания, удержания, выталкивания. Двигательные операции с доступными для детей отягощениями: наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег или прыжки.

Развитие качества быстроты

Игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Теннис

Физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кротчайший срок

Развитие ловкости

Игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой. Регби на коленях, футбол. Теннис.

Упражнения на меткость, точную координацию движений

Развитие выносливости

Игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторениями         составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры. Футбол.

Физические упражнения с частыми повторениями, с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью

Соревновательные технологии

Цель соревновательных технологий заключается в стимуляции максимального проявления двигательных способностей учащегося. На каждому уроке физкультуры рекомендуют применять элементы соревновательных технологий. Например, на занятиях по баскетболу или волейболу, футболу обязательно используют соревновательный метод. Игроков делят на команды, которые играют друг против друга. Этот метод приводит к повышению эмоциональной направленности урока, к увеличению интереса к игре, проявлению азарта и целеустремленности в том, чтобы добиться максимального результата и обыграть соперника. Также во время соревнований игроки совершенствуют свои физические качества.

Данный метод очень эффективен в привлечении учеников к занятиям физкультурой и спортом не только на уроках, но и во внеурочное время. Для многих учащихся внеурочные занятия становятся в будущем настоящим хобби, благодаря чему они не тратят время впустую, а занимаются, совершенствуют свои навыки, общаются с товарищами и тренером. Также следует отметить, что некоторые ученики имеют все шансы на то, чтобы вывести команды на городские и более крупные турниры, соответственно это еще и возможность социализироваться.

Соревновательный метод в физическом воспитании применяется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае это выражается в использовании соревновательного начала в качестве подчиненного элемента общей организации занятия (как способа стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений), во втором – в качестве относительно самостоятельной формы организации занятий, подчиненной логике соревновательной деятельности (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им состязания).

Основная, определяющая черта соревновательного метода - конкурентное сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.

Факторы соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (официально определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально их уровню, признание общественной значимости достижений, отсев менее сильных при многоступенчатых соревнованиях, первенствах и т.д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма, как правило, более значительному, чем при внешне аналогичных не соревновательных нагрузках (в настоящее время это показано многими исследованиями).

Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношении, еще в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности, поскольку постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные состязания характеризуются наряду с этим отношением взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели.

Соревновательный метод характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Вполне попятно, что невозможно сравнивать силы участников соревнования, если нет общего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления. В отдельных случаях унификация может иметь силу лишь в пределах данного коллектива соревнующихся (группы, класса ит. п.). В спорте же она закрепляется едиными правилами, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм состязания. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует деятельность соревнующихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется во многом логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение.

Поэтому соревновательный метод предоставляет относительно ограниченные возможности для точного нормирования нагрузки, регулирования воздействий и непосредственного руководства деятельностью занимающихся. Можно сказать, что в данном отношении он занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения (если соревнуются в играх, то соревновательный и игровой методы, естественно, совпадают).

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач: воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков, формировании способности рационально использовать их в усложненных условиях. По сравнению с другими методами физического воспитания он позволяет предъявлять наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наивысшему развитию.

Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании моральных и волевых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладания, самоотверженности и др.

Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.) Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.

Опыт также показывает, что использование соревновательного метода упражнения нередко приводит к возникновению настолько сильных эмоций, что выполнение учебных задач урока становится невозможным. Дети теряют контроль над своим поведением, шумят, не слушают команд учителя. Сильные эмоциональные переживания долго «затухают» после окончания игры, не дают сосредоточиться на новом задании, даваемом учителем, поэтому не все учителя в полном объеме используют соревновательный метод. Не следует также забывать о том, что игры и соревнования являются физическими упражнениями и на них распределяется правило о периодической смене состава предлагаемых игр и состязаний. Это позволит не ослабить интереса учащихся к занятиям на уроках физической культуры.

На практике используются несколько методических подходов соревновательного метода:

  • выполнение соревновательным методом подготовительных упражнений с установкой на превышение параметров тренировочной нагрузки (тренировочное состязание на предельное число повторений упражнения и т. п.);
  • состязание в выполнении эпизодически вводимых заданий, не требующих специальной подготовки, но требующих психической мобилизации (например, состязания в быстроте освоения с ходу новых форм движения или необычных сочетаний освоенных ранее элементов);
  • введение в качестве предмета состязания частично видоизмененных форм основного упражнения (метание утяжеленного снаряда, бег на дистанциях, смежных с основной соревновательной дистанцией, и др.);
  • «смещение» соревновательной установки с акцентом преимущественно на качественную сторону упражнений.

Таким образом, роль спорта и физкультуры в формировании личности состоит в том, что сложные условия, необходимость преодолеть трудности заставляют человека проявлять волевые качества, преодолевать себя, а по мере их развития и закрепления эти качества генерализуются – переносятся на внеспортивную жизнь.

Личностно-ориентированное обучение

Современные урок физкультуры нельзя представить без разработки вопроса, который касается личностно-ориентированного обучения. Это один из инновационных методов, поскольку он позволяет сделать занятия не такими стандартизированными и универсальными. Педагог учитывает качества учащихся, уровень их подготовки, меняет программу обучения. За счет этого уроки физкультуры становится более индивидуализированными, у учащихся просыпается интерес к различным спортивным направлениям, о которых они могли вообще не знать раньше. Отмечают технологию уровневой дифференциации, которая включает в себя несколько компонентов:

  1. На уроке даются задания с учетом подготовки и развития, интереса к предмету.
  2. При оценивании учитывается не только достигнутый результат, но и изменения в состоянии и физической подготовке учащегося в динамике.
  3. Учащиеся распределяются по подгруппам в соответствии с медицинскими показаниями, состоянием здоровья;
  4. Ученики специальной медицинской группы получают отдельные задания, которые будут им под силу.

Задачи личностно ориентированного воспитания по физической культуре:

  • формирование знаний по физической культуре (образовательная деятельность);
  • формирование умений (оздоровительная деятельность);
  • формирование двигательной подготовленности (развивающая деятельность);
  • формирование культурологических стремлений (воспитательная деятельность);
  • формирование социально значимых качеств личности (воспитательная деятельность).

Характеристика обучения двигательным умениям и навыкам на основе использования технологии личностно-ориентированного физкультурного образования.

Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия в таких условиях принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем – от умения к навыку. Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок:

  • минимума основных знаний о технике действия;
  • наличия двигательного опыта;
  • достаточного уровня физической подготовленности;
  • при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений.

Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование способа выполнения действия при осмысленном подходе в процессе управления движениями. Это и составляет сущность двигательного умения. Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными. Так, например, в ряде случаев материал программы по физической культуре должен быть усвоен именно на уровне умения.

Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является активное творческое мышление. При обучении двигательным действиям важно ясно понимать суть отмеченных особенностей двигательных умений и навыков с тем, чтобы целесообразно управлять процессом их формирования. Таким образом, двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

При навыке сознание направлено главным образом на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия. Так занимающиеся сосредоточивают свое внимание во время бега в основном на контроле за скоростью; при передвижении на лыжах – на изменении рельефа местности, темпе прохождения дистанции и усилиях при отталкивании; при метаниях – на выполнении мощного финального усилия, т.е. на решающих компонентах в достижении высокой эффективности действия, в гимнастике на слитности движений. Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от:

  • двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения);
  • возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые);
  • координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения);
  • профессионального мастерства преподавателя;
  • уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.

Преподаватель, приступая к обучению своих учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми двигательными действиями. Обучение без особого желания приводит к разнообразным ошибкам в технике упражнения. Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повышенным напряжением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным выполнением. Это вполне нормальная ситуация, так как ученику необходимо держать под усиленным контролем все основные опорные точки, т.е. те элементы, фазы двигательного действия, которые определяют успешность самого действия и требуют концентрации внимания при исполнении. При первоначальных попытках очень важно своевременно использовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями.

Технологии личностно-ориентированного физкультурного образования в учебном процессе

Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения. Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения.

Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Приступая к работе, прежде всего надо определить, с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет. В начале учебного года необходимо выявить уровень физической подготовленности каждого ученика (при помощи тестов), а также состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских осмотров). Представление о степени подготовленности учащихся в овладении определённым двигательным действием можно получить с помощью наблюдения за умением воспроизвести задание или упражнение в заданном темпе, ритме, с заданной амплитудой.

Приступая к работе, прежде всего надо определить, с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет. В начале учебного года необходимо выявить уровень физической подготовленности (с помощью тестов (проводит психолог или социальный педагог) и состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских осмотров). Представление о степени подготовленности обучающихся в овладении определённым двигательным действием можно получить с помощью наблюдения за умением воспроизвести задание или упражнение в заданном темпе, ритме, с заданной амплитудой.

Личностно-ориентированный и дифференцированный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости обучающегося по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем не интересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика.

Помимо деления обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, почти в каждой группе условно можно разделить учащихся ещё на несколько групп (категорий):

  • совершенно здоровые, но «тучные» учащиеся, не желающие трудиться;
  • учащиеся, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни;
  • плохо физически развитые учащиеся, которые боятся насмешек, замыкаются; хорошо физически развитые учащиеся, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно.

Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений. И здесь надо остановиться на технологии личностно-ориентированного физкультурного образования, которая является основной в учебном процессе.

На уроке необходимо обязательно проводить и индивидуальную работу с обучающимися, у которых не получается выполнение того или иного двигательного действия. Эти учащиеся получают индивидуальные задания, как на уроке, так и домашнее задание по данному двигательному действию. Индивидуальная работа с учащимися на разных этапах урока способствует сохранению физического, нравственного и социального здоровья обучающихся. На основании опыта учителей и нашего небольшого опыта представляется возможность планировать на уроках физкультуры для развития силовых физических качеств следующие упражнения:

  • с набивными мячами и гантелями (различные массы);
  • парные упражнения с партнерами, перетягивание каната;
  • подтягивание на высокой перекладине и на низкой из виса лежа, лазание по канату;
  • подъем и переноска грузов (матов, инвентаря);
  • упражнения на гимнастических снарядах, предусмотренные программой по физическому воспитанию; висы и упоры;
  • статические упражнения, подъемы силой, прыжком и т.д.

На уроках физической культуры нужно создать ситуацию успеха для детей, испытывающих трудности в обучении или поведении. Для учащихся особое значение имеет ситуация, когда учитель замечает их достижения, хвалит за результаты. Отмечая их успехи учитель способствую укреплению у ребят уверенности в себе, которая будет помогать в преодолении трудностей.

Литература:

  1. Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры – https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2014/12/17/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-na-urokakh.
  2. Билобрицкий В.А. Применение игрового метода на уроках физической культуры // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 8 – https://web.snauka.ru/issues/2022/08/98778.
  3. Капустина, Ю. Н. Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к урокам физической культуры / Ю. Н. Капустина. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 10-11. — https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8035/.
  4. Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры – https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2019/12/05/lichnostno-orientirovannyy-podhod-na-urokah-fizicheskoy.

Дополнительная литература:

  1. . ЭКРАНЫ ЗДОРОВЬЯ (правильный стартап) – https://dzen.ru/media/id/5cff7e2d00580200ae7317d3/ekrany-zdorovia-pravilnyi-startap-5d013668acdfb300ab3e746b.
  2. Здоровье в кармане. Как мобильные гаджеты помогают мониторировать состояние здоровья человека в быту - https://infourok.ru/zdorove-v-karmane-kak-mobilnye-gadzhety-pomogayut-monitorirovat-sostoyanie-zdorovya-cheloveka-v-bytu-5288749.html.
  3. Пашин А. А. Мониторинг физического развития, физической и функциональной подготовленности учащейся молодежи: учеб. пособие / А.А. Пашин, Н.В. Анисимова, О.Н. Опарина. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. – 142 с. – https://dep_tofv.pnzgu.ru/files/dep_tofv.pnzgu.ru/pashin_monitoring_fizicheskogo_razvitiya_10_sht(1).pdf.
  4. Использование игровых технологий на уроках физической культуры – https://scienceforum.ru/2019/article/2018015955.
  5. Пальчиковая гимнастика для мозга с примерами упражнений для детей и взрослых - https://friendly-life.ru/palchikovaya-gimnastika-dlya-mozga-s-primerami-uprazhneniy-dlya-detey-i-vzroslyh/.
  6. Здоровьесберегающие технологии в школе – https://studfile.net/preview/3962813/.
  7. Особенности применения соревновательного метода на уроках физической культуры в старших классах – https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00529513_0.html.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в преподавании физической культуры

Использование современных образовательных технологий в преподавании физической культуры...

Современные технологии в преподавании физической культуры.

Приоритетным направлением работы каждой школы является повышение качества образования через использование современных образовательных технологий на уроках внеклассных занятиях. Поэтому современный пед...

Современные технологии в преподавании физической культуры.

Современные технологии в преподавании физической культуры....

Статья «Современные технологии в преподавании физической культуры»

laquo;Современные технологии в преподавании физической культуры»...