СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ"
статья по физкультуре

Царев Сергей Николаевич

В статье расскрывается понятие "координационные способности"к функции центральной нервной сис­темы. Статья содержит комплекс общеразвивающих упражнений на развитие координационных способностей школьников младшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья23.12 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ.

Автор: ЦАРЕВ С. Н.., учитель физической культуры, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Бадарская средняя общеобразовательная школа»

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость - способностью человека быстро целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.

Под координационными способностями следует понимать, во-первых,  способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий.  Эти особенности в значительной мере совпадают,  но имеют и свою специфику.  Нетрудно представить себе,  допустим,  ученика,  который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений,  но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее,  как только внезапно меняется условие выполнения.

Поэтому в младшем школьном возрасте  происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей,  а также приобретение знаний,  умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей.

Но воспитание координационных способностей не сводится ни к одной из сторон конкретной подготовке, а составляет как бы одну из инертных  сторон.

Ведущую роль при физической трактовке координационных способностей отводят к координационным функциям центральной нервной системы.  Возможность качественно координировать движения.

Способность преобразовывать новые,  все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта,  имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и так далее).  От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта  со сложным составом двигательных действий.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) и  подвижные игры для воспитания координационных способностей у детей

младшего школьного возраста на уроках физической культуры .

Возраст с 6 до 10 лет принято считать наиболее эффективным методом развития функции равновесия. Чувство равновесия совершенству в спортивных упражнениях (ходьба на лыжах, катание на коньках, езда двухколесном велосипеде), а также в упражнениях с мячом, ходьбе, б лазании, в подвижных играх.

В ходе обучения упражнениям на равновесие важно добиваться нужного, точного, координированного выполнения.

Равновесие - это устойчивое положение тела, не только стоя, сидя, и в движений

Общеразвивающие упражнения следует проводить в живой и увлекательной форме. От того, насколько бодро и эмоционально проведены упражнения, зависит тон всего урока. Эмоциональной настройке учащихся способствует проведение упражнений под музыку. Рекомендуется выполнение хорошо освоенного комплекса общеразвивающих упражнений с песенным сопровождением.

Комплекс ОРУ с рифмованными стойками

1.Помощники.

Дружно помогаем маме,

Мы белье полощем сами.

Раз, два, три, четыре -

Потянулись, наклонились (3 раза).

Хорошо мы потрудились.

1-2 -стойка на носках, руки вверх (потянулись);

3-4 - наклон вперед, покачивание руками вправо и влево.

2.«Веселые прыжки».

Раз, два, - стоит ракета (руки вверх)

Три, четыре - самолет (руки в стороны).

Раз, два - хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре -

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре (3 раза)

И на месте походили.

1- стойка ноги врозь, руки вверх, хлопок в ладоши;

2- стойка руки в стороны.

При ходьбе на месте произносятся слова: Как солдаты на параде, Мы шагаем ряд за рядом. Левой - раз, левой - раз. Посмотрите все на нас.

Комплекс ОРУ в движении «Мишка на прогулке»

1.Ученики идут по залу в колонне по одному.

Миша шел, шел, шел,

Землянику нашел.

Он присел, землянику съел,

Поднялся и опять идти собрался. Обычная ходьба с последующим переходом на ходьбу «гусиным шагом» и возвращением в первоначальное положение.

2.Дети продолжают идти в колонне по одному.

Миша шел, шел, шел,

К тихой речке пришел.

Сделал полный поворот,

Через речку пошел вброд. Ходьба с поворотом на 360◦с переходом на ходьбу с высоким подниманием колен.

3.Дети продолжают идти в колонне по одному.

Миша шел, шел, шел, На лужайку пришел. Он попрыгал на лужайке Быстро, ловко, словно зайка. Прыжки на обеих ногах с продвижением вперед.

Комплекс ОРУ в движении «На лугу»

1. Ходьба с подниманием руки вверх и опусканием вниз, хлопки. Только в лес мы все зашли, Появились комары. Руки вверх - хлопок над головой, Руки вниз - хлопок другой.

2.Ходьба на внешней и внутренней стороне ступни с покачиванием влево, вправо.

 Дальше по лесу шагаем.

 И медведя мы встречаем.  

 Руки за голову кладем.

 И вразвалочку идем.

3.Прыжки с ноги на ногу по «камешкам».

Снова дальше мы идем, Перед нами водоем. Прыгать мы уже умеем, Прыгать будем мы смелее: Раз-два, раз-два

Позади уже вода.

4.Бег («ручеек») между разложенными на полу предметами (Смешками)

День и ночь бегу, бегу, Отдохнуть бы - не могу! Если мне остановиться, Ручей может испариться.

5.Ходьба с подниманием рук.

Мы шагаем, мы шагаем. Руки выше поднимаем, Голову не опускаем, Дышим ровно, глубоко.

6.Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх.

Вдруг мы видим: у куста Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем.

И назад в гнездо кладем.

7.Бег на носках.

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса. Мы лисицу обхитрим, На носочках побежим.

8.Прыжки на двух ногах.

Зайчик быстро скачет в поле, Очень весело на воле.  Подражаем мы зайчишке, непоседы-ребятишки.

9.Наклоны вперед в движении.

На полянку мы заходим,

Много ягод там находим.

Земляника так душиста

Что не лень нам наклониться.

Игры: «Делай как я», «Зеваки», «Проворные мотальщики»,  «Иголка, нитка, узел», «Копна – тропинка - кочки»,  «Шишки, желуди, орехи», «Возьми булаву», «К своим флажкам», «Передача мячей в колоннах», «Гонка мячей по кругу», «Пятнашки», «Затейники», «Класс, смирно!», «Быстро по местам!», «Быстро шагай!», «Быстро встань в колонну» и другие.  Правила перечисленных игр и других можно найти в сети Интернет.

Координационные способности комплексно воздействуют на выполнение учащимися различных элементов спортивных игр в условиях соревновательной деятельности.

Младший школьный возраст особенно благоприятен для развития координационных способностей. Педагогические воздействия, направленные на развитие координационных способностей, дают наибольший эффект, если их систематически и целенаправленно применять именно в этом возрасте, который, по-видимому, является ключевым для координационно-двигательного совершенствования.

Общеразвивающие упражнения включены в программу начальной школы. С их помощью можно успешно решать самые разнообразные задачи, в том числе образовательные. При выборе общеразвивающих упражнений для конкретного урока следует идти от более простых, освоенных, к более сложным. В каждый урок следует включать новые общеразвивающие упражнения или их варианты, так как многократное повторение одних и тех же упражнений на координацию не даст нужного эффекта, будет неинтересно ученикам.

Общеразвивающие упражнения следует проводить в живой и увлекательной форме. От того, насколько бодро и эмоционально проведены упражнения, зависит тон всего урока. Эмоциональной настройке учащихся способствует проведение упражнений под музыку. Рекомендуется выполнение хорошо освоенного комплекса общеразвивающих упражнений с песенным сопровождением.

В развитии координационных способностей детей младшего школьного возраста особое место принадлежит подвижным играм. При умелом и систематическом использовании они положительно воздействуют не только на способность управлять движениями, но и на всю психомоторную сферу ребенка: умение быстро реагировать, предвидеть, быстро принимать и осуществлять решение, находчивость.

Ряд подвижных игр, как и  простые эстафеты, можно применять на уроке или в процессе других форм занятий без специального обучения соответствующим движениям. Однако большинство подвижных игр и эстафет используют лишь после того, когда необходимые действия достаточно хорошо освоены, иначе преждевременное включение их может повлечь за собой формирование неправильных навыков и умений в бросках, ловле и ведении мяча, что отрицательно скажется в дальнейшем при освоении техники соответствующих приемов спортивных игр.

Эффективность координационных упражнений зависит от методики их применения и организации занятий. Младшие школьники приступают к этим упражнениям с большим желанием, но всякая эмоциональность может быть причиной шума и баловства. Поэтому первое обязательное условие построения занятий – четкая организация и дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя. Строгое соблюдение общих дидактических принципов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения подвижных игр с детьми среднего школьного возраста на уроках физической культуры

Методика проведения подвижных игр с детьми среднего школьного возраста...

«Особенности развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры средствами гимнастики»

Развитие координационных способностей у обучающихся, особенно у детей младшего школьного возраста, имеет неоспоримое значение в освоении нового двигательного действия и анализу движений. В младшем шко...

Выпускная квалификационная работа на тему: "Воспитание двигательно-координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры"

Выпускная квалификационная работа на тему: " Воспитание двигательно-координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры"...

Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей младшего школьного возраста на уроке физической культуры

В системе начального школьного образования большое место занимают проблемы, связанные с противоречием между монопредметным обучением и необходимостью применения интегративных знаний, а также с противо...

Учебно-исследовательская работа на тему : "РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ"

Курсовая работа на тему: " Развитие скоростных качеств у учащухся младшего школьного возраста на уроках физической культуры, средствами легкой атлетики....

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ВОЛЕЙБОЛ»)

Одной из важных задач физического воспитания школьников является совершенствование координационных способностей. Чем выше уровень координации школьника, тем легче он осваивает новые движения, лучше сп...