к занятиям внеурочной деятельности «Волейбол» для обучающихся 5-9 классов
методическая разработка по физкультуре (6 класс)
Волейбол – это вид спорта, в котором соревнуются две команды на игровой площадке, разделённой сеткой. Сегодня существуют различные варианты данной игры. Волейбол доступен каждому, кто готов в него играть.
Основная идея заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
В рамках занятий внеурочной деятельности учитываются следующие моменты:
- смешанный/однородный по возрасту вид группы;
- группы должны быть постоянными;
- количество человек – 15;
- наличие спортивного зала/спортивной площадки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хлебодарная средняя общеобразовательная школа № 18
Методическая разработка
«Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом через сочетание игровых, соревновательных и современных информационных технологий»
Разработчик: учитель физической культуры
Шерстобитова Наталья Владимировна
МБОУ СОШ № 18
с.Хлебодарное
2025 г.
Введение
В данное время одной из актуальных проблем всего человечества является дефицит двигательной активности населения. Особую обеспокоенность вызывают негативные последствия недостаточной двигательной активности школьников, которые приводят к увеличению заболеваемости, нарушению процессов роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма. Тот факт, что двигательная активность является непременной составляющей здорового образа жизни и основным средством укрепления здоровья, указывает на острые проблемы ее дефицита у школьников. Данная проблема подтверждается результатами научных исследований многих авторов, согласно которым в учебных заведениях обучается более 30% учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья. По мнению исследователей, в первую очередь, такая ситуация связана с кризисным состоянием системы физического воспитания студенческой молодежи, которая не отвечает современным требованиям общества. Главной задачей каждого педагога является обучить школьников к бережному отношению к своему здоровью.
На современном уровне проблема сохранения здоровья детей очень важна в связи с резким снижением процента здоровья детей. Также нельзя забывать о возрастных особенностях и потребностях младших школьников: бегать, двигаться и шуметь – это естественное состояние. В данное время 80% детей предпочитают сидеть за компьютером и играть в игры, чем пойти погулять на улицу со своими сверстниками в различные игры. Вспомните наше детство, когда мы проводили всё время на улице, лазали по деревьям, играли в догонялки, то есть вели активный образ жизни. Для того чтобы разгрузить свой организм и выплеснуть накопившуюся энергию, дети должны двигаться. Для этого во время учебного процесса необходимо проводить физкульт-паузы и физкультминутки. Двигательный режим имеет очень важное значение.
Исходя из вышесказанного, я считаю, что цель, задачи деятельности учителя физической культуры должны быть следующие:
Цель:
Содействие всестороннему развитию личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры.
Основные задачи:
1. Укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности учащихся;
2. Коррекция физического и психофизического развития учащихся;
3. Развитие и совершенствовании двигательных умений и навыков;
4. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанных осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости;
5. Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Решая традиционные задачи по формированию двигательных навыков, воспитанию физических качеств и координационных способностей, многие учителя зачастую забывают о формировании положительного отношения и интереса школьников к занятиям физическими упражнениями и урокам физической культуры. Одной из главных задач учителей физической культуры общеобразовательных школ, должна стоять задача по формированию у учащихся положительного отношения к физической культуре. Для решения этой задачи необходимо использовать все доступные средства и методы.
- Реализация гуманистического подхода на уроках физкультуры
1.1. Психологический аспект удовлетворенности на уроках физкультуры
Многократно испытываемое на уроках удовлетворение приводит к возникновению удовлетворенности. Удовлетворенность характеризует силу эмоционального отношения человека, в частности, к своей профессии. Чем больше привлекательных сторон видит человек в своей деятельности, тем более глубоким, устойчивым, положительным является его отношение к ней. И наоборот, чем больше аспектов в деятельности не привлекает или раздражает субъект, тем белее глубоко его отрицательное отношение к ней.
1.2. Мотивация физкультурно-спортивных занятий
Изучение мотивов занятий физическими упражнениями и спортом является одной из наиболее трудных и специфических сторон изучения проблемы. Установлено, что в основе возникновения мотивов физкультурно-спортивных занятий лежат как потребности и объективные условия жизни, так и внутренняя позиция самой личности. Физкультурная активность детей обусловлена, в основном, эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурно-спортивных занятий и доставляемых им удовольствие. Не случайно, видимо, школьники в качестве мотивов таких занятий на первом месте называют получение удовольствия от самого процесса физкультурной активности.
2. Общая характеристика игрового и соревновательного методов
2.1 Игровой метод в физическом воспитании
Методы физического воспитания - это способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов (рис. 1): специфические методы физического воспитания (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические методы физического воспитания (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
Рис.1 «Методы физического воспитания»
Значение игры как многообразного общественного явления, вообще говоря, выходит далеко за сферу физического воспитания, и далее воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории, и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей в самопознании и внешнем кон тактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении.
Однако одна из главнейших функций игры — педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова. Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т.е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другим педагогически существенным признакам) от других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например, футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на основе любых физических упражнений при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода.
Деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуаций. Игровой сюжет либо непосредственно заимствуется из окружающей действительности с образным отражением тех или иных прикладных действий и жизненных отношений (например, имитация охоты, трудовых, бытовых действий в элементарных подвижных играх), либо специально создается, исходя из потребностей физического воспитания, как условная схема взаимодействия играющих (что особенно характерно для современных спортивных игр).
Возможность достижения игровой цели (выигрыша) обычно не связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию поведения, но не предопределяют жестко конкретные действия. Игровая деятельность в процессе физического воспитания имеет, как правило, комплексный характер, т.е. включает в себя различные двигательные действия: бег; прыжки; метания; броски и т. д.
Правда, иногда игровой метод применяется и на основе относительно однородных действий. Например, «фартлек» («беговая игра») — своеобразное сочетание игрового метода с методом непрерывного переменного упражнения, где бег различной интенсивности или бег, чередуемый с ходьбой, проводится на местности в порядке игрового соперничества между участниками.
В силу отмеченных особенностей игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, причем постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.
В большинстве игр хотя и условно, но с достаточно высокой степенью психической напряженности, воспроизводятся активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между «противниками» в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые «конфликты». Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению этических качеств личности.
Из предыдущего следует, что игровой метод не позволяет вполне строго предусмотреть заранее как состав действий, так и степень их влияния на занимающихся. Возможность достижения игровой цели различными способами, постоянное и внезапное изменение игровых ситуаций, динамичность и высокая эмоциональность взаимодействий — все это исключает возможность жестко программировать содержание упражнений и точно регулировать нагрузку по величине и направленности. Разумеется, это не значит, что педагогическое управление при использовании игрового метода вообще отсутствует. Оно имеет здесь более сложные и косвенные формы, чем в методах строго регламентированного упражнения. Здесь программируется общая линия действий (с помощью сюжета, правил и тактического плана игры), в определенной мере регулируется и нагрузка (по времени игры, с помощью игровых снарядов, ограничением размеров площадки и другими кос венными путями). Но точность дозировки воздействий в игровом методе, как правило, существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения.
Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, Находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он является также весьма действенным для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.
2.2. Соревновательный метод
Соревнование (или состязание), подобно игре, относится к числу широко распространенных общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни — в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т. д. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.
Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет о нем, как о подчиненном элементе общей организации занятия (способ стимулирования интереса и активизации при выполнении отдельных упражнений, включенных в данное занятие); во втором - об относительно самостоятельной форме организации занятий (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им состязания).
Основная определяющая черта соревновательного метода — сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.
Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (официальное определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально уровню достижений, признание общественной значимости достижений, «отсев» менее сильных при многоступенчатых соревнованиях-первенствах и т.д.). Создают особый эмоциональный и физиологический «фон», который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Функциональные сдвиги, наблюдаемые в условиях "состязаний, как правило, более значительны, чем при внешне аналогичных не соревновательных нагрузках (в настоящее время это показано многими исследованиями).
Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные состязания характеризуются наряду с этими отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели — победы.
Соревновательный метод предоставляет относительно ограниченные возможности для точного дозирования нагрузки и непосредственного руководства деятельностью занимающихся. Можно сказать, что в данном отношении он занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения. (Если соревнуются в играх, то соревновательный и игровой методы, естественно, совпадают).
Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач — воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способности рационально использовать их в усложненных условиях.
Сравнительно с другими методами физического воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему развитию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности; инициативности; решительности; настойчивости; способности преодолевать трудности; самообладания; самоотверженности и др.
Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.
Игра и соревнование, в силу присущих им психологических особенностей, вызывают сильный эмоциональный отклик учащихся. Еще Р.Ф.Лесгафт говоря о методике физических упражнений, подчеркивал, что однообразная деятельность утомляет, угнетает молодого человека и убивает в нем всякое желание заниматься. В настоящее время установлено, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний - монотомии и психического пресыщения.
Первое характеризуется снижением активности, потерей интереса к деятельности, развитием скуки и ослаблением внимания. Второе наоборот, характеризуется усилением психического возбуждения, появлением отвращения, раздражительности, озлобленности.
Опыт также показывает, что использование игрового и соревновательного методов упражнения нередко приводит к возникновению настолько сильных эмоций, что выполнение учебных задач урока становится невозможным. Дети теряют контроль над своим поведением, шумят, не слушают команд учителя. Сильные эмоциональные переживания долго «затухают» после окончания игры, не дают сосредоточиться на новом задании, даваемом учителем, поэтому не все учителя в полном объеме используют игровой и соревновательный методы. Не следует также забывать о том, что игры и соревнования являются физическими упражнениями и на них распределяется правило о периодической смене состава предлагаемых игр и состязаний. Это позволит не ослабить интереса учащихся к занятиям на уроках физической культуры.
3. Информационно-коммуникационные технологии на уроках физической культуры
Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс также позволяет сделать урок физической культуры более интересным. Например, обязательные инструктажи, проводимые с учащимися можно проводить при помощи мультимедийных презентаций. Я считаю, что учащиеся с интересом воспримут ту же самую информацию, которая на данном этапе предъявляется в традиционной устной форме. В презентации могут быть фотографии известных спортсменов - представителей данного вида спорта, что позволяет в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по отдельным разделам программы.
При разучивании, например, акробатических упражнений дети наглядно при использовании ИКТ увидят технику выполнения того или иного упражнения
Заключение
Можно сделать вывод о том, что игровой и соревновательный методы и информационно-коммуникационные технологии являются незаменимыми в системе физического воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья поскольку, влияет на эмоциональную сферу учащихся, что и повышает мотивацию к занятиям физической культурой.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока физической культуры
По теме «Воспитание физических качеств»
Учитель: Шерстобитова Наталья Владимировна
Название предмета | Физическая культура |
Тема | Воспитание физических качеств |
Класс | 4 |
Тип урока | комбинированный. |
Технология | Личностно - ориентированная |
Цель урока | создание устойчивой мотивации на освоение подвижных игр |
Планируемые результаты Универсальные компетенции: Личностные результаты (формирование следующих умений и качеств) Метапредметные (формирование следующих универсальных учебных действий (УУД) | -умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели; -умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей. =активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; = проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; =оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. регулятивные: *самостоятельно в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения; *управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять сдержанность, рассудительность; *технически правильно выполнять двигательные действия в игровой и соревновательной деятельности; познавательные: -характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; -находить выход из критического положения; коммуникативные: =в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий; = анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; =общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; =оказывать товарищескую поддержку; =добиваться достижения общей цели. |
Место проведения | Спортивный зал |
Время урока | 40 минут |
Инвентарь |
|
Задачи:
- развивать умение использовать в игре бег, прыжки, метание мяча;
- развивать двигательную активность детей; развитие ловкости, быстроты, координации;
- укрепление здоровья;
- воспитывать чувство товарищества, коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки, умение работать в команде.
Вид урока: урок-игра.
Методы обучения: практический – игры, эстафеты, ходьба, бег, релаксация.
Форма организации:
- фронтальная,
- групповая.
Итоговый результат урока-игры – радость и эмоциональный подъем.
ХОД УРОКА
№ п/п | Содержание урока | Время | Организационно-методические указания |
1. | Подготовительная часть Построение. Приветствие. Сообщение темы и задач урока. | 14 мин. 3 мин | Обратить внимание на осанку. |
2. | Инструктаж по технике безопасности. | 1 мин | Не забывайте о технике безопасности во время игр. Не толкайтесь, соблюдайте дистанцию, содержите в порядке спортивную обувь. |
3. | Строевая подготовка: повороты налево, направо, кругом. Расчёт на 1 – 2, перестроение, ходьба на месте. | 1 мин | Внимательно слушайте задания. Чётко выполняйте команды. |
4. | Упражнения в ходьбе. – на пятках, руки в стороны. на носках, руки вверх. – чередуя носок – пятка по два раза – на внешней стороне стопы, руки на пояс – на внутренней стороне стопы, руки на пояс. – полуприсед | 2 мин | В обход по залу марш!» «Мы сейчас по залу ходим «Мы в затылок «Без задания!» «А теперь медведи мы. Спинка прямая, ножки согнули |
5. | Упражнения в беге.
– с высоким подниманием бедра.
Учитель выводит на прямую для расчёта на 1-3 Перестроение в три шеренги | 3 мин. | «Чаще шаг!» «Бегом марш!»
Соблюдать дистанцию. Представьте, что на вашу рукавичку опустилась снежинка и нужно её сдуть. «Шагом марш!» |
6. | Общеразвивающие упражнения в игре: Космонавты» И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1–4 – вращение головы в левую сторону; И.п. – стойка ноги врозь, руки к плечам. 1–4 – круговые вращения в плечевом суставе вперед; | 7 мин. | Стоят в три команды. Движенья чётко повторяем, внимательно смотреть не забываем.
Движения плавные, спина прямая, смотреть вперед, локти выше. |
5–8 – то же назад. И.п. – стойка ноги врозь, руки вдоль тела 1–4 – подъём правого плеча И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1–2 – поворот туловища налево; И.п. – то же. 1– наклон туловища вперед, пальцами рук коснуться пола; И.п. – руки на пояс. 1 – полуприсед, руки в стороны; И.п. – Выпад левой ногой вперед, руки на пояс. Прыжки со сменой ног Прыжки вперёд – назад, вправо – влево. | Спина прямая, смотреть вперед, повороты энергичные.
Наклоны глубже, ноги выпрямлены, делать под счет.
Делать под счет, сохранять равновесие.
Прыжки энергичные | ||
7. | Основная часть Игры, направленные на формирование чувства дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма 1) Эстафетный бег с палочкой (разминка) | 23 мин. | Команды на игру формируются при построении на разминку Игрок бежит до конца зала, огибает кеглю, затем нужно добежать до команды, передать эстафетную палочку следующему. |
2) Эстафета на основе народной игры. Вспомним, как в старину прыгали через костёр во время праздников – гуляний. | Игрок бежит до середины зала, там лежит обруч – «костёр» и гимнастическая палка – «лошадка», перепрыгнуть через обруч взять палку, оседлать, доскакать до кегли, обогнуть её, доскакать опять до обруча, положить палку, перепрыгнуть через обруч, добежать до команды, передать эстафету следующему. | ||
3) «По туннелю» | Расстояние до ориентира 15 м. 10 играющих располагаются друг от друга на расстоянии 1,5 м. После свистка все играющие принимают положение – упор полулежа, а первый играющий посылает мяч по туннелю, образованному играющими; десятый, поймав мяч, бежит, перепрыгивая через каждого лежащего, и катит мяч девятому, а сам ложится в положение упор лежа. | ||
4) «Передал – бегом назад» | Игроки строятся в 3 колонны, капитан, встаёт лицом к команде на расстоянии 5 м. По сигналу капитан бросает мяч в руки своему первому игроку, тот отдаёт мяч обратно и бежит в конец колонны. Капитан бросает мяч следующему игроку и т.д. У кого из капитанов окажется мяч в руках от последнего игрока быстрее – та команда и побеждает. | ||
5) «Переноска груза»
| Игроки строятся в 3 колонны, первые номера команд должны перенести 2 мяча одновременно, из строя, до разворотной стойки, огибают ее и возвращаются обратно, где передают мячи следующим участникам. Побеждает та команда, которая первая выполнит задание | ||
7) Заключительная игра на внимание «3, 13, 33» | 1 мин. | Игроки должны на команду «3» поставить руки на пояс, «13» – руки к плечам, «33» – руки вверх. Если игрок выполняет движение не правильно, то он делает шаг вперёд. Таким образом, вперёд выйдут самые невнимательные игроки. | |
8. | Заключительная часть. Игра «Разойдись – соберись» | 3 мин. | «Разойдись! В одну шеренгу становись!» |
9. | Упражнения для восстановление дыхания. | Руки выпрямили вдоль туловища, глаза закрыли, голову отклонили вправо. Расслабили ноги, пальцы. Представили летний день. Солнышко нас греет. Птички поют. Дышим свободно и ровно, не задерживаем вдох.» | |
10. | Подведение итогов. Рефлексия | Медленно открываем глазки и попадаем на футбольное поле. | |
11. | Домашнее задание: | индивидуальное – | |
12. | Организованный уход из зала. | Молодцы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс внеурочной деятельности "Баскетбол" для обучающихся 5-8 классов
Идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального бла...

Методическая разработка серии занятий по внеурочной деятельности «Хор» для обучающихся 5-6 классов « Подарок ко Дню защитника Отечества. Проект «Песня для папы»
Автор Филатова С.Ю. предлагает методическую разработку внеурочных занятий по вокально-хоровому пению, работа над песней «День без выстрела на земле» сл.Михаила Дуди...
Методические разработки к занятиям внеурочной деятельности «Волейбол» для обучающихся 5-9 классов
Методический материал дает общее представление об особенностях проведения внеурочных занятий по волейболу на начальном этапе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ» для обучающихся 5-6 классов
Настоящая программа включает два основных раздела: - Теоретические основы и правила шахматной игры - Практико-соревновательная деятельность...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Волейбол» для обучающихся 9 класса
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" для обучающихся 5-8 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Шахматы» составлена в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, на основе федерального госуда...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Акварелька» для обучающихся 5-7 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе программы Е.И. Коротеева «Смотрю на мир глазами художника» (Сборник Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и ...




