"Физическая культура как одно из направлений профориентационной работы в цикле естественнонаучных предметов"
статья по физкультуре (9, 10, 11 класс)

Юртов Артем Юрьевич

Предмет «физическая культура» относится к естественнонаучному циклу предметов. В содержании дисциплины подразумевается целостное представление о сущности фундаментальных законов природы, составляющих основу современной физики, химии и биологии, о человеке как суперсистеме; характеризуется место и роль человека в природе, ведущие идеи и концепции стратегий совместного развития человека и природы. Важное место в изучении дисциплины предполагает знакомство с морфологическими, анатомическими, физиологическими, биохимическими и биомеханическими основами в определении форм, методов и средств физической подготовки, специфических и неспецифических факторов повышения работоспособности и укрепления здоровья в различных половозрастных группах; возможностей и особенностей совершенствования двигательных и функциональных способностей человека в разнообразных видах физической культуры (спорт, физическое воспитание, профессионально-прикладная и лечебная физическая культура).

Считаю, что необходимо изучить проблему профессионального самоопределения учащихся, посредством которого можно выявить пробелы в их теоретической и практической подготовке к выбору профессионального будущего.

Профессиональная мотивация и интерес к профессии характеризуют потребностно-мотивационную сферу обучающихся. Педагогическая позиция учителей и детей на уроке в этом случае рассматривается как система отношений к педагогической деятельности. Уровень когнитивной сферы старшеклассников определяет правильность профессионального самоопределения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Юртов Артем Юрьевич,

учитель физической культуры

ГБОУ «Академическая гимназия № 56 им. М. Б. Пильдес» Санкт-Петербурга

Статья «Физическая культура как одно из направлений профориентационной работы в цикле естественнонаучных предметов»

Предмет «физическая культура» относится к естественнонаучному циклу предметов. В содержании дисциплины подразумевается целостное представление о сущности фундаментальных законов природы, составляющих основу современной физики, химии и биологии, о человеке как суперсистеме; характеризуется место и роль человека в природе, ведущие идеи и концепции стратегий совместного развития человека и природы. Важное место в изучении дисциплины предполагает знакомство с морфологическими, анатомическими, физиологическими, биохимическими и биомеханическими основами в определении форм, методов и средств физической подготовки, специфических и неспецифических факторов повышения работоспособности и укрепления здоровья в различных половозрастных группах; возможностей и особенностей совершенствования двигательных и функциональных способностей человека в разнообразных видах физической культуры (спорт, физическое воспитание, профессионально-прикладная и лечебная физическая культура). На уроке я использую тесты, помогающие оценить уровень физического развития, физической подготовленности, функционального состояния, психомоторных параметров с учетом пола, возраста, характера двигательной активности.

И здесь важная роль отводится и профориентации обучающихся. В основу профориентационной работы должна быть положена современная концепция непрерывного образования. Объективно возникает необходимость формирования профессионального самоопределения уже со школьной скамьи, обеспечивая непрерывный профессиональный рост. Введение профильного обучения на старшей ступени общего образования создает перспективу внедрения моделей профильного обучения в систему непрерывного профессионального образования в области физической культуры и спорта.

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника. Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Профессиональная ориентация — это комплекс различных процессов, от образования и тестирований до стажировок и общения с профессионалами, которые помогают человеку определиться с выбором сферы своей карьеры в будущем.

В настоящее время постоянно происходит обновление знаний в различных сферах науки, культуры, техники, что существенно влияет на содержание образования, ведет к расширению содержания существующих учебных предметов или к созданию новых, возникших в связи с развитием научного знания и необходимых для преподавания в школе в современных условиях. Новому содержанию необходимы более сложные приемы деятельности. Современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных жизненных ситуациях.

Считаю, что необходимо изучить проблему профессионального самоопределения учащихся, посредством которого можно выявить пробелы в их теоретической и практической подготовке к выбору профессионального будущего.

Профессиональная мотивация и интерес к профессии характеризуют потребностно-мотивационную сферу обучающихся. Педагогическая позиция учителей и детей на уроке в этом случае рассматривается как система отношений к педагогической деятельности. Уровень когнитивной сферы старшеклассников определяет правильность профессионального самоопределения.

Компоненты профессионального самоопределения старшеклассников обуславливают осознанность выбора профессионального будущего и зависят от физической подготовленности. Программа профориентационных занятий для учащихся старших классов позволяет эффективно воздействовать на профессиональное самоопределение школьников.

Актуальность проведения этих мероприятий определяется также прослеживающейся в последние годы тенденцией к повышению престижа высшего образования, ориентации выпускников средних школ в высшие учебные заведения. Об этом свидетельствует неуклонно повышающийся конкурс абитуриентов. В то же время наблюдается снижение престижа профессий в сфере физической культуры и спорта. В связи с этим возникает необходимость более ранней профессиональной ориентации учащихся школ и создание своеобразной государственной системы поиска молодых талантов и обеспечения условий для их профессионального самоопределения и приобретения высшего образования.

Выявлены факторы, условия, особенности формирования профессиональной направленности личности учащихся. На уроках формирую у учащихся профессиональный интерес, склонности к педагогической деятельности, профессиональных знаний, умений и педагогических способностей. Во внеурочное время провожу занятия по формированию профессиональной направленности у старших школьников, дополняю знания по теории физического воспитания и профессиональной ориентации. Специальные условия, способствующие формированию профессиональной направленности у школьников, создаются при выполнении ими следующих видов деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, преобразовательной.

В структуре мотивов выбора профессии у школьников происходят существенные изменения, характеризующие их профессиональное становление: повышается уровень осознанности своих способностей к выбранной профессии; привлекательным для них становится содержательная сторона физкультурно-педагогической деятельности; происходит осознание школьниками общественной важности профессии спортивного педагога.

При систематичном подходе к этой работе выявляются следующие личностные характеристики: профессиональный интерес; склонность к педагогической деятельности; педагогические способности, ценностные ориентации; коммуникативная компетентность.

При работе с учащимися решаются следующие задачи:

-диагностика индивидуально-психологических особенностей личности и составных компонентов профессионально-педагогической направленности школьников,

-выявление уровня развития физических качеств;

-формирование у школьников положительного отношения к физической культуре, труду учителя физической культуры и тренера;

-формирование адекватной самооценки;

-создание у школьников адекватного представления о выбранной профессии;

-укрепление профессионального интереса;

-развитие способности к педагогической деятельности;

 -расширение знаний о физической культуре и спорте.

-изучение динамики формирования у школьников профессионального интереса и склонности к педагогической деятельности и их формирование;

-перевод школьника с позиции объекта деятельности педагога на позицию субъекта своей деятельности

Важными условиями успешного формирования профессионально-педагогической направленности у учащихся является постоянное изучение её содержания и структуры. В связи с этим рекомендуется один раз в три месяца (в каждой четверти проводить обследование учащихся с целью выявления сформированности составных компонентов (профессионального интереса, склонности к педагогической деятельности, коммуникативной компетентности потребности в самосовершенствовании, ценностных ориентации, педагогических способностей).

Необходимым содержанием работы является привлечение школьников к практической деятельности по профилю выбранной профессии, в условиях которой реализуются принципы детерминизма, личностно-деятельностный, единства сознания и деятельности, сознательности, активности, доступности и наглядности. Со стороны учителей физкультуры осуществляется управление следующими видами деятельности школьников: познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, преобразовательной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на Методическом Объединении школы. Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

Данный доклад включает в себя методику проведения оздоровительных упражнений для формирования здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры....

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Доклад «Сохранение культуры российских немцев - одно из направлений воспитательной работы "

Доклад на августовскую педагогическую конференцию по теме: «Сохранение культуры российских немцев - одно из направлений воспитательной работы» ...

Профориентационная деятельность как одно из направлений воспитательной работы в учреждении дополнительного образования детей

Выступление о необходимости и возможности профориентационной деятельности в учреждении дополнительного образования...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думаютоб этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснеездоровья. «Здоровому каждый день – праздник»,...