ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
проект по физкультуре (9 класс)

Огородникова Наталья Рафаиловна

Паспорт проекта

1. Название – «Здоровый образ жизни и здоровье человека»

2. Руководитель проекта – Огородникова Наталья Рафаиловна

3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа – физическая культура

4. Учебные дисциплины, близкие к теме – физическая культура, биология

5. Возраст людей, на которых рассчитано исследование – подростки (14-15 лет)

6. Тип проекта – исследовательский

7. Цель проекта - выработка рекомендаций для сохранения и укрепления здоровья обучающихся посредством соблюдения правил здорового образа жизни

8. Задачи:

1) Собрать и изучить материал различных источников по данной теме.

2) Определить, что входит в понятие здоровый образ жизни.

3) Познакомиться со способами сохранения здоровья.

4) Провести социологическое исследование среди обучающихся 8 – 9 классов, с целью выявления:

- знают ли школьники, что входит в понятие ЗОЖ;

- соблюдают ли подростки правила ЗОЖ на практике.

5) Разработать буклет с рекомендациями, которые помогут каждому начать вести здоровый образ жизни.

9. Оборудование – компьютер, принтер, интернет – ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx208.91 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

1. Название – «Здоровый образ жизни и здоровье человека»

2. Руководитель проекта – Огородникова Наталья Рафаиловна

3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа – физическая культура

4. Учебные дисциплины, близкие к теме – физическая культура, биология

5. Возраст людей, на которых рассчитано исследование – подростки (14-15 лет)

6. Тип проекта – исследовательский

7. Цель проекта - выработка рекомендаций для сохранения и укрепления здоровья обучающихся посредством соблюдения правил здорового образа жизни

8. Задачи:

1) Собрать и изучить материал различных источников по данной теме.

2) Определить, что входит в понятие здоровый образ жизни.

3) Познакомиться со способами сохранения здоровья.

4) Провести социологическое исследование среди обучающихся 8 – 9 классов, с целью выявления:

- знают ли школьники, что входит в понятие ЗОЖ;

- соблюдают ли подростки правила ЗОЖ на практике.

5) Разработать буклет с рекомендациями, которые помогут каждому начать вести здоровый образ жизни.

9. Оборудование – компьютер, принтер, интернет – ресурсы.

10. Актуальность проекта:

Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни и зависит от множества факторов. Особую актуальность ЗОЖ приобретает в подростковой и молодежной среде – потенциально наиболее активной части населения. Организация здорового образа жизни россиян является одной из составляющих национальной безопасности страны, развитие физической культуры и спорта поддерживается на уровне президента России.

Именно в период школьной жизни у детей формируются их пищевые привычки, отношение к двигательному режиму, когда еще можно предотвратить многие факторы риска основных хронических неинфекционных заболеваний. С одной стороны, детский возраст – это время поиска независимости, первых ошибок, с другой стороны – это время готовности человека к обучению и восприятию полезных советов.

Каждому школьнику необходимо быть не только теоретически подготовленным в области рационального питания, и в области спорта, в области борьбы с вредными привычками, но и на практике следовать правилам здорового образа жизни, то есть «Иметь привычку здорового образа жизни».

Данный проект создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью и направлен на укрепление здоровья детей.

Проект углубляет у учащихся основные сведения о здоровом образе жизни, о факторах, влияющих на здоровье, на активизацию знаний по сохранению своего здоровья.

11. Гипотеза проекта - подростки могут грамотно объяснить, что включает в себя понятие здоровый образ жизни, но практически, нет ни одного ребенка, который полностью соблюдает правила здорового образа жизни.

12. Объект исследования - формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни.

13. Предмет – здоровый образ жизни и здоровье человека.

14. Методы исследования:

- работа с литературой и интернет – ресурсами

- наблюдение и эксперимент

- социологический опрос

- сравнение и обобщение

15. Практическая значимость проекта:

- повышение мотивации здорового образа жизни, формирование индивидуального способа физического самосовершенствования;

- снижение показателей заболеваемости, среди обучающихся.

16. Продукт проект – создание буклета «Здоровый образ жизни и здоровье человека».

Введение:

Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.

Мало кто из нас в суматохе дней, в бешеном потоке нынешнего времени думает о своем здоровье. А здоровье - это сокровище, которое нужно беречь ежедневно. Очень часто с экрана телевизора, в средствах массовой информации мы слышим выражение «Я веду здоровый образ жизни», «Необходимо приобщать к здоровому образу жизни», «Чтобы увеличить среднюю продолжительность жизни необходимо приобщать людей к здоровому образу жизни». Но что же все - таки заключает в себе это понятие, как современный школьник оценивает его и придерживается ли он правил ЗОЖ и посвящен мой проект.

Девизом моей работы по формированию здорового образа жизни стали слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель я вижу в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.

Теоретическая часть

Основные понятия здорового образа жизни

Здоровый образ жизни – совокупность различных оздоровительных мероприятий в жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Что же входит в само понятие здоровый образ жизни? Это –

- правильное и полезное питание;

- двигательная активность;

- гигиена;

- отказ от вредных привычек.

Правильное питание

Питание – средство поддержания жизни, роста и развития, здоровья и высокой работоспособности человека. Нерациональное питание приводит к нарушению обмена веществ и расстройству функционального состояния систем организма.

«Что такое правильное питание»?

Правильное питание – наличие в меню всех необходимых питательных веществ. Правильное питание – это сбалансированное питание с поступлением всех необходимых веществ, углеводов и клетчатки, нужного количества витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Правильное питание – это ограничение поступления вредных веществ.

Основные принципы правильного питания

1. Энергетическая ценность пищи должна соответствовать энергетическим затратам организма.

2. Сбалансированность рациона, т.е. соответствие химического состава пищевых веществ физиологическим потребностям организма.
3.
Правильный режим питания

Наука накопила немало сведений о правильном питании, они известны далеко не каждому. Каждому человеку надо знать несколько принципов правильного питания:

  • пищу принимать часто в небольшом количестве;
  • исключить длительные промежутки между приемами пищи;
  • химический состав пищи должен полностью расщепляться ферментами организма;
  • ужинать рекомендуется не позднее, чем за три часа до отхода ко сну;
  • должна соблюдаться сбалансированность белков, жиров, углеводов
  • рацион должен содержать большое количество овощей и фруктов

Двигательная активность

Под двигательной активностью понимается сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности.

Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний.

Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом.  Двигательная активность благотворно влияет на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.   Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом более приспособлен к условиям внешней среды.

Двигательная активность является ведущим фактором оздоровления человека, т.к. направлена на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья. Полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека.

Личная гигиена

Личная гигиена – это неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Именно соблюдение правил личной гигиены осознанно и отличает каждого из нас от животных.

Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для лиц любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене в узком понимании относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, жилища, а также соблюдение чистоты при приготовлении пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела.

Вредные привычки

Что такое вредная привычка?

Вредная привычка -  это автоматически повторяющееся многое число раз действие, причем действие это вредоносное с точки зрения общественного блага, окружающих или здоровья самого человека, который подпал под кабалу вредной привычки.

К вредным привычкам можно отнести следующие действия: 

  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • курение.

Курение, наркотики, чрезмерное увлечение алкоголем – это те вредные привычки, которые сказываются губительно не только на здоровье непосредственного потребителя, но и на качество жизни окружающих его люди.

Алкоголизм– самая распространенная вредная привычка, зачастую превращается в серьезное заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него, сопровождающаяся систематическим потреблением алкогольных напитков, несмотря на негативные последствия.

Наркомания хроническое прогредиентное (развитие болезни с нарастанием симптоматики) заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков.  Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую, и психологическую зависимость.

Курение вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях.

Практическая часть

С целью опровержения или принятия гипотезы проекта я предложил учащимся ответить на вопросы анкеты, которые охватывают все аспекты здорового образа жизни:

Вопрос №1 «Что такое здоровый образ жизни?»

Вопрос №2 «Что можно отнести к здоровому образу жизни?»

Вопрос №3 «Принципы здорового образа жизни?»

Вопрос №4 «Как вы проводите свободное время в выходные дни?»

Вопрос №5 «Сколько часов в неделю вы регулярно занимаетесь физическими упражнениями?»

Вопрос №6 «Какие виды регулярной двигательной активности вы чаще всего используете?»

Вопрос №7 «Завтракаете ли вы дома перед уходом в школу?»

Вопрос №8 «Что вы выберете из ассортимента в столовой для быстрого завтрака на перемене?»

Вопрос №9 «Знаете ли вы что такое личная гигиена?»

Вопрос №10 «Вы курите?»

Вопрос №11 «Вы уже пробовали алкоголь»

Вопрос №12 «Сталкивались ли вы с проблемой употребления наркотиков?»

В анкетировании приняли участие 23 обучающихся 8-х классов.

Результаты анкетирования

Вопрос №1 «Выберите пункты, которые, по Вашему мнению, отражают содержание выражения «здоровый образ жизни

По результатам Вопроса №1 (каждый опрошенный мог выбрать несколько вариантов ответов) - 17человек отметили – отказ от вредных привычек; 13 человек – здоровое питание; 9 человек – соблюдение режима дня; 10 человек – соблюдение правил гигиены; 14 человек – занятие спортом. Этот факт доказывает правильность первой части нашей гипотезы - подростки могут грамотно объяснить, что включает в себя понятие Здоровый образ жизни.

Вопрос №2 «Что, по Вашему мнению, можно отнести к выражению «здоровый образ жизни?»

По результатам Вопроса №2 (каждый опрошенный мог выбрать несколько вариантов ответов) – 7 человек отметили – регулярное посещение врача; 5 человек – умение справляться со своими эмоциями, гармония с собой; 6 человек – интерес к информации о здоровом образе жизни; 6 человек – широкий круг интересов, богатая духовная жизнь, наличие хобби; 4 человека – другое (правила питания, спорт, без вредных привычек). Делая вывод по второму вопросу можно отметить, что подростки знаю, что такое «здоровый образ жизни» и из каких критерий он состоит.

Вопрос № 3 «Считаете ли Вы необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?»

По результатам Вопроса №3 – 7 человек считают, что это необходимо; 13 человек считают, что это важно, но не главное в жизни; 3 человек – это проблема не волнует. Можно сделать следующий вывод – не все подростки считают, что нужно вести здоровый образ жизни, некоторые не соблюдают его.

Вопрос №4 «Как вы проводите свободное время в выходные дни?»

По результатам Вопроса №4 – 10 человек отметили – работаю по дому, помогаю родителям по хозяйству; 3 человека – занимаюсь физической культурой и спортом; 4 человека – смотрю телепередачи; 15 человек сижу в интернете. Подростки мало времени уделяют прогулкам. Много времени проводят у телевизора, компьютера. Анализируя данные можно с уверенностью сказать, что двигательная активность у подростков низкая и режим дня современного подростка нельзя назвать правильным.

Вопрос №5 «Сколько часов в неделю Вы регулярно занимаетесь физическими упражнениями?»

По результатам Вопроса №5 – 10 человек отметили, что занимаются физическими упражнениями от 2 до 4 часов; 3 человека – от 4 до 8 часов; 6 человек – более 8 часов; 4 человека – не занимаются. Анализируя данные можно с уверенностью сказать, что двигательная активность у подростков низкая.

Вопрос №6 «Завтракаете ли Вы дома перед уходом в школу?»

По результатам Вопроса №6 – 8 человек отметили, что завтракают, каждый день; 7 человек – иногда не успевают; 8 человек – не завтракают. Анализируя данный вопрос можно прийти к выводу, что не все дети успевают позавтракать перед школой, тем самым провоцируя болезни желудочно – кишечного тракта и сердечно - сосудистой системы.

Вопрос №7 «Какие виды регулярной двигательной активности вы чаще всего используете?»

По результатам Вопроса №7 – 5 человек используют оздоровительный бег и кроссы; 8 человек – ходьбу пешком на учебу и обратно; 10 человек – пешие прогулки; 10 человек – занятия в спортивных секциях. Анализируя данные можно с уверенностью сказать, что подростки занимаются в спортивных секциях, а у многих двигательная активность проявляется стихийно, во время прогулок и ходьбы в школу.

Вопрос №8 «Что вы выберете из ассортимента в столовой для быстрого завтрака на перемене?»

По результатам Вопроса №8 – 14 человек отметили, что для быстрого перекуса выберут булочку и компот; 6 человек – сосиску, запеченную в тесте; 3 человека – кириешки и чипсы. Делая вывод по вопросу мы с уверенностью можем сказать, что едят всухомятку, сухарики, чипсы, сладкое Покупая продуты, практически все не задумываются об их пользе или вреде.

Вопрос №9 «Знаете ли вы что такое личная гигиена?»

По результатам Вопроса №9 – 21 человек отметил, что знаю и соблюдают личную гигиену; 2 человека – не всегда успевают все сделать правильно.

Вопрос №10 «Вы курите?

По результатам Вопроса №10 – 6 человек курит; 17 человек нет.

Вопрос №11 «Вы уже пробовали алкоголь?»

По результатам Вопроса №11 – 14 человек отметили, что пробовали алкоголь; 9 человек – нет.

Вопрос № 12 «Сталкивались ли Вы с проблемой употребления наркотиков?»

По результатам Вопроса №12 – 3 человека отметили, что сталкивались с проблемой употребления наркотиков; 20 человек – не сталкивались.

Обработав анкеты, сделал вывод, что многие обучающиеся не соблюдают правила здорового образа жизни. Поэтому необходимо проводить работу по пропаганде здорового образа жизни, правильном питании, профилактике вредных привычек.

Результаты вопросов №3 - №12 доказывают правильность второй части гипотезы - практически нет ни одного ребенка, который полностью соблюдает правила здорового образа жизни.

В нашем случае практически все подростки не соблюдают двигательный режим, режим труда и отдыха, неправильно питаются, в их жизни присутствуют вредные привычки. Таким образом необходимо проводить работу по профилактике вредных привычек, чтобы у тех опрошенных, которые уже пробовали курить и употреблять спиртное, не возникло повторного желания это сделать.

Вывод

В ходе работы над проектом и анализа результатов социологического исследования можно с уверенностью сказать, что гипотеза полностью оправдалась. Действительно подростки могут грамотно объяснить, что включает в себя понятие здоровый образ жизни, но практически нет ни одного ребенка, который полностью соблюдает правила здорового образа жизни.

Следование нормам и принципам ЗОЖ — долг каждого разумного человека. Сознательное отношение к собственному здоровью должно стать нормой поведения, главной отличительной чертой культурной, цивилизованной личности.

Качество здоровья касается всех аспектов жизни. Вот почему формирование здорового образа жизни имеет огромнейшее значение. Оно может осуществиться лишь путем создания постоянных привычек. На это уйдет не день и не два. Если вы действительно хотите начать заботиться о своем здоровье, запаситесь терпением. С чего же начать?

Я подготовил буклет для тех, кто хочет начать вести здоровый образ жизни и думаю он может стать инструкцией для каждого школьника и даже взрослого.

Заключение

Моя работа завершена. Для меня она была полезной, важной и интересной. В ходе работы над проектом, я решил поставленную цель: разработал рекомендации для сохранения и укрепления здоровья обучающихся посредством соблюдения правил здорового образа жизни.

Решил поставленные задачи:

1) Собрал и изучил материалы различных источников по теме проекта.

2) Определил, что входит в понятие здоровый образ жизни.

3) Познакомился со способами сохранения здоровья.

4) Провел опрос, целью которого является выяснение осведомленности по проблеме здорового образа жизни и здоровья человека.

5) Проанализировал ответы социологического опроса.

6) Провел опрос – интервью со специалистами для подтверждения гипотезы.

Гипотеза подтверждена.

Продуктом моего исследования стал буклет «Быть здоровым, рекомендую!»

Литература

#8239;   Артемьева, Т. Вне зависимости / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 64-71. О алкогольной и наркотической зависимости, лечение.

#8239;   Артемьева, Т. Система Амосова / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № 1. – С. 32-39. О системе оздоровления.

#8239;    Васильева, Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. – 2010. – № 11. – С. 3.

#8239;    Веч, Г. «Защитить сердцем» / Г. Веч // НаркоНет. – 2010. – № 6. – С. 48-49.
Профилактика наркомании.

#8239;   Генеральная уборка организма // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 20-24.
Очищение организма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа: "Здоровый образ жизни и привычки человека”

Беседа: "Здоровый образ жизни и привычки человека”...

ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т...

Интегрированный дополнительный урок "Здоровый образ жизни, факторы здорового образа жизни"

формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни....

Научно-исследовательская работа по физической культуре «Здоровый образ жизни и здоровье человека»

Авторы: Захарова Валерия, Борисенко СофьяАктуальность выбранной темы в том, что существует потребность у обучающихся в формировании здорового образа жизни, но при этом недостаточно знаний по этому воп...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...

АНКЕТА «Здоровый образ жизни и здоровье человека»

АНКЕТА «Здоровый образ жизни и здоровье человека»Перед Вами анкета, целью которой является выяснение осведомленности по проблеме здорового образа жизни и здоровья человека. Опрос проводитс...