Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"
план-конспект урока по обж (6 класс)

Ярболдиева Сайбат Эрежеповна

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»

Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касались этой темы), определение причин и возможных последствий утомления, научимся бороться с утомлением. Капитаны и их помощники помогут нам добиться этой цели. (слайд2)

Вспомним, что мы узнали о здоровом образе жизни в  5 классе (обращаюсь к участникам групп)

(Раздаются рабочие листы с заданиями, отводится 3 минуты, работает вся команда)

Итак, мы уяснили, что такое ЗОЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_urok_1.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Ярболдиевой Сайбат Эрежеповны

преподавателя-организатора ОБЖ

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности

Класс: 6

Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни».

Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Базовый учебник ОБЖ 6 класс А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников –Москва, «Просвещение», 2015 год.

Цели урока:

  • расширить понятия о здоровом образе жизни как индивидуальной системе поведения человека;
  • вскрыть причины и возможные последствия появления утомления;
  • разобрать общие рекомендации и практически отработать их для профилактики утомления.

Изучаемые вопросы:

  1. Утомление, его причины и возможные последствия.
  2. Профилактика утомления (практическая часть).

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы работы: Работа в группах, с раздаточным материалом

Материально-техническое обеспечение:

  • мультимедийное оборудование;
  • мультимедийная презентация;
  • раздаточный текстовый материал
  • раздаточный материал (иллюстрации, клей)

         Структура урока:

      1. Организационный момент.

      2. Формулировка темы урока.  Постановка цели урока.

      3. Изучение нового материала.

      4. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и       навыков.  (практическая работа)

     5. Контроль процесса и результата учебной деятельности.

     6. Рефлексия деятельности.

     7. Информация о домашнем задании.

Ход урока

  1. Организационный этап

Проверка наличия учащихся по классному журналу (староста докладывает)

Учитель: здравствуйте ребята. Я рада вас видеть на уроке в хорошем настроении. Сегодня мы будем работать в   группах,  капитаны в каждой команде выбирают себе помощника.

      Давайте попробуем с вами определить название нового раздела, к изучению которого  нам предстоит сегодня приступить (работает вся команда). У вас на столах  лежат конверты, в которых находятся пазлы. Если вы их правильно сложите, то получится название раздела. На это задание отводится 2 минуты. Команда, завершившая задание, поднимает руки и   получает баллы в виде жетона- цветок здоровья (команда – победитель – 2 жетона, остальные по 1 жетону) и так я буду оценивать вас на протяжении всего урока.

Основная часть.

  1. Изучение нового материала

Каждый раздел включает темы. Название темы попробуем определить вместе.

(Ситуация с двумя ребятами, один из которых занимается спортом, гуляет на свежем воздухе, меняет виды деятельности, спит положенные 8 часов, а другой после выполнения домашнего задания  садится за компьютер, играет в различные игры, за тем сидит на странице   интернета в телефоне).

Вопрос: Какое состояние будет у первого ребенка и какое у второго? (в числе названных слов будет УСТАЛОСТЬ или УТОМЛЕНИЕ)

Вопрос: нужно ли бороться с таким состоянием и как? (Да, нужна профилактика)

Вот мы и подошли вплотную к теме нашего урока (на слайде1 появляется тема урока)

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»

Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касались этой темы), определение причин и возможных последствий утомления, научимся бороться с утомлением. Капитаны и их помощники помогут нам добиться этой цели. (слайд2)

Вспомним, что мы узнали о здоровом образе жизни в  5 классе (обращаюсь к участникам групп)

(Раздаются рабочие листы с заданиями, отводится 3 минуты, работает вся команда)

Итак, мы уяснили, что такое ЗОЖ.

Ну, а теперь определим, чем же вызвано утомление, но для начала дадим определение этому понятию.

ИТАК (слайд3): Утомление – это функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление ощущения усталости)

Сегодня мы рассмотрим два основных вида утомления – умственное и физическое. (слайд4)

Учитель: Умственное утомление является наиболее вредным для организма человека, и даже может привести к заболеваниям. Это происходит в результате того, что мозг человека способен длительное время работать, не давая вовремя знать о своем утомлении, которое мы ощущаем лишь тогда, когда уже наступила фаза переутомления. (слайд5)

Выберите из предложенных Вам словосочетаний причины утомления и наклейти в рабочие листы.  Команда, завершившая задание, поднимает руки.

ПРИЧИНЫ (чрезмерная физическая нагрузка, недостаточный по времени отдых, недосыпание)

Признаки утомления (слайд6)

Правила по профилактике переутомления (слайд7)

Последствия утомления.

Утомление может привести:

- к нервно-психическим расстройствам (нарушение сна, снижение памяти и внимания, раздражительность);

- нарушению зрения;

- болезням костно-мышечной системы (сколиоз, плоскостопие);

- снижению сопротивляемости организма внешним факторам окружающей среды.

Ну и чтобы не допустить такого состояния нашего организма рассмотрим меры профилактики (находим, определяем, клеим). ВСЕ составляющие ЗОЖ (нормализовать режим дня, исключить недосыпание, умело распределять нагрузку, чередовать занятия и отдых)

Давайте рассмотрим способы тренировки организма, которые будут способствовать укреплению нашего здоровья. И помогут нам в этом наши капитаны со своими помощниками.

 «Профилактика утомления (практическая часть).»

1группа  1задание. О значении двигательной активности для человека нам

        Движение – основа жизни, естественная потребность человека. Оно формирует структуры и функции человеческого организма. Для осуществления движения в организме человека с первых дней его развития формируется опорно-двигательный аппарат, в состав которого входит костная и мышечная система. Полное развитие костно-мышечной системы человека заканчивается к 20–24 годам. Недостаток движения может привести к заболеванию, которое называется гиподинамия.

Последствиями недостатка движения являются:

– ухудшение памяти и внимания;

 – ухудшение кровообращения, дыхания и пищеварения;

 – снижение силы сокращения мышц;

 – снижение умственной и физической деятельности.

Учитель: Как вы считаете, как можно добиться увеличения двигательной активности школьников, какими методами?

Участники: (использование физических упражнений, динамических пауз на уроках, занятие различными видами спорта, подвижные игры на свежем воздухе, систематическая физическая тренировка, оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, прыжки через скакалку, и так далее). Слайд8

Учитель: сейчас 2 группа 1 задание (покажет нам комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения).

Этот комплекс можно использовать для снятия умственного утомления и повышения умственной работоспособности.

  1. И.п. – сидя на стуле, руки вдоль туловища, или на поясе. Три круговых движения головой влево, три вправо и т.д.
  2. И.п. – сидя на стуле. Самомассаж затылочной части головы и шеи – растирание подушечками пальцев от позвоночника к ушам или вдоль позвоночника, затем поглаживание шеи от позвоночника к плечам.
  3. И.п. – сидя на стуле, руки вдоль туловища или на поясе. Повороты головы вправо и влево.

Каждое упражнение повторять 4-6 раз. Слайд 9,10

Учитель: Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом – обязательное условие здорового образа жизни. Влияние физических упражнений на организм человека становится более эффективным, если правильно сочетается с закаливающими процедурами и массажем.

– Какие природные факторы наиболее часто используются для закаливания?

Участники: Вода, воздух, солнце.

О влиянии некоторых природных факторов на организм человека расскажет

3 группа 1 задание

Одним из самых эффективных средств укрепления механизмов приспособления к холоду и жаре, повышения устойчивости организма к изменениям природных условий является закаливание.

Регулярное закаливание способствует замедлению процесса старения, продлению срока активной жизни на 20–25 %.

Солнечные ванны в летнее время лучше всего принимать до полудня.

Закаливание носоглотки необходимо проводить полосканием горла сначала прохладной, а затем холодной водой.

Закаливание укрепляет и активизирует защитные силы организма, стимулирует обмен веществ, деятельность сердца и кровеносных сосудов, положительно влияет на состояние нервной системы.

Учитель: Сейчас познакомимся с некоторыми упражнениями, которые можно использовать с целью профилактики утомления. Давайте будем выполнять эти упражнения вместе с нашими капитанами.

1 группа 2 задание. Самомассаж  пальцев Слайд 11

А я хочу научить ребят самомассажу пальцев. Наши пальцы связаны с мозгом и внутренними органами, поэтому массируя каждый пальчик старайтесь уделять внимание каждому суставчику, тщательно растирая. Известно, что массаж:

- большого пальца повышает деятельность головного мозга,

- указательного улучшает работу желудка,

- среднего – оказывает влияние на кишечник и позвоночник,

- безымянного – печени,

- мизинец помогает работе сердца.

Тоже делайте дома со стопами. А теперь встряхните руки, словно вы встряхиваете с них капельки воды.

2 группа 2 задание. Снятие нервно-психического напряжения.

Нужно сделать короткий и глубокий вдох, затем медленный выдох, задержать на секунду дыхание, снова короткий вдох и т.д. Повторить несколько раз.

Гимнастика для глаз. Слайд12

Посмотрите, ребята у нас на стене появился “солнечный лучик”. Давайте встанем свободно и последим глазами за тем, как он изящно перемещается по нашей комнате, но это необходимо делать, не поворачивая головы и туловища. (Запускает “солнечного зайчика с помощью зеркальца или фонарика, который двигается по стене сначала влево, затем вправо – 4 раза; вверх и вниз – 4 раза; чертит овал – 4 раза, затем восьмерку в горизонтальном положении.

3 группа 2 задание  Слайд 13

И сейчас я  расскажу о правильной рабочей позе ученика во время занятий за столом или во время работы за персональным компьютером.  Она позволяет избежать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.

Для этого длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер школьника, высота равняться длине голени, голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении – образовывать прямой угол. При таком положении ног не возникает напряжения мышц.

Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка. При письме – сидеть с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Нельзя класть ногу на ногу или скрещивать их. Это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов.

Голова должна быть наклонена чуть вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) – 30-35см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.

Непродолжительные отклонения от рабочей позы, нужны для отдыха, расслабления.

Слайд14. А сейчас я познакомлю Вас ещё с одним способом снятия утомления, который называется

Релаксация (от лат. relaxatio – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Особенно важное значение релаксация приобрела во второй половине ХХ века, когда в развитых странах резко возрос темп жизни, люди стали меньше спать и стали более подвержены стрессу. Релаксация может сопровождаться музыкой.    И давайте мы с Вами попробуем расслабиться и снять напряжение.

Учитель: Закройте глаза,  представьте вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо.
Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям…Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Ваша прогулка была чудесной.

Регулярные занятия релаксацией снижают мышечное (и, следовательно, психическое) напряжение, увеличивается устойчивость к стрессу и усиливается внимание.

  1. Закрепление материала. Слайд15

Ребята  сегодня мы повторили понятия здоровье и здоровый образ жизни, их составляющие  и раскрыли причины утомления, а также изучили профилактику утомления. Наши цели достигнуты.

Давайте ещё раз вспомним составляющие ЗОЖ, причины и меры профилактики. (соблюдать режим дня, чередовать работу и отдых, соблюдать правила ЗОЖ)

Мне бы хотелось, чтобы после нашего урока у Вас появилось новое отношение к самому себе и к своему здоровью.

Учитель раздаёт памятки с рекомендациями при работе на компьютере.

Рекомендации при работе на компьютере.

1. Работать за современными компьютерами с хорошо освещенным рабочим столом.

2. Проводить за компьютером не более одного часа в день.

3. Каждые 10 минут вставать из-за компьютера и делать комплекс упражнений для позвоночника.

4. Каждые полчаса делать комплекс упражнений для кистей рук.

5. Каждые полчаса делать гимнастику для глаз.

6. Обязательно чередовать работу за компьютером с прогулкой на свежем воздухе.

  1. Рефлексия. Итог урока. Выставление оценок

Оцените пожалуйста свою работу. Капитаны, посчитайте количество жетонов и озвучьте мне.

             Домашнее задание

Учебник параграф 7.1.,7.2. Повторить упражнения для снижения утомления. Спланируйте свой режим труда и отдых. Слайд16

Урок окончен! Спасибо всем! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа кружка «Здоровый образ жизни» на 2012-2013 учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.             В последнее время чаще стали говорить о здоровье. И это понятно всем. Плохая экология, перегрузки, стрессы - всё это негативно ска...

Презентация по здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни глазами учеников 10 "А"

Презентация выполнена учениками 10 "А" класса.Фотоматериалы собраны из личных архивов учащихся.Здоровый образ жизни (ЗОЖ) глазами учеников 10 "А"...

Рабочая программа учебного курса Основы здорового образа жизни для 6-го класса

Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 6 классов составлена на основе  региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни»  для общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 7 классов

Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 7 классов составлена на основе  региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни»  для общеобразовательных учрежден...

Программа "Основы здорового образа жизни. Здоровая семья - здоровый ребёнок".

В данный момент актуальность и общенациональный характер проблемы здоровья граждан России очевидны. Цель программы: развитие у обучающихся бережного отношения к своему здоровью, через формирование осн...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...