Программа "Основы здорового образа жизни. Здоровая семья - здоровый ребёнок".
материал (7 класс)
В данный момент актуальность и общенациональный характер проблемы здоровья граждан России очевидны. Цель программы: развитие у обучающихся бережного отношения к своему здоровью, через формирование основных принципов здорового образа жизни; приобретение опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zozh.docx | 29.64 КБ |
dopolnenie_k_programmezozh._roditelyam.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
"Основы здорового образа жизни. Здоровая семья – здоровый ребёнок"
для 7 класса
2018- 2019 учебный год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В данный момент актуальность и общенациональный характер проблемы здоровья граждан России очевидны. Не так давно ученые говорили о том, что образ жизни человека на 50% определяется его здоровьем. На курс внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю (34 учебных недели).
Цель:
1.Развитие у обучающихся бережного отношения к своему здоровью, через формирование основных принципов здорового образа жизни.
2.Приобретение опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания.
Задачи:
1. Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье
2. Сформировать навыки осознанного выбора обучающимися поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье
3. Научить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье
4. Сформировать представление о рациональном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продукта
5. Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы, отдыха, двигательной активности, научить школьника составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.
6. Дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков, их пагубном влиянии на здоровье.
7. Сформировать навыки противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых (научиться говорить «нет»)
8. Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения
9. Сформировать представление б основных компонентах культуры и здоровья и здорового образа жизни.
Предметные результаты:
1.Смогут раскрывать содержание понятий здоровья, здоровый образ жизни, рациональное питание.
2.Проводить аргументацию зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, нарушения осанки, зрения, слуха, стрессов, инфекционных и простудных заболеваний;
3.Знать и аргументировать основные правила поведения в природе; основные принципы здорового образа жизни ,рациональной организации труда и отдыха;
4.Влияние факторов риска на здоровье человека;
5.Описывать и использовать приёмы оказания первой помощи;
6.Смогут прогнозировать воздействие негативных факторов на организм;
7.Приводить примеры негативных факторов, влияющих на здоровье;
8.Смогут аргументировать в отношении поступков других людей, наносящих вред своему здоровью.
9.Смогут обеспечивать уход за телом и жилищем ;
10.Смогут взаимодействовать в группе (распределение обязанностей);
11.Смогут находить необходимую информацию на различных видах носителей ;
12.Смогут презентовать результаты собственной деятельности;
Метапредметные результаты:
1. Способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми
2. Умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье
3. Способность рационально организовывать физическую и интеллектуальную деятельность
4. Умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья.
5. Формирование умения позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Личностные результаты:
1. Формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека
2. Развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью.
3. Формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.
Основные принципы реализации программы – научная обоснованность, доступность, учет возрастных особенностей школьников, практическая целесообразность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность.
Содержание курса внеурочной деятельности.
№ | Тема/раздел | Формы организации занятий | Виды деятельности | |
Введение. | ||||
1 | Что такое здоровье, от чего оно зависит? Факторы, влияющие на здоровье. | Комбинированный урок | Рассказ учителя о факторах, влияющих на здоровье | |
Раздел 1.Здоровый образ жизни. | ||||
2 | Что такое здоровый образ жизни? | Комбинированный урок | Проведение мониторинга “Можно ли назвать твой образ жизни здоровым?” | |
3 | Уникальность и ценность твоей жизни: жизнь – бесценный дар! Профилактика подросткового суицида. | Урок-игра | Игры, тренинги | |
4 | Курение и его вредное влияние на организм. | Творческая мастерская. | Создание «Живой газеты» | |
5 | Алкоголь не только разрушает твоё здоровье ,но и твою жизнь. | Круглый стол | Встреча с врачом-наркологом | |
6 | Акция “Скажи наркотикам –НЕТ” | Творческая мастерская. | Проведение акции в школе | |
Раздел 2. Закаливание и его значение в укреплении здоровья. | ||||
7 | Как прекрасен этот мир. Профилактика подросткового суицида. | Комбинированный урок | Беседа-размышление с элементами тренинга. | |
8 | Понятие закаливания и его роль. Закаливание воздухом. Закаливание водой и солнцем . | Экскурсия | Посещение осеннего леса. | |
9 | Значение систематичности и последовательности в закаливающих процедурах. | Круглый стол | Групповое обсуждение и создание памяток по теме «Культура здорового образа жизни» | |
Раздел 3.Рациональное питание. | ||||
10 | Понятие рационального питания и его значение . | Экскурсия | Посещение школьной столовой | |
11 | Режим питания. | Творческая мастерская. | Исследование «Почему нужен завтрак?» | |
12 | Составляем свое меню | Творческая мастерская. | Составляем свое меню с учётом всех принципов рационального питания | |
13 | Правильное приготовление пищи. | Практическая работа №1 | Изучение правильного приготовления пищи, а также ее обработка и употребление. | |
14 | Мы выбираем жизнь! Профилактика подросткового суицида. | Творческая мастерская | Конкурс рисунков на тему «Посмотри вокруг». | |
15 | Кулинарные посиделки. | Круглый стол | Групповое обсуждение и создание плакатов | |
Раздел 4. Движение – это жизнь. | ||||
16 | Роль физических упражнений. | Проектная деятельность | Исследовательский проект «Движение и здоровье» | |
17 | Утренняя зарядка. | Проектная деятельность | Исследовательский проект «Влияет ли утренняя зарядка на физическое развитие школьника» | |
18 | Систематичность и последовательность –главные принципы в спорте. | Практическая работа№2 | Квест «Спорт в моей жизни». | |
19 | Все в жизни можно исправить, пока ты жив! Профилактика подросткового суицида. | Урок-тренинг№1. | Беседа. Размышления. Тренинг. | |
20 | Составление правильного режима дня | Творческая мастерская. | Составление правильного режима дня с учетом принципа “сочетай труд и отдых”. | |
21 | Туризм развивает твоё тело и душу. | Практическая работа№3 | Изучение различных видов туризма | |
22 | Правила поведения в природе. | Практическая работа №4 | Оказание первой помощи пострадавшим | |
Раздел 5.Виды травм и первая медицинская помощь. | ||||
23 | Что такое первая доврачебная помощь, её роль | Круглый стол | Групповое обсуждение и создание плакатов | |
24 | Ушибы , ожоги: твои действия. | Практическая работа№5 | Оказание первой помощи пострадавшим | |
25 | Первая помощь при тепловом и солнечной ударах , обморожении. | Практическая работа№6 | Оказание первой помощи пострадавшим | |
26 | Все в жизни можно исправить, пока ты жив! Профилактика подросткового суицида. | Урок-тренинг№2. | Беседа. Размышления. Тренинг. | |
27 | Переломы ,вывихи , растяжения- сумей не навредить | Практическая работа№8 | Разработка памятки. | |
Раздел 6.Профилактика заболеваний – необходимое условие сохранения здоровья. | ||||
28 | Понятие профилактики. Грипп и его профилактика. | Творческая мастерская | Творческое задание «Создание памяток по профилактике гриппа и ОРВИ» | |
29 | Мудрость царя Соломона: все проходит, пройдет и это… Профилактика подросткового суицида. | Комбинированный урок. | Просмотр видео. Обсуждение. Разрешение ситуаций. Размышление. | |
Раздел 7. Чистота – залог здоровья. | ||||
30 | Соблюдай чистоту жилища | Практическая работа№9 | Составление правил для соблюдения чистоты в классе | |
31 | Гигиена одежды и обуви | Круглый стол | Проведение классного часа на данную тему | |
32 | В чистом теле -здоровый дух | Круглый стол | Групповое обсуждение и создание плакатов | |
Раздел 8.Живые организмы и их влияние на здоровье. | ||||
33 | Возможно в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты весь мир! Профилактика подросткового суицида. | Урок-тренинг. | Беседа. Размышления. Тренинг. | |
34 | Лекарственные растения и их применение. | Семинар. | «Исследование лекарственных растений нашей местности» |
Тематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности
"Основы здорового образа жизни"
7 класс
2018-2019 учебный год
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в год – 34
№ | Тема | Запланировано | Фактически проведено | ||
Кол-во часов | Дата | Кол-во часов | Дата | ||
Введение (1ч) | |||||
1 | Что такое здоровье, от чего оно зависит? Факторы, влияющие на здоровье. | 1 | 07.09.18 | 1 | |
Раздел 1.Здоровый образ жизни (5ч) | |||||
2 | Что такое здоровый образ жизни? | 1 | 14.09.18 | 1 | |
3 | Уникальность и ценность твоей жизни: жизнь – бесценный дар! Профилактика подросткового суицида. | 1 | 21.09.18 | 1 | |
4 | Курение и его вредное влияние на организм. | 1 | 28.09.18 | 1 | |
5 | Алкоголь не только разрушает твоё здоровье ,но и твою жизнь. | 1 | 05.10.18 | 1 | |
6 | Акция “Скажи наркотикам -НЕТ” | 1 | 12.10.18 | 1 | |
Раздел 2. Закаливание и его значение в укреплении здоровья (3ч) | |||||
7 | Как прекрасен этот мир. Профилактика подросткового суицида. | 1 | 19.10.18 | 1 | |
8 | Понятие закаливания и его роль. Закаливание воздухом. Закаливание водой и солнцем . | 1 | 26.10.18 | 1 | |
9 | Значение систематичности и последовательности в закаливающих процедурах. | 1 | 09.11.18 | 1 | |
Раздел 3.Рациональное питание.(6ч) | |||||
10 | Понятие рационального питания и его значение . | 1 | 16.11.18 | 1 | |
11 | Режим питания. | 1 | 23.11.18 | 1 | |
12 | Составляем свое меню с учётом всех принципов рационального питания | 1 | 30.11.18 | 1 | |
13 | Правильное приготовление пищи. | 1 | 07.12.18 | 1 | |
14 | Мы выбираем жизнь! Профилактика подросткового суицида. | 1 | 14.12.18 | 1 | |
15 | Кулинарные посиделки. История русского чаепития. | 1 | 21.12.18 | 1 | |
Раздел 4. Движение – это жизнь.(7ч) | |||||
16 | Роль физических упражнений. Физкультура и здоровье. | 1 | 28.12.18 | 1 | |
17 | Утренняя зарядка. | 1 | 18.01.19 | 1 | |
18 | Систематичность и последовательность –главные принципы в спорте. | 1 | 25.01.19 | 1 | |
19 | Все в жизни можно исправить, пока ты жив! Профилактика подросткового суицида. | 1 | 01.02.19 | 1 | |
20 | Составление правильного режима дня с учетом принципа “сочетай труд и отдых”. | 1 | 08.02.19 | 1 | |
21 | Туризм развивает твоё тело и душу. | 1 | 15.02.19 | 1 | |
22 | Правила поведения в природе. | 1 | 22.02.19 | 1 | |
Раздел 5.Виды травм и первая медицинская помощь.(5ч) | |||||
23 | Что такое первая доврачебная помощь, её роль | 1 | 01.03.19 | 1 | |
24 | Ушибы , ожоги: твои действия. | 1 | 15.03.19 | 1 | |
25 | Первая помощь при тепловом и солнечной ударах , обморожении. | 1 | 22.03.19 | 1 | |
26 | Все в жизни можно исправить, пока ты жив! Профилактика подросткового суицида. | 1 | 05.04.19 | 1 | |
27 | Переломы, вывихи, растяжения - сумей не навредить. | 1 | 12.04.19 | 1 | |
Раздел 6.Профилактика заболеваний – необходимое условие сохранения здоровья. (2ч) | |||||
28 | Понятие профилактики. Грипп и его профилактика | 1 | 19.04.19 | 1 | |
29 | Мудрость царя Соломона: все проходит, пройдет и это… Профилактика подросткового суицида. | 1 | 26.04.19 | 1 | |
Раздел 7. Чистота – залог здоровья.(3ч) | |||||
30 | Соблюдай чистоту жилища | 1 | 03.05.19 | 1 | |
31 | Гигиена одежды и обуви | 1 | 10.05.19 | 1 | |
32 | В чистом теле -здоровый дух | 1 | 17.05.19 | 1 | |
Раздел 8.Живые организмы и их влияние на здоровье.(2ч) | |||||
33 | Возможно в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты весь мир! Профилактика подросткового суицида. | 1 | 24.05.19 | 1 | |
34 | Лекарственные растения и их применение | 1 | 31.05.19 | 1 |
Предварительный просмотр:
Дополнение к программе.
«Здоровая семья – здоровый ребенок». Работа с родителями.
Цель: формирование у обучающихся и их родителей устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние и за состояние общества.
Задачи:
- сформировать ценностные установки жизненных приоритетов на здоровый образ жизни;
- приобщить обучающихся к санитарно-гигиеническим знаниям, воспитать убеждённость школьников в выполнении требований и правил гигиенического поведения в труде и в быту, желание и умение родителей следить за выполнением требований гигиены;
- информировать обучающихся и родителей о пагубном влиянии на организм курения, алкоголизма и наркомании, нацелить на искоренение вредных привычек;
- обогатить знаниями о социальных, нравственных и медицинских аспектах взаимоотношений полов;
- помочь семьям осознать необходимость постоянного поддержания достаточной физической активности, соблюдения норм рационального питания, сохранения устойчивого психоэмоционального состояния.
Прогнозируемые результаты.
- Постепенное снижение уровня заболеваемости детей.
- Повышение уровня профилактической и физкультурно-оздоровительной работы.
- Формирование здорового образа жизни в семье.
- Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья (курение, токсикомания, пивной алкоголизм)
- Создание благоприятного психологического климата в семье.
Пояснительная записка.
Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни. С первой минуты рождения ребенка эта истина должна находиться в основе его воспитания - именно в семье закладывается фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой человек поднимается всю жизнь.
В то же время многие специалисты считают, что здоровье человека определяется в значительной мере «доминантой» здоровья, закладываемой с детства. Сначала в результате механического повторения правильно организованных гигиенических процедур вырабатывается динамический стереотип «здорового» поведения. Постепенно на его основе приобретаются соответствующие знания, и формируется осознанное отношение к собственному здоровью, «настрой» на здоровье. Быть здоровым - естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.
Известно, что все знания, умения, навыки и привычки ребёнок получает в процессе обучения и воспитания, поэтому методам формирования собственного здоровья необходимо учить. Настало время, когда жизненно важно научиться быть здоровым, выжить в столь сложных условиях, оздоровить среду обитания, производственную и бытовую обстановку. Семья это основа психологического и физического здоровья ребенка. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах детства. Очевидно, что семья и школа, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми. Секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни: поддержание физического здоровья, отсутствие вредных привычек, правильное питание, радостное ощущение своего существования в этом мире. ФЗ «Об образовании» (ст.18) возлагает всю ответственность за воспитание детей на семью, а все остальные социальные институты (в том числе школьные учреждения) призваны содействовать и дополнять семейную воспитательную деятельность. Важно, чтобы по мере освоения ЗОЖ у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.
Педагогическая поддержка.
- Ознакомление родителей с результатами диагностики детей.
- Привлечение родителей к мероприятиям по оздоровлению обучающихся и самих родителей.
- Анкетирование родителей с целью выявления проблем в воспитании правильного отношения к здоровью детей.
- Целенаправленная просветительская работа по формированию ЗОЖ среди детей, родителей, педагогов.
- Ознакомление родителей с оздоровительно-профилактическими мероприятиями в школе, районе. Их участие в этих мероприятиях.
Основные положения совместной работы класса и семьи.
- Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания и формирования основ здорового образа жизни хорошо понятны не только классному руководителю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в школе.
- Систематичность и последовательность работы в соответствии с тематическим планом.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
- Взаимное доверие и взаимопомощь классного руководителя и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье и родителей в школе.
Критерии оценки эффективности программы.
Классный руководитель.
- Сформированность у обучающихся позитивного отношения к ЗОЖ.
- Развитие произвольных и непроизвольных привычек ЗОЖ.
- Повышение профессиональной компетенции, овладение активными методами обучения и воспитания ЗОЖ.
Обучающиеся.
- Наличие знаний о строении собственного тела, основных элементов личной гигиены. Умение выделить признаки здоровья. Знать правила заботы о своём здоровье, правила безопасного поведения дома и на улице.
- Сформированность элементарных привычек ЗОЖ.
- Пробуждение желания следовать ЗОЖ.
Родители.
- Усвоение знаний о ЗОЖ.
- Формирование чувства ответственности за своё здоровье и здоровье членов семьи.
Тематическое планирование.
№ | Тема. Содержание. | Форма. | Дата. |
1 | Здоровая семья – здоровая нация. https://youtu.be/hNQIBBu6SQ8 притча о здоровье для родителей | Родительское собрание. | сентябрь |
2 | День здоровья. Осенний кросс. | Соревнование | октябрь |
3 | Растите удачника. Советы психолога. | Консультация психолога. | ноябрь |
4 | Вакцинация против гриппа: «за» и «против». | Консультация медицинского работника. | декабрь |
5 | В здоровом теле здоровый дух! Лыжная вылазка. | Катание на лыжах. | январь |
6 | О вредных привычках: снижение поведенческих рисков: курение, токсикомания, алкоголь. | Родительское собрание. | февраль |
7 | Гигиена питания. Овладение приемами аутотренинга. | Родительское собрание. | март |
8 | Спортивный праздник «Папа, мама, я!» | Соревнование. | апрель |
9 | Безопасное поведение в лесу, на водоеме. | Памятки для родителей (сеть интернет). | май |
10 | Организация и проведение однодневного похода. | Совместный поход | начало июня |
11 | Посещение квартир обучающихся. | Рейд. | в течение года |