Программа "Основы здорового образа жизни. Здоровая семья - здоровый ребёнок".
материал (7 класс)

Скабёлкин Клим Юрьевич

В данный момент актуальность и общенациональный характер проблемы здоровья граждан России очевидны. Цель программы: развитие у обучающихся бережного отношения к своему здоровью, через формирование основных принципов здорового образа жизни; приобретение опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zozh.docx29.64 КБ
Файл dopolnenie_k_programmezozh._roditelyam.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

"Основы здорового образа жизни.  Здоровая семья – здоровый ребёнок"

для 7  класса

2018- 2019 учебный год

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В данный момент актуальность и общенациональный характер проблемы здоровья граждан России очевидны. Не так давно ученые говорили о том, что образ жизни человека на 50% определяется его здоровьем. На курс внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю (34 учебных недели).

Цель:

1.Развитие у обучающихся бережного отношения к своему здоровью, через формирование основных принципов здорового образа жизни.

2.Приобретение опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания.

Задачи:

1. Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье

2. Сформировать навыки осознанного выбора обучающимися поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье

3. Научить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье

4. Сформировать представление о рациональном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продукта

5. Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы, отдыха, двигательной активности, научить школьника составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.

6. Дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков, их пагубном влиянии на здоровье.

7. Сформировать навыки противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых (научиться говорить «нет»)

8. Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения

9. Сформировать представление б основных компонентах культуры и здоровья и здорового образа жизни.

Предметные результаты:

1.Смогут раскрывать содержание понятий здоровья, здоровый образ жизни, рациональное питание.

2.Проводить аргументацию зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, нарушения осанки, зрения, слуха, стрессов, инфекционных и простудных заболеваний;

3.Знать и аргументировать основные правила поведения в природе; основные принципы здорового образа жизни ,рациональной организации труда и отдыха;

4.Влияние факторов риска на здоровье человека;

5.Описывать и использовать приёмы оказания первой помощи;

6.Смогут прогнозировать воздействие негативных факторов на организм;

7.Приводить примеры негативных факторов, влияющих на здоровье;

8.Смогут аргументировать в отношении поступков других людей, наносящих вред своему здоровью.

9.Смогут обеспечивать уход за телом и жилищем ;

10.Смогут взаимодействовать в группе (распределение обязанностей);

11.Смогут находить необходимую информацию на различных видах носителей ;

12.Смогут презентовать результаты собственной деятельности;
Метапредметные результаты:

1. Способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми

2. Умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье

3. Способность рационально организовывать физическую и интеллектуальную деятельность

4. Умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья.

5. Формирование умения позитивного коммуникативного общения с окружающими.

Личностные результаты:

1. Формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека

2. Развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью.

3. Формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.

Основные принципы реализации программы – научная обоснованность, доступность, учет возрастных особенностей школьников, практическая целесообразность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность.

Содержание курса внеурочной деятельности.

Тема/раздел

Формы организации занятий

Виды деятельности

Введение.

1

Что такое здоровье, от чего оно зависит? Факторы, влияющие на здоровье.

Комбинированный урок

Рассказ учителя о факторах, влияющих на здоровье

Раздел 1.Здоровый образ жизни.

2

Что такое здоровый образ жизни?

Комбинированный урок

Проведение мониторинга “Можно ли назвать твой образ жизни здоровым?”

3

Уникальность и ценность твоей жизни: жизнь – бесценный дар! Профилактика подросткового суицида.

Урок-игра

Игры, тренинги

4

Курение и его вредное влияние на организм.

Творческая мастерская.

Создание «Живой газеты»

5

Алкоголь не только разрушает твоё здоровье ,но и твою жизнь.

Круглый стол

Встреча с врачом-наркологом

6

Акция “Скажи наркотикам –НЕТ”

Творческая мастерская.

Проведение акции в школе

Раздел 2. Закаливание и его значение в укреплении здоровья.

7

Как прекрасен этот мир. Профилактика подросткового суицида.

Комбинированный урок

Беседа-размышление с элементами тренинга.

8

Понятие закаливания и его роль. Закаливание воздухом.

Закаливание водой и солнцем .

Экскурсия

Посещение осеннего леса.

9

Значение систематичности и последовательности в закаливающих процедурах.

Круглый стол

Групповое обсуждение и создание памяток по теме «Культура здорового образа жизни»

Раздел 3.Рациональное питание.

10

Понятие рационального питания и его значение .

Экскурсия

Посещение  школьной столовой

11

Режим питания.

Творческая мастерская.

Исследование «Почему нужен   завтрак?»

12

Составляем свое меню

Творческая мастерская.

Составляем свое меню с учётом всех принципов рационального питания

13

Правильное приготовление пищи.

Практическая работа №1

Изучение правильного приготовления  пищи, а также ее обработка и употребление.

14

Мы выбираем жизнь! Профилактика подросткового суицида.

Творческая мастерская

Конкурс рисунков на тему «Посмотри вокруг».

15

Кулинарные посиделки.

Круглый стол

Групповое обсуждение и создание плакатов

Раздел 4. Движение – это жизнь.

16

Роль физических упражнений.

Проектная деятельность

Исследовательский проект «Движение и здоровье»

17

Утренняя зарядка.

Проектная деятельность

Исследовательский проект

«Влияет ли утренняя зарядка на физическое развитие школьника»

18

Систематичность и последовательность –главные принципы в спорте.

Практическая работа№2

Квест «Спорт в моей жизни».

19

Все в жизни можно исправить, пока ты жив! Профилактика подросткового суицида.

Урок-тренинг№1.

Беседа. Размышления. Тренинг.

20

Составление правильного режима дня

Творческая мастерская.

Составление правильного режима дня с учетом принципа “сочетай труд и отдых”.

21

Туризм развивает твоё тело и душу.

Практическая работа№3

Изучение различных видов туризма

22

Правила поведения в природе.

Практическая работа №4

Оказание первой помощи пострадавшим

Раздел 5.Виды травм и первая медицинская помощь.

23

Что такое первая доврачебная помощь, её роль

Круглый стол

Групповое обсуждение и создание плакатов

24

Ушибы , ожоги: твои действия.

Практическая работа№5

Оказание первой помощи пострадавшим

25

Первая помощь при тепловом и солнечной ударах , обморожении.

Практическая работа№6

Оказание первой помощи пострадавшим

26

Все в жизни можно исправить, пока ты жив! Профилактика подросткового суицида.

Урок-тренинг№2.

Беседа. Размышления. Тренинг.

27

Переломы ,вывихи , растяжения- сумей не навредить

Практическая работа№8

Разработка памятки.

Раздел 6.Профилактика заболеваний – необходимое условие сохранения здоровья.

28

Понятие профилактики. Грипп и его профилактика.

Творческая мастерская

Творческое задание «Создание памяток по профилактике гриппа и ОРВИ»

29

Мудрость царя Соломона: все проходит, пройдет и это… Профилактика подросткового суицида.

Комбинированный урок.

Просмотр видео. Обсуждение. Разрешение ситуаций. Размышление.

Раздел 7. Чистота – залог здоровья.

30

Соблюдай чистоту жилища

Практическая работа№9

Составление правил для соблюдения чистоты  в классе

31

Гигиена одежды и обуви

Круглый стол

Проведение классного часа на данную тему

32

В чистом теле -здоровый дух

Круглый стол

Групповое обсуждение и создание плакатов

Раздел 8.Живые организмы и их влияние на здоровье.

33

Возможно в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты весь мир!

Профилактика подросткового суицида.

Урок-тренинг.

Беседа. Размышления. Тренинг.

34

Лекарственные растения и их применение.

Семинар.

«Исследование лекарственных растений нашей местности»

Тематическое планирование

по курсу внеурочной деятельности

"Основы здорового образа жизни"

7 класс

2018-2019 учебный год

Количество часов в неделю – 1

Количество часов в год – 34

Тема

Запланировано

Фактически проведено

Кол-во часов

Дата

Кол-во часов

Дата

Введение (1ч)

1

Что такое здоровье, от чего оно зависит? Факторы, влияющие на здоровье.

1

07.09.18

1

Раздел 1.Здоровый образ жизни (5ч)

2

Что такое здоровый образ жизни?

1

14.09.18

1

3

Уникальность и ценность твоей жизни: жизнь – бесценный дар! Профилактика подросткового суицида.

1

21.09.18

1

4

Курение и его вредное влияние на организм.

1

28.09.18

1

5

Алкоголь не только разрушает твоё здоровье ,но и твою жизнь.

1

05.10.18

1

6

Акция “Скажи наркотикам -НЕТ”

1

12.10.18

1

Раздел 2. Закаливание и его значение в укреплении здоровья (3ч)

7

Как прекрасен этот мир. Профилактика подросткового суицида.

1

19.10.18

1

8

Понятие закаливания и его роль. Закаливание воздухом.

Закаливание водой и солнцем .

1

26.10.18

1

9

Значение систематичности и последовательности в закаливающих процедурах.

1

09.11.18

1

Раздел 3.Рациональное питание.(6ч)

10

Понятие рационального питания и его значение .

1

16.11.18

1

11

Режим питания.

1

23.11.18

1

12

Составляем свое меню с учётом всех принципов рационального питания

1

30.11.18

1

13

Правильное приготовление пищи.

1

07.12.18

1

14

Мы выбираем жизнь! Профилактика подросткового суицида.

1

14.12.18

1

15

Кулинарные посиделки. История русского чаепития.

1

21.12.18

1

Раздел 4. Движение – это жизнь.(7ч)

16

Роль физических упражнений. Физкультура и здоровье.

1

28.12.18

1

17

Утренняя зарядка.

1

18.01.19

1

18

Систематичность и последовательность –главные принципы в спорте.

1

25.01.19

1

19

Все в жизни можно исправить, пока ты жив! Профилактика подросткового суицида.

1

01.02.19

1

20

Составление правильного режима дня с учетом принципа “сочетай труд и отдых”.

1

08.02.19

1

21

Туризм развивает твоё тело и душу.

1

15.02.19

1

22

Правила поведения в природе.

1

22.02.19

1

Раздел 5.Виды травм и первая медицинская помощь.(5ч)

23

Что такое первая доврачебная помощь, её роль

1

01.03.19

1

24

Ушибы , ожоги: твои действия.

1

15.03.19

1

25

Первая помощь при тепловом и солнечной ударах , обморожении.

1

22.03.19

1

26

Все в жизни можно исправить, пока ты жив! Профилактика подросткового суицида.

1

05.04.19

1

27

Переломы, вывихи,  растяжения - сумей не навредить.

1

12.04.19

1

Раздел 6.Профилактика заболеваний – необходимое условие сохранения здоровья. (2ч)

28

Понятие профилактики. Грипп и его профилактика

1

19.04.19

1

29

Мудрость царя Соломона: все проходит, пройдет и это… Профилактика подросткового суицида.

1

26.04.19

1

Раздел 7. Чистота – залог здоровья.(3ч)

30

Соблюдай чистоту жилища

1

03.05.19

1

31

Гигиена одежды и обуви

1

10.05.19

1

32

В чистом теле -здоровый дух

1

17.05.19

1

Раздел 8.Живые организмы и их влияние на здоровье.(2ч)

33

Возможно в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты весь мир!

Профилактика подросткового суицида.

1

24.05.19

1

34

Лекарственные растения и их применение

1

31.05.19

1



Предварительный просмотр:

Дополнение к программе.

 «Здоровая семья – здоровый ребенок». Работа с родителями.

Цель: формирование у обучающихся и их родителей устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние и за состояние общества.

Задачи:

  • сформировать ценностные установки жизненных приоритетов на здоровый образ жизни;
  • приобщить обучающихся к санитарно-гигиеническим знаниям, воспитать убеждённость школьников в выполнении требований и правил гигиенического поведения в труде и в быту, желание и умение родителей следить за выполнением требований гигиены;
  • информировать обучающихся и родителей о пагубном влиянии на организм курения, алкоголизма и наркомании, нацелить на искоренение вредных привычек;
  • обогатить знаниями о социальных, нравственных и медицинских аспектах взаимоотношений полов;
  • помочь семьям осознать необходимость постоянного поддержания достаточной физической активности, соблюдения норм рационального питания, сохранения устойчивого психоэмоционального состояния.

Прогнозируемые результаты.

  1. Постепенное снижение уровня заболеваемости детей.
  2. Повышение уровня профилактической и физкультурно-оздоровительной работы.
  3. Формирование здорового образа жизни в семье.
  4. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья (курение, токсикомания, пивной алкоголизм)
  5. Создание благоприятного психологического климата в семье.

Пояснительная записка.

Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни. С первой минуты рождения ребенка эта истина должна находиться в основе его воспитания - именно в семье закладывается фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой человек поднимается всю жизнь.

В то же время многие специалисты считают, что здоровье человека определяется в значительной мере «доминантой» здоровья, закладываемой с детства. Сначала в результате механического повторения правильно организованных гигиенических процедур вырабатывается динамический стереотип «здорового» поведения. Постепенно на его основе приобретаются соответствующие знания, и формируется осознанное отношение к собственному здоровью, «настрой» на здоровье. Быть здоровым - естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.

Известно, что все знания, умения, навыки и привычки ребёнок получает в процессе обучения и воспитания, поэтому методам формирования собственного здоровья необходимо учить. Настало время, когда жизненно важно научиться быть здоровым, выжить в столь сложных условиях, оздоровить среду обитания, производственную и бытовую обстановку. Семья это основа психологического и физического здоровья ребенка. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах детства. Очевидно, что семья и школа, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми. Секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни: поддержание физического здоровья, отсутствие вредных привычек, правильное питание,  радостное ощущение своего существования в этом мире.  ФЗ «Об образовании» (ст.18) возлагает всю ответственность за воспитание детей на семью, а все остальные социальные институты (в том числе школьные учреждения) призваны содействовать и дополнять семейную воспитательную деятельность. Важно, чтобы по мере освоения ЗОЖ у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.

Педагогическая поддержка.

  1. Ознакомление родителей с результатами диагностики детей.
  2. Привлечение родителей к мероприятиям по оздоровлению обучающихся и самих родителей.
  3. Анкетирование родителей с целью выявления проблем в воспитании правильного отношения к здоровью детей.
  4. Целенаправленная просветительская работа по формированию ЗОЖ среди детей, родителей, педагогов.
  5. Ознакомление родителей с оздоровительно-профилактическими мероприятиями в школе, районе. Их участие в этих мероприятиях.

Основные положения совместной работы класса и семьи.

  1. Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания и формирования основ здорового образа жизни хорошо понятны не только классному руководителю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в школе.
  2. Систематичность и последовательность работы в соответствии с тематическим планом.
  3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
  4. Взаимное доверие и взаимопомощь классного руководителя и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье и родителей в школе.

Критерии оценки эффективности программы.

Классный руководитель.

  1. Сформированность у обучающихся позитивного отношения к ЗОЖ.
  2. Развитие произвольных и непроизвольных привычек ЗОЖ.
  3. Повышение профессиональной компетенции, овладение активными методами обучения и воспитания ЗОЖ.

Обучающиеся.

  1. Наличие знаний  о строении собственного тела, основных элементов личной гигиены. Умение выделить признаки здоровья. Знать правила заботы о своём здоровье, правила безопасного поведения дома и на улице.
  2. Сформированность элементарных привычек ЗОЖ.
  3. Пробуждение желания следовать ЗОЖ.

Родители.

  1. Усвоение знаний о ЗОЖ.
  2. Формирование чувства ответственности за своё здоровье и здоровье членов семьи.


Тематическое планирование.

Тема. Содержание.

Форма.

Дата.

1

Здоровая семья – здоровая нация.

https://youtu.be/hNQIBBu6SQ8 притча о здоровье для родителей

Родительское собрание.

сентябрь

2

День здоровья. Осенний кросс.

Соревнование

октябрь

3

Растите удачника. Советы психолога.

Консультация психолога.

ноябрь

4

Вакцинация против гриппа: «за» и «против».

Консультация медицинского работника.

декабрь

5

В здоровом теле здоровый дух! Лыжная вылазка.

Катание на лыжах.

январь

6

О вредных привычках: снижение поведенческих рисков: курение, токсикомания, алкоголь.

Родительское собрание.

февраль

7

Гигиена питания. Овладение приемами аутотренинга.

Родительское собрание.

март

8

Спортивный праздник «Папа, мама, я!»

Соревнование.

апрель

9

Безопасное поведение в лесу, на водоеме.

Памятки для родителей (сеть интернет).

май

10

Организация и проведение однодневного похода.

Совместный поход

начало июня

11

Посещение квартир обучающихся.

Рейд.

в течение года