Курсовая работа Тема: Методика обучения двигательным действиям детей с нарушением зрения
творческая работа учащихся по физкультуре
Курсовая работа
Тема: Методика обучения двигательным действиям детей с нарушением зрения
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Курсовая работа
Тема: Методика обучения двигательным действиям детей с нарушением зрения
План
Введение
Глава I. Обзор литературы
1.1 | Современное состояние проблемы физической реабилитации инвалидов с патологией зрения | ||
1.2 | Характеристика зрительных функций Выводы по I главе | ||
Глава II. Методы и методические приемы, используемые в развитии двигательных способностей 2.1 Методы, используемые в развитии двигательных способностей 2.2 Методические приемы обучения детей с нарушением зрения Выводы по II главе | |||
Заключение | |||
Введение
Актуальность исследования. В наши дни особенно актуальна проблема инвалидности. Экологические катастрофы, войны, криминогенная обстановка, отягощенная наследственность, заболевания, травмы увеличивают число инвалидов из года в год. Проблема создания условий для жизнедеятельности, восстановления утраченного контакта с окружающим миром, успешного лечения и последующей коррекции, психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации людей с существенными отклонениями в состоянии здоровья является значимой для общества.
В Российской Федерации за последние 20 лет уровень инвалидности с детства увеличился более чем в 3,6 раза и, по прогнозам специалистов, будет увеличиваться в дальнейшем.
Так, если в 1996 году на 70 детей до 15 лет приходился 1 ребенок-инвалид, то в 2002 году такой ребенок приходился на 55 здоровых детей.
Категория лиц со зрительным дефектом, т. е. инвалидов по зрению достаточно велика: она составляет около 40 млн. человек в мире и около 2 млн. - в нашей стране, причем, несмотря на успехи медицины, число слабовидящих неуклонно растет[11].
Глаза – удивительный дар природы. В них отражается всё, что, мы видим, чувствуем. Глаза являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния здоровья. Оно приняло на себя огромные перегрузки, на которые не было запрограммировано в процессе эволюции. Это привело к возникновению различных глазных патологий. В том числе увеличилось и число детей с ранней близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом, косоглазием и другими более тяжёлыми нарушениями.
Остановимся на наиболее характерных нарушениях зрения у детей школьного возраста.
БЛИЗОРУКОСТЬ (миопия) характеризуется недостатком преломляющей силы глаза, в результате которого дети плохо видят отдаленные предметы, действия, а также то, что написано на классной доске. При чтении учащиеся приближают книгу к глазам, сильно склоняют голову во время письма, прищуривают глаза при рассматривании предметов - это первые признаки развития миопии. Зрительные возможности детей с миопией при работе вблизи относительно велики. Однако непрерывная длительная зрительная нагрузка на близком расстоянии должна быть не более 15-20 мин. Различают три степени миопии: слабая степень - до 3 D; средняя - от 3 до 6 D; высокая степень - свыше 6 D. При высокой степени миопии наблюдается отслойка сетчатой оболочки глаза. Часто причиной отслойки сетчатки является травма, чрезмерная физическая нагрузка, сотрясение тела и пр. В настоящее время близорукость имеет достаточно широкое распространение и обусловлена повышенными зрительными нагрузками, социальными и географическими аспектами. Так, например, близорукость отмечена у 60% выпускников школ Российской Федерации. В городах отмечено большее количество детей с миопией, чем в сельской местности. Среди детей, занимающихся спортом, близоруких детей намного меньше. У детей, слабо развитых физически, близорукость развивается чаще и быстрее прогрессирует. В целях компенсации близорукости назначают очки. Для ее лечения применяются: очковая коррекция, контактные линзы, точечный массаж, медикаментозное лечение, физиотерапевтическое лечение и др. Г.Г. Демирчоглян, Э.С. Аветисов, Е.И. Ливадо, американский офтальмолог У. Бейтс и др. предлагают для лечения и профилактики близорукости специальные упражнения для улучшения зрения. Для профилактики близорукости и приостановления ее прогрес-сирования многие авторы (Олдос Хаксли, 1997; С.И. Шкарлова, В.Е. Романовский, 2000; и др.) рекомендуют следующий комплекс мероприятий: общее укрепление организма; активизацию функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем; укрепление мышечно-связочного аппарата глаза; улучшение деятельности мышц глаза, в частности аккомода ционной мышцы; укрепление склеры и др.
ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ (гиперметропия) характеризуется тем, что фокус параллельных лучей после их преломления в глазу оказывается лежащим позади сетчатки. У новорожденных глаза, как правило,дальнозоркие. В результате роста глаза размер глазного яблока увеличивается, и к 10 годам глаза становятся соразмерными, а если развитие глаза отстает, то он становится дальнозорким. При этом функциональные возможности зрительной системы при работе вблизи хуже, чем у близоруких. Дальнозорким детям приходится чрезмерно напрягать свой аккомодационный аппарат, напряженная зрительная работа вызывает у них зрительное утомление, которое проявляется в виде головной боли, тяжести в глазах, в области лба, а иногда в головокружении, буквы при чтении сливаются, становятся неясными. Все эти явления обусловлены переутомлением ресничной мышцы. Дальнозоркость корригируется оптическими линзами. Раннее выявление, очковая коррекция и специальные упражнения для снятия зрительного утомления могут предупредить возникновение косоглазия. Поскольку дальнозоркость не сопровождается органическими поражениями глазного дна, страдающие дети не имеют противопоказаний к физическим нагрузкам.
КОСОГЛАЗИЕ характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. У этих детей наблюдается периферическое зрение, снижение остроты зрения косящего глаза, значительно снижена или нарушена восприимчивость предметов двумя глазами и способность сливать их изображения в единый зрительный образ. Причинами возникновения могут быть: наследственность, поражение центральной нервной системы, различные аномалии рефракции глаза, психическая травма (испуг), острые инфекционные заболевания, чрезмерная зрительная нагрузка и т. д. Лечение следует начинать сразу же после выявления. Вначале назначают очки, проводят плеоптическое лечение (заклейка лучше видящего глаза), засветы с помощью специальных приборов, упражнения, направленные на восстановление бинокулярного зрения, искусственно усиливают зрительную нагрузку (чтение мелкого шрифта, раскладывание мелкой мозаики, сортировка различных видов круп и т. д.). Э.С. Аветисовым (1975) разработан метод диплоптики, позволяющий ускорить формирование нормального бинокулярного зрения. В отдельных случаях прибегают к оперативному вмешательству. Подавляющее большинство детей с косоглазием в результате лечения может обучаться в массовых школах. Если же косоглазие сочетается с высокой степенью аномалий рефракции и снижением остроты зрения, дети обучаются в специальных школах III-IV видов.
АСТИГМАТИЗМ - сочетание в одном глазу разных видов рефракций или разных степеней рефракции одного вида. Симптомы астигматизма: выраженные явления зрительного утомления, головные боли, блефароконъюктивиты, реже - хроническое воспаление краев век. Причинами развития астигматизма могут быть: ранение глаза, оперативные вмешательства на глазном яблоке, болезни роговицы. Для лечения и коррекции астигматизма используются следующие методы: очковая коррекция, коррекция контактными линзами, хирургические методы лечения (С.И. Шкарлова, В.Е. Романовский, 2000). При выборе коррекции вначале устанавливается степень астигматизма, а при назначении очков учитывается индивидуальная переносимость коррекции, рассчитанная на зрительную комфортность. Астигматизм средней степени (до 0,5 D) встречается настолько часто, что называется физиологическим астигматизмом.
НИСТАГМ (дрожание глаз) самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. По направлению он может быть горизонтальным, вертикальным и вращательным; по виду - маятникообразным, толчкообразным и смешанным. Причины возникновения нистагма: поражения таких участков мозга, как мозжечок, гипофиз, продолговатый мозг и др. Нистагм, как правило, не доставляет беспокойства детям, но они испытывают нечеткость восприятия даже при достаточно высокой остроте зрения, слабость зрения, которая плохо поддается исправлению. Терапия нистагма осуществляется с помощью очковой коррекции (при наличии аномалий рефракции), плеоптического лечения, укрепления аккомодационного аппарата, медикаментозного лечения, которое может привести к частичному снижению амплитуды нистагма, повышению зрительных функций.
Амблиопия - понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Часто возникает вследствие вынужденного бездействия глаза при косоглазии и нарушении бинокулярного зрения. При амблиопии не наблюдаются органические нарушения, однако в некоторых случаях она может привести к амоврозу (полной слепоте). У незрячих детей чаще всего встречаются частичная атрофия зрительного нерва или полная атрофия зрительного нерва. Катаракта - помутнение хрусталика глаза, что приводит к значительному снижению остроты зрения. Глаукома - повышение внутриглазного давления, которое, в свою очередь, приводит к повышению внутричерепного давления. Ретроленталъная фиброплазия - заболевание, при котором за хрусталиком образуется плотная мембрана из соединительной ткани и отслоенной сетчатки в результате токсического действия 80-100% кислорода, который дают недоношенным детям, что вызывает частичную или полную отслойку сетчатки. Чаще всего ретро-лентальная фиброплазия заканчивается слепотой. Это заболевание на современном этапе занимает второе место из общего числа глазных заболеваний у детей. У незрячих детей также отмечаются такие нарушения зрения, как снижение функций зрительного анализатора, поражение органа зрения или глаза в целом, опухоли мозга или глаза (рети-нобластома) и пр.
Ребёнок в очках часто ограничен и в подвижных играх, в занятиях спортом и потому вынужден или предпочитает проводить больше времени за экраном телевизора или компьютера, за книгами. Это перегружает зрение и в свою очередь, усугубляет общее здоровье ребёнка.В связи с нарушением функции зрительного анализатора у детей отмечается отставание в физическом развитии: длине, массе тела, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), объеме грудной клетки и других антропометрических показателях. У большинства слабовидящих детей наблюдаются нарушение осанки, позы, искривление позвоночника, плоскостопие. Нарушение и аномалии развития зрительной системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей - силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия и др.
У многих детей недостаточны пространственно-ориентировочная деятельность, макро - и микро-ориентировка в пространстве. У слепых и слабовидящих детей существенно снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора, наиболее ущербного в своем развитии вследствие зрительного дефекта.
Чем в более раннем возрасте снижается или утрачивается зрение, тем более выражены отклонения в развитии таких детей[1].
Объект исследования – физическая реабилитация детей с патологией зрения.
Предмет исследования - средства физической реабилитации у детей с патологией зрения.
Цель исследования - изучение реабилитационных мероприятий у детей с патологией зрения.
Исходя из цели, были поставлены следующие методы исследования:
1.Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2.Выявить основные причины возникновения патологий зрения.
3.Оценить современные средства физической реабилитации у детей с патологией зрения.
Глава 1.Обзор литературы
- Современное состояние проблемы физической реабилитации инвалидов с патологией зрения.
Физическая реабилитация детей с нарушением зрения составная часть адаптивной физической культуры. Высокий уровень эффективности реабилитации подростков с ограниченными возможностями, возможен при организации комплексной медико-психолого-педагогической системы реабилитации, внедрение новейших достижений научно-практической работы с этими детьми, а также изменении общественного мнения и особенно - мнения людей, непосредственно взаимодействующих с детьми (родителей, учителей, воспитателей и др.), в сторону гуманного, нацеленного на помощь и поддержку, но не изоляцию и пренебрежение нуждами и без того страдающих детей.
В Энциклопедическом словаре медицинских терминов реабилитация определяется как «комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных иинвалидов».
Реабилитация включает в себя три основных принципа:
1.Компенсация недостатков.
2. Лечебно-оздоровительная реабилитация и ограничение влияния недостатков.
3.Решениеипреодолениепроблемынедостатков.
По мнению СП. Евсеева, цель реабилитации инвалидов состоит в обеспечении их способности к реализации образа жизни нормально развивающихся людей.
Исходя из потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, физическая реабилитация определяется как компонент адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребность инвалида в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основным заболеванием, явившимся причиной инвалидности).
Основная задача адаптивной физической реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений и другие средства восстановления.
В настоящее время приводятся различные трактовки сущности адаптивной физической культуры, что предопределяется научными предпочтениями педагогов или научных работников, их предшествующим опытомработы.Так, например, в среде специалистов и научных работников, и особенно в массовом сознании, доминирует представление о тождественности адаптивной и лечебной физической культуры, или физической реабилитации. На самом деле, как показывает международный опыт и отечественная практика, прежде всего в области адаптивного спорта (или спорта инвалидов), это совсем нетак.
Адаптивную физическую реабилитацию нельзя сводить только к лечению и медицинской реабилитации. Она является не только и не столько средством лечения или профилактики конкретных болезней, сколько одной из форм, составляющих полноценную жизнь человека в его новом состоянии, образовавшемся в результате травмы или болезни. Адаптивный спорт, адаптивная двигательная реабилитация и другие виды адаптивной физической культуры как раз и ставят задачи максимального отвлечения от своих болезней и проблем в процессе соревновательной или рекреационной деятельности, предусматривающей общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни[7].
Физкультурно-оздоровительные занятия со слепыми и слабовидящими детьми должны, прежде всего, способствовать:
· овладению навыками ориентировки в пространстве;
· укреплению здоровья;
· повышению уровня физического состояния;
· коррекции физического развития;
· ликвидации скованности в движениях;
· тренировки координационной точности в движениях;
· воспитанию чувства ритма и равновесия.
Потенциальные возможности (резервы) растущего и развивающегося организма ребенка даже с такой тяжелой патологией, как заболевания зрительного анализатора, достаточно высоки, для того, чтобы при грамотном использовании форм, средств и методов физического воспитания способствовать успешной физической реабилитации слепых и слабовидящих школьников.
В результате тяжелой патологии зрительного анализатора в определенной мере разрушается естественность функционирования организма, которая сопровождается комплексом психической неполноценности, часто выражающейся тревожностью детей, потерей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью от других детей, или, наоборот, эгоцентризмом, агрессивностью.
1.2. Характеристика зрительных функций
Зрение – самый мощный источник информации о внешнем мире. Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций. Принято различать пять основных зрительных функций: 1)центральное зрение;
2)периферическое зрение;
3)бинокулярное зрение;
4)светоощущение;
5) цветоощущение.
Как отмечают, центральное зрение требует яркого света и предназначено для восприятия цветов и объектов малых размеров.
Особенностью центрального зрения является восприятие формы предметов. Поэтому эта функция иначе называется форменным зрением. Состояние центрального зрения определяется остротой зрения. В медицинской терминологии острота зрения обозначается Visus. Единица измерения оптической среды глаза – диоптрия(D). Острота зрения правого глаза – Vis OD, левого –Vis OS. Зрение, при котором глаз различает две точки под углом зрения в одну минуту, принято считать нормальным, равным единице (1,0). Форменное зрение развивается постепенно: оно обнаруживается на 2-3 – м месяце жизни ребёнка; перемещение взора за движущимся предметом формируется в возрасте 3-5 месяцев; на 4-6 – м месяце ребёнок узнаёт ухаживающих за ним родственников; после 6 месяцев ребёнок различает игрушки – Vis 0,04, от года до двух лет Vis 0,3 – 0,6. Узнавание формы предмета у ребёнка появляется раньше (в 5 месяцев), чем узнавание цвета.
Бинокулярное зрение – способность пространственного восприятия объёма и рельефа предметов, видение двумя глазами. Его развитие начинается на 3-4 – м месяце жизни ребёнка, а формирование заканчивается к 7-13 годам. Совершенствуется оно в процессе накопления жизненного опыта. Нормальное бинокулярное восприятие возможно при взаимодействии зрительно – нервного и мышечного аппаратов глаза. У слабовидящих детей бинокулярное восприятие чаще всего нарушено.
Одним из признаков нарушения бинокулярного зрения является косоглазие – отклонение одного глаза от правильного симметричного положения, что осложняет осуществление зрительно- пространственного синтеза, вызывает замедленность темпов выполнения движений, нарушение координации и т. д.
Нарушение бинокулярного зрения приводит к неустойчивости фиксации взора. Дети часто бывают не в состоянии воспринимать предметы и действия во взаимосвязи, испытывая сложности в слежении за движущимися предметами (мячом, воланом и др.), определении степени их удалённости.
Периферическое зрение действует в сумерках, оно предназначено для восприятия окружающего фона и крупных объектов, служит для ориентировки в пространстве. Этот вид зрения обладает высокой чувствительностью к движущимся предметам. Состояние периферического зрения характеризуется полем зрения. Поле зрения – это пространство, которое воспринимается одним глазомпри его неподвижном положении.
Изменение поля зрения (скотома) может быть ранним признаком некоторых глазных заболеваний и поражения головного мозга. Различаются они по месту их расположения.
Сравнительно небольшое сужение границ поля зрения обычно детьми не замечается. При более выраженных изменениях границ поля зрения дети испытывают трудности во время ориентации и зрительно–пространственного анализа.
Наличие в поле зрения скотом ведёт к возникновению тёмных пятен, теней, кругов и других видов нарушений поля зрения, осложняя восприятие предметов, действий, окружающей действительности.
Благодаря цветовому зрению человек способен воспринимать и различать всё многообразие цветов в окружающем мире. Появление реакции на различение цвета у маленьких детей происходит в определённом порядке.
Быстрее всего ребёнок начинает узнавать красный, жёлтый, зелёный цвета, а позднее – фиолетовый и синий.
Глаз человека способен различать разнообразные цвета и оттенки при смешивании трёх основных цветов спектра: красного, зелёного и синего (или фиолетового).
Выпадение или нарушение одного из компонентов называется дихромазией. Впервые это явление описал английский учёный – химик Дальтон, который сам страдал этим расстройством. Поэтому нарушения цветового зрения в некоторых случаях называю дальтонизмом.
При нарушении восприимчивости красного цвета, красные и оранжевые оттенки детям кажутся тёмно – серыми или даже чёрными. Жёлтый и красный сигнал светофора для них – один цвет.Тона цветного спектра отличаются друг от друга по трём признакам: цветовому тону, яркости (светлоте) и насыщенности.Развитие контрастности в обучении детей с нарушением зрения имеет важное значение.
Усиление яркости, насыщенности и контрастности обеспечит более чёткое восприятие изображаемых предметов и явлений.
Светоощущение – способность сетчатки воспринимать свет и различать его яркость. Различают световую и темновую адаптацию. Нормально видящие глаза обладают способностью приспосабливаться к разным условиям освещения.
Световая адаптация – приспособление органа зрения к высокому уровню освещения. Световая чувствительность появляется у ребёнка сразу после рождения. Дети, у которых нарушена световая адаптация, в сумерках видят лучше, чем на свету.
У некоторых детей с нарушением зрения появляется светобоязнь. В таком случае дети пользуются тёмными очками. Такому ребёнку следует предложить место для занятий физкультурой в теневой части зала, спортивной площадки или стать спиной к солнцу.
Расстройство темновой адаптации приводит к потере ориентации в условиях пониженного освещения. Освещённость спортивного зала (помещения) в школах III-IV вида должна бать намного выше (не менее 600 люкс), чем для учащихся с нормальным зрением.
Зрительные сигналы играют ведущую роль в управлении двигательной деятельностью ребёнка на протяжении первых 6 лет жизни. Однако обработка зрительных сигналов мозгом ещё несовершенна. Она в основном ограничена анализатором отдельных признаков предмета, происходящим в зрительных центрах затылочной области коры, и распространением этой информации на другие центры коры.
Качественная перестройка зрительных восприятий происходит в возрасте 6 лет, когда начинается вовлечение в анализ зрительной информации ассоциативных нижнетеменных зон мозга.
При этом значительно улучшается механизм опознания целостных образов. В возрасте 9-10 лет происходит созревание лобных ассоциативных зон, что обеспечивает избирательное восприятие отдельных компонентов изображения, активный поиск в возрасте 10-12 лет формирования зрительной функции в основном завершается, достигая уровня взрослого организма[9].
Выводы по I главе
Таким образом, проведенные исследования позволяют говорить о том, что занятия физической культурой значительно влияют на совершенствование двигательной сферы аномальных детей, раскрытие их потенциальных возможностей при условии, что они направлены на устранение вторичных моторных нарушений с помощью стимуляции процессов коррекции и компенсации.
Физические упражнения должны быть адекватно подобраны с учетом вида аномалии, уровня физического развития и подготовленности, темпов биологического созревания организма, сенситивных периодов развития, особенностей познавательной и поведенческой сферы детей с нарушением речи, зрения, слуха, интеллекта.
Глава II. Методы и методические приемы, используемые в развитии двигательных способностей
2.1 Методы, используемые в развитии двигательных способностей
В работе с данными категориями детей используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приемах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением. Остановимся на некоторых из них.
Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности учащихся. Чтобы совершенствовать у детей с нарушенным зрением определенные умения, необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим). Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребенок с нарушением зрения нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, которые вызывают у учащихся доверие, ощущение безопасности, комфортности и надежной страховки.
Опыт работы позволяет выделить следующие направления использования метода практических упражнений:
выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;
выполнение движения в облегченных условиях (например, бег под уклон, кувырок вперед с небольшой горки и т.д.);
выполнение движения в усложненных условиях (например, использование дополнительных отягощений - гантели 0,5 кг, сужение площади опоры при передвижении и т.д.);
использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т.д.);
использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др.);
использование имитационных упражнений (например, «велосипед» в положении лежа, метание без снаряда и т.д.);
подражательные упражнения («как ходит медведь, лиса»; «стойка аиста»; «лягушка» - присесть, положив руки на колени, и т.д.);
использование при ходьбе, беге лидера (дети ориентируются на звук шагов бегущего рядом или на один шаг впереди ребенка с остаточным зрением);
использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают ребенку уверенность при выполнении движения;
использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например, ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др.);
изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик, как темп, ритм, скорость, ускорение, направление движения, амплитуда, траектория движения и т.д.;
изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки или от пола);
использование мелкого спортивного инвентаря для манипуляции пальцами и развития мелкой моторики руки (мяч «ежик», массажное кольцо и мяч, ручной эспандер, для дифференцировки тактильных ощущений - отделение риса от гороха и т.д.);
изменение внешних условий выполнения упражнений: на повышенной опоре, бег в зале и по траве, передвижение на лыжах по рыхлому снегу и по накатанной лыжне и т.д.;
варьирование состояния учащихся при выполнении физических упражнений: в условиях проверки (самоконтроль, взаимоконтроль, зачетный урок и т.д.); в соревновательных условиях (внутри класса, школьные, районные, городские и т.д.); использование разученных двигательных умений в повседневной жизни; использование упражнений, которые требуют согласованных и синхронных действий партнеров (бег парами с передачей мяча друг другу с постепенным увеличением расстояния между партнерами и т.д.);
изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, выполнение упражнений с речитативами, музыкальным сопровождением и пр.).
Л.А. Семенов, В.П. Шлыков (1984) выделяют три этапа освоения движения:
1-й - создается общее представление о двигательном действии;
2-й - осваивается первоначальное умение на основе сформированного представления (здесь имеет значение контроль, осуществляемый органами чувств, точность выполнения и соответствия имеющемуся эталону);
3-й - совершенствуется двигательное умение путем его многократного исполнения.
На наш взгляд, целесообразно перед совершенствованием двигательного умения провести коррекцию первоначально сформированного представления о движении, так как депривация зрения ограничивает возможность адекватного восприятия изучаемого движения.
Для детей с нарушенным зрением наиболее типичным и часто используемым в обучении является метод слова: беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечание, исправление ошибок, указания, команды, устное оценивание и пр.
Широко распространено объяснение, благодаря которому ученик должен осознать и представить себе двигательный образ. При его описании учитель не только сообщает ученикам предлагаемый материал, но и дает пространственные представления о предметах и действиях. Восприятие речи на слух позволяет ребенку соотнести слова с теми предметами, действиями, которые они обозначают.
Речевая практика при помощи слухового восприятия создает условия для понимания значений все большего числа слов, терминов, употребляемых при освоении движений в процессе адаптивного физического воспитания.
Используются разновидности объяснения: сопроводительные пояснения - лаконичные комментарии и замечания, которыми пользуется педагог по ходу выполнения упражнения учащимися с целью углубления восприятия; инструктирование - словесное объяснение техники изучаемых действий.
Метод дистанционного управления также относится к методу слова, он предполагает управление действиями ученика на расстоянии посредством следующих команд: «поверни направо», «поверни налево», «иди вперед», «три шага вперед, вправо, влево» и т.д. Дети с нарушением зрения часто пользуются звуковой информацией. В большинстве упражнений при взаимодействии с опорой или предметом возникает звук, на основании которого можно составить представление о предмете. Звуки используются как условные сигналы, заменяющие зрительные представления.
Метод упражнения по применению знаний, построенный на основе восприятия информации при обучении посредством органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние). Этот метод направляет внимание ребенка на ощущение (мышечно-двигательное чувство), возникающее в мышцах, суставах при выполнении двигательных действий, и позволяет совершить перенос усвоенных знаний в практическую деятельность. Например, можно предложить ребенку побегать за лидером, догнать его, обратить внимание ребенка на движение рук, ног, почувствовать мышечное ощущение, а затем предложить бежать самостоятельно, стараясь воспроизвести те же мышечные усилия, которые он ощущал при беге за лидером.
Метод наглядности занимает особое место в обучении слепых и слабовидящих. Наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями. Рассматривание предметов (спортивного инвентаря) вначале предлагается по частям, ставится задача определения его формы, поверхности, качества, цвета, а затем предпринимается попытка целостного восприятия предмета или действия.
Требования к средствам наглядной информации: большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов. При изготовлении наглядных пособий используются преимущественно красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета. Чтобы сформировать у детей полноценное восприятие учебного материала, необходимо использовать демонстрацию двигательных действий и спортивного инвентаря. Наглядность обязательно должна сопровождаться словесным описанием, что поможет избежать искаженного представления о предмете, а также позволит активизировать мыслительную деятельность занимающихся.
Метод стимулирования двигательной активности - отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь детей с нарушением зрения. Необходимо как можно чаще поощрять детей, давать им почувствовать радость движений, помогать избавиться от комплекса неполноценности, от чувства страха пространства, неуверенности в своих силах. По возможности создавать условия успеха. Желательно участие педагога в игре, что позволяет сохранить темп и активность детей. При правильном руководстве дети со зрительной депривацией овладевают различными двигательными умениями, формирующими эмоциональное восприятие движений, особенно в игровой деятельности, развитие волевых качеств, смелости и решительности, уверенности в себе.
При обучении детей с нарушением зрения крайне редко применяется какой-либо один метод, обычно в соответствии с задачами урока используется сочетание нескольких взаимодополняющих методов. Приоритетное положение отводится тому, который наилучшим образом обеспечивает развитие двигательной деятельности детей [18].
2.2 Методические приемы обучения детей с нарушением зрения
К особенностям коррекционной направленности адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения относятся положения, учитывающие следующие сведения о физическом, соматическом и психическом состоянии учащихся:
- возраст и пол;
- результат медицинского обследования и рекомендации врачей: офтальмолога, ортопеда, хирурга, педиатра, невропатолога, ЛФК;
- степень и характер зрительного нарушения (устойчивая и неустойчивая ремиссия); поля зрения (нарушения центрального и периферического зрения, сужение полей зрения); остроты зрения; врожденное или приобретенное нарушение и пр.;
- состояние здоровья ребенка (перенесенные инфекционные и другие заболевания);
- исходный уровень физического развития;
- состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения;
- наличие сопутствующих заболеваний;
- способность ребенка к пространственному ориентированию;
- наличие предыдущего сенсорного и двигательного опыта;
- состояние и возможности сохранных анализаторов;
- способы восприятия учебного материала;
- состояние нервной системы (наличие эпилептического синдрома, признаков перевозбуждения, нарушения эмоционально-волевой сферы, гипервозбудимости и пр.).
Адаптивное физическое воспитание строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возможностей детей, а также с учетом эмоциональной насыщенности. Эмоциональность занятий зависит от разнообразия упражнений, от общего тона проведения занятий, интонации и команды преподавателя.
Словесные методы обучения являются основными. К числу наиболее распространённых словесных методов обучения и получения информации относятся: беседа, рассказ педагога, чтение детей и взрослых, рассказывание, объяснение педагога.
Беседы являются одним из наиболее распространённых словесных методов и применяются на всех годах обучения. Беседа – важное средство развития диалогической речи дошкольников с нарушением зрения. В младшей, средней и особенно в старших группах беседы проводятся в связи с разными видами работы: составлением рассказов по картинкам, обсуждением событий из жизни детей, чтением и др. Беседа также проводится в связи с играми, рисованием, организацией экскурсий, наблюдений. В предварительных беседах педагог уточняет знания детей по теме занятия, например, перед рисованием праздничного салюта задаёт вопрос о том, кто из детей видел салют, когда бывает салют. В предварительных беседах перед детьми ставятся задачи, непосредственно связанные с темой занятия. Целью проведения обобщающих бесед является систематизация знаний, их дальнейшее углубление. В работе со старшими детьми завершающая беседа может носить эвристический характер, так как в процессе уточнения фактов и их сравнения можно подводить детей к обобщениям и суждениям о сущности явлений, их взаимосвязи.
Традиционная беседа построена так, что педагог задаёт вопросы, а дети отвечают. Постепенно от детей требуются самостоятельные ответы, распространённость которых зависит от этапа обучения детей. Очень важно учить дошкольников самостоятельно задавать вопросы, формировать у них интерес к поддержанию общения со взрослыми.
Рассказ педагога предваряет чтение новых текстов, составление описания картины, сюжетное рисование и др. виды работы.
Как метод обучения чтение используется в тесной связи с наглядными и практическими методами.
Особенное важное место в воспитании и обучении детей с нарушениями зрения занимают наглядные методы. Эти методы способствуют обогащению сенсорного опыта путём развития приёмов и способов восприятия, развития наблюдательности, формирования образов памяти. К числу наглядных методов обучения относятся наблюдения окружающих предметов и явлений, восприятие материализованных средств наглядности (натуральные предметы, макеты, муляжи, модели и т. п.). Одним из основных методов воспитания и обучения дошкольников с нарушениями зрения является наблюдение. Метод наблюдений используется во всех формах воспитательной и образовательной работы с детьми: в повседневной жизни, на прогулках и экскурсиях, на занятиях, в играх, рисовании и других видах деятельности. В процессе наблюдений формируются основные представления и знания дошкольников с нарушениями зрения об окружающем мире. Как правило проведение наблюдений с детьми раннего и дошкольного возраста связано с другими методами и приёмами: практически связанными с чувственным познанием предметов и их свойств в разных видах детской деятельности (ощупывание, обведение, восприятие вкуса, запаха и др. свойств), и словесными, так как наблюдения сопровождаются речевым общением педагога с детьми.
Выделяются следующие требования к предъявлению наглядности детям с нарушениями зрения. Требования, предъявляемые к натуральной наглядности. Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования, ярко окрашенными, традиционной, легко узнаваемой формы. Основные детали должны быть чётко выражены и выделены цветом.
Требования, предъявляемые к объёмной наглядности (например, геометрические фигуры). Характерные признаки изображаемых предметов должны быть точно переданы. Важно соблюдение правильных пропорций и соотношение частей предмета в модели или макете.
Требования, предъявляемые к дидактическим игрушкам. Они выступают в качестве моделей и должны иметь чётко выделенные основные детали, характеризующие изображаемый предмет. Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение.
Требования, предъявляемые к изобразительной наглядности.
При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения. Так, при остроте зрения 0,01 – 0,03 сотых минимальный размер детали объекта должен быть не менее 15 мм, при остроте зрения 0,04-0,08 сотых – не менее 5 мм., при остроте зрения 0,09сотых – 0,2 десятых – не менее 3 мм.
Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения воспринимают изображение в цветовом исполнении лучше, чем чёрно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создаёт у детей положительный эмоциональный настрой. При таких заболеваниях как косоглазие и амблиопия, восприятие определённых цветов (красного, жёлтого, оранжевого) особенно важно, так как это растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаза, способствует закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения. В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности тёмно-синего, тёмно-фиолетового, тёмно-зелёного цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми с зрительной патологией.
Требования, предъявляемые к графическим пособиям (контурные рисунки). Они должны быть выполнены чёткими линиями, с минимальным количеством деталей, должны быть понятны детям, доступны для их зрительного восприятия и осмысления. Применяемые в графической наглядности условные изображения должны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых предметов, т. е. быть легко узнаваемыми. Необходимо также придерживаться единой системы условных изображениях в разных графических пособиях.
Требования, предъявляемые к символической наглядности. Символическая наглядность должна отвечать тем же требованиям, что и изобразительная наглядность. Допустимо использование символической наглядности, выпускаемой для нормально видящих детей, при условии её адаптации. Например, можно использовать карты с укрупнёнными, чётко выделенными изображениями материков.
Требования, предъявляемые к рельефной наглядности. Рельефная наглядность рассчитана на восприятие детьми, имеющими глубокую зрительную патологию. Необходимо использовать рельефную наглядность и в работе со слабовидящими детьми, имеющими прогрессирующие зрительные заболевания и большую потерю зрения. Эти пособия должны отражать основные признаки, характеризующие предмет. Особенно точно должна быть передана форма предмета. Это важно, так как форма является главным информационным признаком, по которому это предмет узнаётся в рельефном изображении. Необходимо отметить, что использование рельефной наглядности в работе с детьми, имеющими глубокую зрительную патологию, эффективно только в случае специально организованной предварительной работы. Она должна включать в себя широкое ознакомление детей с окружающим предметным миром, обучение их приёмам обследования, знакомство с принципами построения рельефных изображений, обучение чтению рельефных изображений, умение соотносить реальные предметы с рельефными изображениями и наоборот.
Так же используется нетрадиционный спортивный инвентарь.
К нетрадиционному спортивному инвентарю относятся: озвученные мячи; мячи с веревочкой, которая крепится к поясу, и ребенок, потерявший мяч, имеет возможность без посторонней помощи его поднять; мяч с запахом ванилина, который используется как обонятельный ориентир; «педальки» для развития равновесия и формирования навыка правильной осанки; конус для развития вестибулярного аппарата и многое другое [3].
Использование звуковых, осязательных, обонятельных и других ориентиров имеет приоритетное значение. Занимающихся необходимо обучить дифференцировке всех выше указанных ориентиров, а также их применению в повседневной жизни.
Процесс адаптивного физического воспитания должен начинаться с ознакомления с предметами, наполняющими окружающее пространство, коррекции зрительного восприятия, а также освоения навыков пространственной ориентировки.
Для стимуляции двигательной активности умышленно создаются ситуации успеха, прямое или косвенное воздействие на коррекцию двигательных нарушений, активизацию работы сохранных анализаторов (зрительного, осязательного, слухового, обонятельного) [14].
Большинство детей с нарушениями зрения (слабо выраженными), которые корригируются оптическими средствами, обучаются в массовых школах. Как правило, эти дети справляются с программным материалом.
Однако наличие зрительной депривации не позволяет им адекватно воспринимать учебный материал по физической культуре.
В связи с этим возникает необходимость в овладении учителями физической культуры технологией обучения таких детей.
Условия реализации методических рекомендаций:
а) врачебно-педагогический контроль;
б) знание офтальмологического и сопутствующих заболеваний, рекомендаций врачей-специалистов (окулиста, педиатра, невропатолога, ортопеда и др.); Для стимуляции двигательной активности умышленно создаются ситуации успеха, прямое или косвенное воздействие на коррекцию двигательных нарушений, активизацию работы сохранных анализаторов (зрительного, осязательного, слухового, обонятельного).
в) всестороннее изучение ребенка и учет индивидуальных особенностей его развития в процессе учебной и игровой деятельности, где лучше всего раскрываются способности и возможности детей;
г) увеличение двигательной активности детей.
При организации и осуществлении педагогического процесса детей со зрительной патологией необходимо не только учитывать специфические особенности психического и физического развития, но и соблюдать принципы, используемые в специальной педагогике, коррекционной и компенсаторной направленности педагогических воздействий; усиленного педагогического руководства, предусматривающего связь учебной деятельности с активной позицией ребенка и учителя (Солнцева Л.И., 2014).
Многие авторы указывают на зависимость содержания, форм и методов обучения и воспитания от клинических форм, характера и тяжести нарушения зрительных функций, сохранности слухового, двигательного и кожного анализаторов, а также от уровня развития высших форм психической деятельности и личности в целом, от возраста, в котором нарушено зрение. В зависимости от степени нарушения остроты центрального зрения учащиеся пользуются разными способами восприятия учебного материала. Слабовидящие с остротой зрения от 0,1 до 0,4 D (с оптической коррекцией на лучшем глазу) зрительно воспринимают предметы, явления и действия, ориентируются в большом пространстве. Дети с тяжелыми формами нарушения зрения, но имеющие остаточное зрение, пользуются осязательно-зрительным или зрительно-осязательным способами. Тотально незрячие воспринимают окружающий мир осязательно-двигательно-слуховым способом [9].
В работе с данными категориями детей используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приемах Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением
Остановимся на некоторых из них
Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности учащихся. Чтобы совершенствовать у детей с нарушенным зрением определенные умения, необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим).
Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребенок с нарушением зрения нуждается в особом подходе в процессе обучения в подборе упражнений, который вызывают доверие у учащихся, ощущение безопасности, комфортности и надежной страховки.
На наш взгляд, целесообразно перед совершенствованием двигательного умения провести коррекцию первоначально сформированного представления о движении, так как депривация зрения ограничивает возможность адекватного восприятия изучаемого движения.
Выводы по II главе
1. Школьники с патологией зрения имеют более низкий уровень развития координационных способностей, а также более низкий уровень физической подготовленности в сравнении со здоровыми сверстниками. Возрастная динамика уровня развития базовых видов координации у школьников с патологией зрения и практически здоровых имеет сходную направленность.
2. Для развития физических качеств на уроках физической культуры рекомендуется использовать специальный комплекс целенаправленных упражнений. Блоки упражнений рекомендуется использовать на дополнительных занятиях, во время спортивных часов, прогулок и других мероприятий в рамках режима дня.
Физические упражнения рекомендуется использовать не только в период обучения, а включать в занятия на протяжении всего года (в каникулярное).
3. Методики построены из блоков, что делает возможным как использование программы в целом, так и отдельных блоков для совершенствования наиболее отстающих способностей. Блоки упражнений кинестетической способности рук могут быть рекомендованы учителям начальных классов, воспитателям, во время проведения физкультминуток.
Заключение
Анализ научно-методической литературы показал, что вопросам физической реабилитации детей с патологией зрения уделяется еще недостаточное внимание со стороны общества. Характерными особенностями слепых и слабовидящих являются:
· отставание в физическом развитии: длине, массе тела, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), объеме грудной клетки и других антропометрических показателях.
· нарушение осанки, позы, искривление позвоночника, плоскостопие.
· недостаточное формирование двигательных способностей - силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия
· недостаточны пространственно-ориентировочная деятельность, макро - и микро-ориентировка в пространстве.
Применение средств физической реабилитации слепых и слабовидящих детей позволит значительно изменить показатели их психофизического состояния.
В решении этих задач важная роль принадлежит физическому воспитанию.
Физические упражнения, игры, занятия спортом способствуют укреплению здоровья, физическому развитию и двигательной подготовленности человека, воздействуют на внутренние органы и системы, развивают и совершенствуют его биологические потенциалы, нравственные и личностные качества.
Систематически занимающийся физической культурой и спортом включается в различные формы физкультурно-спортивной деятельности, и здесь физическая культура и спорт, участие в соревнованиях, наряду с другими видами деятельности (учебной, трудовой, общественной и т. д.), выступают дополнительным и активным средством социализации личности.
В ходе физического воспитания осуществляется и сенсорное воспитание детей, обогащаются, дифференцируются их эмоциональные переживания, расширяется сфера интересов, общения.
Создание вокруг слепых и слабовидящих детей эстетической атмосферы способствует формированию эмоциональной сферы, вызывает у них чувство удовлетворения, радости и побуждает к общению, активности.
Сказанное свидетельствует, что физическое воспитание слепых и слабовидящих детей должно занять соответствующее место и иметь высокий удельный вес в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы, проводимой в специальных школах.
Список литературы
1.Аветисов Э.С. Близорукость./А.В. Аветисов - М.: Эстель, 2016 - 284 с.
2.Андрющенко, Е. В. Развитие осязания и мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения (5-7 лет) : метод. пособие для тифлопедагогов ДОУ / Е. В. Андрющенко, Н. Я. Ратанова, Л. Б. Осипова. – Челябинск : Цицеро, 2010. – 127 с.
3.Армитэдж Т.Р. О воспитании слепых и их занятиях./Т.Р. Армитэдж - СПб.: Питер,2005 - 69 с.
4.Балаболкин, М. И. Лечебная физическая культура : справочник / М. И. 5.Балаболкин, Д. М. Аронов, А. А. Аронов ; под ред. В. А. Епифанова, И. Б. Героева. – М. : Медицина, 2016. – 587 с.
6.Бернштейн, И. А. О построении движения / И. А. Бернштейн. – М. : Просвещение, 2018. – 213 с.
7.Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих : сб. науч. трудов / под редакцией А. Г. Литвак. – СПб. : Невское время, 2018. – 122 с.
8.Воронина, Ф. Пособия для развития мелкой моторики рук / Ф. Воронина // Ребенок в детском саду. – 2019. – № 4. – С. 19–22.
9.Виллей П.П. Педагогика слепых./П.П. Виллей - М. :Учпедгиз. 2015 - 70 с.
10.Выгодский Л.С. Слепой ребёнок./Л.С. Выгодский - М.:Педагогика, 2016-258 с.
11.Гареева, Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения / Н. Гареева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 6. – С. 75–79.
12.Григoрьевa, Л. П. Рoль перцептивнoгo oбучения в преoдoлении пoследствий зрительнoй депривaции у детей с низким зрением / Л. П. Григорьева // Физиoлoгия челoвекa. – 2016. – Т. 22, № 5. – С. 85–91.
13.Григорьева, Л. П. Развитие восприятия у ребенка : пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе / Л. П. Григорьева, М. Э. Бернадская, И. В. Блинникова. – М. : Школа – Пресс, 2017. – 96 с.
14.Дети с глубoкими нaрушениями зрения / пoд ред. М. И. Земцoвoй, A. И. Кaплaн, М. С. Певзнер. – М. : Педaгoгикa, 2016. – 264 с.
15.Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании / А. А. Дмитриев. – М. : Академия, 2015. – 176 с.
16.Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании: уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. А. Дмитриев. – М. : Академия, 2018. – 210 с.
17.Дружинина, Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения : методическое пособие / Л. А. Дружинина. – М. : Экзамен, 2016. – 185 с.
18.Дружинина, Л. А. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ : учебно-методическое пособие / Л. А. Дружинина. – Челябинск, 2016. – 113с.
19.Демиргочлян Г.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников./ Г.Г. Демиргочлян - М.: Советский спорт, 2016 - 160 с.
20.Дубровский В.И. Лечебная физическая культура(кинезотерапия):Учебник для студентов вузов./В.ИДубровский-М.:Гуманит., 2015 - 608 с.
21.Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие./С.П. Евсеев - М.: Советский спорт, 2015 - 240 с.
22.Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие./С.П. Евсеев - М. : Советский спорт, 2016 - 240 с.
23.Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения./В.П. Ермаков - М.: Советский спорт, 2017 - 365 с.
24.Забазлай, Е. Н. Формирование полного образа зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Е. Н. Забазлай // Коррекционная педагогика. – 2015. – № 1. – С. 44–46.
25.Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / сост. А. Л. Дружинина. – Челябинск : АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2018. – 134 с.
26.Земцoвa, М. И. Oбучение и вoспитaние дoшкoльникoв с нaрушениями зрения / М. И. Земцова. – М : Прoсвет, 2018. – 160 с.
27.Зотов А.И. Дефект зрения и психическое развитие личности. Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников./ А.И. Зотов - СПб: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 2016 - 244 с.
28.Иванов Е.С. Что такое умственная отсталость. Руководство для родителей.Е.С. Иванов - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2017 - 20 с.
29.Касаткин Л.Ф. Коррекция недостатков физического развития и ор18нтировки в пространстве слепых детей./Л.Ф. Касаткин - М.: Просвещение, 2014 - 232 с.
30.Ковалевский Е.Г. Берегите зрение детей./ Е.Г. Ковалевский - М., Медицина, 2017 - 130 с.
31.Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих./А.Г. Литвак - СПб.: РГПТУ им. А.И. Герцена, 2015 - 280 с
32.Ремезова, Л. А. Формирование геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения : методическое пособие / Л. А. Ремезова. – Тольятти, 2002. – 154 с.
33.Сoлнцевa, Л. И. Введение в тифлoпсихoлoгию рaннегo, дoшкoльнoгo и шкoльнoгo вoзрaстa / Л. И. Солнцева. – М. : Пoлигрaф-Сервис, 2007. – 121 с.
34.Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ : учеб.-метод. пособие / сост. Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова. – Челябинск : «Букватор», 2006. – 113 с.
35.Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Академия, 2001. – 312 с.
36.Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. – М. : Академия, 2006. – 464 с.
37.Тодис, К. Н. Особенности воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения : практ. пособие для родителей / К. Н. Тодис, О. Т. Тодис. – Ставрополь : Параграф, 2011. – 107 с.
38.Фомина, Л. О развитии микроориентировки у дошкольников с нарушением зрения / Л. Фомина // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 9. – С. 98–99.
39.Шапкова, Л. В. Средства адаптивной физической культуры / Л. С. Шапкова ; под ред. С. П. Евсеева. – М. : Советский спорт, 2001. – 152 с.
40.Плaксинa, Л. И. Сoдержaние медикo-педaгoгическoй пoмoщи детям с нaрушением зрения / Л. И. Плаксина. – М. : Академия, 2009. – 231 с.
Содержание
1.План……………………………………….2
2. Введение………………………………………3-8
3. Современное состояние проблемы физической реабилитации инвалидов с патологией зрения…………………9-11
4. Характеристика зрительных функций…………………12-15
5. Методы и методические приемы, используемые в развитии двигательных способностей………………17-21
6. Методические приемы обучения детей с нарушением зрения………22-29
7. Заключение………………………………31-32
8. Список литературы…………………………….33-36
9. Содержание……………………………………………….37
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы теории и методики обучения двигательным действиям
Основы теории и методики обучения двигательным действиям...
Консультация для воспитателей "Методика ознакомления с предметом детей с нарушением зрения" учителя-дефектолога Железновой Р.А.
Консультация для воспитателей "Методика ознакомления с предметом детей с нарушением зрения" учителя-дефектолога Железновой Р.А....

Курсовая работа по теории и методике физического воспитания ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ...
Методика стимуляции сенсорного развития детей с нарушениями зрения
По наличию у ребенка зрительного поведения, по характеру прослеживания за предметом и способности локализовать зрительный стимул, находящийся на разном расстоянии, можно с раннего возраста судить о фу...

Предметно-игровые действия детей с нарушением зрения раннего возраста
Материал будет интересен и полезен родителяи и специалистам, работающим с детьми с нарушением зрения....
Курсовая работа Тема: Методика развития творческого потенциала детей с нарушением зрения средствами адаптивной физической культуры
Курсовая работаТема: Методика развития творческого потенциала детей с нарушением зрения средствами адаптивной физической культуры...