Курсовая работа Тема: Методика развития творческого потенциала детей с нарушением зрения средствами адаптивной физической культуры
творческая работа учащихся по физкультуре
Курсовая работа
Тема: Методика развития творческого потенциала детей с нарушением зрения средствами адаптивной физической культуры
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 80.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Курсовая работа
Тема: Методика развития творческого потенциала детей с нарушением зрения средствами адаптивной физической культуры
План
Введение | |
Глава I. | Особенности развития детей с нарушением зрения |
1.1. | Характерные особенности детей с недостатками зрения |
1.2. | Использование средств адаптивной физической культуры |
1.3. | Активация творческих способностей детей с нарушением зрения |
Выводы по I главе | |
Глава II. | Развитие творческого потенциала на занятиях адаптивной физической культурой |
2.1. | Теоретические аспекты методов развития творческого потенциала детей |
2.2. | Разработка методических рекомендаций по структуре креативного урока адаптивной физической культуры |
2.3. | Разработка конспекта урока адаптивной физической культуры |
Выводы по II главе | |
Заключение | |
Введение
Сегодня, даже к здоровому ребенку, предъявляются все более и более высокие требования. Детям c -инвалидам, а также слабовидящим школьникам, приходится «держать экзамен в жизни» наряду со зрячими детьми, а также превосходить их по многим параметрам для того, чтобы быть на одной ступени со здоровыми детьми и конкурировать с ними. Понимая это, в нашей школе педагоги стремятся к творческой реализации своих воспитанников. Творческий подход ребенка в жизни – залог его успешности в личной жизни, конкурентноспособности на рынке труда, таким детям легче подобрать варианты выхода из тяжелой жизненной ситуации. [18].
Происходящие в обществе преобразования порождают новые требования к развитию творческого потенциала подрастающего поколения. Формирование творчески активной личности, обладающей способностью, эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является условие последующего развития личности человека, его успешной деятельности.
Современное образование должно содействовать тому, чтобы активизировать творческий потенциал детей. В связи с этим в настоящее время насущными становятся вопросы формирования творческого потенциала учащихся в процессе образования. Способностью к творческой деятельности обладает каждый человек, и задача современного образования найти такие ресурсы и возможности, при которых будет обеспечено формирование творческого потенциала каждого ребенка на протяжении всего периода обучения.
На первый план выдвигается проблема внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физическое и творческое развитие. Решение этой проблемы приобретает особую социальную и педагогическую значимость в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии.
Актуальность работы состоит в повышении эффективности адаптивной физической культуры для всестороннего развития личности ребенка с нарушением зрения посредством воспитания культуры движений в единстве с развитием творческого воображения, с умением разрешать проблемные задачи, анализировать свою практическую деятельность.
Цель исследования: выявить приемы развития творческих способностей детей с нарушением зрения средствами адаптивной физической культуры.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- выявить характерные особенности мышления детей с нарушениями речи;
- изучить средства адаптивной физической культуры;
- проанализировать методы и приемы активизации творческой деятельности в процессе двигательной деятельности;
- разработать методические рекомендации по развитию творческих способностей детей с нарушением зрения на занятиях адаптивной физической культурой.
Объект исследования: творческие способности детей с нарушением зрения.
Предмет исследования: методика развития творческих способностей детей.
Гипотеза: Использование методики развития творческих способностей и приёмов активизации творческой деятельности повышает эффективность процесса адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании содержания методов, форм и приемов развития креативности детей и их реализации средствами адаптивной физической культуры.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций:
– результаты исследования могут использоваться для создания оптимальных психолого-педагогических условий, стимулирующих развитие креативности у детей с нарушениями зрения;
– разработаны и представлены психолого-педагогические приёмы, стимулирующие и развивающие творческий потенциал у детей с нарушениями зрения в процессе занятий адаптивной физической культурой.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов к ним, общих выводов, списка использованной литературы и приложения.
Глава I. Особенности развития детей с нарушением зрения
1.1. Характерные особенности детей с недостатками зрения
К сожалению, по статистике около 70% детей при поступлении в школу могут считаться относительно здоровыми, но всего лишь 10% учеников можно признать таковыми по окончании школы. Остальные же 90% детей за школьные годы успевают приобрести целый набор типичных для школьников болезней – искривление позвоночника, гастрит и др., но в первую очередь – болезни, связанные со зрением. Высокие учебные нагрузки, дополнительные занятия, увлечение телевизором, компьютером, стрессы, пассивный отдых и редкое пребывание на свежем воздухе год за годом подтачивают здоровье школьников [9].
Зрение – самый мощный источник информации о внешнем мире. 85-90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка. По данным Всемирной организации здравоохранения (1999 г.), во всем мире насчитывается более 35 млн. незрячих, в России – 260 тыс.
Ребенок с нарушением зрения – термин, касающийся как незрячих, так и слабовидящих детей. Незрячих делят на тотально слепых и детей с остаточным зрением (с оптической коррекцией стеклами). Слабовидящие дети по состоянию зрительных функций разнообразны. Это обусловлено прежде всего клиническими формами и степенью их глазной патологии. К данной категории относятся дети со следующими заболеваниями: близорукость, дальнозоркость, косоглазие, астигматизм, альбинизм, амблиопия, нистагм, микрофтальм, дети с монокулярным зрением, а также с нарушениями центрального и периферического зрения и др. Анализ специальной литературы позволяет нарушения зрения условно разделить на глубокие и неглубокие. К неглубоким зрительным нарушениям относятся нарушения глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм); нарушения цветоразличения (дальтонизм, дихромазия); нарушения характера зрения (нарушения бинокулярного зрения); нарушения остроты зрения, связанные с расстройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия). Остановимся на наиболее характерных нарушениях зрения у детей школьного возраста [21]:
БЛИЗОРУКОСТЬ (миопия) характеризуется недостатком преломляющей силы глаза, в результате которого дети плохо видят отдаленные предметы и действия.
ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ (гиперметропия) характеризуется тем, что фокус параллельных лучей после их преломления в глазу оказывается лежащим позади сетчатки.
КОСОГЛАЗИЕ характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. У этих детей наблюдается периферическое зрение, снижение остроты зрения косящего глаза, значительно снижена или нарушена восприимчивость предметов двумя глазами и способность сливать их изображения в единый зрительный образ.
АСТИГМАТИЗМ – сочетание в одном глазу разных видов рефракций или разных степеней рефракции одного вида.
НИСТАГМ (дрожание глаз) самопроизвольные колебательные движения глазных яблок.
По данным многочисленных исследований, дети с нарушением зрения отстают от своих здоровых сверстников по уровню физического развития и физической подготовленности на 1-3 года и больше.
Слабовидящие дети испытывают конкретные трудности в процессе ориентирования в большом пространстве. Они могут различать предметы, цвет и телодвижения окружающих только на расстоянии до 5 м. У таких детей отсутствует зрение глубинного типа
Ребенок с отклонениями в развитии проходит все те же стадии онтогенетического развития, что и здоровый, но только у первых этот процесс протекает медленнее и с другим конечным результатом. Биологический возраст ребенка аномального развития в большинстве случаев отстает от паспортного. Процесс индивидуального развития всех физиологических и психологических функций протекает неравномерно и неодновременно: периоды стабилизации сменяются ускорениями развития. Этот процесс является закономерным для всех детей, отличие состоит в том, что у ребенка с отклонениями в развитии периоды ускорения (сенситивные периоды) наступают в среднем на 2-3 года позднее. Динамика психических и физических способностей сугубо индивидуальна, как индивидуальны и сенситивные периоды, их важно не пропустить и максимально использовать для развития и личностного роста.
Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку детей, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности [5].
У слабовидящих отмечается словесно-логическое и наглядно-образное мышление, когда задача решается в словесной (вербальной) форме. Используется также практически-действенный тип мышления, когда мыслительные операции осуществляются в процессе манипулирования с предметами (спортивный инвентарь) и выполнения физических упражнений.
Дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных их восприятию. Узость круга, фрагментарность, недостаточная обобщённость и другие недостатки образов не могут не сказаться на уровне развития способности к воображению. Развитие воображения слабовидящих замедляется как за счёт обеднения чувственного опыта, так и трудностей в формировании операциональных механизмов.
Характеризуя в целом произвольное творческое воображение слабовидящих, следует подчеркнуть снижение его количественной продуктивности в сравнении с нормой. Это связано с бедностью и однообразием ассоциативных связей, лежащих в основе продуцирования образов фантазии.
Качественные изменения в сфере воображения проявляются в снижении уровня оригинальности, т.е. новизны, нестандартности образов.
Для воображения лиц с дефектами зрения характерна стереотипность, схематичность, условность, подражательность, стремление к прямым заимствованиям, подмена образов воображения образами памяти. Часто наблюдается явление персеверации, то есть склонность к повторению одних и тех же образов с незначительными модификациями. Образы воображения возникают, как правило, на основе очень простых и прямых аналогий. Вероятно, персеверации являются способом преодоления затруднений в репродуктировании образов воображения. Затруднён у слабовидящих и переход от одного образа к другому из-за низкой динамичности и пластичности.
Снижение уровня оригинальности воображения слабовидящих отчётливо проявляется в игровой деятельности, для которой характерны обеднённость сюжетов, недостаточная изобразительность, низкая активность, склонность к стереотипным действиям [15].
Подчеркнём, что наличие специфических черт в воображении лиц с дефектами зрения не снимает основных закономерностей развития этого процесса, последние в равной мере проявляются как в норме, так и при патологии зрения. Надлежащим образом организованное обучение и воспитание слабовидящих способно обеспечить полноценное развитие их воображения.
Учитель должен осознавать все особенности слабовидящих детей и пользоваться специальными приемами обучения. Именно поэтому изучение состояния зрения у слабовидящих детей доказывает, что работа с ними преподавателей должна отличаться.
1.2. Использование средств адаптивной физической культуры
Нарушение зрения оказывает влияет на характер физического воспитания. Условием реализации методических рекомендаций является:
– врачебный контроль;
– знание офтольмологического и сопутствующих заболеваний, рекомендаций врачей-специалистов;
– всестороннее изучение ребёнка и учёт индивидуальных особенностей его развития. Изучать школьников следует в процессе учебной и игровой деятельности, где лучше всего раскрываются способности и возможности детей.
Адаптивная физическая культура призвана с помощью рационально организованной двигательной активности, используя сохранные функции, остаточное здоровье, природные ресурсы и духовные силы, максимально реализовать возможности организма и личности для полноценной жизни, самопроявления и творчества, социальной активности и интеграции в общество здоровых людей [1, 10].
Адаптивное физическое воспитание строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возможностей детей, а также с учетом эмоциональной насыщенности. Эмоциональность занятий зависит от разнообразия упражнений, от общего тона проведения занятий, интонации и команды учителя.
К средствам адаптивной физической культуры относятся физические упражнения, естественно-средовые (природные) и гигиенические факторы.
Физическое упражнение является основным специфическим средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося, решаются коррекционно-развивающие, компенсаторные, лечебные и профилактические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи. Усовершенствование характеристик движений, освоение двигательных умений, развитие физических качеств достигается за счет многократного повторения упражнений. При этом двигательная деятельность сопровождается целым комплексом изменений биологических структур и функций.
Физические упражнения оказывают положительное влияние на организм человека с ограниченными возможностями в любом возрасте, особенно на растущий организм с нарушениями в развитии:
1) укрепляют и развивают опорно-двигательный аппарат, стимулируют рост костей, укрепляют суставы и связки, повышают силу, тонус и эластичность мышц;
2) улучшают крово- и лимфообращение, обмен веществ;
3) благоприятно влияют на центральную нервную систему (ЦНС), повышают работоспособность коры головного мозга и устойчивость к сильным раздражителям;
4) улучшают аналитико-синтетическую деятельность ЦНС и взаимодействие двух сигнальных систем;
5) улучшают функции сенсорных систем.
Физические упражнения, являясь осознанными целенаправленными действиями, связаны с целым рядом психических процессов (вниманием, памятью, речью и др.), с представлениями о движениях, с мыслительной работой, эмоциями и переживаниями, развивают интересы, убеждения, мотивы, потребности, формируют волю, характер, поведение. Таким образом, они являются одним из средств духовного развития человека; то есть влияют одновременно на организм и личность [3,4].
Чтобы целенаправленно подбирать физические упражнения соответственно индивидуальным особенностям занимающихся, условиям проведения занятий, характеру физкультурной деятельности в разных видах адаптивной физической культуры, все упражнения делятся на группы по определенным признакам [21]. Единой классификации не существует, так как одно и то же упражнение обладает разными признаками и может войти в разные классификационные группы. Наиболее распространенными являются следующие классификации:
1) по целевой направленности: упражнения общеразвивающие, спортивные, рекреационные, лечебные, профилактические, коррекционные, профессионально-подготовительные;
2) по преимущественному воздействию на развитие тех или иных физических качеств: упражнения на развитие силовых, скоростных качеств, выносливости, гибкости и т. п.;
3) по преимущественному воздействию на определенные мышечные группы: упражнения на мышцы спины, брюшного пресса, плеча, предплечья, голени, бедра, мимические мышцы и т. п.;
4) по координационной направленности: упражнения на ориентировку в пространстве, равновесие, точность, дифференцировку усилий, расслабление, ритмичность движений и др.;
5) по биомеханической структуре движений: циклические (ходьба, бег, плавание, передвижение в коляске, на лыжах, гребля, и др.), ациклические (метание спортивных снарядов, гимнастические упражнения, упражнения на тренажерах и др.), смешанные (прыжки в длину с разбега, подвижные и спортивные игры и др.);
6) по интенсивности выполнения заданий, отражающей степень напряженности физиологических функций;
7) по видам спорта для разных групп инвалидов;
8) по лечебному воздействию;
9) по исходному положению: упражнения, выполняемые в положении лежа на животе, на спине, на боку, сидя, стоя, на коленях, присев, на четвереньках и др.;
10) по степени самостоятельности выполнения упражнений: активное самостоятельное, с поддержкой, помощью, страховкой, тактильным сопровождением движений и др.;
11) по интеграции междисциплинарных связей: художественно-музыкальные, хореографические танцевальные упражнения, упражнения, связанные с ролевыми двигательными функциями и др.
1.3. Активация творческих способностей детей с нарушением зрения
Педагогические воздействия должны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, выравнивание, ослабление физических и психических недостатков детей аномального развития, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств.
Творческая направленность обучения позволяет совершенствовать процесс физического воспитания посредством оптимального сочетания методов и приемов, активизирующих творческую активность двигательной деятельности; способствует формированию базового уровня физической и интеллектуальной подготовленности детей.
Суть развития творческих способностей на уроке физической культуры может быть раскрыта в следующих положениях:
- формирование у детей культуры движения и здоровья при обязательном активном творческом участии учащихся в этом процессе, то есть организация обучения на основе принципа единства творческой и двигательной деятельности;
- развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения);
- использование развивающих, частично-поисковых задач, содержащих такие виды заданий, в процессе решения которых учащиеся самостоятельно или при незначительной помощи учителя, открывают новые для себя знания и способы их добывания;
- использование творческих заданий, рассчитанных на новые действия при рассмотрении давно известных понятий с целью воспитания у учащихся умений видеть новое в известном, использовать свои знания в измененных условиях или новых условиях.
В работе над развитием творческого мышления очень важна роль взрослого. Дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты. Поэтому взрослый должен разъяснить смысл каждого задания, стимулировать нестандартные и интересные решения, помочь ребенку оценить уровень предложенных решений. Также необходимо, чтобы взрослый был доброжелателен и терпим к ответам ребенка, умел принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты решений, которые на первый взгляд кажутся неполными, абсурдными или невероятными.
Характерно, что в развитии творческих способностей у детей большое значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление получить тот или иной конечный продукт [21]. На творческое поведение детей оказывает большое влияние поведение окружающих взрослых, к которым дети относятся с уважением. Очень важно поэтому, чтобы взрослые хорошо представляли себе, как способствовать творческой продуктивности детей, предохранять их от стрессовых состояний. В силу этого необходимо воздерживаться от оценок в ходе творческих начинаний детей, недопустим критический настрой по отношению к их деятельности.
Важно развить у слабовидящих детей способности и потребности к творческой деятельности, в процессе которой особое место занимает накопление впечатлений и переживаний. Работая с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо учитывать аномалии зрения каждого ребенка и вызванные ими вторичные отклонения. Это требует особого индивидуального подхода к каждому слабовидящему ребенку (имеется в виду дозировка зрительной нагрузки, правильное изготовление пособий с учетом остроты и характера зрения ребенка, специфика необходимых лечебно-восстановительных и коррекционно-педагогических мер).
В процессе коррекционной работы со слабовидящими детьми большое место занимает игра. Неоценимую помощь оказывает в этом плане специально организованная игровая деятельность с целью осуществления целенаправленной коррекционной работы, пробуждения у детей желания проявить себя, свои творческие наклонности, свои умения. Игра является отображением тех знаний и представлений об окружающем мире, которые сложились у ребенка с нарушенным зрением. Эти знания и представления должны опираться на систему усвоенных операциональных, двигательных навыков. Если мы будем ненавязчиво организовывать различные игры, учитывая интересы каждого ребенка, то каждый из детей сможет проявить свои творческие способности и реализовать себя. Игра вызывает у ребенка ответную реакцию – активность, творение самого себя и предметного мира, дарит радость, служит удовлетворению назревших актуальных потребностей, реализации творческих функций.
На занятиях адаптивной физической культурой применимы игры-драматизации, которые предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. В такой игре закрепляются навыки движения, которые становятся более точными и координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве. Очень важно, чтобы занятия несли занимательный характер, что способствует снятию двигательной скованности детей с нарушением зрения. Музыкальное сопровождение учит детей быть ритмичными, развивает слух и музыкальную память.
Воспроизводя в игровой форме образы своих героев, дети передают и основные их черты: щедрость, доброту, смелость, хитрость, жадность и т. д. Эти качества передаются в манере игры и, затрагивая эмоциональную сферу ребёнка, способствует его нравственному и эстетическому воспитанию. У детей формируются личностные качества – выдержка, дисциплинированность, целеустремленность; нравственные – смелость, честность, доброжелательность и т. д. Безусловно ребёнку с такими качествами легче найти друзей и адаптироваться в коллективе. Во время игры, дети чувствуют себя раскованно и свободно, что позволяет им реализовывать свои творческие способности и получать положительные эмоции.
Сюжетные игры проходят поэтапно. На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря им движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека. На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания, правильной артикуляции. На следующем этапе следует переходить к драматизации.
Творческая игровая деятельность рассматривается как средство развития и коррекции коммуникативной деятельности дошкольников со зрительной патологией; определено также влияние творческой игровой деятельности на процесс развития зрительного восприятия детей с нарушенным зрением. Наряду с этим, отмечается тесная взаимосвязь физического и нравственного воспитания, а также социально-эмоционального развития детей с нарушениями зрения с их игровой деятельностью. Игра способствует объективизации их представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, возникновению и развитию у них активного отношения к окружающему миру, повышению уровня самооценки, преодолению ограниченности социального опыта, и суженности круга социальных ролей ребенка с нарушением зрения.
Игры, в которые включается поиск предметов в пространстве по заданной схеме, способствуют пониманию детьми конкретных пространственных представлений и их значимости, а также развивают у детей устойчивый интерес к творческой деятельности и воображение. В играх дети могут применить полученные знания и умения, то есть самостоятельно прокладывать пути следования, рисовать схемы, модели, активизировать мышление и фантазию.
В работе с детьми с нарушением зрения можно проводить не только игры, связанные с двигательной деятельностью, но и учить детей самостоятельно выбирать виды игр. Подвижные и спортивные игры являются наиболее эффективным средством социальной реабилитации слабовидящих детей, средством коррекции и компенсации нарушенных функций. Участие в подвижных и спортивных играх способствует овладению детьми пространством, развивает их умение прислушиваться и ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, способствует приобретению свободы в движениях, ловкости. Дети развивают при этом нравственные и личностные качества, обретают уверенность в себе, развивают координацию движений. Во время игры со сказочным содержанием дети становятся более оживленными, самостоятельными, проявляют фантазию, творчество. Они могут выйти за пределы настоящего и реализовать свои потребности и способности, проявить свою индивидуальность, а также мысленно побыть каким-либо сказочным героем. Перед проведением игр нужно дать ребятам с нарушением зрения возможность побегать, ощупать все предметы, адаптироваться к пространству. Это помогает частично устранить у детей чувство боязни. Важно при этом объяснить им необходимость соблюдения мер предосторожности. Многократное проведение различных игр позволяет включиться детям в игру без страха, успешно овладеть ее правилами, а затем начать свою игру. Использование в играх красочных масок и различных атрибутов обычно вызывает у детей больше желания поиграть, заметно будит их воображение.
Творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает умение удержать в памяти впечатления и осмыслить их. А у ребенка с нарушением зрения творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия его прежнего опыта, потому что этот опыт представляет собой материал, из которого рождаются фантазии. В коррекционной работе со слабовидящими детьми следует постоянно обогащать зрительный опыт детей созданием специальных условий, обеспечивающих им наиболее полное представление об окружающей действительности, пробуждающих их чувства и развивающих их эмоциональную сферу.
Для развития воображение используют также проблемные ситуации, предлагают детям выполнение исследовательской работы. Это помогает научить ребят рассматривать проблемы с разных сторон, прогнозировать свои действия в процессе выполнения заданий, приобрести способность к свободному обсуждению, поиску решений проблемы, находя при этом оригинальные варианты и подходы.
Итак, использование игровой технологии способствует не только общему развитию дошкольников, но и может оказать существенную помощь в коррекции зрения, развитии способностей и формировании индивидуальности, стимулировать потребность в самореализации, научит детей ставить перед собой определенные цели и выбирать собственные способы их достижения.
Выводы по I главе
Таким образом, изучение научно-методической литературы и научных публикаций позволило нам выявить характерные особенности мышления детей с нарушениями речи. Болезни, связанные с нарушением зрения – распространенное явление среди современных школьников. Наиболее распространена близорукость, далее следуют дальнозоркость, косоглазие, астигматизм, нистагм.
Нарушение зрения затрудняет развитие воображения за счет невозможности слабовидящих детей воспринимать в полной мере окружающую их картину мира через зрительные анализаторы. Воображение является главной составляющей творчества и дети с нарушением зрения характеризуются снижением творческой продуктивности в сравнении с нормой, снижением уровня оригинальности, новизны, нестандартности образов.
В настоящее время актуальным остается вопрос развития творческого потенциала детей с нарушением зрения, поиска для этой цели новых методов, приемов и средств.
Педагогические воздействия на детей с нарушением зрения должны быть направлены не только на корректировку их физических и психических особенностей, но и на активное развитие творческого начала.
С помощью средств адаптивной физической культуры возможно активировать креативность учащихся за счет того, что осознанные двигательные действия при физических упражнениях связаны с целым рядом психических процессов, в том числе формированием воображения.
Основным средством пробуждения у детей желания проявить себя и свои творческие наклонности является специально организованная игровая деятельность. В ходе занятий адаптивной физической культурой применяются игры-драматизации, которые предполагают воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. В такой игре закрепляются навыки движения, которые становятся более точными и координированными, дети лучше ориентируются в пространстве, реализуются творческие функции.
Глава II. Развитие творческого потенциала слабовидящих детей на занятиях адаптивной физической культурой
2.1. Теоретические аспекты методов развития творческого потенциала детей
Основной задачей нашей работы является теоретико-исследовательская проверка научной гипотезы о том, что средства адаптивной физической культуры могут выступать мощным фактором формирования и развития творческого потенциала детей и способствовать не просто физическому, но и полноценному интегральному развитию личности, в том числе развитию ее творческого потенциала и в целом здоровья.
Проблема творчества концептуально рассматривается с различных научных позиций и находится в прямой зависимости от того, какой из аспектов выходит на первый план исследования: среда, в которой осуществляется творчество; творческий продукт; творческий процесс; творческая личность, творческая активность и др.
Творческий потенциал личности – системная характеристика (или система свойств личности), которая дает ей возможность созидать, творить находить новое, принимать решения и действовать оригинально и нестандартно. Эта система включает в себя следующие структурные компоненты:
- мотивационный компонент выражает уровень и своеобразие интересов и увлечений личности, заинтересованность и активность его участия в творческой деятельности, доминирующую роль познавательной мотивации;
- интеллектуальный компонент выражается в оригинальности, гибкости, адаптивности, беглости и оперативности мышления; легкости ассоциаций; в уровне развития творческого воображения и в использовании его приемов; в уровне развития специальных способностей;
- эмоциональный компонент характеризует эмоциональное отношение личности к процессу и результату творческой деятельности, эмоциональный настрой на нее, эмоционально-образные характеристики психики;
- волевой компонент, характеризует способность личности к необходимой саморегуляции и самоконтролю; качества внимания; самостоятельность к волевому напряжению, устремленность к цели творческой деятельности, требовательность к результату собственного творчества;
- духовно-нравственный компонент, характеризующий способность личности различить и избрать истинные нравственные ценности и следовать им в своей жизни. Последний компонент является интегрирующим в структуре творческого потенциала личности;
- рефлексивный компонент характеризует способность личности отражать результаты собственной деятельности, оценивать свои достижения и недостатки, вносить коррективы в процесс дальнейшей деятельности. Все названные компоненты образуют единую целостную структуру и составляют ядро личностного потенциала человека.
Приведем примеры некоторых методов, а также приемов, которые способствуют проявлению творчества и направлены на снятие психологической инерции мышления:
1) Мозговая атака – это групповое нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемной ситуации. Мозговая атака была предложена в конце 30-х г. XX в. как метод, направленный на активизацию творческой мысли. Для этого применяются средства, снижающие критичность и самокритичность человека с целью повышения уверенности в себе и проявляющие на этой основе механизмы творческого акта.
2) Сюжетно-ролевые игры.
3) Инверсия. Придумать новую задачу очень трудно. Значительно чаще встречаются новые методы решения. Многие новые решения получают благодаря новому подходу к известной задаче. Одним из способов получения новой точки зрения является так называемый метод инверсии. Он требует сознательного преодоления психологической инерции, отказа от прежних взглядов на задачу с тем, чтобы посмотреть на нее с некоторой новой или измененной позиции.
4) Аналогия. Большое число оригинальных мыслей рождается по аналогии, и этот процесс можно с успехом применять для стимулирования новых идей. Часто решение задач подсказывается аналогичными ситуациями, встречающимися в других задачах.
5) Эмпатия. Эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого и проникновение его в чувства другого лица. Она часто используется в сфере человеческих отношений и характеризует то состояние, когда приходится ставить себя в положение другого.
6) Фантазия. Фантазия – это воображение; она связана с желанием, чтобы произошло то, чего хочется. Использование фантазии для стимулирования новых идей заключается в размышлении над некоторыми фантастическими решениями, в которых при необходимости используются нереальные вещи или сверхъестественные процессы.
7) Систематическое исследование новых комбинаций. Процессам, называемым творческими, присуще следующее качество: к ним приходят в результате использования новых соотношений между различными, ранее не связанными между собой параметрами. Это означает, что творческие решения часто находятся путем создания новых комбинаций уже известных вещей, процессов или идей. Отсюда следует, что систематическое исследование новых комбинаций может оказаться полезным средством, способствующим изобретательству.
При обучении детей с нарушением зрения крайне редко применяется какой-либо один метод, обычно в соответствии с задачами урока используется сочетание нескольких взаимодополняющих методов. Приоритетное положение отводится тому, который наилучшим образом обеспечивает развитие двигательной деятельности детей [11].
Важнейшие составляющие процесса развития творческих способностей учащихся это:
– особая организация этапов урока адаптивной физической культуры с элементами развивающего обучения;
– использование в системе методов и приемов активации творческой деятельности;
– изменение функций учителя, который организует диалоговые формы обучения. При такой организации ученик превращается из объекта обучения в субъект, тем самым, раскрывая свою индивидуальность;
– создание ситуации успеха для учащихся;
– создание на уроках преимущественно положительного эмоционального настроя у учителя и у детей, бодрости, сосредоточенности, веры в свои силы и возможности.
В урок обязательно включаются специальные упражнения для охраны зрения, для улучшения кровообращения в тканях глаза, для укрепления мышц и склеры глаз, для снятия утомления глаз.
В условиях развивающего обучения этапы урока адаптивной физической культуры будут специфическими.
1 этап – ориентационно-мотивационный.
Его задача заключается в необходимости сформировать осознанную учебную потребность на основе мотивированной деятельности. Происходит овладение приемами усвоения знаний на базе полученных теоретических знаний, которые являются предпосылкой осознания мотивов деятельности. Процесс целеполагания происходит путем активного включения сознания в познавательную деятельность с постановкой цели.
На этапе начального разучивания двигательного действия важно не только безукоризненно продемонстрировать детям упражнение, но и при повторном расчлененном показе объяснить последовательно каждый элемент движения. Таким образом, дети запоминают последовательность выполнения упражнений, у них формируется представление о движении.
2 этап – поисково-исследовательский.
Он базируется на основах методики и включает: стратегическое планирование и построение ориентировочной основы действий, которые обеспечивают переход от неосознаваемой деятельности к осознаваемой. Дети группируют известные знания в систему, обеспечивающую эффективность выполнения двигательного действия. Учителем проводится беседа-диалог с целью формирования теоретических обобщений – происходит сбор недостающих сведений в процессе диалогового общения (соответствует этапу разучивания).
3 этап – практический.
Он характеризуется практическими методами выполнения двигательных действий (поточный, групповой, индивидуальный, поточно-групповой). Выполнение двигательных действий происходит по принципу «от абстрактного к конкретному», используя творческие задания (соответствует этапу закрепления).
Использование этого метода дает целостное представление о движении, которое выполняется в целом с акцентом на наиболее доступный в данном возрасте элемент, непосредственно влияющий на результат. При этом используется метод поощрения индивидуально к каждому ребенку. Важное место отводится вариантам выполнения упражнений. Внимание детей обращается на новые детали исходного положения, положения частей тела и т.д. По мере осмысления детьми возможности варьирования движений предлагать им самим придумать варианты упражнений.
4 этап – рефлексивно-оценочный.
Характеризуется формированием рефлексии учебной деятельности в процессе создания ситуации общения. Проводятся взаимоконтроль, самоанализ, самооценка с целью самостоятельного формирования выводов.
5 этап – домашнее задание.
Домашнее задание обычно бывает творческим: придумайте подвижную игру с изученным двигательным действием; придумайте упражнения для утренней гимнастики; составьте кроссворд по теме и т.д.
Такой подход при обучении физическим упражнениям активизирует процесс самопознания детей, предполагает создание у них комплексного представления об изучаемом двигательном действии и сознательном его выполнении.
Каждый этап обучения требует и соответствующих приёмов, активизирующих творческую деятельность.
На этапе начального разучивания двигательного действия важно не только безукоризненно продемонстрировать детям упражнение, но и при повторном расчленённом показе объяснить последовательно каждый элемент движения. Таким образом, дети запоминают последовательность выполнения упражнения, у них формируется представление о движении.
На этапе углубленного разучивания упражнения важную роль играют приёмы, которые активизируют мыслительную деятельность ребёнка, совершенствуют его представление о структуре движения и способствуют осознанию техники. В зависимости от сложности упражнения используются различные приёмы:
– детям предлагается вспомнить, как надо выполнять упражнение: какое исходное положение занять, с чего начать выполнение и чем закончить. Ребята вспоминают упражнение, объясняют его выполнение. Обращение к памяти ребенка, предложение вспомнить упражнение активизируют идеомоторную реакцию. Также привлечь учащихся к анализу упражнений;
– важное место на этапе углубленного разучивания отводится вариантам выполнения упражнений. Внимание детей обращаю на его новые детали, что нового в исходном положении, положении частей тела и т.д. По мере осмысления детьми возможности варьирования движений предлагаю им самим придумать варианты упражнений;
– постепенно детей подводят к третьему этапу обучения: закреплению и совершенствованию двигательного действия. Наличие у детей представления о движении, автоматизации навыка, знания соответствующей терминологии, помогающие детям описывать упражнения, подводит их к самостоятельному использованию навыков в подвижных играх и повседневной жизни.
К средствам педагогической технологии, способствующим развитию двигательного творчества ребенка, относятся: физические упражнения, подвижные игры, двигательные инсценировки, проблемные ситуации, обучение на физкультурном занятии. С одной стороны, физические упражнения рассматриваются как конкретное двигательное действие, с другой – как процесс многократного его повторения с целью воздействия на физические и психические свойства человека. В основе физических упражнений лежат различные формы двигательной деятельности, складывающейся из отдельных произвольных движений. Все произвольные движения осуществляются при участии сознания, приобретаются человеком в процессе жизни и подчиняются его воле. Ребенку необходимо набраться опыта выполнения различных движений с тем, чтобы совершенствовать сенсорные коррекции того или иного двигательного действия. Все двигательные действия, которым овладевают дети, сначала выступают как предмет подражания, затем являются основанием, для построения новых, более сложных двигательных действий. В дальнейшем они используются в качестве исходного материала, для развития физических, психофизических и личностных качеств ребенка. В разработанной технологии широко применяются двигательные действия, основанные на использовании эйдетических (эйдетизм – образ, наружный вид) методов. Эйдетические методы являются инновационными в физическом воспитании и направлены на развитие внимания, восприятия, памяти, воображения за счет восприятия образов, представлений двигательной деятельности. Они реализуются в сохранении наглядных двигательных действий и их воспроизведении через некоторое время после выполнения физических упражнений. В эйдетических образах в нерасчлененном виде заключены начатки трех ведущих самостоятельных функций: памяти, воображения и мышления. Отсюда при развитии образной памяти гетерогенно происходит формирование таких высших психических функций, как внимание, наблюдательность, творческое воображение.
Подвижные игры реализуют свободу двигательных действий детей. Они являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движениях, необходимость найти новое решение двигательной задачи. Поскольку подвижная игра включает активные движения, а движение предполагает практическое освоение реального мира, она обеспечивает непрерывное исследование и является естественной формой самовыражения ребенка. Двигательные инсценировки (игры-драматизации) представляют собой одну из форм разыгрывания двигательного образа. В двигательных инсценировках каждый персонаж наделен своим характером, за ним закреплены определенные поступки, указаны условия, в которых он живет, с кем встречается, как двигается. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Передача характера персонажа возможна с помощью средств образной выразительности (мимики, жеста, позы, походки и т.п.). Использование этих средств для передачи двигательного образа требует соответствующей подготовки, выработки умений пользоваться ими. Чтобы понять, каков герой, надо научиться анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Во многом это зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, движения. Проблемные ситуации – это особое состояние субъекта, которое требует открытия новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения действия. Проблемная ситуация складывается тогда, когда прежние знания, способы и средства выполнения деятельности недостаточны для разрешения задачи, но у ребенка несмотря на это возникает актуальная потребность решить ее [13]. Главным элементом в проблемной ситуации является неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения действия, правильного выполнения поставленного задания. Невозможность выполнить задание с помощью ранее усвоенных знаний приводит к появлению потребности в психических новообразованиях (знаниях, способах действий), которые позволяют разрешить возникшее противоречие. Н.Н. Поддьяков считает, что именно проблемность обеспечивает постоянную открытость ребенка новому и выражается в поиске несоответствий и противоречий, а также в собственной постановке новых вопросов и проблем. Процесс мышления начинается с анализа проблемной ситуации.
В двигательной деятельности в ходе решения проблемной ситуации дети конструируют новые «моторные поля». Основной способ творческого преобразования моторных эталонов – их проблематизация (действие, привносящее в «готовый» двигательный эталон элемент незавершенности, неопределенности). Одним из элементов проблематизации выступает инверсия – перевертывание эталона [8]. Движения детей носят противоположный характер по отношению к тем, что демонстрирует педагог.
В развитии творческих способностей ребенка преимущество отдается сюжетно-игровым физкультурным занятиям, построенным на материале подвижных игр, по сюжету сказки, литературного произведения. Цель таких занятий – раскрыть ребенку моторные характеристики собственного тела, сформировать быстроту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, научить относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Игровое разрешение двигательных задач – это овладение «моторными полями», обширными корковыми зонами управления движениями. Они обеспечивают не простое копирование физических упражнений, показанных педагогом, а сотворяют в корковых проекциях собственный способ решения двигательной задачи. Игровой способ решения двигательной задачи – это работа творческого воображения, культуры движения, в которую внесена доля собственного миропонимания. В сюжетно-игровом физкультурном занятии двигательный замысел реализуется спонтанно, без специальной подготовки, процесс деятельности является одновременно и результатом. Дети дополняют, изменяют, преобразовывают знакомые движения, создают новые композиции из усвоенных старых элементов [17].
В структуре сюжетно-игрового занятия выделяются три части: вводная – формирует эмоционально-положительное отношение и интерес ребенка к двигательной деятельности; основная – побуждает к самостоятельному решению двигательных задач; заключительная – решает задачи снятия эмоционального напряжения, приобретения навыков саморасслабления.
Специальное построение процесса обучения творчеству ориентировано на ознакомление детей со способами выполнения движений, которые усваиваются ребенком вначале в готовом виде, а затем в проблемной форме – дети экспериментируют со способами выполнения движений. К экспериментированию побуждают: двигательные инсценировки (двигательная творческая экспрессия), дающие ребенку возможность использовать известные способы выполнения движений в разных ситуациях; проблемно-двигательные ситуации и задачи, способствующие самостоятельному нахождению детьми новых способов двигательных действий. Двигательные инсценировки отличаются образным перевоплощением исполнителей. Привлекательность сюжета, разнохарактерность персонажей, их общение между собой создают своеобразная игровую ситуацию, побуждающую детей к творчеству. Основное взаимодействие педагога с ребенком при этом заключается в том, чтобы вызвать у последнего соответствующий эмоциональный отклик, помочь «войти» в воображаемую ситуацию, вести двигательный диалог через язык жестов, мимики, поз. Возникновение замыслов побуждает к поискам средств их воплощения, позволяет относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. В процессе использования двигательных инсценировок применяются следующие приемы работы: выразительный показ движения (педагогом или ребенком). Он задает наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе его выполнения; словесные пояснения. С их помощью обращается внимание детей на выразительные нюансы движений; образный рассказ. Он помогает детям представить какую-либо ситуацию, а затем воспроизвести ее в движениях [16].
При конструировании образа основными приемами творческого мышления выступают комбинирование и аналогизирование, при этом прием комбинирования является ведущим. Комбинирование осуществляется как выбор основных, характерных действий из числа возможных, которые в своей совокупности создают образ. Психологической особенностью проявления приема аналогизирования является наличие ассоциативного компонента. Это наличие проявляется тогда, когда ребенок использует обобщенные образы.
Программу адаптивной физической культуры следует строить на важнейшем дидактическом принципе доступности. Занятия должны носить индивидуально-подгрупповой характер. В подгруппы дети объединяются по клиническим характеристикам с учётом уровня развития их двигательной сферы и состояния зрения. При планировании и проведении занятий учитываются особенности организма детей, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. В зависимости от вида и глубины заболевания предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.
Особое место в учебном процессе детей с нарушением зрения отводят методу наглядности. К этому методу предъявляют некоторые требования: большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов, разнообразная фактура для осязательного восприятия. Наглядность обязательно должна сопровождаться словесным описанием рассматриваемого предмета, действия, что поможет избежать искаженного представления, а также позволит активизировать мыслительную деятельность занимающихся. Целесообразно пользоваться такими методическими приемами, как физическое сопровождение ребенка, дистанционное управление действиями ученика на расстоянии, стимулирование двигательной активности и пр.
Психологические требования к процессу обучения детей с нарушенным зрением включают:
– знание педагогом способов общения, взаимодействия с незрячими и слабовидящими детьми,
– благоприятный психологический климат,
– доверительные отношения между педагогом и учеником,
– поощрение, психологическое сопровождение образовательного процесса.
Основным принципом общения педагога и воспитанника выступает уважительное, доброжелательное и гуманное отношение к личности, толерантность к ребенку с «особыми образовательными потребностями» без лишнего сентиментального сочувствия.
Важным приемом (и одновременно условием) развития кретивности у детей является опора на чувство удивления, новизны, готовности принять нестандартную ситуацию. «Удивление... это и начало творческого отношения к миру». Хорошо, когда уроки начинаются необычно для учащихся, например, с особого приветствия учителя («Нет, вы только подумайте! Какой сегодня день странный. А вчера все шло как обычно...»)
Творческий подход необходимо развивать не только отдельными приемами на различных уроках, но и планировать самостоятельные Уроки творчества. Ниже приведены некоторые характеристики такого Урока, которые могут помочь и в его подготовке и в оценке занятия:
• весь урок (или большая часть) проходит на эмоциональном и интеллектуальном подъеме, что дает выход творческой энергии учащихся и учителя;
• царит атмосфера сотрудничества и сотворчества: и учитель, и ученики «заражают» друг друга творческой энергией; чувствуется готовность той и другой стороны оказать друг другу помощь;
• урок создает для каждого ученика возможность проявить себя зависимости от умения и желания учиться, поскольку все учащиеся задействованы в различных видах и формах учебной деятельности (индивидуальная, групповая, фронтальная; игровая, художественная, коммуникативная и пр.);
• мыслительная поисковая деятельность учащихся стимулируется различными средствами и приемами: используются методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (рефераты, творческие сочинения, эссе, наблюдения, опыты), учебные дискуссии, познавательные игры и пр.;
• учитель побуждает, организует и ведет мысль учащихся к самостоятельному поиску и решению учебной проблемы (задачи);
• учащиеся адекватно реагируют на творческие и нестандартные ситуации;
• речь учителя отличается богатством и выразительностью языковых средств; в монологах учитель создает проблемные ситуации, эмоциональные кульминации, обогащая учебную информацию и творческое поле урока;
• деятельность учащихся комментируется в системе, дается развернутая оценка; часть контрольных функций передана ученикам: самооценка, взаимооценка, ретро- и перспективная оценка занятия;
• учитель заботится об этике взаимоотношений, об эстетике оформления помещения, где проходит занятие;
• чувствуется воспитывающий эффект в освоении нравственных норм, в желании продолжить общение и совместную учебную деятельность;
• материал урока усваивается всеми учащимися в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями, приобретаются новые умения и навыки, дается толчок к самостоятельной творческой работе;
• в результате у педагога и учеников возникает чувство приподнятости, удовлетворения, желание заново пережить момент сотворчества.
Таким образом, для целенаправленного развития творческих способностей детей с нарушением зрения необходимо соблюдать вышеизложенную логику и реализовывать её на практике при помощи перечисленных методов и приёмов.
2.2. Разработка методических рекомендаций по структуре креативного урока адаптивной физической культуры
На основании проведенного анализа теоретического материала разработаны рекомендации по структуре креативного урока адаптивной физической культуры для детей с нарушениями зрения, включающей в себя реализацию целей развития творческого потенциала.
Структура креативного урока представляется блоками:
I. Мотивация («Встреча с чудом»).
II. Содержательная часть.
III. Психологическая разгрузка (аутотренинг, игра или физкультурная пауза).
IV. Интеллектуальная разминка.
V. Содержательная часть
VI. Компьютерная интеллектуальная поддержка.
VII. Зрительная гимнастика
VIII. Резюме.
1. Блок мотивации
Служит для включения ребят в урок, создания необычной атмосферы, пробуждения любопытства и удивления.
Пример. Урок по теме «Техника метания теннисного мяча».
На уроке появляются такие предметы (материалы, из которых изготовлялись первые мячи и материал для их заполнения): ткань, кожа, дерево, солома, мох, ореховая шелуха. У детей удивление: зачем эти предметы и что мы будем с ними делать? Эффект пробуждения интереса достигнут.
Далее ребятам предлагается продолжить ряд материалов и набивки современных мячей; а также перечислить виды спорта, в которых необходим мяч.
2. Блоки 2, 5. Содержательная часть программы курса.
Выполнение физических упражнений с включением элементов, направленных на развитие творческого воображения и фантазии детей.
3. Блок психологической разгрузки.
В качестве разгрузки используются:
- дыхательная гимнастика;
- физические упражнения;
- игры: спортивно-эмоциональные, танцы-импровизации, театрализация.
Снижение психической напряжённости на фоне мышечного расслабления проявляется в виде «раскрепощения» в общении, поведении, деятельности и проявлении чувств.
Пример. Игра «Ассоциации». Под музыкальное сопровождение различного темпа и звучания разных музыкальных инструментов необходимо показать танцевальные движения, с которыми ассоциируется данная мелодия.
Блок 4. Интеллектуальная разминка.
Интеллектуальная разминка нацелена на включение ребёнка в творческую деятельность, то есть на решение творческих заданий, решение которых не требует знаний, а побуждает ребёнка к созданию своего творческого продукта благодаря выдумке, смекалке.
Сюда входят задания на выдвижение гипотез, необычное использование объектов, поиск выхода из невероятных ситуаций, усовершенствование объекта, создание схемы на основе существующего образа.
Пример. Во время тренировок и игр футболисты часто получают удары и серьёзные травмы. Как можно защитить спортсменов от этих повреждений?
На первом этапе решения проблемы осуществляется мозговой штурм– учащимся предлагается выдвинуть гипотезы, используя для этого информацию, хранящуюся в памяти, и ассоциации на основе ответов своих товарищей. Ответы могут быть и из области фантастики, ибо критика запрещается. Фантастические ответы часто содержат в себе оригинальные идеи. После того как гипотезы учащихся на основе информации, взятой из памяти, иссякли, им предлагается ответить на наводящие вопросы.
Блок 6. Компьютерная интеллектуальная поддержка
Пример. Просмотр учебных фильмов по технике выполнения различных упражнений с последующим обсуждением и демонстрацией собственных умений.
Блок 7. Зрительная гимнастика
Проводится дозировано в с использованием игровых и двигательных элементов. Зрительная гимнастика проводится по словесным указаниям педагога. Благодаря речи движения складываются в образы.
Блок 8. Резюме.
Резюме – связь учителя с детьми. Через систему вопросов учитель выявляет мнение ребят об уроке.
Одним из важнейших условий в организации творческих занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которая пробуждает у учащихся потребность в творческом самовыражении.
2.3. Разработка конспекта урока адаптивной физической культуры
С учетом предложенных в главе 2.2. рекомендаций по структуре урока с элементами развития творческих способностей детей разработан конспект урока адаптивной физической культуры в 3 классе ( Приложение).
В основу урока была положена система физических упражнений, направленных на коррекцию физического развития, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с нарушениями зрения. В комплекс включены игровые упражнения, упражнение для глаз.
При разработке конспекта учитывался тот факт, что на развитие творческого потенциала, мотивации огромную роль оказывает увлеченность учителя, его умение сделать урок занимательным, необычным. Дети предпочитают активную деятельность пассивному слушанию, собственную инициативу исполнению распоряжений, групповую работу индивидуальной. Творческие задания привлекают детей. Реализуя принцип сознательности и активности, следует воспитывать у детей творческое отношение к процессу физического воспитания, инициативу и самостоятельность. Этот путь способствует достижению высоких результатов на каждом занятии.
Для развития творческого потенциала на уроках физкультуры должен работать принцип развивающего обучения, при котором двигательная деятельность сочетается с развитием внимания, творческого игрового мышления, исследовательским поиском.
Одна из главных задач, которую должен осуществлять учитель на своих уроках, это приучение детей к самостоятельной деятельности, при которой ученик, зная конечную цель, сам ставит перед собой задачу, ведущую к достижению этой цели, сам выбирает необходимые средства и способы действий и выполняет их. Успешность выполнения данных задач будет зависеть от правильно организованного учебного процесса.
При разработке методических рекомендаций к структуре урока и конспекта урока мною предпринята попытка сделать урок необычным, ярким, дать толчок к развитию творческого потенциала учащихся.
Выводы по II главе
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать заключение, что изучению креативности посвящено значительное количество работ. Но тема развития творческого потенциала у детей с нарушениями зрения средствами адаптивной физической культуры практически не затрагивается.
В связи с этим была поставлена задача разработки методических рекомендаций по развитию творческих способностей детей с нарушением зрения на занятиях адаптивной физической культурой.
При обучении детей с нарушением зрения крайне редко применяется какой-либо один метод, обычно в соответствии с задачами урока используется сочетание нескольких взаимодополняющих методов. Приоритетное положение отводится тому, который наилучшим образом обеспечивает развитие двигательной деятельности детей.
В результате сравнения методов развивающего обучения и средств адаптивной физической культуры сделан вывод о специфичности этапов обучения детей с нарушениями зрения. При этом каждый этап обучения требует соответствующих приёмов, активизирующих творческую деятельность.
К средствам педагогической технологии, способствующим развитию двигательного творчества ребенка, относятся: физические упражнения, подвижные игры, двигательные инсценировки, проблемные ситуации, обучение на физкультурном занятии.
На основании проведенного анализа теоретического материала разработаны рекомендации по структуре урока адаптивной физической культуры для детей с нарушениями зрения, включающей в себя реализацию целей развития творческого потенциала.
С учетом данных методических рекомендаций разработан конспект урока адаптивной физической культуры в 3 классе. При разработке учитывались особенности организма детей с нарушением зрения, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам.
Дети способны к анализу двигательного действия, решают проблемные задачи, требующие осмысления при усвоении двигательного действия, могут объяснить значимость каждого изучаемого двигательного действия или развиваемого физического качества, понимают его важность. Это позволяет им в дальнейшем придумывать новые упражнения, решать поставленные задачи, творчески подходить к выполнению заданий.
Заключение
На основании проведенного исследования по теме «Методика развития творческого потенциала детей с нарушением зрения средствами адаптивной физической культуры» можно сделать следующие выводы:
На современном этапе развития общества повысились требования к таким качествам личности как открытость новому, творческое отношение к действительности. Актуальной становится проблема активизации творческого потенциала детей, развития творческих способностей. Это возможно путем поиска новых форм и методов работы.
Средства адаптивной физической культуры позволяют развивать творческий потенциал через развитие воображения и мотивации к занятиям физкультурой. При их рациональном использовании они служат стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, общении, развития творческих способностей.
Активизация творческой деятельности учащихся на уроках адаптивной физической культуры способствует быстрому прохождению и усвоению изучаемого материала, а двигательные умения и навыки, приобретенные при таком подходе, окажутся более прочными и легко выполняемыми в различных нестандартных ситуациях.
В настоящей работе предпринят поиск эффективных подходов, позволяющих добиться роста уровня творческих способностей детей с нарушениями зрения средствами адаптивной физической культуры. Поставленные задачи решены полностью.
Практическая ценность настоящей работы заключается в возможности использования результатов выполненных разработок в педагогической деятельности при проведении уроков адаптивной физической культуры.
Список литературы
- Аветисов Э.С. Занятия физической культурой при близорукости / Э.С. Аветисов, Ю.И. Курпан, Е.И. Ливадо. – М: Физкультура и спорт, 2015. – 72 с.
- Артамонова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физ. культура» / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова; общ. ред. О.П. Панфилова. – М. : ВЛАДОС, 2010. – 389 с.
- Гребенникова О.М. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста с направленностью на развитие творчества. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. СПб, 1998.
- Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры. — 2-е изд., испр. и доп. Москва. – «Советский спорт», – 2005. — 296 с.
- Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» – 2000. – 240 с.
- Идрисов Р.Н. Развитие творческого потенциала школьников на уроках физической культуры [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/fizkultura/2020/01/04/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-shkolnikov-na-urokah. (Дата обращения: 01.04.2020).
- Коровина Л.М. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнования и творческих заданий // Физическая подготовка детей 5–6 лет к занятиям в школе / Под ред. А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковской, Т.И. Осокиной. М.: Просвещение, 1980.
- Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка: Учебное пособие. – М.: Российский Открытый Университет, 1997. – 123 с.
- 34 Лейбова Е.В. Физические упражнения для школьников с нарушением зрения [Электронный ресурс]. 2018-2020. URL: https://infourok.ru/fizicheskie-uprazhneniya-dlya-shkolnikov-s-narusheniem-zreniya-3118132.html. (Дата обращения: 01.04.2020).
- Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого- педагогическая характеристика детей с нарушениями развития: учебное пособие / Н.Л. Литош. – М. : СпортАкадемПресс, 2002 – 140 с.
- Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. – 368 с.
- Маковий Н.А. Развитие творческих способностей учащихся на уроках физической культуры по технологии НФТМ-ТРИЗ [Электронный ресурс]. 2014-2020. URL: https://open-lesson.net/3441. (Дата обращения: 01.04.2020)
- Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – С.345-367.
- Медвецкая Н.М. Адаптивная физическая культура в реабилитации слабовидящих детей // Физическое воспитание учащихся с особенностями психофизического развития: проблемы, поиски, решения: 5 Региональная научно-практическая конференция. – Витебск, 2015. – С. 99-10.
- Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 2015. – 210 с.
- Прищепа С. Развитие творчества в процессе двигательной деятельности у детей дошкольного возраста в условиях ДОО [Электронный ресурс]. 2018-2020. URL: https://dovosp.ru/wp-content/uploads/2018/11/prischepa_dv_11_2018.pdf . (Дата обращения: 01.04.2020).
- Прусс Д.И. Методика развития творческих способностей младших школьников в процессе игровой деятельности [Электронный ресурс]. 2015-2020. URL: https://nsportal.ru/pruss-darya-ivanovnahttps://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2015/01/07/metodika-razvitiya-tvorcheskikh-sposobnostey-mladshikh. (Дата обращения: 01.04.2020).
- Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 123-130. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4719/ (Дата обращения: 01.04.2020).
- Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2015. – 212 с.
- Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с, ил.
- Яцкова О. Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2012. – С. 25-27.
Приложение
Конспект урока по адаптивной физкультуре в 3 классе
Метод: игровой.
Цели урока:
– развитие познавательной, творческой и двигательной активности.
Задачи урока:
Образовательные задачи:
– способствовать развитию силы, ловкости, выносливости, быстроты, координации движений, ориентировки в спортивном зале.
– расширить представления детей по сохранению и укреплению здоровья;
– вызвать у детей желание заниматься оздоровлением своего организма: закаливанием, приемом полезных продуктов;
– активизация творческого мышления.
Воспитательные задачи:
– воспитывать настойчивость в достижении цели, чувства командного духа.
Оздоровительные задачи:
– укрепить мышцы голени и стопы,
Связь с другими предметами: математика, развитие речи, природоведение.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь и оборудование: баскетбольные, волейбольные мячи, плакаты, проектор, флеш-карта, ноутбук.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
- Подготовительная часть – 10 мин.
- Основная часть – 20 мин.
- Заключительная часть – 10 мин.
Проблемный вопрос: развитие творческого потенциала школьников на уроках адаптивной физической культуры.
Ход урока
I. Подготовительная часть.
Блок мотивации.
1.1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
Построение, приветствие, сообщение задач урока. Инструктаж по технике безопасности.
– Ребята, мы начинаем наш урок физкультуры, а какие слова, обычно, говорят люди друг другу, когда встречаются? (Здравствуйте.)
– Ребята, а кто из вас может сказать, что обозначает это слово? («Здравствуйте! Желаем здоровья!»)
Словом «Здравствуйте» люди приветствуют друга справляясь о здоровье.
А как ваше здоровье? Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень рада, что у вас всё отлично!
Сегодняшний наш урок посвящен укреплению здоровья. готовы?
Блок содержательной части.
1.2. Ходьба и бег
– Очень полезны для здоровья пешие прогулки и пробежки, поэтому мы начнем урок с ходьбы и бега, но прежде я проверю на сколько вы знаете левую и правую стороны:
Поворот направо, направо, налево, направо, налево.
По залу, бегом марш в среднем темпе – 2 круга.
Разновидности ходьбы:
- на носках (руки на поясе)
- на пятках (руки за головой)
- на внешней стороне стопы
Такие упражнения необходимо выполнять, для того, чтобы наши стопы не болели и были здоровы.
– руки развести в стороны – «рисуем» кисточками малые круги, большие круги.
– на каждый шаг выполняем движения (1 – руки в стороны, 2 – руки вверх, 3 – руки в стороны, 4 – руки вниз).
1.3. Построение в шеренгу. Ориентировка в пространстве.
Добежать до противоположной стороны спортзала, добежать до шведской стенки и стать спиной к ней, найти свое место в строю.
Блок психологической разгрузки.
1.4. Упражнение «Птичка». Активизации работы мышц глаза, которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению.
– Пока мы совершали пешие прогулки и пробежки к нам в гости залетела птичка. Стоя на месте, посмотрите по сторонам. Видите птичку? (нет). Птичка не простая, а воображаемая. Закройте глаза и вообразите себе птичку. Теперь откройте глаза и дайте воображаемой птичке полетать. (Дети совершают плавные движения глазами вверх, вниз, влево, вправо.). выполняется под медленную музыку.
Блок содержательной части.
II. Основная часть
2.1. Построение в шеренгу для перестроения в круг.
Дети подскажите мне какие есть способы перестроения в два круга? (ответы)
Назовите еще один способ перестроения. – дети перестраиваются рассчитываясь на 1-2 и перестраиваясь в две колоны, и деля класс пополам определяя двух ведущих.
2.2. Игра «Передай мяч» по кругу внешнему и внутреннему.
2.3. Построение в шеренгу, в колонну:
Перестроение из колоны по одному в колонну по два.
2.4. Бег парами с передачей волейбольного мяча друг другу. Упражнение требуют согласованных и синхронных действий партнеров.
2.5. Бег в эстафете с баскетбольным мячом.
Дети соревнуются и определяется победитель.
Ребята а давайте сейчас чтобы отдохнуть вспомним и поиграем в игру русскую народную, спокойную, напоминающую журчание воды.
2.6. Игра «Ручеек»
– Ручей не замерзает, ведь еще осень, и он движется, не забывайте об этом.
III. Заключительная часть
Блок интеллектуальной разминки.
2.5. – А кто мне скажет из ребят, почему мальчики без футболок сегодня занимались? ( Мы сегодня закалялись.)
– Назовите мне три фактора закаливания: ( солнце, воздух, вода).
Давайте воспользуемся плакатом и вы мне объясните каким же образом происходит закаливание (Дети находят подтверждающие рисунки).
– Что бы быть здоровым нужно еще что? ( Правильно питаться, употреблять витамины). Дети ищут на плакате продукты которые содержат витамины.
– Это здорово! Ведь употребляя витамины и закаливаясь мы поднимаем свой иммунитет.
Блок компьютерной интеллектуальной поддержки
2.6. Сегодня мы посмотрим мультфильм об иммунитете «Сказки тетушки Совы».
Блок зрительной гимнастики.
2.7. – А теперь дадим нашим глазкам отдохнуть.
Упражнение Пальминг (автор У. Бейтс). Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть.
Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить спокойную релаксационную музыку.
Блок резюме.
Подведение итогов.
– Ребята, наш урок подходит к концу, вам понравился?
– Что понравилось больше всего?
– А какие упражнения мы выполняли, в какие игры играли? А для чего мы это делали?
Сегодня мы с вами много говорили о здоровье. Думаю вы не будете забывать все правила о которых сегодня вспоминали.
Построение. Выход из зала.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 | |
Глава I. | Особенности развития детей с нарушением зрения | 6 |
1.1. | Характерные особенности детей с недостатками зрения | 6 |
1.2. | Использование средств адаптивной физической культуры | 9 |
1.3. | Активация творческих способностей детей | 12 |
Выводы по I главе | 18 | |
Глава II. | Развитие творческого потенциала на занятиях адаптивной физической культурой | 19 |
2.1. | Теоретические аспекты методов развития творческого потенциала детей | 19 |
2.2. | Разработка методических рекомендаций по структуре креативного урока адаптивной физической культуры | 31 |
2.3. | Разработка конспекта урока адаптивной физической культуры | 33 |
Выводы по II главе | 35 | |
Заключение | 37 | |
Список литературы | 38 | |
Приложение | 41 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста средствами хореографии
Обобщение педагогического опыта руководителя танцевального коллектива...

"Двигательная реабилитация и социально-педагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры".
Комплексный подход в решении проблем интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях детских домов и семьях....

Коррекционные игры для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе физического воспитания
Нарушения зрительной системы наносят большой ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребёнка, его физическому и психическому развитию....
СТАТЬЯ "ПРОФИЛАКТИКА ГИПОДИНАМИИ И ГИПОКИНЕЗИИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающее у людей при инвалидности, - это активный отдых и организованная физическая деятельность, с этими задачами можно справиться ср...

Коррекционно - развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.
Коррекционно - развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры....
Программа "М ульттерапия-как средство общекультурного и духовно-нравственного воспитания,социализации и развития творческой активности детей с нарушениями зрения
Программа предназначена для развития творческих способностей детей 7-10 лет....
Курсовая работа Тема: Методика обучения двигательным действиям детей с нарушением зрения
Курсовая работаТема: Методика обучения двигательным действиям детей с нарушением зрения...