Коррекционно - развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.
статья по физкультуре

Репина Галина Андреевна

Коррекционно - развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно - развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.

Современные технологии в работе учреждений  образовательных организаций сочетаются со всем ценным, что  накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике.

Они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и  приемы организации деятельности детей  и создавать максимально  комфортные условия для их общения, активности и саморазвития;  являются одним из средств социализации личности обучающегося, так как способствуют развитию таких личностных  новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность.

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей образовательных организаций.

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой творческой жизни, счастья и благополучия человека.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией  понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). Здоровьесберегающие образовательные технологии - это совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья[5].

          Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебного-образовательного процесса:

- организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП;

- рациональная организация двигательной активности учащихся;

- система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни [3, 104-105].

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья.

Классификация здоровьесберегающих технологий:

1.      медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья обучающихся,  контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды );

2.       физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

3.      обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в образовательной организации  и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе);

4.      образовательные (воспитания культуры здоровья обучающихся, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

6.       обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игра), самомассаж; коррекционные (арт-техники, технология музыкального воздействия, книга, как средство развития ребенка, психогимнастики и др.)

Какие задачи коррекционно-развивающей работы с внедрением здоровьесберегающих технологий  в образовательный процесс  может решать специалист:

  • повышение умственной и физической работоспособности;
  • охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;
  • стимулирование речевых зон коры головного мозга;
  •  формирование орального праксиса;
  • развитие общей, мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса;
  • повышение резервов дыхательной системы;
  • профилактика нарушения зрения; создание благоприятного эмоционального фона.

Принципы:

  • доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастом детей);
  • систематичности (реализация оздоровительных мероприятий постоянно);
  • оптимальности (разумно сбалансированная психофизическая нагрузка);
  • последовательности (последовательное усложнение и увеличение нагрузки);
  • комплексного воздействия на все анализаторы;
  •  совместного – педагогического воздействия (учителя-логопеда, воспитателя, психолога, медицинского персонала, родителей).

Объединение способов оздоровления и воспитания позволяет сохранить и, по возможности, укрепить здоровье в специальных учреждениях.

Во избежание переутомления необходима частая смена видов деятельности, периоды напряженной работы чередовать с расслаблением.

Здоровьесберегающая технология рассматривается как фактор эффективного образования и как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья детей с ОВЗ.

На уроках физической культуры здоровьесберегающие технологии – это основа основ. Деятельность учителя физической культуры по сохранению здоровья детей является одной из составляющих качества результата. 

Главная цель работы учителей физкультуры – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Для этого необходимо:

-        сформировать у обучающихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни

-        научить школьников использовать  полученные знания в повседневной жизни;

-      обучить школьников приемам мобилизации, релаксации и духовного самосовершенствования.

-     формировать ценностное отношение к своему здоровью.

- формировать потребность в     здоровом образе жизни.                   

Поставленные задачи решаются через:

1) совершенствование методики проведения урока,

2) индивидуальную работу со слабоуспевающими и физически развитыми обучающимися,

3) коррекцию занятий школьников на основе диагностики развития, способностей и природных задатков,

  1. мотивацию  школьников к учению.[5].

Этот вид технологии предполагает проведение во время занятий (уроков) физминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, пальчиковой гимнастики, релаксации.

 Коррекционные занятия  (уроки) должны быть составлены с учетом частой сменой видов деятельности детей.

Каждое занятие  (урок) должно содержать несколько видов деятельности: дидактические игры или элемент дидактической игры, задания на развитие внимания, выполнение движений по подражанию, практические действия.

Двигательная активность детей с ОВЗ должна быть правильно организована. В силу  заболевания  дети не всегда самостоятельно включаются в процесс выполнения каких-либо упражнений и заданий, их необходимо увлечь, привлечь тем, что им в данный момент интересно.  

Поэтому игры и упражнения необходимо подбирать индивидуально адаптированные, конкретному ребенку или группе детей

Соблюдение специального охранительного режима– оздоровительного щадящего режим , на фоне которого протекает режим ограничения чего-либо

Охранительный режим:

  • зрительной;
  • слуховой;
  • двигательной;
  • эмоциональной;
  • интеллектуальной нагрузки.

         Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом. [5].

Многие дети имеют хронические заболевания. Результаты обследования выявляют следующие негативные параметры:

- наличие разных соматических заболеваний;

- частое отставание в физическом развитии;

- низкий уровень физической подготовленности;

- повышенный уровень тревожности и слабость волевых усилий;

- частые случаи вегетативных расстройств.

Важное значение имеет организация системы сознательных, целенаправленных педагогических действий, связанных с телесно – физическим развитием детей. Физическая культура расширяет адаптационные возможности человека. Двигательная активность, рациональное питание, закаливание повышают его функциональные возможности, способность противостоять к негативным факторам окружающей среды.

Главными актуальными задачами являются:

- обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей, повышение сопротивляемости к заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни

- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями развития физических качеств нравственных основ личности накопление двигательного опыта, коррекция психомоторных нарушений

- создание условий для развития и саморазвития и реализации потребности детей в двигательной активности, на базе соблюдения режима дня, совершенствования предметно-развивающей, материально-технической и экологической среды

- создание образовательных технологий образовательной физической культуры и их внедрение в образовательный процесс по физическому направлению

- использование здоровьесберегающихтехнологий в режиме дня с учетом комплексно-тематического планирования

- организация интегрированных видов образовательной и игровой деятельности

- просветительско-воспитательная работа, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей, мониторинг «Готовность к школе»

В своей работе использую методику «Определение коэффициента заболеваемости учащихся» [1, 73].

 Анализ заболеваемости учащихся в течении года проводим совместно с медицинским работником учреждения, что позволяет проанализировать динамику острой заболеваемости и разработать комплекс мер по снижению учебной нагрузки в определенные месяцы учебного года или включению в план работы школы дополнительных дней здоровья и спорта, каникул и т.п.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья я широко использую средства адаптивной физической культуры.

Адаптивная физическая культура для детей с ограниченными возможностями здоровья – это одно из средств не только устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного развития, укрепления здоровья, адаптации и возможной интеграции в социуме [2, 55].

Средствами адаптивной физической культуры являются физические упражнения, естественно-средовые силы природы и гигиенические факторы[4, 173-174].

         Программный материал по физической культуре включает разделы: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры. Каждый из этих разделов включает многочисленные физические упражнения, позволяющие воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы, вегетативные системы, корректировать недостатки физического развития, психики и поведения.

          К естественно-средовым факторам относится использование воды, воздушных и солнечных ванн в целях укрепления здоровья, профилактики простудных заболеваний, закаливания организма [4, 176]. Применятся оздоровительное плавание, ходьба босиком по массажной дорожке, песку, прогулки на лыжах, подвижные и спортивные игры на открытой площадке.

           Гигиенические факторы включают правила и нормы общественной и личной гигиены: режим дня, соотношение бодрствования и сна, учебы и отдыха, питания, окружающей среды, одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования [4, 176]. Учащиеся приучатся к режиму двигательной активности и личной гигиене, превращая их в привычку.  

На уроках по адаптивной физической культуре использую оздоровительные технологии. Схематично взаимосвязь форм физического воспитания, спорта и здоровьесберегающих технологий представлена на рис. 1.

Система внеклассной работы является существенным дополнением к урокам физкультуры и способствует улучшению физического и психического здоровья таких детей. Выступления на различных городских и областных соревнованиях способствуют выполнению первостепенной задачи коррекционной школы - приближение двигательных показателей воспитанников с нарушением интеллекта к данным сверстников из массовых школ.

Таким образом, можно сделать вывод, что спортивно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья не только возможна, но и нужна. Грамотная организация и систематическое проведение мероприятий спортивно-оздоровительной направленности в специальной (коррекционной) школе способствует формированию устойчивой мотивации учащихся, родителей и педагогического коллектива на сохранение и укрепление ЗОЖ, а занятия спортом оказывают благотворное влияние на физическое, психологическое, моральное, эмоциональное состояния каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Результатом своей работы считаю улучшение физического здоровья учащихся, двигательной подготовленности, изменение отношения к занятиям физической культурой. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном процессе.

Оздоровительные технологии в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

        

Рис. 1. Взаимосвязь физического воспитания, спорта и здоровьесберегающих технологий.

Список литературных источников.

  1. Науменко, Ю.В.Мониторинг физкультурно-оздоровительной работы в школе[Текст]/ Науменко, Ю.В. // Упр. Нач. шк. – 2009. - №4. – С.70-78.
  2. Пасечник, Л. Особенности психофизической тренировки для детей с умственной отсталостью на занятиях адаптивной физкультурой [Текст] / Пасечник, Л. // Дошкол. Воспитание. – 2014. - № 8. – С. 55-66.
  3. Сорокина, Г.В. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс [Текст] :из опыта работы / Сорокина, Г.В. // Здоровьесберегающиее образование. – 2014. - №3. – С. 104-106
  4. Частные методики адаптивной физической культуры [Текст] : учебник / под общ. Ред. Проф. Л. В. Шапковой. – М. : Советский спорт, 2007. – 608 с. : ил.
  5. http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2015/07/21/zdorovesberegayushchie-tehnologii-na-uroke-fizicheskoy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные компьютерные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

В докладе рассматриваются вопросы использования ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. По закону, эти дети имеют равные права со всеми на получение образования. Создание...

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта

Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....

"Двигательная реабилитация и социально-педагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры".

Комплексный подход в решении проблем интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях детских домов и семьях....

Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь кор...

Статья "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры"

Согласно социологическому исследованию семьи с детьми, страдающими различного рода заболеваниями, не воспринимают психологов и социальных педагогов в качестве надёжных источников помощи....

социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры

Согласно социологическому исследованию семьи с детьми, страдающими различного рода заболеваниями, не воспринимают психологов и социальных педагогов в качестве надёжных источников помощи....

Коррекционно развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.

Спортивно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья не только возможна, но и нужна. Грамотная организация и систематическое проведение мероприятий спортивно-оздоровит...