Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта
статья по физкультуре по теме

Ююкин Олег Анатольевич

Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc44.94 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОГО СПОРТА

Ююкин О.А.

Жить в современном, постоянно изменяющемся мире, сложно. Сложно здоровым людям. А как приспособиться к жизни детям с ограниченными возможностями здоровья? Сейчас социальная за щита детей с ограниченными возможностями здоровья перерастает из разряда социально-медицинской проблемы в общую социальную задачу, предполагающую системное взаимодействие всего социо культурного окружения человека: семьи, школы-интернаты, спор тивной школы, медицинские учреждения и т.д. Дети с ограничен ными возможностями здоровья, как правило, обучаются в специ альных школах интернатного типа, где ограничен социальный опыт, и общение осуществляется с такими же детьми. Такие дети не могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать об щения с ними. Возникает ситуация несогласованности между необ ходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребен ка и невозможностью ее полноценной реализации.

В Знаменской специальной (коррекционной) школе у боль шинства воспитанников наблюдаются нарушения физического раз вития, что требует коррекционной работы с ними. Кто работает с детьми данной категории, знает, как трудно научить наших детей бегать, прыгать, играть в футбол, ходить на лыжах. Очень сложно убедить их заниматься, сделать так, чтобы они не потеряли интере са к систематическим занятиям спортом, помочь им победить, и в спорте, и в жизни.

Тренер в специальном дополнительном образовании - это пси холог, он же воспитатель, он же родитель. Воспитание идет рядом с тренировочным процессом, и только обоюдное взаимодействие воспитанника и педагога может дать положительные результаты.

 С 2008 года в Тамбовском областном государственном бюд жетном образовательном учреждении дополнительного образова ния детей «Областная детско-юношеская спортивная школа» от крыто отделение адаптивного спорта, ребята Знаменской школы- интерната являются ее воспитанниками, занимаются такими видами спорта, как легкая атлетика, лыжные гонки, футбол, баскетбол.

Для занятий физической культурой и спортом обязателен ме дицинский осмотр, который дети проходят два раза в год: в сентяб ре и в феврале, и за два-три дня до участия в соревнованиях.

 Для активной адаптации воспитанников школы к жизни ис пользуется сотрудничество с различными учреждениями дополни тельного образования и организациями социально-культурной на правленности, особенно тесно взаимодействуем со спортивной школой. ДЮСШ р.п. Знаменка культивирует те же виды спорта, что дает возможность организовывать товарищеские встречи, турниры по футболу, легкой атлетике, лыжным гонкам. Между воспитанни ками школы-интерната и спортивной школы на протяжении не скольких лет ведется работа, направленная на развитие объединен ного спорта.

Систематические занятия адаптивной физической культурой и спортом воспитанниками школы дают положительные результаты. Ребята Знаменской школы-йнтерната занимают призовые места, награждаются кубками, медалями, дипломами на областных и Все российских соревнованиях. Учрежденная в 1999 году в Российской Федерации общественная^благотворительная организация «Специ альная Олимпиада России» расширила границы возможностей спортсменов школы. Основная цель, заявленная в уставе организа ции, - содействие средствами физической культуры и спорта ус пешной реабилитации, социальной адаптации и интеграции в обще ство людей с умственной отсталостьюД

Наши дети ежегодно принимают участие в финальных стартах областных соревнований по программе Специальной Олимпиады. По результатам проведенных соревнований формируется сборная команда Тамбовской области для участия во Всероссийских сорев нованиях Специальной Олимпиады.

2012 год стал, поистине, олимпийским для воспитанников школы. 2-6 марта 2012 года дети приняли участие во Всероссий ских соревнованиях по лыжным гонкам и снегоступах. В состав команды вошли два юноши и две девушки с Горельской и Знамен ской школ-интернатов: Крылова Оксана, Погудина Валентина, Чернышов Константин и Дегтярев Максим. В эстафете 4x1000 ко манда тамбовской области заняла второе место, на дистанции 3000 метров и в спринтерской гонке на 1000 метров дети так же оказались в числе призеров.

22-28 апреля дети защищали честь тамбовской области в горо де Санкт-Петербурге на Специальных Олимпийских играх России по мини-футболу. В состав команды Тамбовской области вошли ребята из Горельской и Знаменской школ-интернатов. -Вернулись бронзовыми призерами.

Воспитанники этих -же школ отличились и на чемпионате Ев ропы по легкой атлетике, который проходил 10-15 сентября в го роде Йошкар-Ола, республика Марий-Эл. В соревнованиях приняли участие команды стран Белоруссии, Казахстана, Латвии, Литвы, Туркмении, Узбекистана, Украины, Сербии, Хорватии, Великобри тании. Были здесь и представители российских республик - Коми,

Удмуртии, Карелии - а также спортсмены из таких крупных горо дов России как Москва, Санкт-Петербург, и ещё тринадцати регио нов России.

В состав команды сборной России вошли две девушки и трое юношей Горельской и Знаменской школ-интернатов. Результаты участия юных участников олимпиады впечатляют:

Бондарева Ольга - 1 место в прыжках в длину с разбега и пер вое место в беге на 100 метров.

Чернышов Константин 2 место в прыжках в длину с разбега и 4 место в беге на 100 метров.

Ананский Владимир 3 место в прыжках в длину с разбега и 3 место в беге на 100 метров.

В смешанной эстафете 4x100 - ребята заняли 3 место.

Федосов Сергей выступал в группе 1 категории (тяжелые на рушения опорно-двигательного аппарата) завоевал 1 место в прыж ках в длину с места и 1 место в беге на 50 метров.

За каждое призовое место ребята получили медали и дипломы министерства спорта Российской Федерации.

Из опыта работы видно, что адаптивная физическая культура и спорт являются наиболее действенными средством реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, их адаптации и интеграции в современное общество. Физкультура и спорт способ ствуют развития социальных и коммуникативных навыков, форми руют адекватное представление об окружающем мире у ребенка. Дети и подростки, активно занимающиеся физкультурой и спортом, легче адаптируются в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Двигательная реабилитация и социально-педагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры".

Комплексный подход в решении проблем интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях детских домов и семьях....

Физическая культура и спорт как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Одним из приоритетных является внеклассная и внеурочная физкультурно-спортивная деятельность. Внеклассные занятия помогают развивать координацию движений и общую выносливость. Эти же занятия учат обще...

Коррекционно - развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.

Коррекционно - развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры....

Коррекционно развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.

Спортивно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья не только возможна, но и нужна. Грамотная организация и систематическое проведение мероприятий спортивно-оздоровит...

«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Что значит театр для незрячего ребенка?Он остается театром, но за гранью света!...