Духовно-нравственное воспитание и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыки.
статья на тему

Федорова Юлия Владимировна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx23.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание  и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыки.

Духовно - нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.

«Музыка воспитывает в детях духовность…», как писал, В.А. Сухомлинский в проблеме приобщения ребёнка к музыке:  «Музыкальное воспитание – отмечал он – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание Человека»

Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей, сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, носят довольно поверхностный характер. Поэтому для формирования полноценного духовного развития наших  учащихся  имеют большое значение уроки музыки, курс  внеурочной деятельности « Музыкальный фольклор»  и хоровая студия. Нравственное воспитание на  занятиях состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и человеку через неё, развить способность  осозновать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Учащиеся осваивают бесценный культурный опыт поколений, открывают красоту мира. Изучая курс « Музыкальный фольклор» ребята  знакомятся с  традиционной народной культурой, впитывают духовно-нравственные ценности, народные идеалы; формируется способность к полноценному восприятию музыкальных фольклорных произведений в контексте духовной культуры человечества, к самостоятельному общению с народным искусством.

Слушая музыку происходят новообразования в духовном мире ребёнка, которые формируются и развиваются благодаря преломлению в его мыслях и чувствах нравственно-духовного содержания музыки, а именно: творческое развитие, постигающее мышление, элементы рефлексии (познание через музыку собственного «Я» и окружающего мира),коммуникативные качества, ориентация на позицию другого человека и многое  другое. На уроках музыки помимо пения, слушания и игры на  простейших музыкальных инструментах учащиеся «рисуют» музыку, знакомятся с творчеством великих художников, композиторов и поэтов, инсценируют песни, участвуют в музыкальных сказках. Все это способствует  развитию эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора, формированию у них основ мировоззрения, духовных и нравственных представлений.

Можно сказать, что уроки музыки, как уроки духовной культуры, ориентированы, прежде всего, на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовно-нравственное становление наших  учащихся.

В силу того, что дети, обучающиеся в коррекционной школе особенные, большое значение для них имеет социальная адаптация. Термин «социальная адаптация» сегодня трактуется как система методов и приёмов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации (приспособления к новым социальным условиям).Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья – это реальность нашего времени. Поэтому так важно научить жить в современном обществе и найти  свое место тем, кто имеет особенности в развитии. Большинство  наших учащихся  имеют нарушения  в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере. И конечно одной из проблем является трудность в освоении окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем  у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность, агрессивность  и. т.д. Здесь-то и приходит на помощь музыка, которая является мощным стимулятором развития психоэмоциональной сферы Разнообразные формы музыкальной деятельности приводят к формированию  у учащихся положительных эмоции, к мобилизации их резервных сил, развитии  творческих способностей, повышении самооценки, в успокаивающем воздействии на организм и коммуникативной функции во взаимодействии с другими  ребятами.

         Mетодика музыкальной терапии предусматривает как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование, музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения, рисование под музыку), так и дополнение  музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.  

Специальные музыкальные  упражнения дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса, в самых различных формах организации педагогического процесса.  Соприкосновение с музыкой позволяет создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность. Большое значение также  в музыкально-коррекционной работе уделяется вокальной терапии. Пение является самым доступным видом исполнительства .Оно способствует развитию речи детей с нарушениями интеллекта, совершенствует дикцию, подвижность артикуляционного аппарата, также оказывает положительное воздействие на психофизическое состояние учащихся, освобождая их от внутренней напряженности. Лечебно-оздоровительное воздействие пения основывается на специальных упражнениях дыхательной гимнастики, правильного звукоизвлечения, верной фразировки, артикуляции.

 Движения под музыку на  музыкально-коррекционных занятиях ритмикой также вносят свою лепту в социальную адаптацию учащихся. Это и совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие восприятия, представлений, ощущений; развитие двигательной памяти; развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Музыкально- ритмические и танцевальные упражнения также  выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, нейтрализуют умственную перегрузку и снимают утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, регулирует нервное напряжение, улучшая тем самым деятельность всех органов чувств ребенка.

Методы здоровьесберегающих технологий применяемые на занятиях, способствуют эмоциональной уравновешенности школьников, уверенности в собственных возможностях.

Большое внимание уделяется: дифференцированному подходу в обучении; рациональной организации урока; психологической обстановке на занятиях; созданию атмосферы успеха. И последнее, о чём хотелось бы сказать.  Не последнюю  роль в социальной адаптации детей с ОВЗ играет участие в школьных праздниках и концертах, районных и городских конкурсах, где учащиеся активно общаются с ребятами из других школ .Это даёт  возможность сориентировать общество на гуманизацию, социальную адаптацию и интеграцию детей с ОВЗ. Музыкально-коррекционная деятельность закладывает основу для будущего интеллектуального и физического роста личности, способствует её гармоническому росту , развивает воображение, музыкальные и творческие способности, дает возможность переносить опыт коммуникации на другие сферы жизни.

.


                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...

"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

В статье раскрывается вопрос  о социализации  обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта

Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....

"Двигательная реабилитация и социально-педагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры".

Комплексный подход в решении проблем интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях детских домов и семьях....

Физическая культура и спорт как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Одним из приоритетных является внеклассная и внеурочная физкультурно-спортивная деятельность. Внеклассные занятия помогают развивать координацию движений и общую выносливость. Эти же занятия учат обще...

«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Что значит театр для незрячего ребенка?Он остается театром, но за гранью света!...