Физическая культура и спорт как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по физкультуре

Якимова Ольга Николаевна

Одним из приоритетных является внеклассная и внеурочная физкультурно-спортивная деятельность. Внеклассные занятия помогают развивать координацию движений и общую выносливость. Эти же занятия учат общению, развивают чувство коллективизма и товарищества, что особенно важно в настоящее время, когда размываются и исчезают идеалы, на которых выросло не одно поколение наших граждан.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_18.docx257.85 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ « Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» Минобразования Чувашии

Доклад

«Физическая культура и спорт как средство социальной адаптации детей

с ограниченными возможностями здоровья»

C:\Users\Admin\Desktop\Бочча\DSCF4222.JPG

                                                     Подготовила

                                                             учитель физической культуры

                                                         Якимова Ольга Николаевна

Чебоксары 2018

Перед школой в настоящее время стоит актуальная задача воспитания личности, ориентированной на выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, способной к организации собственной деятельности, готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, доброжелательной, умеющей слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию и высказывать свое мнение.. Воспитательная система  нашей школы включает в себя несколько направлений. Одним из приоритетных является внеклассная и внеурочная физкультурно-спортивная деятельность. Внеклассные занятия помогают развивать координацию движений и общую выносливость. Эти же занятия учат общению, развивают чувство коллективизма и товарищества, что особенно важно в настоящее время, когда размываются и исчезают идеалы, на которых выросло не одно поколение наших граждан.

В примерной  адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в пояснительной записке по физической культуре отмечено, что физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.

Основная цель изучения предмета «Физическая культура» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.

Основные задачи изучения предмета «Физическая культура»:

― коррекция нарушений физического развития;

― формирование двигательных умений и навыков;

― развитие двигательных способностей в процессе обучения;

― укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;

― раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;

― формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;

― формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;

― поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;

― формирование познавательных интересов, сообщение доступных  теоретических сведений по физической культуре;

― воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;

― воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;

Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:

― обогащение чувственного опыта;

― коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;

― формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.

Физическая культура оказывает адаптивные воздействия на организм:

1.Оздоровление, с точки зрения влияния на соматическое и психическое здоровье учащихся, физическую культуру можно смело назвать адаптационным видом, способствующим укреплению, нормализации здоровья детей и коррекции сопутствующих нарушений.

2. Социальная адаптация, в том числе:

-социально-коммуникативная адаптация. Действующие факторы: изменение характера и круга общения, деятельность в составе малых групп, изменение социальной роли;

-социально-бытовая адаптация. Действующие факторы: деятельность, направленная на самообеспечение, уход за собой, самообслуживание;

-социально-средовая адаптация. Действующие факторы: овладение технологиями эффективного функционирования в разных средах обитания;

-социально-педагогическая адаптация. Действующие факторы: овладение новыми знаниями, умениями, навыками;

-социально-культурная (социокультура) адаптация. Действующие факторы: экскурсии, конкурсы, фотовыставки, песни, беседы и так далее, расширение кругозора;

-социально-психологическая адаптация. Действующие факторы: социальная активизация в процессе мероприятий; самопознание, наблюдение за успехами других людей, трансформация мировоззрения.

В школе  основными видами физкультурно-спортивной работы являются:

1). Утренняя гигиеническая гимнастика.

Утренняя физическая зарядка способствует дисциплинированию детей, подготавливает организм к предстоящей работе. В комплексы входят упражнения на различные группы мышц, дыхательная гимнастика.

2). Секции и спортивные кружки.

Цель организации секций: пропаганда физической культуры и спорта, приобщение учащихся к системным занятиям, физическим упражнениям и различным видам спорта, активный отдых. В 2016-2917 учебном году в школе работают секции «Волейбол»  для обучающихся 6-9 классов, «Подвижные игры» для обучающихся 5-7 классов, «Шашки» для обучающихся 5-9 классов. Кружковой работой охвачено 36 обучающихся, что составляет 10% от общего количества обучающихся. Еженедельные занятия в этих секциях формируют у воспитанников такие физические качества как сила, ловкость, выносливость. Кроме физических показателей следует отметить и нравственный аспект спортивного воспитания: развитие воли, силы духа, стремления к победе, коллективизма. Все это дает положительные результаты, которые помогают детям, адаптироваться к новой среде, новому коллективу при выходе во взрослую жизнь.

3). Соревнования.

Способствуют самореализации детей, самоутверждению в максимально возможной саморегуляции своих способностей, сопоставляя их со способностями других людей.

За отчетный период  обучающиеся школы принимали участие в школьных спортивных мероприятиях:

  •         Осенняя легкоатлетическая эстафета, 22.09.18 г, участвовало 48 чел;
  • Веселые эстафеты, 20.10.2018 г, участвовало 24 чел;
  • Спортивные соревнования «Спортивный марафон» среди обучающихся 8-9 классов,05.12.18 г, приняло участие 24 чел;
  • Первенство школы по пионерболу среди обучающихся 6-7  классов, 08.12.18 г, приняло участие 30 чел;
  • Первенство школы по пионерболу среди обучающихся 4-5 классов, 09.12.18 г, приняло участие 24 чел;
  • «Веселые старты» среди обучающихся 2-3  классов, 23.12.18 г, приняло участие 20 чел.

В вышеперечисленных мероприятиях приняли участие  170 обучающихся.

-спортсмены школы участвовали в республиканских соревнованиях:

  • Городской спортивный детский  фестиваль «Мы можем!», 30.11.18 г, приняло участие 10 чел;
  • Открытый  городской турнир по игре бочча, 02.12.18 г, приняло участие 6 человек.

4). Рекреативные формы физической культуры.

Способствуют активному отдыху, развлечению, интересному проведению досуга, получению удовольствия, самовыражению. В качестве основных направлений  можно отметить комплексные мероприятия, охватывающие большинство  обучающихся. Так наиболее действенными мероприятиями являются Дни здоровья, которые всегда продуманы, интересны, требуют длительной подготовки со стороны организаторов Но результат всегда замечательный – заинтересованность, чувство локтя друга при участии в эстафетах, искренность, воля к победе.

5). Занятия лечебной физической культурой проводятся для детей с ослабленным здоровьем, имеющими врождённые и хронические заболевания и низкой физической подготовленностью. Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Но главное, - адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество. Каким образом? У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

- осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;

- способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

- компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

- способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

- потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;

- желание улучшать свои личностные качества.

Привлечение обучающегося с ограниченными возможностями здоровья к занятиям физическими упражнениями зачастую означает восстановление утраченной связи с окружающим миром, создаёт психологические установки, необходимые для успешного воссоединения с обществом и участия в полезном труде.

Практически не существует видов заболеваний , при которых средства и методы адаптивной физической культуры не оказались бы полезными. Эффект от них будет зависеть от правильного подбора упражнений, определения нужной интенсивности и дозировки их выполнения, интервалов отдыха и др. Использование средств физической культуры является эффективным, а в ряде случаев и реальным единственным средством реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями.

Таким образом, очень кратко рассмотрены содержание и задачи адаптивной физической культуры. Они раскрывают потенциал возможностей средств и методов адаптивной физической культуры, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует в той или иной мере не только максимально возможному увеличению жизнеспособности инвалида, но и всестороннему развитию личности, обретению самостоятельности, социальной, бытовой, психической активности и независимости, совершенствованию в профессиональной деятельности и вообще достижению выдающихся результатов в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...

"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

В статье раскрывается вопрос  о социализации  обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта

Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Из опыта работы учителей трудового обучения  Советской школы-интерната II вида по социальной адаптации воспитанников....

«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Что значит театр для незрячего ребенка?Он остается театром, но за гранью света!...