"Двигательная реабилитация и социально-педагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры".
статья

Лятифова Вера Михайловна


Комплексный подход в решении проблем интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях детских домов и семьях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_maya_2012.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Двигательная реабилитация и социально-педагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.

За последние двадцать лет численность детей-инвалидов в России увеличилась в 12 раз. Согласно прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,5 млн (Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации». Министерство труда и социального развития РФ. Москва 2006 г.)

(в Москве на 10, 425 млн. человек приходится 1,214 млн. инвалидов)

Как считают специалисты, реабилитация детей-инвалидов должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций. Для их реабилитации должна широко применяться спортивно-оздоровительная работа.

Адаптивная физическая культура (сокр. АФК)  — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления — методологический фундамент адаптивной физической культуры. У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

  • осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;
  • способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
  • компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
  • способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
  • потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
  • осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
  • желание улучшать свои личностные качества;
  • стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Адаптивная физическая культура и спорт инвалидов способствуют полному раскрытию физических возможностей, позволяют испытать чувство радости, полноты жизни. Человек, имеющий отклонения в физическом развитии, с помощью спорта получает возможность самореализоваться, совершенствоваться как личность, расширить социальные контакты.

Спорт открывает перед ребенком новые горизонты, учит стойкости и выносливости, заставляет их радоваться жизни, преодолевать страхи и болезни.

Более 10 лет наш ДДИ сотрудничает с физкультурно-оздоровительным Центром Роналда Макдоналда.

Этот первый в России подобного рода физкультурно-оздоровительный комплекс расположен в Олимпийском учебно-спортивном центре “Крылатское”. Финансируется и управляется Благотворительным Фондом «Дом Роналда Макдоналда».
Центр представляет собой современный физкультурно-оздоровительный комплекс для ребят с ограниченными возможностями здоровья.                                                               Программы включают в себя реабилитационно-рекреационные, физкультурно-оздоровительные занятия и спортивно-массовые мероприятия в спортивном зале, компьютерном классе, классе развивающих игр, тренажёрном зале и на свежем воздухе.       Иными словами это:

- психолого педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры;

- двигательная реабилитация за счет физической нагрузки.

Социальная помощь, оказываемая в центре,  позволяет нашим детям более полно реализовать свой потенциал в физкультурно-оздоровительных занятиях и спортивно-массовых мероприятиях.

Вместе с тренерами мы решаем следующие задачи:

- мониторинг особенностей, возможностей и перспектив развития ребёнка;

- реализация программ коррекции и компенсации нарушенных функций;

- воспитание физических качеств и развитие двигательных способностей;

      -  реализация программ коррекции психомоторного профиля  и формирование адекватной двигательной базы;

      - коррекция психоэмоционального состояния и формирование коммуникативных навыков межличностного взаимодействия.


В результате такого тесного сотрудничества мы ожидаем: повышение физического здоровья наших детей-инвалидов; возможность приобщения их к физкультурной и спортивной жизни; реабилитация и социализация не только детей-инвалидов, но и их семей; социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников; приобретение детьми-инвалидами навыков и

умений, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.

Мы надеемся, что результаты работы покажут улучшение психоэмоционального_и физического состояния ребенка-инвалида и его семьи, которое является самым значимым мотивом для достижения социальной гармонии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта

Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....

Физическая культура и спорт как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Одним из приоритетных является внеклассная и внеурочная физкультурно-спортивная деятельность. Внеклассные занятия помогают развивать координацию движений и общую выносливость. Эти же занятия учат обще...

Статья "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры"

Согласно социологическому исследованию семьи с детьми, страдающими различного рода заболеваниями, не воспринимают психологов и социальных педагогов в качестве надёжных источников помощи....

социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры

Согласно социологическому исследованию семьи с детьми, страдающими различного рода заболеваниями, не воспринимают психологов и социальных педагогов в качестве надёжных источников помощи....

Коррекционно - развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.

Коррекционно - развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры....

Коррекционно развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.

Спортивно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья не только возможна, но и нужна. Грамотная организация и систематическое проведение мероприятий спортивно-оздоровит...